Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Муслимова Иразибат Гасановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№34»
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»
Пояснительная записка
Особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования) могут разрабатываться для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация индивидуальных учебных планов может осуществляться в том числе с помощью дистанционного образования (ст.16 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации").
Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам является:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (п.1 ст. 3, ст. 17);
- Устав образовательного учреждения;
- Положение об организации обучения учащихся по ИУП
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность дисциплин, курсов, модулей, проектов и т.д., определяющих индивидуальную траекторию развития обучающегося.
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык» составлена с учетом материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Цель программы: создание условий для успешного усвоения учащимся учебной программы по русскому языку и индивидуального развития ученика.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся: получение полного и среднего образования; выбор формы получения образования.
Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;
в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.
Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.
Задачи:
- отбор педагогических технологий для организации учебного процесса;
- повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
- реализация разноуровнего обучения;
- изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
- формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
Планируемый результат:
- Ликвидация неуспеваемости.
- Повышение уровня ЗУН учащихся.
- Повышение качества знаний учащихся.
- Повышение мотивации к учению.
Основная часть
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого учащегося затруднения в обучении,
- связанные с состоянием здоровья:
- частые пропуски занятий, связанные занятия спортом; какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
Возможные причины неуспеваемости:
- Пропуск уроков
- Недостаточная работа дома
- Слабые способности
- Нежелание учить предмет
- Недостаточная работа на уроке
- Необъективность выставления оценок на уроке
- Предвзятое отношение учителя на уроке
- Большой объем домашнего задания
- Недостаточное внимание учителя
- Высокий уровень сложности материала
- Другие причины
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая учащимся, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи учащемуся, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим учащимся необходимо большее количество на отработку навыка.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса
Ф И учащегося _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Предмет ____________________________________________________
Причина неуспеваемости ____________________________________
Учитель _____________________________________________________
Пробелы в знаниях | Даты проведения индивидуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Что задано | % выпол нения | Отметка | Подпись учащегося, родителя |
Описание места учебной программы.
Занятия организованы 1 час в неделю, за год 35 часов.
2.Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Дата | Домашнее задание |
1 | Безударные гласные. Проверяемые согласные в корне слова . Состав слова | ||
2 | Непроизносимые согласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Части речи. Имя существительное. | ||
3 | Буквы и, у, а после шипящих. Склонение имён существительных. | ||
4 | Мягкий знак в середине слов. Имя прилагательное. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед союзами что, где, когда, а, но, да. | ||
5 | О-Ё после шипящих в корне слова. Местоимения. | ||
6 | Употребление ь на конце существительных после шипящих. Глагол. | ||
7 | Краткие прилагательные с основой на шипящую.Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова | ||
8 | Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий | ||
9 | Буквы и—ы после ц. Разделительные ъ и ь. Предлог. Союз. Учимся ставить знаки препинания | ||
10 | Буквы о—ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов. | ||
11 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. | ||
12 | Буквы о—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях. | ||
13 | Не с глаголами. Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). | ||
14 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | ||
15 | Правописание приставок. Приставки на с—з. | ||
16 | Чередование согласных в корнях слов. Учимся ставить знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным. Обращение. Запятые при слове пожалуйста. | ||
17 | Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-. | ||
18 | Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-. | ||
19 | Чередование гласных и—е в корнях слов. | ||
20 | Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-. | ||
21 | Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -ровн-. | ||
22 | Учимся ставить знаки препинания. Прямая речь. Сложное предложение. | ||
23 | Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд. | ||
24 | Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения. | ||
25 | Большая буква и кавычки в именах собственных. | ||
26 | Безударные гласные в корне слова. | ||
27 | Проверяемые согласные в корне слова. Чередование согласных в корнях слов. | ||
28 | Непроизносимые согласные в корне слова. Учимся ставить знаки препинания. Диалог. Разбираем слова по составу. Спряжение глаголов. | ||
29 | Буквы и, а, у после шипящих. | ||
30 | Существительные на -ия, -ие, -ий. | ||
31 | Склонение имён прилагательных. Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
32 | Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. Морфологический разбор глагола. | ||
33 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание ъ в середине слов. Употребление ъ после приставок. | ||
34 | Буквы и—ы после ц | ||
35 | Повторение. Основные правила орфографии |
3. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся;
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Работа ученика по заданию учителя | ||
Русский язык | ||
1. Выполнение заданий на самоподготовке | ||
а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта. б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием. | а) Выборочный опрос. б) Прове0рить наличие выполненного упражнения в тетради. | |
2.Пятиминутки русского языка | ||
Записать и выучить слова. | а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов б) Выборочный опрос. в) Проверка наличия записанных слов. | |
3. Работа над ошибками | ||
Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя. | Проверить наличие работы над ошибками. | |
4. Индивидуальные задания | ||
После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …). | а) Выборочный опрос по указанному материалу. б) Проверить наличие выполненного задания. | |
5. Каникулярные задания | ||
а) Выучить указанный учителем теоретический материал. б) Выполнить указанные упражнения. | а) Выборочный опрос по теории. б) Проверить наличие выполненного задания. | |
6. Дополнительные занятия | ||
а) Задать вопросы по непонятному материалу. б) После объяснения учителя выполнить указанное задание. | Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися | |
Литература | ||
1. Выполнение занятий на самоподготовке | ||
а) Прочитать указанные произведения или эпизоды. | а) Выборочный опрос на знание текста произведения. б) Проверка наличия выполненного задания. |
Выводы:
1.Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;
2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.
Методический инструментарий включения школьников в процесс индивидуального обучения:
- Путеводитель для ребенка по теме «Правописание гласных в корне».
- Банк разноуровневых заданий на тему: «Чередующиеся гласные в корне».
- Навигатор для решения онлайн-тестов по предложенным темам.
- Лоция «Словарные слова».
- Схемы и таблицы к урокам русского языка.
- Электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой, 5 класс.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
- вовлечение в парную работу
- вовлечение в проектную деятельность
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- онлайн-тесты
- контрольные работы.
Ресурсы открытой образовательной среды:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы.
Данная программа обеспечивает достижения необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС ООО
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
(образец)
ФИО учителя ….………………………………………
Фамилия ученика (класс)………………………………….
Предмет ………………………………………..
Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополнительные занятия. | Тематика занятий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Дифференцированные задания. | Указать методическое пособие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Дифференцированный контроль знаний. | Сроки. Темы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Работа с дневником и тетрадью. |
|
|
|
5.Консультации для родителей. | Дата. Тема. |
|
|
|
|
|
|
6.Создание ситуации успеха на уроке |
|
|
|
|
|
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
1.Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6.Учитель-предметник, тьютор) должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7.Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
Действия учителя (тьютора) со слабоуспевающими учащимися на достижение успеха в учебе.
Общая стратегия | Методы |
Изменить методы обучения |
|
Обеспечить дополнительные занятия |
|
Воодушевлять и поддерживать |
|
Формировать уверенность в себе |
|
Напоминать прошлые успехи |
|
Признавать достижения |
|
Поощрять учащихся. |
|
Использованные источники
- Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. 1 Часть Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/04/plan-raboty-so-slabouspevayushchimi-detmi
- http://aneks.spb.ru/korrektcionnaia-pedagogika/programma-so-slabouspevaiushchimi-uchashchimisia.html
- http://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/plan-raboty-so-slabouspevayuschimi-uchaschimisya-5-klassa-po-russkomu-yazyku-1121737
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуальной работы с обучающимися по повышению качества обученности по предмету английский язык.
Если у вас есть обучающиеся, отстающие по английскому языку, а по остальным предметам имеют высокие показатели, эта программа поможет спланировать действия учителя по повышению качества успеваемости т...
Программа индивидуальной работы с учашимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»
Программа индивидуальной работыс учашимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета«русский язык»...
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «Русский язык».
Программа. работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении русскому языку. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способнос...
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»...
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «Русский язык»
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательнымистандартами НОО образовательное учреждение предоставляет ученикам возможностьформирования индивидуальных учебных планов.В основе С...
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»
Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»...
Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...