Правописание суффиксов сущ. 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).
1 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).
1 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).
1 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).
2 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.
1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).
2 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.
1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).
2 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.
1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).
2 вариант
1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.
2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.
1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.
Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).
ОТВЕТЫ:
- Адреса, бухгалтеры, директора, договоры, доктора, инженеры, кондукторы, катера, лекторы, секторы, кителя, повара, выборы, инструкторы.
- 1) Мы шли по тенистой аллее. 2) На конференции был сделан доклад о происхождении жизни на Земле . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в санатории. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.
- Купить килограмм абрикосов, группа армян, сочинитель многих басен, пара бутс, сто граммов, несколько чистых полотенец, несколько клешней, пять копий, много кудрей, несколько зеркалец.
1.Ордера, офицеры, слесари, профессора, рапорты, ректоры, торты, штемпеля, шоферы, паспорта, сорта, векселя, купола.
2.
1) Экономическая наука — это наука об эффективном использовании ресурсов. 2) В картинной галерее организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом сценарии известного фильма. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.
3.Купить килограмм апельсинов, отряд сапёров, много оладий, пять кочерёг, несколько зеркал, кубометр досок, нет ушей, несколько долей, нет больших гнездовий птиц, пачка вафель.
Предварительный просмотр:
Суффикс | Значение, которое придает суффикс слову. Правила написания суффикса. Исключения. |
Оценочные (уменьшительно-ласкательные, увеличительные, пренебрежение) | |
-оньк- |
полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а) |
-еньк- |
заря – зор-еньк(а), дорога – дорож-еньк(а), Саша – Саш-еньк(а)
мам-еньк(а), пап-еньк(а) |
-иньк- | за-иньк(а), ба-иньк(и), па-иньк(а) |
сочетание-ин+к- |
горош-ин(а) – горош-ин-к(а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к(а), солом-ин(а)-солом-ин-к(а) |
-инк- | снеж-инк(а), пуш-инк(а) |
-енк- |
беж-енк(а), монаш-енк(а), неж-енк(а), нищ-енк(а), француж-енк(а)
вишня (вишен)-виш-енк(а), сосна (сосен) –сос-енк(а) |
-онк- |
душа – душ-Онк(а) |
-онок- |
волк – волч-Онок() |
-ик- |
ключ-ик – ключ-ик(а), нож-ик – нож-ик(а) |
-ек- |
замоч-ек – замоч_к(а), мешоч-ек – мешоч_к(а);
кусОч-ек, оврАж-ек |
-ок- |
волч-Ок, кулач-Ок |
-ец- |
письмо – письм-ец(О), ружье – ружь-ец(О);
молод-ец – молод_ц(а), гор-ец – гор_ц(а) |
-иц- |
кресло – крЕсл-иц(е), масло – мАсл-иц(е);
метель – метел-иц(а), красав-иц(а ) |
сочетание-ич+к- |
лестница – лестнич-к(а), луковица – лукович-к(а), лисица – лисич-к(а) |
-ечк- |
семя – сем-ечк(о), ложка – лож-ечк(а), утро – утр-ечк(о),
Кол-ечк(а), Юл-ечк(а). |
-ышк- |
солн-ышк(о), дон-ышк(о) |
-ушк- |
хлеб-ушк(о), кум-ушк(а)
колышек, клинышек |
-юшк-,-ишк- |
бат-юшк(а), пол-юшк(о), зор-юшк(а);
пёр-ышк(о) , город-ишк(о).
мат-ушк(а), сын-ишк(а) |
-ищ- |
дом – дом-ищ(е), друг – друж-ищ(е), пыль –пыл-ищ(а)
домищЕ, мужичищЕ
силищА, ручищА |
-к- |
кухонька (кухонь), нянька (нянь), песенка (песен)
грузин-к(а), артист-к(а) |
Образует существительные со значением лица. | |
-чик- (-чиц(а)) |
развед-чик, лет-чик, подпис-чик, смаз-чик, перебеж-чик; развед-чиц(а), подпис-чиц(а)
кабак – кабат-чик, добыча – добыт-чик |
-щик- |
смен-щик, халтур-щик, дрессиров-щик.
процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик. |
-яч+к- |
мор-яч-к(а), сибир-яч-к(а) |
-ник- |
лес-ник, школь-ник, уче-ник |
Существительные, образованные от глаголов, прилагательных Пишутся с буквой И | |
-изн- | крив-изн(а) от кривой), |
-ин- | шир-ин(а) от ширь, |
-инств- | больш-инств(о) (от большой), старш-инств(о) (от старший) |
Пишутся с буквой О | |
-отн- | беготня (от бегать) |
-овн- | болтовня (от болтать) |
-от- | добр-от(а) (добрый), красота |
-ость- | трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость ( доступный), нов-ость (новый) |
Пишутся с буквой Е | |
-ет- | нищ-ет(а) |
-есть- | живуч-есть |
-еств- | человеч-еств(о) |
-ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их, |
Суффиксы для образования форм слов.
-ен- | В косвенных падежах слов на –МЯ (знамя, пламя и др.): темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и) |
–ер- | слова мать и дочь при изменении во косвенных падежах, кроме винительного, имеют суффикс –ер- в основе: мать – мат-ер-и, дочь – доч-ер-и; |
Неизменяемые суффиксы:
- -от- :
крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от
- -ость-:
зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()
- -есть- :
свеж-есть(), тек-уч-есть()
- -ни(е) [н'ий']:
напомина-ни(е), собра-ни(е)
- -ин-:
бус-ин(а), завал-ин-ка
- -чик-:
стакан-чик(), лет-чик()
- -тель-:
строи-тель(), преподава-тель()
- -ени(е) [эн'ий']:
стро-ени(е), дел-ени(е)
Предварительный просмотр:
(1)Русский человек всегда очень любил играть в слова. (2)Он в этом был большой выдумщик. (3)Для самого простого предмета иногда придумает такое имечко, что заслушаешься.
(4)Например, незабудка. (5)Цветок из скромных самый скромный, не выпячивается, не бросается в глаза, как ромашка или медуница. (6)Где сырая ложбиночка, овражек с ручейком, там и незабудки.
(7)И имя у цветочка такое ласковое. (8)Незабудки не выцветают, не тускнеют на солнышке. (9)В этом цветике совмещены вместе и красота, и простота, и вечность.
(10)Поглядишь—не забудешь.
- Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, тип речи. (как создаются новые слова; творческий подход русского человека при создании новых слов, рассуждение с описанием). Как определили тип?
- Объясните постановку знаков препинания в 6,9,10 предложениях.
- Какое средство автор использует для придания тексту выразительности? (сущ. с уменьш.-ласк. значением). Откуда берется это значение? (суффиксы)
Запись темы урока. Правописание суффиксов имен существительных.
Какие трудности могут быть в теме? (орфограммы, определение суффикса). Тема тесно связана со словообразованием.
Выпишем слова, определим в них суффиксы:
ЛОЖБИНОЧКА от ложбина или ложбинка
ОВРАЖЕК овраг
РОМАШКА ромашка
ВЫДУМЩИК выдумать
ИМЕЧКО имя
ЦВЕТОЧКА цветок цвет (словарь Тихонова)
СОЛНЫШКЕ солнце
Почему овражЕк, но цветИк? (правило правописания суффикса)
Повторяем правила правописания.
Каждый ряд работает со своим набором слов и таблицей. Формулируем правила.
- Ключик, замочек, чайничек, молодчик, добытчик, старик, овражек, мешочек, ножик, смайлик, птенчик.
- Кладовщик, лазутчик, минометчик, кровельщик, пулеметчик, перебежчик, укладчик, конторщик.
- Пирожок, кулачок, волчонок, овражек, чашечка, девчонка, медвежонок, галчонок, ноченька.
- Письмецо, молодец, горец, пальтецо, свиданьице, креслице, ружьецо, маслице, холодец.
- Луковичка, умничка, ситечко, имечко, Валечка, Колечка, лестничка, пуговичка.
Делаем выводы о правописании этих групп суффиксов.
По ходу объяснения демонстрируем слайды. Есть и другие суффиксы (слайды, таблица). Мы разобрали самые трудные в написании.
Закрепление: Станоч…к, кирпич…к, однофамил…ца, рез..ик, копь…цо, Ан..чка, свар..ик, кресл…це, осл…к, честолюб…ц, пугов..чка, перевод..ик, носильщ..к, зайч..нок. (на доске и в тетрадях).
Самостоятельная работа по вариантам (вставить пропущенные буквы).
Выводы: Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс сущ.? (определить, от какого слова образовано, подумать над смыслом, вспомнить правило)
Работа с таблицей. Мы работали в основном с оценочными суффиксами. Обратите внимание на суффиксы, обозначающие лицо.
Какие это суффиксы, какие еще вы знаете? (чик, щик, тель, ак, як, ец: горец, ан, анин: англичанин).
Задание: составьте небольшой текст-рассуждение на тему «Моя будущая профессия». В тексте используйте в качестве приема выразительности большое количество сущ., обозначающих лицо по профессии, роду занятий. Выделите в них суффиксы.
Д/з 1) упражнение 140 (Розенталь).
2) работа с текстом
Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .
Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ... работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…
Творчество – оно беспрерывно.
(По Д.С. Лихачеву)
Задания.
1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
2. Определите тему, основную мысль текста. (Что такое жизнь) (Жизнь есть творчество)
3. Определите тип речи. Докажите.
4. Сформулируйте проблему. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)
Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....
Урок русского языка с использованием ЭОР в 6 классе "Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-"
Методическая разработка урока с использованием ЭОР в 6 классе...
Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-
Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Вспоминаем правописание суффиксов" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения правил написания суффиксов.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученные правила написания суффиксов;2. провести орфографически...