Программа.Работа с одаренными детьми.Лингвистическое направление
методическая разработка по русскому языку на тему
Программа поможет подготовить учащихся к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odar.det_.lingvisticheskoe_napravlenie_sayt.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы с одаренными детьми лингвистического цикла | |||
№ п/п | Содержание работы | Форма проведения | Сроки проведения. |
1. | Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку, английскому языку. | Утверждение на МО | август |
2. | Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. | Анкетирование, собеседование, интеллектуальные игры | сентябрь |
3. | Диагностика родителей , индивидуальные беседы, формирование списка учащихся | Собеседование, анкетирование | сентябрь |
4. | Подготовка к школьным предметным олимпиадам | Практические занятия | Сентябрь-октябрь |
5. | Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований | Практические занятия | сентябрь |
6. | Подготовка к участию в районных предметных олимпиадах, к краевым олимпиадам, « Олимпиус» | Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад | Сентябрь- ноябрь |
7. | Начало оформления творческих исследовательских работ | Индивидуальные консультации | декабрь |
8. | Завершение работы по оформлению исследований | Презентация работы на МО | январь |
9. | Участие в научно-практических конференциях разных уровней | Декабрь-март | |
10. | Школьный интеллектуальный марафон | Интеллектуальные игры, викторины | В течение года |
11. | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | «Живая классика» «Искусство слова» «Зеленая планета» «Конкурс риторов» «Гренадеры, вперед» и т.д. | В течение года |
12. | Работа факультативов по русскому языку, английскому языку | Практические занятия | В течение года |
13. | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | Тесты, карточки, доклады, рефераты | В течение года |
14. | Создание в кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности | Тесты. Карточки, исследовательские работы, олимпиадные задания | В течение года |
15. | Планирование работы на следующий учебный год | Составление плана работы | май |
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку
(2 - 11 классы)
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации системной работы с учащимися общеобразовательной школе, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Программа поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Цель программы:
Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся 2-11 классов
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы»
Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
усложнения содержания учебной деятельности;
ориентация на потребности ребёнка;
максимальное расширение круга интересов;
сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся.
Одним из необходимых условий в работе с одарёнными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования.
С детьми, имеющими лингвистические склонности, и ведётся работа по представляемой программе.
В программе ярко выражена предметная (лингвистическая) направленность. Ее можно считать интегрированной. Она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, но и на формирование и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют 3 блока: блок по развитию кругозора (русский язык), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию аффективной сферы, способствующий развитию творческого потенциала личности ребенка. Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы общеобразовательной школы, но и система заданий, способствующих развитию мышления, творческого воображения, коммуникативных умений.
При организации деятельности учащихся необходимо соблюдать следующие правила:
нельзя заниматься наставлениями и давать прямые инструкции;
нужно определять сильные и слабые стороны детей на основе наблюдения;
нельзя сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут делать сами;
не следует торопиться с выяснением суждения, научитесь прослеживать межпредметные связи;
необходимо приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
помогайте детям управлять процессом усвоения знаний;
подходите ко всему творчески.
Блок по развитию кругозора
Русский язык
Содержательный уровень состоит из двух частей:
Секреты русского языка.
Когнитивная сфера.
«Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: «Лексика и фразеология», «Состав слова и словообразование», «Речевое творчество». Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике, учат анализировать занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.
Раздел «Лексика и фразеология» необходим для изучения в связи с тем, что при выполнении олимпиадных работ задания, связанные с лексикой и фразеологией, вызывают у учащихся значительные затруднения. Кроме того, темы данного раздела вызывают особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас. В ходе изучения у учащихся формируется интерес к работе как исследователей языка и закладывается профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости. Лексические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений, среди которых следующие:
Нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, предложении, тексте. Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений.
Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.
Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.
Группировка изучаемых лексических явлений.
Нахождение и исправление лексических ошибок.
Нахождение слов в словаре.
Составление словарной статьи знакомого и незнакомого слова.
Составление кроссвордов, викторин, шарад.
В разделе «Состав слова и словообразование» используется занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения.
Предлагаемый материал раздела «Речевое творчество» позволяет достаточно быстро научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: загадок, игр, сказок, сочинений различных жанров: эссе, рассуждение, очерк, рецензия, отзыв, репортаж, фельетон, юмористический рассказ и т.д.
Блок по развитию интеллектуальных способностей
Развитие когнитивной сферы осуществляется через тренинги, предлагаемые Л.Ф. Тихомировой в пособии «Развитие интеллектуальных способностей школьника», среди которых: тренинги по развитию мышления, внимания, памяти.
Блок по развитию аффективной сферы
Задачу психосоциального развития (развитие положительной Я – концепции, понимания других людей, регулирования социально неприемлемых форм поведения, навыков межличностного общения) На занятиях используются следующие упражнения: мимические, пантомимические этюды, цель которых выразительное изображение отдельных эмоциональных восприятий, связанных с видами телесного и психического довольства и недовольства;
этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций, с целью выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка; данные упражнения носят психопрофилактический характер;
этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребёнка или группу в целом; цель которых коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка;
психомышечная тренировка с целью снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения.
Структура проведения занятия
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, начиная со 2 класса, с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся. В 6 - 11 классах, где добавляется работа по подготовке учеников к участию в марафонах, олимпиадах различного уровня, конкурсах сочинений, больше уделяется внимания разделу «Речевое творчество».
Содержание работы усложняется, расширяется с учетом возраста детей.
Структура занятия выглядит следующим образом:
Разминка, которая включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения с использованием сборника Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» или проведение блиц-турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.
На втором этапе предлагается изучение основной темы данного занятия (развитие интеллектуальных способностей по русскому языку)
На третьем этапе проводится психогимнастика
Такая структура занятия позволяет решать поставленные программой задачи, учитывая при этом возрастные особенности школьников.
Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности возможно осуществлять по методикам, предложенным Савенковым А. И., они разработаны для учителей и родителей: «Карта одаренности», «Методика определения общей одарённости». Сочетание этих методик позволяет более объективно осуществлять мониторинг развития.
Тематическое планирование работы с одарёнными детьми
Лексика и фразеология (10 ч.)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Общеупотребительные слова. Устаревшие слова. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Группа профессиональных слов. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Занимательное словообразование(10ч.)
Как устроены слова? Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы - работяги. Сложение бывает не только в математике. Почему мы так говорим?
Речевое творчество. Мир фантазии. (15ч.)
( 2-5 кл )
Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Обобщение. Приём «Морфологический анализ». Придумывание сказок. Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «наоборот». Приём «связки антонимов». Сказки про животных.
(6-11кл)
Текст, его признаки. Стили речи, типы речи. Классификация сочинений по тематике, проблематике. Особенности сочинений различных жанров. Эссе, рассуждение, рассказ, очерк, рецензия, отзыв, интервью, репортаж, фельетон. Лексические, синтаксические, стилистические средства создания текста. Речевые клише.
Развитие интеллектуальных способностей
Тренинг мышления и памяти.
Составление предложения. Поиск общего. Что лишнее? Поиск предметов, обладающих общим свойством. Поиск предметов, с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Поиск способов применения предметов. Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами. Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Выражение. Построение сообщения по алгоритму. Слова наоборот. Учимся замечать главное. Узнаём зашифрованные предложения. Пробуем иначе. Сопоставление противоположных мнений. Смена порядка следования. Отделение одного предмета (явления) привычно существующего во взаимодействии. Резкое сокращение времени между явлениями. Перемещение во времени, существование какого-либо предмета. Совмещение пространственно разделенных предметов. Гипотетическая ситуация. Отвечаем на вопрос «Почему?». Анализ пословиц.
Слова с одной буквы. Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Запоминаем текст. Учим текст наизусть. Зрительная память. Двигательная память. Скороговорки и считалки.
Тренинг внимания.
Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение. Сравниваем картины. Алфавит. Поём вместе. Кто внимательней. Поиск предметов. Развиваем внимательность и наблюдательность. Лови мяч. Передай смысл стихотворения. Ищем ошибки в тексте. Знаем ли мы пословицы?
Психологическая гимнастика
Мимические и пантомимические этюды.
«Любопытный» (выражение интереса), «Я так устал» (эмоции, страдания, печали), «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия), «Что там происходит» (развитие способности понимать эмоциональное состояние другого), «Сосредоточенность», «Я – грозный боец» (выражение смелости), «Вкусные конфеты» (эмоции удовольствия), «Золотые капельки» (эмоции радости), «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали), «Гроза» (выражение страха), «Сердитые мальчики» (эмоции гнева), «Жар-птица» (удивление, восхищение), «Стыд» (эмоции стыда, вины) и др.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
«Любящий сын» (эмпатия), «Застенчивый ослик» (застенчивость), «Робкий ребёнок» (профилактика робости), «Капитан» (коррекция застенчивости), «Упрямый мальчик» (коррекция упрямства), «Туча» (коррекция эгоистичности), «Вагончики» (профилактика трусости), «Жадина», «Подари подарок» (щедрость), «Добрый человек», «Робкий подосиновик» (робость), «Ссора» (профилактика агрессии), «Поздоровайся» (вежливость), «Честный шофёр» (профилактика лживости); игра - сказка «Брыкающиеся лошадки» (упрямство, капризы), игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии), «Мышка» (профилактика хвастовства).
Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность.
«Уходи, злость, уходи!» (коррекция агрессивного поведения), «Слушай хлопки» (активное внимание), коррекция лжи и агрессии «Карабас Барабас», «Ты – лев» (саморегуляция), «Капризный мальчик», этюды на внимание, память, преодоление двигательного автоматизма, коррекцию непослушания, несобранность, неорганизованность.
В процессе работы по программе у учащихся формируются
следующие способности и умения:
Познавательные способности.
Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
Особенности эмоциональной сферы.
Реалистическая Я – концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.
Технологии и формы работы:
Информационно-коммуникативные технологии, концентрированного, дифференцированного обучения, модульное обучение, критического мышления, метод проектов и исследований, диалог, игровые технологии, индивидуальные и групповые формы работы.
Мониторинг результатов реализации программы :
Итак, гипотеза в том, что если работа по данной программе позволит учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор, проявить себя на олимпиадах различного уровня, то программа является эффективной.
Это подтвердит результативностью участия учащихся на интеллектуальных мероприятиях (олимпиадах, марафонах, конференциях, конкурсах), кроме того, подтвердится диагностиками уровня развития творческого потенциала личности ребенка (методика для педагогов А. И. Савенкова).
Литература
1.Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2012.
2.Головизин А, М. Элективный курс. Условия успешной коммуникации. - Волгоград, 2011
3.Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 2014.
4.Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2013.
5.Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 2012.
6.Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 2015.
7.Как писать сочинение. Справочник школьника.- М.,2012.
8.Морозова Н. П. Учимся писать сочинение.-Москва. Просвещение,2013
9.Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
«УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Проблемы способностей и одаренности на протяжении столетий притягивали исследовательскую мысль, так как явно наблюдаемые индивидуальные различия в выполнении разных видов деятельности, порой различия ...
Программа работы с одаренным ребенком в объединении социально -педагогической направленности "ОбраЗ"
Вопрос "Как работать с творчески социально одаренным ребенком?" волновал меня всегда. Но встал явной проблемой, когда пришли в объединение трудные подростки. Пришлось вспомнить, что это не только труд...
Выявление, развитие и поддержка одаренных детей художественной направленности в дополнительном образовании.
Работа адресована педагогам и методистам работающим по направлению выявления и развития одаренности по художественной направленности в учреждениях дополнительного образования....
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...
Программа работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению 2020-2021г.
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между школой и родителями. Сотрудничество необходимо:чтобы контролировать ребенкадля общения и взаимопониманиячтобы помочь ребенку получить до...