Историзмы и архаизмы
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Общее понятие об историзмах и архаизмах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istorizmy_i_arhaizmy_5_klass.docx | 533.79 КБ |
proekt_prezentatsiya.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Проект
по русскому языку
«Историзмы и архаизмы»
Выполнил:
ученик 5 б класса
Лыков Илья
Учитель:
русского языка
Панарина О. А.
г. Узловая
2018 г.
Содержание
3 Группы слов в составе архаизмов 7
4 Употребление устаревших слов 9
Список используемой литературы……………………………………………..11
Введение
Цель проекта, задачи, гипотеза и материалы
Цели:
- дать общее понятие об историзмах и архаизмах;
- научиться разграничивать данные типы устаревших слов;
- находить и определять их роль в тексте;
- развить логическое мышление;
- воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Задачи:
- собрать материал по данной теме;
- узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам;
- узнать об употреблении устаревших слов в новом значении;
- поделиться информацией со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.
Гипотеза: происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.
Материалы: тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», необходимые словари.
Русский язык и литература – это мои любимые предметы в школе. Меня заинтересовал тот факт, что многие слова выходят из употребления. А встречаясь с ними в художественных текстах, не понимаю их лексического значения. Я решил узнать по больше об устаревших словах, чтобы в полной мере насладиться чтением произведений известных русских писателей.
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие устаревают довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются. Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова: институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища) и многие другие[1].
Все устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. Первые не имеют синонимов, вторые – имеют (см. рис.1 в приложении).
1 Историзмы
Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений, называются историзмами. Они занимают в языке особое положение, являясь единственными названиями давно ушедших из нашей жизни предметов: аршин, вершок, сажень, кафтан, лапти, камзол. Поэтому у историзмов нет, и не может быть синонимов[5].
Кафтан Лапти
Устарели названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др. Нет теперь названий должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др. Нет названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др. (см. рис.2 в приложении) [1].
Теперь мы не мерим аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. Но как быть писателям, историкам, если они захотят описать минувшую эпоху? В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать давно ушедшую атмосферу эпохи, придают описанию черты исторической достоверности.
2 Архаизмы
Кроме историзмов, в нашем языке выделяются и другие типы устаревших слов. Вам не приходилось наблюдать, как то, или иное слово почему-то «попадает в немилость»? Мы всё реже употребляем его в речи, заменяя другим, и так постепенно оно забывается.
Например, актёра, когда-то называли лицедей, комедиант; говорили не путешествие, а вояж; не пальцы, а персты; не лоб, а чело. Такие устаревшие слова называют вполне современные предметы или понятия, которые теперь принято именовать по-другому. Новые названия вытеснили прежние, и они постепенно забылись. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами[4].
Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни [1].
Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь:
1) некоторыми звуками: пиит-поэт, огнь-огонь, вран - ворон.
2) ударением (акцентологические архаизмы):
символ, сударь, призрак.
3) морфологические архаизмы: свирепство-свирепость, нервический - нервный [4].
3 Группы слов в составе архаизмов
В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например, неполногласными сочетаниями звуков (младой – молодой, злато – золото, брег – берег, град – город, вран – ворон). Подобные архаизмы называются фонетическими. К ним относятся встречающиеся у писателей XIX века слова клоб (совр. клуб), нумер (совр. номер), стора (совр. штора), гошпиталь (совр. госпиталь) и подобные. Они отличаются от своих «соперников» нередко лишь одним звуком, реже – несколькими звуками или устаревшим ударением [2].
Я проанализировал отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и нашел там архаизмы:
Златая цепь на дубе том…
На брег песчаный и пустой…
Чредой из вод выходят ясных…[3].
Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками: музеум (совр. музей). Такие архаизмы называются словообразовательными. И их немало попадается нам в произведениях наших любимых поэтов – рыбарь, кокетствовать, вотще…[2].
Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы: око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука (см.рис.3 в приложении).
Как видно из примеров, устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни ещё встречаются в речи, особенно у поэтов, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые вовсе забыты.
Устаревание одного из значений слова – очень интересное явление. Результатом процесса оказывается возникновение смысловых архаизмов, то есть слов, употреблённых в необычном для нас, устаревшем значении. Знание таких архаизмов помогает правильно понимать язык писателей-классиков [4].
Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. После революции 1917 года они успели устареть, но потом вернулись, обретя новое значение [1].
4 Употребление устаревших слов
Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины.
Поэты-декабристы, современники и друзья А.С.Пушкина, использовали старославянскую лексику для создания патриотической поэзии. Большой интерес к устаревшим словам был отличительной чертой их произведений [6].
Оценив выразительные возможности высокой архаической лексики, А.С.Пушкин и в поздний период творчества обращался к ней как к незаменимому источнику возвышенного звучания речи [6].
Кого оставят равнодушными, например, строки из пушкинского «Пророка»?
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(виждь- смотри; внемли- слушай; глаголом – словом) [3].
Заключение
Гипотеза, выдвинутая мной, в начале проекта о том, что происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи полностью подтвердилась.
-Слова не исчезают бесследно;
-Они сохраняются в литературе прошлого;
-Они используются поэтами, чтобы придать высокую, торжественную окраску.
В результате работы над проектом я больше узнал о значении историзмов и архаизмов, чем они отличаются друг от друга, где можно с ними встретиться в современном мире. Я уверен, это поможет мне лучше понимать тексты на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Я разработал викторину, если кому- то интересно я готов поделиться информацией.
Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, исчезают слова, которые раньше нам казались нужными. Может быть, ученики будущего не поймут многих, понятных нам сейчас слов. В заключение хочу пожелать, чтобы каждый из нас овладел искусством использования историзмов и архаизмов и не допускал ляпсусов, вызывающих улыбку собеседника.
Список используемой литературы
- Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1997, 2005.
- В. П. Сомов. Словарь редких и забытых слов. — М.: Владос, Астрель, АСТ, 1996, 2009.
- Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Архаизм
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Историзм
- 4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011.
Приложение
Рисунок 1 – Схема устаревших слов
алтын полушка грош
Городовой Приказчик Урядник
Пищаль Единорог (пушка) Шестопер
Рисунок 2 – Примеры историзмов
Рисунок 3 – Примеры архаизмов
Викторина по теме: «Историзмы и архаизмы»
Задание: среди выделенных слов найти 5 историзмов, 4 архаизма и заполнить таблицу.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка…
здравствуй, барыня сударыня дворянка!
***
Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за чупрун таскает.
Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова молвить.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Историзмы | Архаизмы |
Ответы к викторине по теме: «Историзмы и архаизмы»
Задание: среди выделенных слов найти 5 историзмов, 4 архаизма и заполнить таблицу.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка…
здравствуй, барыня сударыня дворянка!
***
Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за чупрун таскает.
Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова молвить.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Историзмы | Архаизмы |
Душегрейка | Маковка |
Кичка | Чупрун |
Барыня | Перечить |
Сударыня | Молвить |
Дворянка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научиться разграничивать данные типы устаревших слов; находить и определять их роль в тексте; развить логическое мышление; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа. Задачи проекта: собрать материал по данной теме. узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам. узнать об употреблении устаревших слов в новом значении. поделиться информацией со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.
Гипотеза: Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют . Другие устаревают довольно быстро , мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются .
Историзмы Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений. Забрало Пищаль Кольчуга
Теперь мы не меряем аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. Кафтан Лапти Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными названиями давно ушедших из нашей жизни предметов: аршин, вершок, сажень, кафтан, лапти, камзол и др.
Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др. алтын полушка грош Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; Боярин Царь Герцог
Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; Урядник Городовой Приказчик Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; Пищаль Единорог (пушка) Шестопер
Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни Архаизмы
Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический - нервный
В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков, такие архаизмы называются фонетическими златая – золотой, брег – берег, чредой – чередой. А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом… Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных…
Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз уста – губы ланиты– щёки десница – правая рука шуйца – левая рука
Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам для создания колорита древности при изображении старины. Восстань, пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Заключение: Что происходит с вытесненными из языка словами? - О ни не исчезают бесследно; -Они сохраняются в литературе прошлого; -Они используются поэтами, чтобы придать высокую, торжественную окраску стихам.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Архаизмы и историзмы
Задание для интерактивной доски по теме "Архаизмы и историзмы"...
ИСТОРИЗМЫ и АРХАИЗМЫ
Материал для самостоятельной работы в 5-6 классах....
Презентация "Этимология слова, архаизмы, историзмы"
Эта призентация поможет вам провести интересный урок...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Архаизмы, историзмы."
Технологическая карта урока....
Стилистическое использование историзмов и архаизмов
Цель:дать общее понятие об историзмах и архаизмах;научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;способствовать развитию представлений о причинах устаревани...
Архаизмы и историзмы. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе
Внеклассное занятие об архаизации слов и тематических группах историзмов....
Практическая работа по теме "Историзмы и архаизмы"
6 класс. Работа с текстом. Развитие мыслительных навыков. Развитие речи....