«ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Харисова Миннегел Рахимовна

Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» дает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Учащиеся должны углубить и систематизировать теоретические знания по этому курсу, а также выработать и закрепить навыки грамотного письма, может быть, и сформировать базу для ориентации в области выбранной профессии. Одна из целей преподавания данного курса ориентационная – помощь осознать ученику степень значимости своего интереса к русскому языку и оценить свои возможности. Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы (словарно-орфографическая работа, решение тестовых задач, выполнение упражнений, анализ текстов, написание сочинений – эссе и т.п.). Задания должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для некоторых учащихся эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного проекта по теме курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

для учащихся 10-11 классов

«Практическая стилистика русского языка»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Харисова Миннегел Рахимовна  

г. Нижнекамск

 


ВЫПИСКА

из протокола заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2»

имени Баки Урманче НМР РТ № 1 от 12.09.2011

        Повестка дня: Рассмотрение и обсуждение программ элективных курсов.

Слушали: Нуртдинова Г.М., руководитель методического объединения представила на рассмотрение и обсуждение программы элективных курсов: «Практическая стилистика русского языка» (автор Харисова М.Р.), «Сочинение разных жанров» (автор Арсланова Р.С.).

Программы составлены для учащихся 10-11-х классов, имеют следующую структуру: пояснительная записка, содержание программы, примерный календарно-тематический план, подробно расписаны практические работы. Представлен список используемой литературы для учителя и учащихся.

Решение: программы элективных курсов «Практическая стилистика русского языка» и «Сочинения разных жанров» соответствуют предъявляемым требованиям и рекомендуются к утверждению в МУ «ИМЦ»

Выписка верна:                        Фазлиева Э.М.                

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» дает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Учащиеся должны углубить и систематизировать теоретические знания по этому курсу, а также выработать и закрепить навыки грамотного письма, может быть, и сформировать базу для ориентации в области выбранной профессии.

Одна из целей преподавания данного курса ориентационная – помощь осознать ученику степень значимости своего интереса к русскому языку и оценить свои возможности.

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы (словарно-орфографическая работа, решение тестовых задач, выполнение упражнений, анализ текстов, написание сочинений – эссе и т.п.). Задания должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для некоторых учащихся эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного проекта по теме курса.

ПРОГРАММА

«Практическая стилистика русского языка»

Раздел I. Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики (2 часа).

Стилистика. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.

Раздел II. Функциональные стили русского языка (2 часа).

Современный русский литературный язык и его стили. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорный стиль.

Раздел III. Лексические средства языка (9 часов).

Смысловая точность слова. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Лексические образные средства речи.

Раздел IV. Морфологические средства языка (9 часов).

Стилистическое использование форм имен существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности, числа. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными. Употребление местоимений. Использование глаголов в речи. Ошибки в образовании причастий, деепричастий. Использование служебных частей речи. Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.

Раздел V. Синтаксические средства языка (9 часов).

Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Нормы согласования. Нормы управления. Сочетание однородных членов. Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью. Особенности состава и структуры сложных предложений. Фигуры речи.

Раздел VI. Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике (2 часа).

Основные толковые словари современного русского литературного языка. Словари-справочники правильности современного словоупотребления. Орфоэпические и орфографические словари.

Раздел VII. Творческие работы (2 часа).

Чтение и защита творческих работ, написанных учащимися в рамках собственного индивидуального авторского стиля.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 час в неделю)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

лек.

прак.

1

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики. Лексическая и грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.

2

1

1

Опрос по материалам лекции

2

Функциональные стили русского языка. Современный русский литературный язык и его стили.

2

1

1

Практический анализ текста

3

Смысловая точность речи. Выбор слова. Сочетаемость слов. Речевая недостаточность и избыточность в тексте.

3

1

2

Опрос по материалам лекции, анализ текстов

4

Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

2

1

1

Выполнение различных упражнений

5

Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

2

1

1

Выполнение упражнений

6

Омонимы. Омографы. Омофоны. Паронимы.

1

1

Практикум по текстам

7

Лексические образные средства речи (тропы)

1

1

Выполнение тестов

8

Морфологические средства языка. Стилистическое использование существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности, числа.

2

1

1

Практический анализ текста

9

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Сочетание имен числительных с именами существительными.

2

1

1

Выполнение тестов

10

Употребление местоимений, глаголов. Ошибки в образовании причастий, деепричастий.

2

1

1

Тест

11

Использование служебных частей речи.

1

1

Выполнение упражнений

12

Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.

2

1

1

Тест

13

Синтаксические средства языка. Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций.

2

1

1

Аналитическая беседа

14

Нормы согласования и нормы управления.

2

2

Тест

15

Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью.

3

1

2

Тест

16

Особенности состава и структуры сложных предложений. Фигуры речи.

2

1

1

Анализ текстов

17

Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике.

2

2

Работа с разными видами словарей

18

Творческие работы учащихся

2

2

Чтение и защита творческих работ, написанных учениками в рамках собственного индивидуального авторского стиля

Автор:

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Харисова Миннегел Рахимовна.

Рецензенты:

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОЙ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Нуртдинова Г.М.

Заведующая циклом русского и татарского языков ГОУ ВПО НХТИ КГТУ, кандидат педагогических наук, доцент Саримова Р.Р.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Москва, «Просвещение», 1984.
  2. Роот А.А. Методика преподавания стилистики русского языка. Пособие для учителей-словесников русских и татарских школ: Казань, 1975.
  3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Москва, «Высшая школа», 1988.
  4. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля: Москва, 1994.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: Москва, «Линка-пресс», 1994
  6. Войлова К.А. и др. 120 текстов для школьных изложений. Издательский дом «Дрофа», 1996.
  7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах: Москва, «Просвещение», 2004.
  8. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Создание текста: Челябинск, «Взгляд», 2006.
  9. Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту» (русский язык и литература) 10 класс: Волгоград, «Корифей», 2006.
  10. Губайдуллина М.А. Бизнес-лексика (для будущих экономистов) Элективный курс по русскому языку: Казань, 2007.
  11. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Москва, «Просвещение», 1997.
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов: Москва, «Вербум-М», 2005.
  3. Гостева Ю.Н. и другие. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 2: Москва, «Вентана-Граф», 2006.
  4. Мамона Т.Н. и другие. Русский язык. Сборник тренировочных тестов. 100 баллов: Москва, «Экзамен», 2007.
  5. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.
  6. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык. Тренировочные задания: Москва, «Эксмо», 2008.
  7. Основные толковые словари современного русского литературного языка (Д.Н. Ушаков; С.И. Ожегов и др.).
  8. Словари-справочники правильности современного словоупотребления (Л.П. Крисин и Л.И. Скворцова; Л.И. Рахманова; Т.Ф. Ефремова и В.Г. Костомарова; Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова).
  9. Орфографические словари (Р.И. Аванесов; Ф.Л. Аненко и М.В. Зарва; Б.З. Букчина и Л.П. Калуцкая).
  10. Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели гуманитарного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы и русского языка как школьных предметов в ряду других дисциплин.

Исходным материалом является слово, а значит, изучение этих предметов способствуют формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Одним из наиболее распространенных видов творческих работ учащихся в школьной практике является сочинение на литературную или свободную тему, развивающее потенциальные творческие способности школьников, вырабатывающее навыки грамотного письма.

В результате анализа большого количества контрольных и экзаменационных сочинений старшеклассников можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли учеников.

Наиболее уязвимой стороной письменных работ является стиль сочинения, гармония смысла и слов. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки старшеклассников к сочинению и сдаче ЕГЭ.

При составлении упражнений включались тексты для анализа, в том числе и значительные по объему, в связи с тем, что до сих пор нет хрестоматий по стилистике, а опыт педагогической работы подсказывает, что основная масса учащихся выполняет упражнения лишь в том случае, когда анализируемый текст у каждого под рукой.

Учащиеся должны знать лексические, морфологические и синтаксические средства языка; специфические средства жанрово-ситуативных стилей, уметь анализировать образцы публицистической, научной речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Внимание уделяется и этической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие работы, но и высказывать свою оценку с учетом авторского самолюбия, характера человека.

Кроме того курс рассчитан на создание условий для подготовки по русскому языку учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс по русскому языку «Практическая

стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска

        В результате итоговых экзаменов в гимназии и приемных экзаменов в ВУЗы можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли школьников. Это обязывает учителя по-новому взглянуть на орудие своего труда – язык.

        Автор данного элективного курса ставит себе целью не просто учить правильно говорить и писать: это само собой разумеющееся, а вырабатывать навыки точной, краткой и выразительной речи; учить емкости стиля; развивать самостоятельный взгляд на понятия, закрепленные в словах, словосочетаниях; посвящать в культуру интеллектуального труда – творческую лабораторию индивидуального стиля известнейших писателей, публицистов; создавать на занятиях проблемную ситуацию, приобщать к элементам исследовательского поиска.

        Автор данного курса считает, что развитие языкового чутья предполагает систематическую работу по определению стилистической окрашенности разнообразных средств языка. В программе запланированы различные виды практической деятельности: аналитическая беседа, тесты, творческие работы, практикумы, работа с разными видами словарей. Не меньшее внимание уделяется заданиям, связанным с анализом образцов речи художественной, публицистической, научной и т.д.

        Данная программа элективного курса ориентирована на развитие интереса к языку, на овладение навыками устной и письменной речи, корректировку стилистических недостатков, на формирование глубокого интеллекта, богатых чувств.

        Считаю работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса оценить положительно и программу можно рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ для старшеклассников.

Руководитель ШМО:                                        Нуртдинова Г.М.


РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс по русскому языку «Практическая

стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска

        Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. В свете профилизации и модернизации школьного образования возникла необходимость создания элективных курсов для развития и расширения возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути.

        Целью краткого курса практической стилистики автор ставит ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятиями о функциональных стилях, о нормах литературного языка. Практическая направленность курса состоит в специальном отборе дидактического материала. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления. Автор также видит в изучении стилистики богатые возможности не только образовательные, но и воспитательные, позволяющие воздействовать на личность в нужном направлении.

        В предлагаемый курс автором включены различные виды деятельности: лекции с элементами беседы, практикумы, анализы текстов, различные виды упражнений, творческие работы учащихся. Основной же формой контроля, предусмотренного данным курсом, является тестирование. Можно отметить, что тест позволит не только определить в какой степени обучающийся подготовлен для усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его.

        Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки учеников старших классов.

        Весь материал в курсе скомпонован вокруг центральных проблем стилистики: стилистика текста и стилистика языка. Материал расположен по темам, что обеспечивает последовательность изучения, обобщения, закрепления и развития стилистических знаний.

Рассматриваемый курс должен помочь развивать языковое чутье учащихся, совершенствовать их навыки в практическом использовании различных стилей речи, всего стилистического богатства русского языка, его многообразных выразительных средств и, таким образом, подготовить их к успешной сдаче государственных экзаменов для поступления в ВУЗы.

В целом работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса следует оценить положительно, а саму программу рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в рамках профильной подготовки.

Заведующая циклом

русского и татарского языков

ГОУ ВПО НХТИ КГТУ:                                     к.п.н., доцент Саримова Р.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Элективный курс «Стилистика русского языка» для 10 класса

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет ус...

Дополнительный курс «Стилистика русского языка»

Дополнительный  курс «Стилистика русского языка»  предназначен для углубленной подготовки учащихся десятого класса  в той области русского языка, которая связана с  типами и ...

Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

Рабочая программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Элективный курс по русскому языку "Стилистика русского языка"

Лингвистический элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на 34 часа. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия ...