Урок русского языка 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Употребление глаголов действия в речи».
Тип урока: урок развивающего обучения с элементами исследования.
Цели урока: научить распознавать глаголы действия в тексте, совершенствовать навыки работы с текстами.
Задачи урока:
- обучающие:
1. Углубить понятие о группах глаголов по их значению:
а) глаголы движения;
б) глаголы звучания;
в) глаголы цвета;
д) глаголы чувства;
2. формировать умения находить глаголы в тексте;
3. определять значение глагола;
-развивающие:
1) работать над связанной речью учащихся
2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-воспитательные
1) прививать любовь к предмету;
2) развивать чувство бережного отношения друг к другу.
Обучающие
-Формирование умения определять значение глаголов в тексте, речи;
Совершенствование умения работать с художественным образом.
Развивающие
Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;
Развитие устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные
Формирование духовно развитой личности;
Формирование интереса к родному языку, его богатству, умение говорить красиво и образно.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
Индивидуальные таблицы с заданиями.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
-Уметь распознавать глаголы по их значению.
Личностные УУД:
-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
- Уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы:
Беседа
Упражнения
Сравнение
Аналогия
Эвристический
Исследовательский
Методы контроля;
Устный
Письменный
Самоконтроль
Приемы опроса
Устный с комментированием
Устный фронтальный
В процессе беседы
Письменный дифференцированный
Написать на доске число.
Раздать на парты таблицы.
Слайд 1.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Начинаем урок русского языка. Меня зовут Чиряева Татьяна Ивановна.
- Откроем тетради, запишем число.
II. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Послушайте небольшое стихотворение и подумайте, какая часть речи может так говорить о себе?
-Глагол. Совершенно верно.
- Перечислите глаголы, которые есть в этом стихотворении.
-Подумайте, а что выражают эти глаголы? ( Они выражают действия).
- Какие действия совершают данные глаголы? Назовите эти действия. ( Приду, придёт, летит, цветут, растёт).
- О каком действии предмета говорят эти глаголы? (о движении)
Значит это глаголы со значением движения движения.
- Составьте с этими глаголами 2-3 предложения и запишите в тетрадь.
- Давайте зачитаем получившиеся предложения.
Глаголы в этих предложениях имеют значение движения. Они показывают нам то, как предмет движется.
III. Создание проблемной ситуации.
Слайд 3.
- Исследуем значение глаголов в отрывке из стихотворения Ф. И.Тютчева
«Весенние воды».
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят… (Ф. Тютчев) |
- Есть ли в этом стихотворении глаголы движения? Назовите их.
(Бегут, будят)
Но в этом отрывке есть ещё глаголы действия с другим значением.
IV. Определение темы исследования.
Слайд 4.
Сегодня на уроке мы исследуем семантические группы глаголов.
Цель исследования- научиться определять значение глаголов .
Гипотеза исследования- существуют группы глаголов действия, которые имеют несколько значений.
Наша задача - определить эти значения.
- Продолжим наше исследование
Вопросы:
- Перед вами таблица «Группы глаголов по значению».
Глаголы движения | Глаголы | Глаголы | Глаголы | Глаголы труда |
-Заполним первый столбик таблицы глаголами, которые вы записали в тетради, а мы определили, что это глаголы движения.
- Ребята, можете вы самостоятельно заполнить эту таблицу?
Для этого мы сегодня творчески поработаем.
V. «Открытие нового знания»- исследование.
Слайд 5.
Глаголы цвета
- Перед нами необыкновенная цветочная поляна. Среди зелёной травы синеют васильки, белеют ромашки, алеют маки. |
- Какие глаголы использованы в этом тексте? Запишем их во второй столбик.
- Определим значение этих глаголов. ( Это глаголы обозначают цвет)
-Для чего нам нужны глаголы цвета?
Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
Глаголы звучания
Слайд 6.
Учитель зачитывает стихотворение.
- На слайде строки из стихотворения:
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый К нам в окошко застучит |
- Кому принадлежат эти строки?
- Назовите глаголы из этого отрывка.
- Выпишите их в третий столбик.
- Попробуйте определить значение этих глаголов. ( Это глаголы звука или звучания)
-Молодцы! Сделаем вывод: о чём же рассказывают глаголы звучания? Правильно, глаголы звучания рассказывают о звуках, которые издает предмет.
- Как автор описывает вьюгу?
- Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются звуковые образы: буря завывает, плачет как живой человек. Как называется такое художественное средство изобразительности? ( олицетворение)
Глаголы чувства
Слайд 7.
- Сейчас мы прослушаем легенду о птице счастья.
Показ фильма
- Подумайте, какие чувства испытывал отец к своему сыну? (жалость, забота, любовь).
- Какими глаголами мы можем заменить эти существительные? (любить, жалеть, заботиться, переживать).
- Запишем эти глаголы в четвёртый столбик таблицы.
- Какое значение имеют эти глаголы? ( Значение чувства)
- Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?
Глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.
- Итак, мы заполнили таблицу глаголами, закончили мини - исследование и выяснили, что существуют глаголы действия с разными значениями.
- Сформулируем вывод:
Глаголы делятся на разряды по значению.
- На какие разряды делятся глаголы по их значению? Зачитаем их.
VI. Контролирующее задание.
- А теперь поиграем в игру « Виртуальный кот».
Слайд 8.
ЦОР «Виртуальный кот»
- Вставьте подходящие по смыслу глаголы в стихотворение. - Спросим у мудрой Совы все ли верно.
- Глаголы с каким значением вы вставили в стихотворение?
При определении значения глаголов используйте заполненную нами таблицу как памятку.
Послала – гл. движения
Удрал – гл. движения
Испугался – гл. чувства
Скребет – гл. звука
Смотрит – гл. физической способности
Есть ещё глаголы речи и глаголы состояния, которые вы можете исследовать самостоятельно и начнете с глаголов труда в домашнем задании.
VI. Домашнее задание.
1.Не игла ___________, а руки. 2.Терпение и труд всё_________________. 3.Глаза ___________, а руки _______________. 4.Что ____________, то и ___________________. 5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда. Задание.
|
VII. Рефлексия.
- Что мы исследовали? Значение глаголов.
- Какой момент урока вам больше всего понравился?
Глаголы движения | Глаголы | Глаголы | Глаголы | Глаголы труда |
Глаголы движения | Глаголы | Глаголы | Глаголы | Глаголы труда |
Глаголы движения | Глаголы | Глаголы | Глаголы | Глаголы труда |
Глаголы движения | Глаголы | Глаголы | Глаголы | Глаголы труда |
1.Не игла ___________, а руки. 2.Терпение и труд всё_________________. 3.Глаза ___________, а руки _______________. 4.Что ____________, то и ___________________. 5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда. Задание.
|
1.Не игла ___________, а руки. 2.Терпение и труд всё_________________. 3.Глаза ___________, а руки _______________. 4.Что ____________, то и ___________________. 5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда. Задание.
|
1.Не игла ___________, а руки. 2.Терпение и труд всё_________________. 3.Глаза ___________, а руки _______________. 4.Что ____________, то и ___________________. 5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда. Задание.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...