Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тире между подлежащим и сказуемым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_8_kl_tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока:
Обучающие
- знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- научиться правильно ставить его.
Развивающие
- развить у обучающихся умение применять полученные знания;
- обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитывающие
- формировать интерес к предмету;
- способствовать приобретению навыков общения.
Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Слайд № 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Слайд № 2
- фронтальный опрос
- Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Какой член предложения называется сказуемым?
- На какие виды делятся сказуемые?
- работа у доски по карточкам (Приложение 1)
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
- Жизнь прекрасна и удивительна!
- Сияют переливаются купола собора.
- Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
- Краткость достоинство прозы.
Слайд № 3
III. Объяснение нового материала.
Слайд № 4
- беседа
– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.
– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
- запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
- работа с учебником (с. 57, упр. 114);
- запись опорных схем в тетрадь.
Слайд № 5-6
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Сущ. И.п. — сущ. И.п. | Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). |
Числ. И.п. — числ. И.п. | Девятью сорок — триста шестьдесят. |
Сущ. И.п. — числ. И.п. Числ. И.п. — сущ. И.п. | Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). |
Сущ. И.п. — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п. | Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов). |
Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. | Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). |
_____ — это | Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев). |
_____ — вот | Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). |
_____ — значит | Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин). |
Слайд № 7-8
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ. | Вы умный человек, поймёте... (Чехов). |
Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. | Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). |
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. | Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны. |
Сущ. прилаг. | Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). |
Сущ. есть сущ. | Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев). |
III. Закрепление полученных знаний
Слайд № 9
1. Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять двадцать пять.
- Погода несносная дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила.
2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно)
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | - | Труд как блестящая сталь. |
2. | + | О решенном говорить – только путать. |
3. | + | Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
4. | - | Бедность не порок. |
5. | - | Июнь лишь начало лета. |
6. | - | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7. | + | Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
8. | + | Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
9. | + | Искусство – это мышление в образах. |
10. | + | Память - одно из важнейших свойств бытия. |
Слайд № 10
4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
Слайд № 11
§22, упр. 115
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Жизнь прекрасна и удивительна!
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Сияют переливаются купола собора.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Краткость достоинство прозы.
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...