Урок русского языка 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Глагол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка занятия100 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 6 классе по теме:

«Употребление глаголов действия в речи».

Тип урока: урок развивающего обучения  с элементами исследования.

Цели урока: научить распознавать глаголы действия в тексте, совершенствовать навыки работы с текстами.

Задачи  урока:

- обучающие:

1. Углубить понятие о группах глаголов по их значению:

а) глаголы движения;

б) глаголы звучания;

в) глаголы цвета;

д) глаголы чувства;

2. формировать умения находить глаголы в тексте;

3. определять значение глагола;

-развивающие:

1) работать над связанной речью учащихся

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.      

-воспитательные

1) прививать любовь к предмету;

2) развивать чувство бережного отношения друг к другу.

Обучающие

-Формирование умения определять значение  глаголов в тексте, речи;

Совершенствование умения работать с художественным образом.

Развивающие

Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные

Формирование духовно развитой личности;

Формирование интереса к родному языку, его богатству, умение говорить красиво и образно.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

Индивидуальные таблицы с заданиями.

Планируемый результат:

Предметные УУД:

-Уметь распознавать глаголы по их значению.

Личностные УУД:

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

- Уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы:

Беседа

Упражнения

Сравнение

Аналогия

 Эвристический

 Исследовательский

Методы контроля;

Устный

Письменный

Самоконтроль

 

 

Приемы опроса

Устный с комментированием

Устный фронтальный

В процессе беседы

Письменный дифференцированный

Написать на доске число.

Раздать на парты таблицы.

Слайд 1.

Ход урока

I.        Организационный момент.  

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Начинаем урок русского языка. Меня зовут Чиряева Татьяна Ивановна.

- Откроем тетради, запишем число.

II.        Актуализация знаний.

Слайд 2.

Послушайте небольшое стихотворение и подумайте, какая часть речи может так говорить о себе?          

-Глагол. Совершенно верно.

- Перечислите глаголы, которые есть в этом стихотворении.

-Подумайте, а что  выражают эти глаголы? ( Они выражают действия).

- Какие действия совершают данные глаголы?  Назовите эти действия. ( Приду, придёт, летит, цветут, растёт).

- О каком действии предмета  говорят эти глаголы? (о движении)

Значит это глаголы со значением движения движения.

- Составьте с этими глаголами 2-3 предложения и запишите в тетрадь.

- Давайте зачитаем получившиеся предложения.

Глаголы в этих предложениях  имеют значение  движения. Они показывают нам то, как предмет движется.

III. Создание проблемной ситуации.

Слайд 3.

- Исследуем значение глаголов  в отрывке из  стихотворения Ф. И.Тютчева

«Весенние воды».

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

                         (Ф. Тютчев)


- Есть ли  в этом стихотворении  глаголы движения?  Назовите их.  

(Бегут, будят)

Но в этом отрывке есть ещё глаголы действия с другим значением.

IV. Определение темы исследования.    

Слайд 4.

Сегодня на уроке мы исследуем семантические группы глаголов.

Цель  исследования- научиться определять значение  глаголов .

Гипотеза  исследования- существуют группы глаголов действия, которые имеют несколько значений.

Наша задача - определить эти значения.

- Продолжим наше исследование

Вопросы:

 - Перед вами таблица «Группы глаголов по значению».

Глаголы

движения

Глаголы

Глаголы

Глаголы

Глаголы труда

-Заполним первый столбик таблицы глаголами, которые вы записали в тетради, а мы определили, что это глаголы движения.

- Ребята, можете вы самостоятельно заполнить эту таблицу?

Для этого мы сегодня творчески поработаем.

V.  «Открытие нового знания»- исследование.

Слайд 5.

Глаголы цвета

- Перед нами необыкновенная цветочная поляна.

 Среди зелёной травы синеют васильки, белеют ромашки, алеют маки.

- Какие глаголы использованы в этом тексте? Запишем их во второй столбик.

- Определим значение этих глаголов.  ( Это глаголы обозначают  цвет)

-Для чего нам нужны глаголы цвета?

Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.

Глаголы звучания  

 Слайд 6.

Учитель зачитывает стихотворение.

- На слайде строки из стихотворения:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый

К нам в окошко застучит

- Кому принадлежат эти строки?

- Назовите глаголы из этого отрывка.

- Выпишите их  в третий столбик.

- Попробуйте определить значение этих глаголов. ( Это глаголы звука или звучания)

-Молодцы! Сделаем вывод: о чём же рассказывают глаголы звучания? Правильно, глаголы звучания рассказывают о звуках, которые издает предмет.

- Как автор описывает вьюгу?

- Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются звуковые образы: буря завывает, плачет как живой человек. Как называется такое художественное средство изобразительности? ( олицетворение)

Глаголы чувства

Слайд 7.

- Сейчас мы прослушаем легенду о птице счастья.

Показ фильма

- Подумайте, какие чувства испытывал отец к своему сыну? (жалость, забота, любовь).

- Какими глаголами мы можем заменить  эти существительные? (любить, жалеть, заботиться, переживать).

- Запишем эти глаголы в четвёртый столбик таблицы.

- Какое значение имеют эти глаголы? ( Значение чувства)

- Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?

 Глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.

- Итак, мы заполнили таблицу глаголами, закончили мини -  исследование и выяснили, что существуют глаголы  действия с разными значениями.

- Сформулируем  вывод:

Глаголы делятся на разряды по значению.

- На  какие разряды делятся глаголы по их значению? Зачитаем их.

VI. Контролирующее задание.

- А теперь поиграем в игру « Виртуальный кот».  

Слайд 8.

ЦОР «Виртуальный кот»

- Вставьте подходящие по смыслу глаголы в стихотворение. - Спросим у мудрой Совы все ли верно.

- Глаголы с каким значением вы вставили в стихотворение?

 При определении значения глаголов используйте заполненную нами  таблицу как памятку.

Послала – гл. движения

Удрал – гл. движения

Испугался – гл. чувства

Скребет – гл. звука

Смотрит – гл. физической способности

Есть ещё глаголы речи и глаголы состояния, которые вы можете исследовать самостоятельно и начнете с глаголов труда в домашнем задании.

VI. Домашнее задание.

1.Не игла ___________, а руки.

2.Терпение и труд всё_________________.

3.Глаза ___________, а руки _______________.

4.Что ____________, то и ___________________.

5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда.

Задание.

  1. Заполнить последний столбик таблицы.
  2. Сделать вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?

VII. Рефлексия.

- Что мы исследовали? Значение глаголов.

- Какой момент урока вам больше всего понравился?

Глаголы

движения

Глаголы

Глаголы

Глаголы

Глаголы труда

Глаголы

движения

Глаголы

Глаголы

Глаголы

Глаголы труда

Глаголы

движения

Глаголы

Глаголы

Глаголы

Глаголы труда

Глаголы

движения

Глаголы

Глаголы

Глаголы

Глаголы труда

1.Не игла ___________, а руки.

2.Терпение и труд всё_________________.

3.Глаза ___________, а руки _______________.

4.Что ____________, то и ___________________.

5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда.

Задание.

  1. Заполнить последний столбик таблицы.
  2. Сделать вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?

1.Не игла ___________, а руки.

2.Терпение и труд всё_________________.

3.Глаза ___________, а руки _______________.

4.Что ____________, то и ___________________.

5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда.

Задание.

  1. Заполнить последний столбик таблицы.
  2. Сделать вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?

1.Не игла ___________, а руки.

2.Терпение и труд всё_________________.

3.Глаза ___________, а руки _______________.

4.Что ____________, то и ___________________.

5. Без труда не ______________ и рыбки из пруда.

Задание.

  1. Заполнить последний столбик таблицы.
  2. Сделать вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...