Правописание суффиксов сущ. 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Борисова Светлана Владимировна

материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сам. работа19.75 КБ
Файл памятка25.05 КБ
Файл урок18.87 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

  1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

  1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

  1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель,повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

  1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

2 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

 1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

2 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

 1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

2 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

 1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

2 вариант

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт, штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

 1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).


ОТВЕТЫ:

  1. Адреса,  бухгалтеры, директора, договоры, доктора, инженеры, кондукторы, катера, лекторы, секторы, кителя, повара,  выборы, инструкторы.

  1. 1) Мы шли по тенистой аллее. 2) На конференции  был сделан доклад о происхождении  жизни  на Земле . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в санатории. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

  1. Купить килограмм  абрикосов, группа  армян, сочинитель многих  басен, пара  бутс, сто  граммов, несколько чистых  полотенец,  несколько  клешней,  пять  копий, много  кудрей, несколько  зеркалец.

1.Ордера, офицеры, слесари, профессора, рапорты, ректоры, торты, штемпеля, шоферы, паспорта, сорта, векселя, купола.

2.  

1) Экономическая наука — это наука об эффективном использовании ресурсов. 2) В картинной галерее организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом сценарии известного фильма. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Купить  килограмм  апельсинов, отряд сапёров, много  оладий, пять кочерёг, несколько зеркал, кубометр досок, нет  ушей, несколько долей, нет больших гнездовий  птиц, пачка вафель.



Предварительный просмотр:

Суффикс

Значение, которое придает суффикс слову. Правила написания суффикса. Исключения.

Оценочные (уменьшительно-ласкательные, увеличительные, пренебрежение)

-оньк-

  • Пишется, если корень оканчивается на  твердый согласный:

полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

-еньк-

  • Пишется, если корень оканчивается на  мягкий согласный или шипящий:

заря – зор-еньк(а), дорога – дорож-еньк(а), Саша – Саш-еньк(а)

  • Но,

мам-еньк(а), пап-еньк(а)

-иньк-

за-иньк(а),  ба-иньк(и),  па-иньк(а)

сочетание-ин+к-

  • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом  –ин(а) с помощью суффикса –к-:

горош-ин(а) – горош-ин-к(а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к(а), солом-ин(а)-солом-ин-к(а)

-инк-

снеж-инк(а), пуш-инк(а)

-енк-

  • Уменьшительно-ласкательный.
  • В словах не на  –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):

беж-енк(а), монаш-енк(а), неж-енк(а), нищ-енк(а), француж-енк(а)

  • Пишется в существительных , образованных от существительных на –ня, -на,  у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

вишня  (вишен)-виш-енк(а), сосна (сосен) –сос-енк(а)

-онк-
(-ёнк-)

  • Придает оттенок пренебрежения
  • -онк- пишется после шипящих  под ударением:

душа – душ-Онк(а)

-онок-

  • Используется при обозначении детенышей животных.
  • Пишется после шипящих  под ударением:

волк – волч-Онок()

-ик-

  • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):

ключ-ик – ключ-ик(а),   нож-ик – нож-ик(а)

-ек-

  • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):

замоч-ек – замоч(а),   мешоч-ек – мешоч(а);

  • Пишется без ударения:

кусОч-ек, оврАж-ек

-ок-

  • Пишется под ударением:

волч-Ок,  кулач-Ок

-ец-

  • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):

письмо – письм-ец(О), ружье – ружь-ец(О);

  • Пишется у существительных мужского рода (при склонении  е выпадает):

молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

-иц-

  • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):

кресло – крЕсл-иц(е),   масло – мАсл-иц(е);

  • Пишется у существительных женского рода:

метель – метел-иц(а), красав-иц(а )

сочетание-ич+к-

  • при образовании слов от существительных  женского рода с основами на –иц, -ниц :

лестница – лестнич-к(а), луковица  – лукович-к(а), лисица – лисич-к(а)

-ечк-

  • в остальных случаях  (не от слов с суффиксом –иц-):

семя – сем-ечк(о), ложка – лож-ечк(а), утро – утр-ечк(о),

  • в именах  собственных:

Кол-ечк(а), Юл-ечк(а).

-ышк-

  • уменьшительно-ласкательное значение ( иногда с пренебрежением)
  • Пишется в словах среднего рода:

солн-ышк(о), дон-ышк(о)

-ушк-

  • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
  • Пишется в словах мужского и женского рода:

хлеб-ушк(о), кум-ушк(а)

  • Но, 

колышек, клинышек

-юшк-,-ишк-

  • уменьшительно-ласкательное значение ( иногда с пренебрежением)
  • Пишутся в словах всех трех родов:

бат-юшк(а), пол-юшк(о), зор-юшк(а);
ум-
ишк(о), пальт-ишк(о), страст-ишк(и)

  • После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:
  • в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

пёр-ышк(о) , город-ишк(о).

  • в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А :

мат-ушк(а), сын-ишк(а)

-ищ-

  • Придает увеличительное значение.

дом – дом-ищ(е), друг  – друж-ищ(е), пыль –пыл-ищ(а)

  • После  суффикса пишется:
  • окончание –Е  (в сущ. м.р. и среднего рода):

домищЕ, мужичищЕ

  • окончание –А (в сущ. ж.р.):

силищА, ручищА

-к-

  • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных  на  ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:

кухонька (кухонь), нянька (нянь),  песенка (песен)

  • В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

грузин-к(а),  артист-к(а)

Образует существительные  со значением лица.

-чик-

(-чиц(а))

  • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
  • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
  • Пишется после согласных д, т, с, з, ж:

развед-чик, лет-чик,  подпис-чик, смаз-чик, перебеж-чик; развед-чиц(а), подпис-чиц(а)

  • Прим., чередование согласных к, ч /т  перед суффиксом –чик-:

кабак – кабат-чик, добыча – добыт-чик

-щик-

  • Образует существительные  со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
  • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от  д, т, с, з, ж):

смен-щик, халтур-щик, дрессиров-щик.

  • Но,  в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после  т пишется –щик-:

процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

-яч+к-

  • Обозначает  названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
  • Пишется только под ударением:

мор-яч-к(а), сибир-яч-к(а)

-ник-

  • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
  • Один из самых активных суффиксов:

лес-ник, школь-ник, уче-ник

Существительные, образованные от глаголов, прилагательных

Пишутся с буквой И

-изн-

крив-изн(а) от кривой),
нов-
изн(а)(от новый)

-ин-

шир-ин(а)  от ширь,
глуб-
ин(а) , тиш-ин(а)

-инств-

больш-инств(о) (от большой), старш-инств(о) (от старший)

Пишутся с буквой О

-отн-

беготня (от бегать)

-овн-

болтовня (от болтать)

-от-

добр-от(а) (добрый), красота

-ость-

трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость ( доступный), нов-ость (новый)

Пишутся с буквой Е

-ет-

нищ-ет(а)

-есть-

живуч-есть

-еств-

человеч-еств(о)

 -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
-ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

 

Суффиксы для образования форм слов.

-ен-

В косвенных падежах слов на –МЯ (знамя, пламя и др.):

темя- тем-ен(и), семя – сем-ен(и)

–ер-

слова мать и дочь при изменении во косвенных падежах, кроме винительного,  имеют суффикс –ер- в основе:

мать – мат-ер-и, дочь – доч-ер-и;

 

Неизменяемые суффиксы:

  •  -от- :

крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

  • -ость-:

зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

  • -есть- : 

свеж-есть(), тек-уч-есть()

  • -ни(е) [н'ий']:

напомина-ни(е), собра-ни(е)

  • -ин-:

бус-ин(а), завал-ин-ка

  • -чик-:

стакан-чик(),  лет-чик()

  • -тель-:

строи-тель(),  преподава-тель()

  • -ени(е) [эн'ий']:

стро-ени(е), дел-ени(е)



Предварительный просмотр:

(1)Русский человек всегда очень любил играть в слова. (2)Он в этом был большой выдумщик. (3)Для самого простого предмета иногда придумает такое имечко, что заслушаешься.

           (4)Например, незабудка. (5)Цветок из скромных самый скромный, не выпячивается, не бросается в глаза, как ромашка или медуница. (6)Где сырая ложбиночка, овражек с ручейком, там и незабудки.

            (7)И имя у цветочка такое ласковое. (8)Незабудки не выцветают, не тускнеют на солнышке. (9)В этом цветике совмещены вместе и красота, и простота, и вечность.

(10)Поглядишь—не забудешь.

        

  • Прочитайте текст, определите тему, основную мысль, тип речи.  (как создаются новые слова; творческий подход русского человека при создании новых слов, рассуждение с описанием). Как определили тип?
  • Объясните постановку знаков препинания в 6,9,10 предложениях.
  • Какое средство автор использует для придания тексту выразительности? (сущ. с уменьш.-ласк. значением). Откуда берется это значение? (суффиксы)

Запись темы урока. Правописание суффиксов имен существительных.

Какие трудности могут быть в теме? (орфограммы, определение суффикса). Тема тесно связана со словообразованием.

Выпишем слова, определим в них суффиксы:

ЛОЖБИНОЧКА от ложбина или ложбинка

ОВРАЖЕК овраг

РОМАШКА ромашка

ВЫДУМЩИК выдумать

ИМЕЧКО имя

ЦВЕТОЧКА цветок цвет (словарь Тихонова)

СОЛНЫШКЕ солнце

   Почему овражЕк, но цветИк? (правило правописания суффикса)

Повторяем правила правописания.

Каждый ряд работает со своим набором слов и таблицей. Формулируем правила.

  1. Ключик, замочек, чайничек, молодчик, добытчик, старик, овражек, мешочек, ножик, смайлик, птенчик.
  2. Кладовщик, лазутчик, минометчик, кровельщик, пулеметчик, перебежчик, укладчик, конторщик.
  3. Пирожок, кулачок, волчонок, овражек, чашечка, девчонка, медвежонок, галчонок, ноченька.
  4. Письмецо, молодец, горец, пальтецо, свиданьице, креслице, ружьецо, маслице, холодец.
  5. Луковичка, умничка, ситечко, имечко, Валечка, Колечка, лестничка, пуговичка.

Делаем выводы о правописании этих групп суффиксов.

По ходу объяснения демонстрируем слайды. Есть и другие суффиксы (слайды, таблица). Мы разобрали самые трудные в написании.

Закрепление: Станоч…к, кирпич…к, однофамил…ца, рез..ик, копь…цо,  Ан..чка, свар..ик, кресл…це, осл…к, честолюб…ц,  пугов..чка, перевод..ик, носильщ..к, зайч..нок.  (на доске и в тетрадях).

Самостоятельная работа по вариантам (вставить пропущенные буквы).

Выводы: Что нужно сделать, чтобы правильно написать суффикс сущ.? (определить, от какого слова образовано, подумать над смыслом, вспомнить правило)

Работа с таблицей. Мы работали в основном с оценочными суффиксами. Обратите внимание на суффиксы, обозначающие лицо.

Какие это суффиксы, какие еще вы знаете? (чик, щик, тель, ак, як, ец: горец, ан, анин: англичанин).

Задание: составьте небольшой текст-рассуждение на тему «Моя будущая профессия». В тексте используйте в качестве приема выразительности большое количество сущ., обозначающих лицо по профессии, роду занятий. Выделите в них суффиксы.

Д/з 1) упражнение 140 (Розенталь).

2) работа с текстом

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ... работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

(По Д.С. Лихачеву)

Задания.

1.  Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

2. Определите тему, основную мысль текста. (Что такое жизнь) (Жизнь есть творчество)

3. Определите тип речи. Докажите.

4. Сформулируйте проблему. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Урок русского языка с использованием ЭОР в 6 классе "Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-"

Методическая разработка урока с использованием ЭОР в 6 классе...

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Вспоминаем правописание суффиксов" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения правил написания суффиксов.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученные правила написания суффиксов;2. провести орфографически...