Урок РО 1 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок составлен по програме Эльконина-Давыдова, авторы :Репкин, Восторгова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема букварного периода: «Звуковой анализ слова» (1 класс)
Тема урока: Решение практической (проектной) задачи с использованием звукового анализа слова
Цель: продемонстрировать умение учащихся использовать звуковой анализ слова для решение практических задач (не смешивать «звук» и «букву»).
Задачи:
1) возможность учащимся в практической задаче продемонстрировать свои умения по работе со словом:
- устанавливать правильность выбора фишки (карточки) для обозначения каждого звука в слове;
- правильно определять количество звуков в слове и их градацию на гласные и согласные;
- делить слова на слоги и ставить ударение при звуковом анализе слова;
- определять словоразличительные характеристики звуков: гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие;
2) формировать связную речь, умение правильно, точно и уместно высказывать свои мысли;
- продолжить работу над взаимодействием детей в малой группе;
- продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;
- воспитывать самостоятельность и способность организовывать рабочее место.
Описание урока, на котором эта задача решалась (1,5 урока)
1 этап: формулировка проектной задачи
У: «Строительное агентство обратилось с просьбой к нашему классу оказать ему помощь в заселении жильцов в квартиры нового дома. Правда, дом этот сказочный, в его квартирах будут жить особенные жильцы - звуки человеческой речи».
2 этап: решение проектной задачи
У: Какой ответ, ребята, мы дадим агентству? (ответы детей)
Катя Чл: Я, думаю, мы можем помочь этим людям.
У: Если я правильно тебя, Катя, поняла, то нам не составит никакого труда выполнить этот заказ, так как мы сейчас с вами на уроках обучения грамоте изучаем именно работу звуков.
У: Посмотрите, дети, на этот дом. (На доску вывешивается кроссворд, напоминающий по форме дом с подробной планировкой квартир на всех этажах).
У: Сколько этажей в этом доме?
Даниил П: Шесть.
У: Видите, ребята, здесь и антенны видны на балконах и парадное крыльцо со ступеньками и даже выделена лифтовая красным цветом. Каждый этаж (горизонтальная полоска, разделенная на квадратики) предназначен для проживания одной семьи (одного слова), комната (квадратик) предназначены для проживания отдельного члена семьи (звука).
У: Ребята, как вы считаете, чтобы выполнить этот заказ, как нам целесообразней работать: индивидуально, в парах или группах? (предложения детей)
Даниил В: Я считаю, что нам лучше работать в группе, задание, ведь, большое!
Алесия: Помните, как хорошо и быстро мы решили задачу на уроке математики, когда вместе в группе работали! Давайте и сейчас так будем работать.
У: Если я вас правильно поняла - работать будем в группах как самая настоящая бригада. Сейчас каждая группа получит конверт, где лежат паспорта жильцов (предметные картинки). Их всего 6. Прежде чем мы приступим к заселению жильцов в дом, нам надо сделать прикидку - кто и на каком этаже будет жить. Семьи ведь бывают разные: одни состоят из 4 человек, другие - из 5, 6 человек. Так и слова состоят из разного количества звуков. Вот этот листочек (1/2 листа с изображением 6 квадратиков для фиксации звукового анализа слова) - ваш проект заселения семьи (слова) на этаж. Вы внимательно смотрите на картинку и определяете, кто или что там изображено. Интонируя, протягивая каждый звук, вы поселяете его в отдельный квадратик. Возможно, у вас будут заселены все квадратики, а может получиться, что у вас останутся пустые и незаселенные квадратики, тогда вы их просто отрежете. Все будет зависеть от того, какая семья (слово) вам попадется - большая или маленькая. Когда вы расселите семью (слово) на этаже, вам предстоит еще более ответственная работа - необходимо заселить все 6 семей (6 слов) в дом. Здесь надо быть особенно внимательными, т.к. количество членов семьи должно соответствовать количеству комнат на каждом этаже. При заселении жильцов (слова) на этаж, у вас не должно остаться свободных комнат, и никто не должен жить на балконе. Если вы расселите квартирантов правильно, то в красном вертикальном прямоугольнике (лифтовой) вы найдете и прочитаете спрятанный секрет.
В группы раздаются конверты с заданиями. Каждая группа получает по 6 предметных картинок (у каждой группы разный комплект картинок), листы для фиксации звукового анализа (горизонтальный прямоугольник с 6-тью квадратиками), кроссворд в виде дома.
Работая в группах, дети должны произвести полный звуковой анализ предложенных слов, зафиксировать этот анализ на отдельных листиках – проектах, лишние пустые квадратики отрезать.
У: Ребята, слов для анализа у нас много, объём работы большой. Звуковой анализ каждого из 6-ти слов будем производить всей группой? Тогда нам надо решить, как мы будем работать внутри группы (предложения детей).
Дима: Послушайте, нас в группе 6 человек. В конверте 6 картинок. Пусть каждый из нас возьмет одну картинку и составит звуковой анализ. Так, ведь, быстрее будет.
Катя: А дом будем заселять вместе, мы же не знаем, кто какую звуковую модель составил.
У: Если я вас правильно поняла, вы предлагаете каждому участнику группы взять по картинке и самостоятельно произвести звуковой анализ одного слова, а заселять всех жильцов в дом нужно сообща группой, так быстрее задание будет выполнено.
Дети самостоятельно выбирают для анализа любую картинку (индивидуальная работа – 5 мин). Если кто-то из участников справился со своим заданием раньше других, он может оказать помощь кому-то из членов группы (по запросу о помощи). После того как звуковой анализ слов будет сделан каждым учеником, обязательна взаимопроверка внутри группы, т.к. возможны ошибки при анализе слов (корректировка и исправление ошибок не более 10 мин).
Групповое взаимодействие по разгадыванию кроссворда (не менее 10 мин). Методом прикидки и проб дети определяют, на каком этаже будет жить та или другая семья (слово). Чтобы отгадать, спрятанный секрет в лифтовой, детям предстоит переставлять и менять местами звуковые модели много раз. Награда за кропотливый труд - прочитанное в вертикальном прямоугольнике слово "ДРУЖБА". Окончательный вариант заселения дома (звуковые модели всех 6-ти слов) приклеиваются детьми на макете дома.
У: Молодцы, ребята, потрудились вы как настоящие инженеры-планировщики. А хотите, чтобы ваш кроссворд разгадали другие ребята?
Алик: Это очень сложно. Наш кроссворд, наверное, никто не разгадает. Мы так долго мучились, пока заселили своих квартирантов.
У: Я предлагаю попробовать вам самим с этим справиться. Поменяйтесь с другими группами своими проектами (заселенными домами) и конвертами с картинками. Теперь вы будете как самые настоящие эксперты. Вам предстоит проверить совместную работу соседней группы и приклеить возле подходящей звуковой модели соответствующую картинку. Если проверяемая вами группа, на ваш взгляд, справилась великолепно с заданием, вы ставите вверху на листе-проекте «+», если вы нашли ошибки в звуковых моделях, можете задать этой группе вопросы на понимание и оцениваете работу, если были ошибки «+ -».
Межгрупповое взаимодействие (10 мин.). Работая экспертами главное, чтобы дети умели правильно задавать возникшие вопросы на понимание, адекватно оценивать работу других.
3 этап: презентация работы
Группа-эксперт выбирает представителя, который озвучивает план заселения дома, дает оценку совместной работы проверяемой группы, указывает на недостатки и замечания при заселении дома(5 мин.)
4 этап: рефлексия
У: Вы, ребята, все нашли и прочитали, спрятанный в красном вертикальном прямоугольнике, секрет, а что же это слово обозначает? (заслушиваются ответы детей)
Идет работа с лексическим значением слова "ДРУЖБА" (5 мин.)
Антон: Это когда никто ни с кем не ругается.
Федя: И мальчики не обижают девочек.
Майя: Когда люди ходят друг к другу в гости.
У: В толковом словаре русского языка мы прочитаем: « Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». (С.И. Ожегов. - Словарь русского языка, М.: «Русский язык», 1990, с. 184)
У: Ребята - вы молодцы! Думаю, строительное агентство будет нам благодарно за нашу помощь. Интересно ли вам было заселять этот сказочный звуковой дом? А что было очень трудным? Дома расскажите родителям о том секрете, который сегодня вы нашли, когда трудились.
1 большой кроссворд на доску и 1 кроссворд выдаются каждой группе
На каждую группу выдается еще по 6 заготовок для звуков
Выдаются 6 карточек с картинками:
1 группа:
Вёдра
Репа Муха лебеди
Желуди Сапоги
2 группа
ведро
рыба гуси
Жаба кубики
машина
3 группа
Индюк Роза
Луна Собака Жираф
Малина
Предварительный просмотр:
За последние годы у детей начальной школы резко увеличилась нагрузка по предметам, возросли также и требования к ЗУНам. Поэтому важность скорости чтения стала еще более очевидной, чем раньше. Также экспериментальным путем установлена прямая связь между техникой чтения и успеваемостью. В.Н.Зайцев ввел термин «оптимальное чтение». «Оптимальное чтение»-это чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Ухудшается понимание при повышенной и пониженной скорости чтения. Ребенку с низким темпом чтения, учитывая возросшую нагрузку по предметам, необходимо очень много времени на выполнение домашнего задания. Не говоря уже о том, что выполнение домашнего задания превращается в муку для ребенка с низким темпом чтения. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей , в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Поэтому очень важно стремиться, чтобы в конце начального обучения ребенок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
В самом начале обучения процесс чтения для детей является очень тяжёлым и даже мучительным. Многие родители озабочены этой проблемой. Что же зачастую можно наблюдать? Родители усаживают своего ребенка, который плохо читает, и говорят следующее: «Прочитай этот текст, сказку и т.п. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.» При той низкой технике, которой обладает первоклассник, ему необходимо не меньше часа на чтение. Здесь допускается серьёзная педагогическая ошибка, подавляется желание читать. Очевидно, что без положительного отношения и интереса к процессу чтения ученику трудно увеличить свой темп чтения.
Учитывая все выше сказанное, появляется понимание важности у детей не только скорости чтения, но и мотивации при обучении чтению, как важному условию для увеличения темпа. Очевидно, что большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. В этой работе для родителей представлены рекомендации и два вида приемов при обучению чтению.
Первые- способствуют повышению мотивации у детей к чтению.
Вторые- направлены на тренировку скорости чтения.
При использовании этих приемов важно в начале обучения чтению руководствоваться принципом «щадящего чтения» , который подразумевает не длительность, а частоту тренировочных упражнений. Поэтому домашние тренировки следует проводить 3 порциями по 5-10 минут. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа за один прием. При первых признаках усталости подключаются родители и читают с детьми поочередно. Вторым, не менее важным принципом является систематичность занятий. Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Тексты должны быть с крупным шрифтом и большими красочными картинками. Литература для чтения должна быть разнообразной : сказки, рассказы, стихотворения, фольклор. Надо организовать семейное чтение книг, т.к. коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением.
Важно, чтобы ребенок захотел поделиться с вами впечатлениями, ни в коем случае не навязывайте ему свои мысли о прочитанном.
Приемы , направленные на формирование интереса к чтению у детей 6-7 лет:
Важно понимать, что работу с этими приемами следует выполнять под руководством взрослых.
- Выбери нужную картинку. Для этого приема предлагаются слова, разбитые на слоги, и картинки с местом для отметки. Из слов ученику следует составить предложение. После этого взрослый показывает ребенку 2-3 картинки. Ученик выбирает из предложенных одну картинку, которая соответствует прочитанному предложению и отмечает ее галочкой.
- Совместное с детьми создание диафильма. Этот прием не только прививает интерес к чтению, но и дает ребенку возможность почувствовать себя соавтором произведения (ребенок сам читает или рассказывает текст), учит ребенка выразительному чтению и развивает артистичность. (читать можно по ролям) Для этого приема подобраны произведения, которые будут иллюстрироваться. Они разбиты на части (кадры). Взрослый предлагает ребенку нарисовать «кадры». Рисунки можно делать на заранее подготовленных из обычных листов формата А4 «кусочках пленки» (листы не должны быть толстыми). Когда работа завершена, «кадры» склеиваются в единую пленку и сворачиваются в рулон. Теперь в листе ватмана сделайте горизонтальные прорези по размеру листов с рисунками. «Экран» готов. В каждом кадре ребенок читает по 2 строчки, после рисует и раскрашивает кадр. Количество кадров зависит от уровня чтения ребенка. Потом ребенок показывает домашний театр, по картинкам рассказывает , о чем он прочитал.
- Раскрась/нарисуй картинку.
а) Нарисуй к тексту картинку или раскрась картинку так, как сказано в тексте.
б) Нарисуй продолжение рассказа. Читается небольшая часть текста-повествования родителем. Ребенку предлагается нарисовать продолжение рассказа, сказки. А после самому прочитать и узнать, чем же заканчивается этот рассказ.
4.Слово заблудилось. Верни слова на место в предложение.
5.Инсценировка. Дети разыгрывают прочитанные побасёнки.
Приемы, направленные на улучшение техники чтения:
- «На буксире». Взрослый читает более быстрым темпом. Ребенок старается успевать за ним. Если ребенок отстает, взрослый снижает темп.
- Многократное чтение. Проводится с секундомером или песочными часами. Сначала читает взрослый, чтобы ребенок осознал и осмыслил прочитанное. По истечении минуты ученик отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка. При этом ребенок опять делает отметку. Во второй раз ребенок читает на несколько слов больше. Увеличение темпа вызывает положительные эмоции, им хочется читать еще раз . Однако более 3 раз не следует читать один отрывок. Если перейти на новый отрывок , то можно увидеть, что 1-2 предложения дети прочитают в прошлом темпе. Очень полезно сравнивать результаты ,достигнутые учеником, с его прежними. Поэтому рекомендуется иметь личный листок учета скорости чтения. Сравниваются результаты через неделю, месяц. Дети видят результат.
- Для класса: «Соревнование». Дети разбиваются по группам приблизительно с одинаковой техникой чтения и читают на скорость.
4.Чтение скороговорок. При работе со скороговорками следует придерживаться следующего алгоритма: в скороговорках следует выяснить её смысл, затем преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.
Работа со скороговоркой направлена на отработку чистоты звука, а затем интонации с помощью заданий.
Попросите ребёнка прочитать одну и ту же скороговорку с различными эмоциями. Например, с радостью, злостью, грустью, удивлением, восторгом, предостережением и т.д.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
1.Выбери нужную картинку.
Прочитайте слова, составьте из них предложение и запиши его схему. Отметьте галочкой соответствующую ему картинку.
- Миш|ка , выс|ту|па|л, цир|ке , дрес|си|ро|ван|ный, в.
___________________________________________________
- Гри|бы, в, бе|лоч|ка, кор|зин|ке, нес|ла
- Ба|буш|ка, в, вя|жет, крес|ле, спи|ца|ми, плат|ки.
- В, кош|ка, ма|лень|ку|ю,аквариуме, ло|вит, рыб|ку.
__________________________________________
- На, играют, площадке, ребята, мяч, в.
________________________________________
- Го|то|вит, на, торт, по|вар, вкус|ный, кух|не.
___________________________________________
- Ре|бя|та, в, пи|шут, на, тет|ра|дях, у|ро|ках.
____________________________________________
2. Тексты к диафильму.
1. Гном гу|лял.(1кадр)
Гном иг|рал.(2 кадр)
Гря|нул гром.(3 кадр)
-А|у, гном!
Гном гу|лял.
Гном иг|рал.
Гря|нул гром.
-А|у,гном!
2.В ле|су ко|за.(1 кадр)
У ко|зы ко|са. (2 кадр)
Зве|нит ко|са-
Се|но ко|сит ко|за.(3 кадр)
В ле|су ко|за.
У ко|зы ко|са.
Зве|нит ко|са-
Се|но ко|сит ко|за.
3. Как дети играли.
Та|ма|ра и Та|ня иг|ра|ли. О|ни о|де|ли кук|лу, мы|ли ру|ки Ду|не.(1 кадр)
Кор|ми|ли кук|лу ма|ми|ны|ми кот|ле|та|ми. (2кадр)
А Ди|на и То|ня иг|ра|ли так. То|ня отк|ры|ла тет|ра|ди. У Ди|ны мел. Как на у|ро|ке. (3 кадр)
Та|ма|ра и Та|ня иг|ра|ли. О|ни о|де|ли кук|лу, мы|ли ру|ки Ду|не.
Кор|ми|ли кук|лу ма|ми|ны|ми кот|ле|та|ми.
А Ди|на и То|ня иг|ра|ли так. То|ня отк|ры|ла тет|ра|ди. У Ди|ны мел. Как на у|ро|ке.
4. Фо|тог|раф Во|ва.
Гля|ди|те: э|то дед Фе|дот. Он дрем|лет о|ко|ло во|рот.(1 кадр)
А э|то кот. И он Фе|дот. Ку|да-то ми|мо он и|дет. (2 кадр)
А вот фо|тог|раф Во|ва. Ми|ну|та -и го|то|во. (3 кадр)
-Гля|ди|те на фо|то Де|да Фе|до|та!
-Где тут дед? Де|да нет. Тут Фе|дот, да не тот. Вот.(4 кадр)
Гля|ди|те: э|то дед Фе|дот. Он дрем|лет о|ко|ло во|рот.
А э|то кот. И он Фе|дот. Ку|да-то ми|мо он и|дет.
А вот фо|тог|раф Во|ва. Ми|ну|та -и го|то|во.
-Гля|ди|те на фо|то Де|да Фе|до|та!
-Где тут дед? Де|да нет. Тут Фе|дот, да не тот. Вот.
5.У Ли|зы сан|ки. Ка|тит|ся Ли|за с гор|ки.(1 кадр)
Вдруг сан|ки- в ка|нав|ку, Ли|за –в снег.(2 кадр)
Вста|ла- и не Ли|за, а Дед Мо|роз. (3 кадр)
Ве|се|ло Ли|зе. Взя|ла сан|ки- и сно|ва на гор|ку.(4 кадр)
У Ли|зы сан|ки. Ка|тит|ся Ли|за с гор|ки.
Вдруг сан|ки- в ка|нав|ку, Ли|за –в снег.
Вста|ла- и не Ли|за, а Дед Мо|роз.
Ве|се|ло Ли|зе. Взя|ла сан|ки- и сно|ва на гор|ку.
6. У|дит Фе|дя ры|бу. (1 кадр)
У кус|та бан|ка для у|ло|ва.(2 кадр)
А за кус|том Фе|дин кот. (3 кадр)
И он ры|бу ло|вит. Из бан|ки.(4 кадр)
У|дит Фе|дя ры|бу. (1 кадр)
У кус|та бан|ка для у|ло|ва.
А за кус|том Фе|дин кот.
И он ры|бу ло|вит. Из бан|ки.
7.Фе|дя сде|лал ма|ме на кух|ню пол|ку для по|суды.(1 кадр)
Из фа|не|ры смас|те|рил па|ро|ход для детс|ко|го са|ди|ка. (2 кадр)
А сест|рён|ке на|ри|со|вал кар|тин|ку к сказ|ке про храб|ро|го порт|но|го.(3 кадр)
Не|да|ром ма|ма хва|лит Фе|дю: «На все ру|ки мас|тер!»(4 кадр)
Фе|дя сде|лал ма|ме на кух|ню пол|ку для по|суды.
Из фа|не|ры смас|те|рил па|ро|ход для детс|ко|го са|ди|ка.
А сест|рён|ке на|ри|со|вал кар|тин|ку к сказ|ке про храб|ро|го порт|но|го.
Не|да|ром ма|ма хва|лит Фе|дю: «На все ру|ки мас|тер!»
8.Ми|тя и Кос|тя дол|го хо|ди|ли по ле|су и по|те|ря|ли до|ро|гу. (1 кадр)
А тут стем|не|ло, по|хо|ло|да|ло. Ми|тя от ис|пу|га зах|ны|кал. (2 кадр)
А Кос|тя не хны|кал. Он тас|кал су|хи|е вет|ки. (3 кадр)
Ско|ро вспых|нул кос|тёр. Ста|ло свет|ло и теп|ло. (4 кадр)
Пла|мя за|ме|тил ста|рик о|хот|ник. Он вы|вел ре|бят из ле|са. (5 кадр)
Ми|тя и Кос|тя дол|го хо|ди|ли по ле|су и по|те|ря|ли до|ро|гу.
А тут стем|не|ло, по|хо|ло|да|ло. Ми|тя от ис|пу|га зах|ны|кал.
А Кос|тя не хны|кал. Он тас|кал су|хи|е вет|ки.
Ско|ро вспых|нул кос|тёр. Ста|ло свет|ло и теп|ло.
Пла|мя за|ме|тил ста|рик о|хот|ник. Он вы|вел ре|бят из ле|са.
9. …А ли|сич|ки взя|ли спич|ки,
К мо|рю си|не|му пош|ли,
Мо|ре си|не|е зажг|ли.(1 кадр)
Мо|ре пла|ме|нем го|рит,
Вы|бе|жал из мо|ря кит:
«Эй, по|жар|ны|е, бе|ги|те!
По|мо|ги|те, по|мо|ги|те!»( 2 кадр)
Дол|го, дол|го кро|ко|дил
Мо|ре си|не|е ту|шил
Пи|ро|га|ми, и бли|на|ми,
И су|ше|ны|ми гри|ба|ми…(3 кадр)
А ли|сич|ки взя|ли спич|ки,
К мо|рю си|не|му пош|ли,
Мо|ре си|не|е зажг|ли.
Мо|ре пла|ме|нем го|рит,
Вы|бе|жал из мо|ря кит:
«Эй, по|жар|ны|е, бе|ги|те!
По|мо|ги|те, по|мо|ги|те!»
Дол|го, дол|го кро|ко|дил
Мо|ре си|не|е ту|шил
Пи|ро|га|ми, и бли|на|ми,
И су|ше|ны|ми гри|ба|ми…
10.У лу|ко|морь|я дуб зе|лё|ный,
Зла|та|я цепь на ду|бе том.(1 кадр)
И днём и ночь|ю кот учё|ный
Все хо|дит по це|пи кру|гом;
Идёт нап|ра|во-песнь за|во|дит,
На|ле|во-сказ|ку го|во|рит. (2 кадр)
Там чу|де|са: там ле|ший бро|дит,
Ру|сал|ка на вет|вях си|дит; (3 кадр)
Там на не|ве|до|мых до|рож|ках
Сле|ды не|ви|дан|ных зве|рей;(4 кадр)
Из|буш|ка там на курь|их нож|ках
Сто|ит без о|кон, без две|рей…(5 кадр)
…В тем|ни|це там ца|рев|на ту|жит,
А бу|рый волк ей вер|но слу|жит;(6 кадр)
Там сту|па с Ба|бо|ю Я|гой
И|дёт, бре|дёт са|ма со|бой;(7 кадр)
Там царь Ка|щей над зла|том чах|нет;
Там рус|ский дух… Там Русь|ю пах|нет!(8 кадр)
У лу|ко|морь|я дуб зе|лё|ный,
Зла|та|я цепь на ду|бе том.
И днём и ночь|ю кот учё|ный
Все хо|дит по це|пи кру|гом;
Идёт нап|ра|во-песнь за|во|дит,
На|ле|во-сказ|ку го|во|рит.
Там чу|де|са: там ле|ший бро|дит,
Ру|сал|ка на вет|вях си|дит;
Там на не|ве|до|мых до|рож|ках
Сле|ды не|ви|дан|ных зве|рей
Из|буш|ка там на курь|их нож|ках
Сто|ит без о|кон, без две|рей…
В тем|ни|це там ца|рев|на ту|жит,
А бу|рый волк ей вер|но слу|жит
Там сту|па с Ба|бо|ю Я|гой
И|дёт, бре|дёт са|ма со|бой
Там царь Ка|щей над зла|том чах|нет;
Там рус|ский дух… Там Русь|ю пах|нет!
3. Нарисуй картинку.
1.Подчеркни в стихотворении И.Муравейки «Мяч-хвастун» слова мяча и нарисуй к нему картинку.
Мяч-хвас|тун
Крик|нул мя|чик:
-За|хо|чу
И на не|бо
У|ле|чу!-
За|вер|тел|ся,
За|кру|жил|ся
И в ка|на|ве
О|чу|тил|ся.
2.Подчеркни в стихотворении З.Новлянской «Самая хорошая игрушка» слова, называющие признаки «моей» игрушки одним цветом, а признаки «твоей» игрушки –другим цветом. Нарисуй эти игрушки.
Са|мая хо|ро|ша|я иг|руш|ка
У мо|ей иг|руш|ки-нож|ки,
У тво|ей –ко|лё|си|ки,
У тво|ей блес|тит ма|куш|ка,
У мо|ей во|ло|си|ки.
У мо|ей иг|руш|ки-хвос|тик,
У тво|ей-тру|ба тор|чит!
И мо|я то ржёт, то ска|чет,
А тво|я –пых|тит-кри|чит.
Ну и что же , что ко|лё|са,
И фо|на|рик и тру|ба!
Нет, не ста|ну я ме|нять|ся
Ни за что и ни|ког|да!
3.Подчеркни в стихотворении Л.Яхнина «Апрель» слова, называющие то, о чём говорится в стихотворении. Нарисуй к нему картинку.
Ап|рель
Си|нее не|бо,
Си|ние те|ни.
Си|ни|е ре|ки
Сбро|си|ли лёд.
Си|ний под|снеж|ник
Жи|тель ве|сен|ний,
На си|ней про|та|лин|ке
Сме|ло рас|тёт.
4. Отгадай загадки. Про что говорится в загадках: про то, что бывает , или про то, чего не бывает? Нарисуй разгадки.
Я без|ру|кий, я без|но|гий,
То ка|та|юсь по до|ро|ге,
То по у|ли|це ска|чу,
То по воз|ду|ху ле|чу.
В си|нем не|бе лишь один
Зо|ло|тис|тый а|пель|син.
Ми|но|ва|ло три не|де|ли
А|пель|си|на мы не е|ли.
Но ос|та|лась в не|бе толь|ко
А|пель|си|но|ва|я доль|ка.
Хвос|ти|ком ви|ля|ет
Зу|бас|та, а не ла|ет.
Вес|ной вы|рас|та|ют,
О|сень|ю о|па|да|ют.
Не жуж|жу, ког|да си|жу,
Не жуж|жу, ког|да хо|жу,
Не жуж|жу, ког|да тру|жусь,
А жуж|жу, ког|да кру|жусь.
Е|жед|нев|но,
В шесть ут|ра,
Я тре|щу:
Вста|вать по|рррра!
5. Прочитай стихотворение В.Орлова. Нарисуйте главных героев стихотворения.
Встре|ча
Пов|стре|чал у|лит|ку Жук:
-Ты не бой|ся,
Я твой друг!
Что нас|та|ви|ла
Ро|га на ме|ня,
Как на вра|га?
Коль дру|зей
Встре|чать ро|га|ми-
Ста|нут все они вра|га|ми!
6.Вспомните названия и автора этих произведений.Прочитайте и подчеркните слова-признаки, характеризующие главного героя. Нарисуйте главного героя.
Вдруг из ма|ми|ной из спаль|ни,
Кри|во|но|гий и хро|мой,
Вы|бе|га|ет у|мы|валь|ник
И ка|ча|ет го|ло|вой.
***
Прочитайте отрывок и подчеркните слова, которые говорит Комарик. Нарисуйте главного героя.
Вдруг от|ку|да-то ле|тит
Ма|лень|кий Ко|ма|рик
И в ру|ке его го|рит
Ма|лень|кий фо|на|рик.
-Где у|бий|ца? Где зло|дей?
Не бо|юсь е|го ког|тей!
7.Прочитайте начало текста. Подумайте , что случилось потом с главными героями. Нарисуйте продолжение этой истории.
Му|ра|вей и го|луб|ка
Му|ра|вей под|полз к ре|ке пить. Вдруг нак|ры|ла его вол|на, и стал му|ра|вей то|нуть. У|ви|де|ла е|го го|луб|ка и бро|си|ла е|му вет|ку…
Прочитай и узнай, чем закончилась эта история.
…Му|ра|вей сел на вет|ку и спас|ся. О|хот|ник пос|та|вил се|ти. Он хо|тел пой|мать го|луб|ку. Му|ра|вей под|полз к о|хот|ни|ку и у|ку|сил е|го за но|гу.
Чья концовка оказалась более интересной, твоя или автора?
8. Прочитайте начало текста. Подумайте , что случилось потом с главным героем. Нарисуйте продолжение этой истории.
Мур|зик был не|до|гад|лив, и по|то|му с ним всег|да слу|ча|лись нес|часть|я: то е|го жа|ли|ла о|са- и он ва|лял|ся с виз|гом по зем|ле и мял тра|ву, то е|му от|дав|ли|ва|ли ла|пу, то он, во|ру|я мёд, из|ма|зы|вал им мох|на|ту|ю мор|ду до са|мых у|шей. К мор|де при|ли|па|ли листь|я и ку|ри|ный пух.
Но боль|ше все|го Мур|зик из|во|дил нас сво|и|ми по|пыт|ка|ми сгрызть всё, что е|му по|па|да|лось под ру|ку. Из|гры|зен|ны|е ве|щи он всег|да сно|сил в чу|лан, где их и на|хо|ди|ли. На|ко|нец Мур|зик доб|рал|ся до ре|зи|но|вой лод|ки. Он дол|го пы|тал|ся ух|ва|тить её за борт, но лод|ка бы|ла о|чень ту|го на|ду|та, и зу|бы сколь|зи|ли. Ух|ва|тить бы|ло не за что. Тогда Мур|зик по|лез в лод|ку и на|шёл там е|дин|ствен|ну|ю вещь, ко|то|ру|ю мож|но бы|ло сже|вать…
Узнайте, чем же закончилась эта история.
Мур|зик на|чал же|вать ре|зи|но|ву|ю проб|ку. Ею был затк|нут кла|пан, вы|пус|ка|ю|щий воз|дух.
Мур|зик лёг, за|жал проб|ку ла|па|ми и за|вор|чал- проб|ка е|му на|чи|на|ла нра|вить|ся.
Он грыз её дол|го. Ре|зи|на не под|да|ва|лась. Толь|ко через час он её раз|грыз, и тог|да слу|чи|лась страш|на|я вещь. Гус|та|я стру|я воз|ду|ха с рё|вом выр|ва|лась из кла|па|на, как во|да из по|жар|но|го шлан|га, у|да|ри|ла в мор|ду, под|ня|ла на Мур|зи|ке шерсть и под|бро|си|ла е|го в воз|дух.
Мур|зик чих|нул, взвизг|нул и по|ле|тел в за|рос|ли кра|пи|вы, а лод|ка е|щё дол|го свис|те|ла, ры|ча|ла, и бо|ка е|ё тряс|лись и ху|де|ли на гла|зах.
9. Прочитайте историю о приключениях мышонка, которую написал Л.Толстой. Догадайтесь, кого встретил мышонок на своём пути. Нарисуйте этих «зверей».
Мыш|ка выш|ла гу|лять. Хо|ди|ла по дво|ру и приш|ла о|пять к ма|те|ри.
-Ну, ма|туш|ка, я двух зве|рей ви|де|ла. О|дин страш|ный, а дру|гой доб|рый.
Мать ска|за|ла:
-Ска|жи, ка|ки|е э|то зве|ри?
-О|дин страш|ный, хо|дит по дво|ру вот э|так: но|ги у не|го чёр|ны|е, хо|хол крас|ный, гла|за на|вы|ка|те, а нос крюч|ком. Ког|да я ми|мо шла, он от|крыл пасть, но|гу под|нял и стал кри|чать так гром|ко, что я от стра|ха не зна|ла, ку|да ид|ти. А дру|гой зверь ле|жал на сол|ныш|ке и грел|ся. Шей|ка у не|го бе|ла|я, нож|ки се|ры|е, глад|ки|е, сам ли|жет сво|ю бе|лу|ю груд|ку и хвос|ти|ком чуть дви|жет, на ме|ня гля|дит.
Кого на самом деле стоит бояться мышке?
10.Прочитайте начало произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Подумайте , кого встретили главные герои. Нарисуйте этого зверя.
Страш|ный рас|сказ.
Маль|чи|ки Шу|ра и Пе|тя ос|та|лись од|ни. О|ни жи|ли на да|че-у са|мо|го ле|са, в ма|лень|ком до|ми|ке. В этот ве|чер па|па и ма|ма уш|ли в гос|ти.
Ког|да стем|не|ло, Пе|тя и Шу|ра са|ми у|мы|лись , са|ми раз|де|лись и лег|ли спать в сво|и пос|тель|ки.
Ле|жат и мол|чат. Ни па|пы, ни ма|мы нет.
В ком|на|те тем|но. И в тем|но|те по сте|не кто-то пол|за|ет , шур|шит…
Шу|ра и го|во|рит со сво|ей кро|ва|ти:
-Мне сов|сем не страш|но.
-Мне то|же сов|сем не страш|но, от|ве|ча|ет Пе|тя с дру|гой кро|ва|ти.
-Мы во|ров не бо|им|ся, го|во|рит Шу|ра.
-Лю|до|е|дов то|же не бо|им|ся, -от|ве|ча|ет Пе|тя.
-Тиг|ров не бо|им|ся,-го|во|рит Шу|ра.
-О|ни сю|да не при|дут,-от|ве|ча|ет Пе|тя.
И толь|ко Шу|ра хо|тел ска|зать, что он кро|ко|ди|лов не бо|ит|ся, как вдруг о|ни слы|шат…за дверь|ю, в се|нях, кто-то нег|ром|ко то|па|ет но|га|ми по по|лу: топ…топ…шлёп…шлёп…топ
Как бро|сит|ся Пе|тя к Шу|ре на кро|вать! О|ни зак|ры|лись с го|ло|вой о|де|я|лом, при|жа|лись друг к дру|гу. Ле|жат ти|хо-ти|хо, что|бы их ник|то не ус|лы|шал.
Топ…топ…шлёп…шлёп…топ…шлёп…
А че|рез о|де|я|ло всё рав|но слыш|но, как кто-то за дверь|ю хо|дит и то|па|ет….
Прочитай концовку этого рассказа и узнай, какой «страшный» зверь испугал ребят.
Но тут приш|ли па|па с ма|мой. О|ни от|кры|ли две|ри, вош|ли в дом, зажг|ли свет. Пе|тя и Шу|ра им всё рас|ска|за|ли. Тут ма|ма с па|пой зажг|ли е|щё од|ну лам|пу и ста|ли смот|реть по всем ком|на|там, во всех уг|лах. Нет ни|ко|го. И вдруг вдоль сте|ны кто-то как про|бе|жит в угол… Про|бе|жал и свер|нул|ся в уг|лу ша|ри|ком. Смот|рят-да э|то ё|жик! Он, вер|но, из ле|са заб|рал|ся в дом.
4.Слово заблудилось
1. Верни на место слова, пропущенные в стихотворении С.Маршака: «половинку», «не вернёшь», «купил», «не отдашь». Нарисуй предметы, которые просят у Гриши.
Жа|ди|на
-Гри|ша, Гри|ша, дай мне нож.
-Ты об|рат|но ……………
-Дай-ка, Гри|ша, ка|ран|даш.
-Ты об|рат|но…………….
-Гри|ша, Гри|ша, дай ре|зин|ку.
-Ты от|ку|сишь ……………
-Гри|ша, Гри|ша, дай чер|нил.
-Ты бы сбе|гал ……………….
2.В стихотворении Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…» пропущено несколько слов: «под|мёл», «мес|та|ми», «пос|ти|рал», «кар|тош|ки», «сы|нок». Верни эти слова на место.
Ес|ли был бы я дев|чон|кой…
Ес|ли был бы я дев|чон|кой…
Я бы вре|мя не те|рял!
Я б на у|ли|це не пры|гал,
Я б ру|баш|ки ………………
Я бы вы|мыл в кух|не пол,
Я бы в ком|на|те ……………..
Пе|ре|мыл бы чаш|ки, лож|ки,
Сам на|чис|тил бы……………
Все сво|и иг|руш|ки сам
Я б рас|ста|вил по ……………
От|че|го я не дев|чон|ка?
Я бы ма|ме так по|мог!
Ма|ма сра|зу бы ска|за|ла:
-Мо|лод|чи|на ты,
…………………………………!
3.Стихотворение З.Новлянской про то, как бывает, растеряло много слов. Верни слова на свои места.
Вот эти слова: «солн|це», «маль|чик», «Ша|рик», «кош|ка».
…………………………ищет мячик во дворе.
…………………………гложет кости в конуре.
………………………….мур-мурлычет на окне.
………………………….ярко светит в вышине.
4. Прочитай стихотворения , подчеркни слова, в которых буква заблудилась. Исправьте ошибки, напишите правильные буквы.
Зак|ри|чал о|хот|ник: — Ой!
Две|ри го|нят|ся за мной!
***
Кук|лу вы|ро|нив из рук,
Ма|ша мчит|ся к ма|ме: —
Там пол|зёт зе|лё|ный лук
С длин|ны|ми у|са|ми!..
***
Пос|мот|ри|те-ка, ре|бят|ки:
Ра|ки вы|рос|ли на гряд|ке!
***
Та|ет снег. Те|чёт ру|чей.
На вет|вях пол|но вра|чей.
***
Мы со|би|ра|ли ва|силь|ки.
На го|ло|вах у нас — щен|ки.
***
На по|жел|тев|шу|ю тра|ву
Ро|ня|ет лев сво|ю лист|ву.
***
Ма|ма с боч|ка|ми пош|ла
По до|ро|ге вдоль се|ла.
***
Жуч|ка буд|ку не до|е|ла:
Не|о|хо|та. На|до|е|ло.
***
Ми|ша дров не на|пи|лил,
Печ|ку кеп|ка|ми то|пил.
***
Си|не|ет мо|ре перед на|ми.
Ле|та|ют май|ки над вол|на|ми.
***
Врач на|пом|нил дя|де Ми|те:
— Не за|будь|те об од|ном:
О|бя|за|тель|но при|ми|те
Де|сять ца|пель пе|ред сном.
***
Се|ли в лож|ку и — ай|да! —
По ре|ке — ту|да, сю|да.
***
На бо|ло|те нет до|рог.
Я по кош|кам — скок да скок!
***
За|бо|дал ме|ня ко|тёл,
На не|го я о|чень зол!
***
На вол|ке — сме|та|на,
тво|рог, мо|ло|ко.
И рад бы по|есть,
Да дос|тать не|лег|ко...
4.Инсценировка
Прочитай побасёнки и разыграй их со своим товарищем
– Я|му ко|пал?
– Ко|пал.
– В я|му у|пал?
– У|пал.
– В я|ме си|дишь?
– Си|жу.
– Лест|ни|цу ждёшь?
– Жду.
– Я|ма сы|ра?
– Сы|ра.
– Как го|ло|ва?
– Це|ла.
– Зна|чит, жи|вой?
– Жи|вой.
– Ну, я по|шёл до|мой.
***
- Брат|цы, брат|цы! Я мед|ве|дя пой|мал!
- Так ве|ди е|го сю|да.
- Да он не и|дёт.
- Ну, так сам и|ди!
- Да он дер|жит ме|ня! Ай!
***
- Фе|дул, что гу|бы на|дул?
- Каф|тан про|жёг.
- Мож|но за|шить!
- Да иг|лы нет.
- А ве|ли|ка ли ды|ра-то?
- О|дин во|рот ос|тал|ся.
***
- Сбил-ско|ло|тил - вот ко|ле|со;
Сел да по|е|хал - ах, хо|ро|шо!
О|бер|нул|ся на|зад –
Од|ни спи|цы ле|жат!
***
– Уж так ме|ня про|си|ли, так не пус|ка|ли…
- А ку|да про|си|ли?
- С ха|ты.
- А ку|да не пус|ка|ли?
- Да… в ха|ту…
***
– Смот|ри, по|мо|гай на|шим!
- А ка|кие ж ва|ши?
- А те, что по|беж|дать бу|дут.
***
– Ты пи|рог съел?
- Нет, не я.
-А вкус|ный был?
- О|чень…
***
- Здо|ро|во, ку|ма!
- На рын|ке бы|ла!
- Ни|как ты, ку|ма , глу|ха?
- Ку|пи|ла ку|ри|цу и пе|ту|ха.
- Про|щай, ку|ма.
- Пять ал|тын да|ла.
***
- Тит, и|ди мо|ло|тить!
- Брю|хо бо|лит!
- Тит, и|ди щи хле|бать!
- А где мо|я боль|ша|я лож|ка?
***
– Раз|день ме|ня.
Ра|зуй ме|ня,
У|ло|жи ме|ня,
Пок|рой ме|ня,
Пе|ре|вер|ни ме|ня,
А там, по|ди, ус|ну я сам.
***
– Са|дись, ба|ба, под|везу!
- Да нет вре|ме|ни! Ид|ти на|до ско|рей…
***
– И|ван, и|ди ра|бо|тать!
- Не мо|гу: но|ги бо|лят.
- И|ван, и|ди есть.
- Бе|гу, бе|гу. Без ме|ня не на|чи|най|те.
***
– Ты что де|ла|ешь?
- Ни|че|го.
- А что он де|ла|ет?
- Да вот мне по|мо|гать при|шёл.
***
- А|ку|ля, ты что шьешь не от|туля?
- Да я, ма|мень|ка, ещё по|роть бу|ду!
***
-Се|на дал ло|ша|ди?
-Дал.
-На|по|ил ло|шадь?
-На|по|ил.
-Так и|ди зап|ря|гай.
-А где о|на?
***
-И|ван, ска|жи мо|ей ло|ша|ди: тпру!
-А сам что ж?
-Да гу|бы за|мёрз|ли.
***
-Сы|сой, а Сы|сой! Под|ве|зи до де|рев|ни!
-Ко|ню тя|же|ло бу|дет.
-Нет, не бу|дет! Я ся|ду, а ко|роб се|бе на ко|ле|ни по|ло|жу.
-Ну, е|же|ли так, то са|дись.
Скороговорки
1. Бе|лы|е ба|ра|ны би|ли в ба|ра|ба|ны.
2.Во|до|воз вез во|ду из во|доп|ро|во|да.
3.Дед До|дон в ду|ду ду|дел, Дим|ку дед ду|дой за|дел.
4.Ле|же|бо|ка ры|жий кот от|ле|жал се|бе жи|вот.
5. Зим|ним ут|ром от мо|ро|за на за|ре зве|нят бе|рё|зы.
6. О|ко|ло ко|ла ко|ло|ко|ла.
7.Гал|ка се|ла на за|бор,
Грач за|вёл с ней раз|го|вор.
- Хох|ла|ты|е хох|луш|ки хо|хо|том хо|хо|та|ли.
- Дя|тел си|дел на ёл|ке и дол|бил щёл|ки.
- Ра|ма ра|но ро|зо|ве|ет, ра|ма ра|да – солн|це гре|ет.
11.Но|сит Се|ня се|но в се|ни. Спать на се|не бу|дет Се|ня.
12.Тол|ком тол|ко|вать, да без тол|ку рас|пе|ре|тол|ко|вы|вать.
13.Цып|ля|та и ку|ри|ца пьют чай на у|ли|це.
14.Че|ре|па|ха, не ску|ча|я, час си|дит за чаш|кой ча|я.
15.Шесть мы|шат в ша|ла|ше шур|шат.
16. Щёт|кой чи|щу я щен|ка, ще|ко|чу е|му бо|ка.
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие в страну звуков.
Цель: систематизировать изученный материал по программе 0 класса;
развивать творческие способности;
Оборудование: билетики-приглашения в страну звуков; костюмы героев; рисунки Тима и Тома и изображения различной еды к ним; карты знаний на каждого ребенка; изображения: сундук, утка, яйцо, иголка.
Роли звуковичков, Тима и Тома, карликов-гномов берут на себя ребята 1 или 2 классов.
Ход урока.
- Перед входом в класс дети пишут на билетиках звуками свои имена. Дети входят в класс с билетиками, которые звуковички проверяют.
- Страна гласных звуков.(слайд)
Гласный звуковичок: Ребята, вы меня узнали? Каким образом произносятся гласные звуки? Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Игра «Сторожа»
-Вы сейчас будете «сторожами» замков и должны пропускать в замок только те слова, которые начинаются на гласный звук (показать жестом), а остальным словам вы преграждаете путь (показать жестом). Звуковичок называет разные слова на гласные и согласные звуки, а дети «пропускают» или «преграждают» им путь.
Дети «переходят» в страну согласных звуков.
- Страна согласных звуков. Выходит согласный звуковичок:
-Ребята, вы меня узнали? Кто я? Как произносятся согласные звуки? Какие бывают согласные звуки? Как они обозначаются?»
-Ребята, на согласные звуки постоянно нападает злой волшебник Палецвротнеклади. Защитите звуки от злого волшебника! Для этого вам нужно специальное оружие ( раздает детям значки для обозначения согласных звуков.) Звуковичок называет разные звуки. Когда дети слышат согласные звуки, поднимают соответствующие значки.
-Ребята, все согласные звуки живут в домиках у Тима и Тома. Догадались, какие звуки живут у Тима, а какие у Тома? Тим и Том очень голодные. Давайте их накормим. Какую еду ест Том (начинается на твердый согласный), а какую Тим (начинается на мягкий согласный)? Дети распределяют по твердости, мягкости начальные звуки в названиях еды и крепят к Тиму и Тому.)
Дети «идут» дальше и видят Богатыря.
4.-Богатырь будет сражаться против Кощея Бессмертного. Жизнь Кощея спрятана в иголке, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке. Чтобы Богатырь победил Кощея, надо его одеть. Богатырь просит помощи у детей. ( дети соотносят схемы и картинки: латы, шлем, меч, конь) Ребята «одевают» Богатыря.
-Вот Богатырь размахнулся мечом, чтобы разбить сундук. Назовите первый звук слова «сундук», чтобы помочь богатырю. Дайте характеристику звука. Потом также работают со словом «утка», «яйцо», «иголка» и побеждают Кощея.
Ребята «идут» дальше. На пути им встречаются карлики-гномы.
5.Злобные карлики-гномы в стране звуков. Они преграждают вам путь.
Гномы: Мы посылаем на Вас 1) ураган 2)комары 3) жара (схемы) .Дети отбивают все бедствия, составляя схемы на слова, которые придумали: замок, дым, , вода.
Гномы вручают детям билеты в страну слов.
6.Рефлексия.
-Ребята, чему мы научились в стране звуков?
Детям дается карта знаний, в которой они раскрашивают звезды соответствующими цветами. Карты вывешиваются на доску.
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Открытый урок
Предмет: русский язык
Класс: 2 (1-4)
Программа: развивающего обучения
(Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В./ Репкина В.В.)
Учитель: Курочкина Ю.Е.
Тема: «Родственные слова»
Цель: введение понятия «родственные слова»
.
Ход урока.
Этапы | Содержание | Примечания |
1.Организационный момент. 2.Каллиграфическая минутка. 3. Создание «ситуации успеха». 4.Возникновение ситуации «интеллектуального разрыва». 5. Фиксация этой ситуации. 6. Формулировка учебной задачи и ее решение. . 7.Этап рефлексии. 8.Итог. 7. Домашнее задание. | Запись числа, классной работы в тетради. Настрой на работу. Расписываем руку: У: Какие способы проверки орфограмм слабых позиций мы знаем? Д: Два способа: с помощью изменения слова и по орфографическому словарю. У: Давайте убедимся, что мы умеем проверять орфограммы. На доске написаны транскрипции слов. Нужно записать их с помощью букв с пропусками слабых позиций и проверить, объяснив использованный способ проверки орфограмм. Каждая группа получает набор слов и обсуждает их проверку: [д’и р’э в’й’а] [д а р’и т’] [к н’и ш к а] [г н’и з д о] [б’и р’о з а] [л’и ч’и т’] [в’э т к а] [а л’э н’] [н а с’и т’] [с а с н а] [х в а с т у н]. Д: деревья (дерево, -я --- мн.ч.), дарить (дарит, -ть --- н.ф. слова-действия), книжка (книжек), гнездо (гнезда), береза (по сл., -а --- ж.р.), лечить (лечит, -ть --- н.ф.), ветка (веток, -а --- ж.р.), олень (по сл.), носить (носит, -ть --- н.ф.), сосна (сосны), хв_стун (?). У: Как же решить орфографическую задачу в слове хв_стун? Ведь до этого слова мы прекрасно справлялись с проверкой с помощью известных нам способов? Д: Можно проверить словом хвост. Можно проверить словом хвастался. Можно проверить по орфографическому словарю. У: Давайте рассмотрим все способы проверки, которые вы предложили. Какие из них правильные и наиболее удобные? Д: Давайте посмотрим в орфографическом словаре. (…) Но этот способ слишком долгий. Проверка словом хвост не годится, т.к. слова хвастун и хвост никак не связаны между собой по смыслу. Но слово хвастался, хоть и подходит по смыслу, но не является изменением слова хвастун. Можно так объяснить: хвастун – это тот, кто хвастается. Да и звучание части основы у этих слов одинаково: хваст- . Этот способ, наверное, подходит, да и быстрее, чем по словарю. У: Слова хвастун и хвастался являются родственниками. Как ребенок похож на своих родителей или на бабушку, или на дедушку, т.к. они родственники, так и у слов есть общее и в значении и в звучании. Есть общая часть. Так можно ли проверить слово хв_стун словом хвастался? Д: Возможно, существует еще один способ проверки, помимо изменения слова и по словарю, - с помощью слов- родственников? У: Таким образом, у нас возникло два вопроса: какие слова можно считать «родственниками»? можно ли проверить орфограмму с помощью родственных слов? У: Поможет нам в решении этих вопросов задание 1 на стр. 45. (Учащиеся читают данное задание и обсуждают в группах) У: Как вы считаете, слова лес и лесник – это изменения одного и того же слова или родственные слова? Д: Это родственные слова. Они, как и у слов хвастун и хвастался, связаны по смыслу: лесник – это человек, который заботится о лесе. У этих слов есть общая часть: лес-. У: Какое слово, по вашему мнению, появилось раньше: лес или лесник? Д: Слово лес появилось раньше. А слово лесник образовалось уже от слова лес, когда у людей появилась необходимость назвать человека, ухаживающего за лесом. У: Итак, слова лес и лесник тоже родственные. У: Теперь нам уже становится ясно, что такое родственные слова? Д: Родственные - это слова, которые произошли одно от другого(или их можно объяснить одно через другое) и имеют общую часть в основе. У: Давайте вернемся к словам хвастун и хвастался. Докажите, что они по нашему определению являются родственными. Д: Слово хвастун произошло от слова хвастался. Они имеют общую часть: хваст-. У: Давайте разберем слова рыбак и рыбный (Учащиеся читают данное задание и обсуждают в группах) У: Являются ли эти слова родственными по нашему определению? Д:. Нет, по нашему определению они не являются родственными, т.к. хотя и имеют общую часть рыб- и сходны по смыслу, но произошли они не друг от друга, а от третьего слова – рыба, т.к. рыбак – это человек, который ловит рыбу, а рыбный – это то, что сделано из рыбы. У: Правильно. Давайте исправим наше определение родственных слов? Д: Родственные – это такие слова, которые произошли от одного общего слова-родственника и имеют общую часть в основе У: Раз вы так хорошо разобрались с родственными словами, то подберите родственников к словам: гриб, соль.. (Учащиеся обсуждают данное задание в группах, предлагают варианты, дополняют список родственных слов, доказывая родственную связь слов через их толкование.) У: Теперь попробуйте самостоятельно подобрать и записать родственные слова к данным: сосна, ягода. У: А почему нельзя подобрать к слову ягода слово смородина? Д: Хотя по смыслу у этих слов есть общее, но их нельзя объяснить друг через друга, а, значит, они произошли не от одного и того же слова и они не имеют общей части основы, поэтому не родственные. У: Итак, вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока: что такое родственные слова? Д: … . У: Ответили ли мы на второй вопрос? (Можно ли с помощью родственных слов проверять орфограмму слабой позиции?) Д: Нет, не успели. Мы будем отвечать на него на следующем уроке. Карточки-игры по отработке темы о родственных словах. | Настрой на аккуратность. Фиксация на доске и в тетради. Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия». Все варианты проверки фиксируются на доске и в тетради: хв_стун хвост хвастался по словарю … Фиксация правильности: +, - Подчеркивается общая часть (корень) в обоих словах: хваст-. Фиксация на доске . Фиксация на доске На доске и в тетради: Лес, л_сник Фиксация: лесник – это человек, который заботится о лесе. На доске: лес лесник. Учитель может привести аналогию родственных связей у людей: родители ребенок Фиксация: хвастун – это тот, кто хвастается. Хвастался хвастун (Учебник- задание 2.) На доске и в тетради: Рыбак, рыбный – и их толкование. Рыба рыбный рыбак Коррекция определения. Фиксация решенного и задачи на следующий урок: ? способ проверки орфограмм слабых позиций по родственному слову? Фиксация открытия (на стенде и в тетради) Фиксация задачи на следующий урок. Запись в дневнике. |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Открытый урок
Предмет: русский язык
Класс: 3 (1-4)
Программа: развивающего обучения
(Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В./ Репкина В.В.)
Учитель: Курочкина Ю.Е.
Тема: « Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей
(на примере приставки) ».
Задача: Достроить понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различения
значимых частей и слов.
Цель: Открытие рядов позиционно чередующихся звуков («команд» звуков) как строительного материала
значимой части слова (на примере приставок).
Место урока в программе: после систематизации знаний о значимых частях слова.
Дата:
Ход урока.
Этапы | Содержание | Примечания |
1.Организационный момент. 2. Создание «ситуации успеха». 3.Возникновение ситуации «интеллектуального разрыва». 4. Фиксация этой ситуации. 5. Формулировка учебной задачи и ее решение. . 6.Этап рефлексии. 7.Итог. 8. Домашнее задание. | Запись числа, классной работы в тетради. Настрой на работу. У: Из чего состоят слова? Д: Из значимых частей. У: Лада, выйди к доске, покажи на схеме, какие значимые части нам известны. У: Оцените работу Лады. Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная. У: А из чего состоят эти значимые части? Д: Из букв. Из звуков. Из слогов. У: Давайте разберёмся, из чего же на самом деле состоят значимые части. Запишите слово объезд. (гласную в приставке учитель диктует орфографически; орфограмма разделительные ь и ъ знаки уже изучена, и ребёнок объясняет её самостоятельно). Выделите значимые части. Далее ведётся обсуждение разбора. У: А есть ли ещё слова с такой же приставкой? Д: разные варианты. У: Хорошо, давайте запишем некоторые из них: Обмер,объезд, обход. У доски работает Саша. У: Запишите эти слова в столбик друг под другом, но только по-особому: приставки запишите звуками, а всё остальное слово буквами. У: Оцените работу Саши. Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная. У: Одинаковы ли звуки в этих приставках? Д: Нет. У: Почему? Д: Потому что у звуков разные позиции…Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а]. У: Давайте покажем это на схеме. У: Как называются звуки, которые поочерёдно меняют позиции? Д: Позиционно чередующиеся звуки. У: Выпишите позиционно чередующиеся гласные звуки в столбик, справа от слов. У доски это сделает Аня. У: Оцените работу Ани. Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная. У: Может ли вместо звука [о] в слабой позиции появиться какой-либо другой звук, например звук [у]? Д: Нет… Д: Да… У: Почему? У: Давайте проверим. Д: Получится другое слово… Звук[о] не может работать без ударения, вместо него на работу выходит звук[а]…Это позиционное чередование. У: Давайте покажем, что это позиционное чередование. У: Подумайте, что представляют собой гласные звуки в этой приставке? Это случайный набор отдельных звуков или это единая «команда» звуков? Д: Команда. У: Что это за «команда»? Давайте посмотрим, что об этой команде сообщает Дядюшка Ага. (Учебник с.8) Федя, прочти пожалуйста: В приставке работает не набор отдельных гласных звуков, а звуковая «команда» – ряд позиционно чередующихся гласных звуков. У: Давайте покажем на схеме, что это команда, и что она работает в приставке. (Обводит скобками гласные звуки и чертит значок приставки). У: А как же работают в этой приставке согласные звуки? Д: Так же… То же позиционно чередуются… У: Поработайте в парах. Задание: Рядом с гласными звуками выпишите друг под другом все согласные звуки, которые работают в этой приставке. Обозначьте их позиции. У: Даша и Олег покажут на доске, что у них получилось. У: Оцените работу ребят. Д: Показывают «+» или «-». Обсуждение, если оценка разная. У: Почему в одной и той же приставке работают разные согласные звуки? Д: Потому что здесь звуки позиционно чередуются…Разные позиции… У: Может ли здесь появиться какой-либо другой согласный звук? Д: Нет… [б] чередуется только с [п]… Получится другое слово. Это команда… У: Давайте покажем на схеме, что это тоже команда позиционно чередующихся звуков. (Обводит скобками согласные звуки и чертит значок чередования). У: Кто же может теперь ответить на вопрос, который мы зафиксировали в начале урока? (Учитель указывает на схему с вопросом) Из чего состоит приставка? Д: Из «команд» позиционно чередующихся звуков. У: А как вы думаете, а из чего состоят другие значимые части? Д: ?…То же из «команд» позиционно чередующихся звуков… У: Давайте пока поставим на схеме вопрос. А ответить на него мы сможем на следующем уроке. У: Запишите домашнее задание. У с.20 упр.9 На следующем уроке дети должны прийти к выводу о том, что: Каждый звук в слове – это представитель какого-то ряда позиционно чередующихся звуков. Такие ряды – учёные называют их фонемами ( от греческого слова фоне – «звук» ) – это и есть тот материал, те звуковые «кирпичики», из которых строятся значимые части слов. Каждая фонема посылает в слово то один, то другой из чередующихся звуков в зависимости от того, в какой позиции ему придётся работать.
| На доске и в тетради: Фиксация на доске и в тетради. Буквы? Звуки? Слоги? Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради Объезд Один у доски, а остальные дети работают в тетради. [об]мер [аб’] ъезд [ап]ход На доске и в тетради дети отмечают сильные и слабые позиции. [об]мер [аб’]ъезд [ап]ход Остальные дети выполняют задание в тетради.
[о] [а] На доске и в тетради дети отмечают позиционное чередование [о] [а] Дети открывают учебник на с.8 На доске и в тетрадях: [о] [а] команда Дети выполняют работу в парах: [о] [б] [а] [п] [б’] команда На доске и в тетрадях: [о] [б] [а] [п] [б’] команда Фиксация на доске и в тетради.
? Буквы? Звуки? Слоги? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...