Методическая разработка урока на тему "Не с причастиями"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Валиева Эльвира Дамировна

Цель урока: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях.

Задачи:

1. определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме.

2. способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать умение работать с тестами, с учебником, со словарной статьёй, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся.

3. побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, к требовательности к себе, формирование нравственных представлений о ценности грамотного письма, через статью А.С.Пушкина формировать представления об ответственности человека за свои поступки.

 

Методы: наблюдение, анализ данных, табличный метод, сравнительный метод, частично – поисковый.

 

Цель урока: УУД

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умениеобъяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.

 

Ход урока.

 

1.Вступление. Слова учителя.

-Каникулы прошли - какая жалость!

От них воспоминание лишь осталось.

И я прошу сегодня вас, ребята,

Настроиться серьёзно на урок

И не шуметь, как делали когда-то,

Не ждать, когда же прозвенит звонок.

Напрасно время мы не будем тратить…

Причастия мы будем повторять.

-(Слайд 1)Ребята, сегодня мы будем кладоискателями. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту и найти клад, нужно строго соблюдать одно условие - правильно выполнять задания, которые встречаются на пути. Цель нашего урока - повторение основных и изучение новых орфограмм в разделе «Причастие», подготовка к тестированию. Берём с собой всё необходимое:

-маршрутные листы,

-ручку,

-карандаш,

-тетрадь,

-учебник,

-и, конечно же, запас знаний.

А вашим командиром буду я.

-Перед тем, как начнем искать клад, послушаем девочек, которые во время каникул побывали в сказочной стране и хотят поделиться своими впечатлениями.

 

Девочки:

-Мы хотим вам рассказать о нашем путешествии через стихотворение С.Бондаренко:

 

Побывала я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

 

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

 

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

 

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

 

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

 

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

-Спасибо за выступление.  

-(Слайд 2)Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения, с исчезновением НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!  Посмотрите внимательно и назовите части речи, услышанные без не, употребив их с не.

 

-Прочитайте слова, которые обозначают лицо. Назовите слово, похожее на слово невежа.

(Слайд 3)Работа невежа - невоспитанный, невежда – необразованный (раньше значения слов совпадали, с 19 века стали различаться в словаре В.Даля). Такие слова называются паронимами (немного похожие по значению и по звучанию).

 

-Давайте постараемся не быть невежами и невеждами, учиться и отвечать за свои поступки.

 

Этому учил и А.С.Пушкин в публицистической статье «В назидание потомку». Почему называется публицистической?  Что такое назидание?  (Слайд 4,5)

 

(Слайд 6)Обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди от этого (не)доумевают, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда (не)принимай одолжений. Одолжение чаще всего  (не) преданность, а предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда (не)отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда (не )делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она  лучше (не)избежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены ценой  (не)лёгких жизненных ситуаций, пережитых мною . Хорошо, если бы ты мог их усвоить, (не)искушённый потомок.

 

Учитель:

- Понравились ли вам советы А.С. Пушкина? Какие советы вы бы взяли для себя?

 

Ученики отвечают. ( Не делать долгов, не отвечать оскорблением,  не проявлять услужливости и т.д.)

-Пушкин тоже использует НЕ. С какой целью он употребляет не?

-Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель  говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». В каких предложениях текста Пушкин написал правильные советы без отрицательной частицы? Как он этого добивается? Какую форму глагола выбрал Пушкин и почему? 

На самом деле назидание дает старшее поколение с целью сделать потомков мудрыми, порядочными. Наверное, стоит прислушиваться к советам старшего поколения.

 

- С каким правилом связаны слова, которые подчеркнуты снизу?

 

Ученики отвечают.  (Не с глаголами, существительными, прилагательными)

 

-  Спишите и объясните выбор слитного и раздельного написания(1 ряд - глаголы, 2 ряд – существительные, 3 ряд – прилагательные)

 

Ученики отвечают. (Не с наречиями, с прилагательными, существительными, причастиями)

 

 (Слайд 7)

Глагол

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Всегда (кроме исключений)

 

 

 

Существительное

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Есть противопоставление с союзом а 

Можно подобрать синоним без не

 

 

Прилагательное

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Есть противопоставление с союзом а

Можно подобрать синоним без не

Есть зависимое слово ВОВСЕ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, НИКОМУ

 

Проблемная ситуация. Формулировка темы, постановка целей урока.
 

-В написании какого слова вы не уверены? Почему?

-Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного).  

 

Ученики: причастие неискушённый. Как оно пишется и почему? Какова тема нашего урока? Запись темы. (Слайд 8)

 

-Перед вами варианты написания не с данным причастием (Слайд 9). От чего зависит выбор написании?  Гипотеза правила. Возьмите маршрутный лист 1 и рассмотрите таблицу. (Слайд 10) Заполните столбик до, используя +да и  - нет. Какие условия верные, по вашему мнению, сделайте вывод, используя различные варианты написания слова неискушенный.

 

До

Верные условия выбора слитного или раздельного написания не с причастиями.

После

 

Причастие с не пишется слитно, если без не не употребляется.

 

 

Причастие с не пишется слитно, если при нем нет зависимого слова.

 

 

Причастие с не пишется слитно, если при нем нет зависимого слова и противопоставления с союзом а.

 

 

Причастие с не пишется раздельно, если при нем есть противопоставление с союзом а.

 

 

Причастие с не пишется раздельно, если при нем есть зависимое слово.

 

 

Причастие с не пишется слитно, если оно краткое.

 

 

Причастие с не пишется раздельно, если оно краткое.

 

 

      Чтение правила на с. 68, вывод о знакомых условиях выбора.

-Примеры из слайда занесите в маршрутный лист №2(Слайд 11,12).

-Из упражнения   154  находим примеры к остальным столбикам.  Обозначаем орфограммы. У доски 5 человек.   

 

Причастие

Слитно

Раздельно

Неискушённый потомок.

Нет зависимого слова, противопоставления союзом а

Не искушённый временем потомок.

Есть зависимое слово

Ненавидящий, негодующий.

Без не не употребляется

Не искушённый, а начинающий понимать потомок.

Есть противопоставление с союзом а.

 

 

Не искушён.

Краткое причастие.

 

Физминутка (встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули).

 

 - До клада остаётся ещё небольшой путь.

 -Вот и наступил торжественный момент. Перед нами клад. Но требуется ключ. Ключ к сундуку –  решение кроссворда. Представлены определения к каждому слову. http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=B9C9072AC24AB6AU

-Сундучок открывается, но что же в нем находится. Обычно в нем бывают драгоценности. В нашем сундуке листочки с алгоритмом рассуждения о правописании НЕ с причастиями. Как вы думаете, почему они оказались в сундуке и пригодятся ли они вам? Вложите их в тетрадь с опорными конспектами. Посмотрите, пожалуйста, обо всем ли мы говорили, что есть в алгоритме?

      Ученик: здесь новое условие о наречиях меры и степени.

      Запись наречий меры и степени в алгоритм (Совершенно, очень, весьма, крайне, в высшей степени, вполне)

      Домашнее задание: придумать назидание будущим семиклассникам, используя алгоритм и советы психолога. Теперь, имея алгоритм, решите, пожалуйста, тест на оценку.

 

Тест http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test252.xml

 

1.  Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)навидящий взгляд

2) (не)возмутимый человек

3) (не)прочитана книга

4) (не)начатое сочинение  

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)примиримые противоречия

2) (не)доумевающий взгляд

3) (не)обозримые просторы

4) ничем (не)нарушаемая тишина  

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)замеченная мною ошибка

2) (не)решённая задача

3) (не)зависимый человек

4) (не)склоняемые существительные  

4.  Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)решённая, а списанная задача

2) (не)причёсанный ребёнок

3) (не)умытое лицо

4) (не)выученные правила  

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

1) ещё (не)распустившиеся цветы

2) фильм (не)просмотрен

3) теорема (не)доказана

4) (не)промокаемый плащ

 

 

 

Ключ.

  1. 3.
  2. 4.
  3. 1.
  4. 1.
  5. 4.

 

 

Оценивание ответов, работы на уроке.

1-2 ошибки - 4,

3-4 ошибки  - 3,

5 и более – 2.

 

Вывод. Достигли ли цели урока?

 

Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши.

-Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

-Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

-Я доволен оценкой за тест

А теперь похлопайте, если урок вам понравился.

А теперь я прошу своих помощников раздать подарки в благодарность за то, что вы согласились посмотреть наш урок и порадоваться за успехи детей.

Спасибо за работу. До свидания.

 

 

 

Использованная литература.

 

1.Учебно-методический комплекс: Русский язык. 7 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;  М.: Просвещение, 2017г.

 

Использованные интернет – ресурсы.

 

  1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml
  2. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/otkrytyy-urok-7-klass-po-teme-pravopisanie-ne-s-prichastiyami
  3. Стихи.ру http://www.stihi.ru/2013/09/03/3967

Фабрика кроссвордов. http://puzzlecup.com/crosswordru/?guess=B9C9072AC24AB6AU

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_ne_s_prichastiyami.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа№1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка

Правописание

не с причастиями

        Учитель русского языка и литературы

                                                                                                                Валиева Эльвира Дамировна

                                                                                 МБОУ «Джалильская СОШ№1с углубленным

                                                                                                      изучением отдельных предметов»

2018 год

Цель урока: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях.

Задачи:

1. определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме.

2. способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать умение работать с тестами, с учебником, со словарной статьёй, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся.

3. побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, к требовательности к себе, формирование нравственных представлений о ценности грамотного письма, через статью А.С.Пушкина формировать представления об ответственности человека за свои поступки.

Методы: наблюдение, анализ данных, табличный метод, сравнительный метод, частично – поисковый.

Цель урока: УУД

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умениеобъяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.

Ход урока.

1.Вступление. Слова учителя.

-Каникулы прошли - какая жалость!

От них воспоминание лишь осталось.

И я прошу сегодня вас, ребята,

Настроиться серьёзно на урок

И не шуметь, как делали когда-то,

Не ждать, когда же прозвенит звонок.

Напрасно время мы не будем тратить…

Причастия мы будем повторять.

-(Слайд 1)Ребята, сегодня мы будем кладоискателями. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту и найти клад, нужно строго соблюдать одно условие - правильно выполнять задания, которые встречаются на пути. Цель нашего урока - повторение основных и изучение новых орфограмм в разделе «Причастие», подготовка к тестированию. Берём с собой всё необходимое:

-маршрутные листы,

-ручку,

-карандаш,

-тетрадь,

-учебник,

-и, конечно же, запас знаний.

А вашим командиром буду я.

-Перед тем, как начнем искать клад, послушаем девочек, которые во время каникул побывали в сказочной стране и хотят поделиться своими впечатлениями.

Девочки:

-Мы хотим вам рассказать о нашем путешествии через стихотворение С.Бондаренко:

Побывала я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

-Спасибо за выступление.  

-(Слайд 2)Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения, с исчезновением НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!  Посмотрите внимательно и назовите части речи, услышанные без не, употребив их с не.

-Прочитайте слова, которые обозначают лицо. Назовите слово, похожее на слово невежа.

(Слайд 3)Работа невежа - невоспитанный, невежда – необразованный (раньше значения слов совпадали, с 19 века стали различаться в словаре В.Даля). Такие слова называются паронимами (немного похожие по значению и по звучанию).

-Давайте постараемся не быть невежами и невеждами, учиться и отвечать за свои поступки.

Этому учил и А.С.Пушкин в публицистической статье «В назидание потомку». Почему называется публицистической?  Что такое назидание?  (Слайд 4,5)

(Слайд 6)Обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди от этого (не)доумевают, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда (не)принимай одолжений. Одолжение чаще всего  (не) преданность, а предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Никогда (не)отвечай оскорблением на оскорбление.

Никогда (не )делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она  лучше (не)избежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены ценой  (не)лёгких жизненных ситуаций, пережитых мною . Хорошо, если бы ты мог их усвоить, (не)искушённый потомок.

Учитель:

- Понравились ли вам советы А.С. Пушкина? Какие советы вы бы взяли для себя?

Ученики отвечают. ( Не делать долгов, не отвечать оскорблением,  не проявлять услужливости и т.д.)

-Пушкин тоже использует НЕ. С какой целью он употребляет не?

-Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель  говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». В каких предложениях текста Пушкин написал правильные советы без отрицательной частицы? Как он этого добивается? Какую форму глагола выбрал Пушкин и почему?  

На самом деле назидание дает старшее поколение с целью сделать потомков мудрыми, порядочными. Наверное, стоит прислушиваться к советам старшего поколения.

- С каким правилом связаны слова, которые подчеркнуты снизу?

Ученики отвечают.  (Не с глаголами, существительными, прилагательными)

-  Спишите и объясните выбор слитного и раздельного написания(1 ряд - глаголы, 2 ряд – существительные, 3 ряд – прилагательные)

Ученики отвечают. (Не с наречиями, с прилагательными, существительными, причастиями)

 (Слайд 7)

Глагол

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Всегда (кроме исключений)

Существительное

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Есть противопоставление с союзом а  

Можно подобрать синоним без не

Прилагательное

Слитно

Раздельно

Без не не употребляется

Есть противопоставление с союзом а

Можно подобрать синоним без не

Есть зависимое слово ВОВСЕ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, НИКОМУ

Проблемная ситуация. Формулировка темы, постановка целей урока.

-В написании какого слова вы не уверены? Почему?

-Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и прилагательного).  

Ученики: причастие неискушённый. Как оно пишется и почему? Какова тема нашего урока? Запись темы. (Слайд 8)

-Перед вами варианты написания не с данным причастием (Слайд 9). От чего зависит выбор написании?  Гипотеза правила. Возьмите маршрутный лист 1 и рассмотрите таблицу. (Слайд 10) Заполните столбик до, используя +да и  - нет. Какие условия верные, по вашему мнению, сделайте вывод, используя различные варианты написания слова неискушенный.

До

Верные условия выбора слитного или раздельного написания не с причастиями.

После

Причастие с не пишется слитно, если без не не употребляется.

Причастие с не пишется слитно, если при нем нет зависимого слова.

Причастие с не пишется слитно, если при нем нет зависимого слова и противопоставления с союзом а.

Причастие с не пишется раздельно, если при нем есть противопоставление с союзом а.

Причастие с не пишется раздельно, если при нем есть зависимое слово.

Причастие с не пишется слитно, если оно краткое.

Причастие с не пишется раздельно, если оно краткое.

      Чтение правила на с. 68, вывод о знакомых условиях выбора.

-Примеры из слайда занесите в маршрутный лист №2(Слайд 11,12).

-Из упражнения   154  находим примеры к остальным столбикам.  Обозначаем орфограммы. У доски 5 человек.   

 

Причастие

Слитно

Раздельно

Неискушённый потомок.

Нет зависимого слова, противопоставления союзом а

Не искушённый временем потомок.

Есть зависимое слово

Ненавидящий, негодующий.

Без не не употребляется

Не искушённый, а начинающий понимать потомок.

Есть противопоставление с союзом а.

Не искушён.

Краткое причастие.

Физминутка (встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули).

 - До клада остаётся ещё небольшой путь.

 -Вот и наступил торжественный момент. Перед нами клад. Но требуется ключ. Ключ к сундуку –  решение кроссворда. Представлены определения к каждому слову. http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=B9C9072AC24AB6AU 

-Сундучок открывается, но что же в нем находится. Обычно в нем бывают драгоценности. В нашем сундуке листочки с алгоритмом рассуждения о правописании НЕ с причастиями. Как вы думаете, почему они оказались в сундуке и пригодятся ли они вам? Вложите их в тетрадь с опорными конспектами. Посмотрите, пожалуйста, обо всем ли мы говорили, что есть в алгоритме?

      Ученик: здесь новое условие о наречиях меры и степени.

      Запись наречий меры и степени в алгоритм (Совершенно, очень, весьма, крайне, в высшей степени, вполне)

      Домашнее задание: придумать назидание будущим семиклассникам, используя алгоритм и советы психолога. Теперь, имея алгоритм, решите, пожалуйста, тест на оценку.

Тест http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test252.xml 

1.  Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)навидящий взгляд

2) (не)возмутимый человек

3) (не)прочитана книга

4) (не)начатое сочинение  

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)примиримые противоречия

2) (не)доумевающий взгляд

3) (не)обозримые просторы

4) ничем (не)нарушаемая тишина  

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)замеченная мною ошибка

2) (не)решённая задача

3) (не)зависимый человек

4) (не)склоняемые существительные  

4.  Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)решённая, а списанная задача

2) (не)причёсанный ребёнок

3) (не)умытое лицо

4) (не)выученные правила  

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

1) ещё (не)распустившиеся цветы

2) фильм (не)просмотрен

3) теорема (не)доказана

4) (не)промокаемый плащ

Ключ.

  1. 3.
  2. 4.
  3. 1.
  4. 1.
  5. 4.

Оценивание ответов, работы на уроке.

1-2 ошибки - 4,

3-4 ошибки  - 3,

5 и более – 2.

Вывод. Достигли ли цели урока?

Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши.

-Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

-Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

-Я доволен оценкой за тест

А теперь похлопайте, если урок вам понравился.

А теперь я прошу своих помощников раздать подарки в благодарность за то, что вы согласились посмотреть наш урок и порадоваться за успехи детей.

Спасибо за работу. До свидания.

Приложение.

Алгоритм

                 Употребляется ли слово без НЕ

Не употребляется – пишу слитно                       Употребляется – смотрю:

   Недоумевающий взгляд                               

                                                                           Полное или краткое      

                               Если краткое – пишу раздельно                   Если полное – смотрю:

                              Письмо не отправлено. 

                       

                                                             Раздельно:                                                                Слитно:

  1. Есть ли противопоставление с союзом А                                 Нет противопоставления с союзом

      В вазе стояли  не увядшие, а  свежие цветы.                   А и зависимых слов (или есть наречия                          

      2. Есть ли зависимые слова (кроме  наречий меры                    меры и степени).                              

       и степени)                                                                                       Непрекращающийся дождь

       На столе лежало не отправленное мною письмо.

Использованная литература.

  1. Учебно-методический комплекс: Русский язык. 7 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;  М.: Просвещение, 2017г.

Использованные интернет – ресурсы.

  1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml 
  2. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/otkrytyy-urok-7-klass-po-teme-pravopisanie-ne-s-prichastiyami 
  3. Стихи.ру http://www.stihi.ru/2013/09/03/3967 
  4. Фабрика кроссвордов. http://puzzlecup.com/crosswordru/?guess=B9C9072AC24AB6AU 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Причастие"

Данный урок в полной мере соответствует технологии проблемно-диалогового обучения, является первым в изучении блока тем "Причастие"....