Историзмы и архаизмы
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Панарьина Ольга Алексеевна

Общее понятие об историзмах и архаизмах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istorizmy_i_arhaizmy_5_klass.docx533.79 КБ
Файл proekt_prezentatsiya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №  1

Проект

по русскому языку

«Историзмы и архаизмы»

Выполнил:

ученик 5 б класса

Лыков Илья

                Учитель:

русского языка

Панарина О. А.

г. Узловая

2018 г.


Содержание

Введение        3

1 Историзмы        5

2 Архаизмы        6

3 Группы слов в составе архаизмов        7

4 Употребление устаревших слов        9

Заключение        10

Список используемой литературы……………………………………………..11

Приложение        12

Введение

Цель проекта, задачи, гипотеза и материалы        

Цели:

  1. дать общее понятие об историзмах и архаизмах;
  2. научиться разграничивать данные типы устаревших слов;  
  3. находить и определять их роль в тексте;
  4. развить логическое мышление;
  5.  воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Задачи:

  • собрать материал по данной теме;
  • узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам;
  • узнать об употреблении устаревших слов в новом значении;
  • поделиться информацией со всеми желающими  узнать об историзмах и архаизмах.

Гипотеза: происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

Материалы: тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», необходимые словари.

Русский язык и литература – это мои любимые предметы в школе. Меня заинтересовал тот факт, что многие слова  выходят  из употребления. А встречаясь с ними в художественных текстах, не понимаю их лексического значения. Я решил узнать по больше об устаревших словах, чтобы в полной мере насладиться чтением произведений известных русских писателей.  

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие устаревают довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются. Изменилась система образования в России – ушли из нашей речи слова: институт благородных девиц, классная дама, реалист (учащийся реального училища) и многие другие[1].

Все устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. Первые не имеют синонимов, вторые – имеют (см. рис.1 в приложении).


1 Историзмы

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений, называются историзмами. Они занимают в языке особое положение, являясь единственными названиями давно ушедших из нашей жизни предметов: аршин, вершок, сажень, кафтан, лапти, камзол. Поэтому у историзмов нет, и не может быть синонимов[5].

i?id=57700354&tov=2

i?id=42821984&tov=5
             Кафтан                                                        Лапти

     Устарели названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др. Нет теперь  названий должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др. Нет названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др. (см. рис.2 в приложении) [1].

Теперь мы не мерим аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. Но как быть писателям, историкам, если они захотят описать минувшую эпоху? В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать давно ушедшую атмосферу эпохи, придают описанию черты исторической достоверности.


2 Архаизмы

Кроме историзмов, в нашем языке выделяются и другие типы устаревших слов. Вам не приходилось наблюдать, как то, или иное слово почему-то «попадает в немилость»? Мы всё реже употребляем его в речи, заменяя другим, и так постепенно оно забывается.

Например, актёра,  когда-то называли лицедей, комедиант; говорили не путешествие, а вояж; не пальцы, а персты; не лоб, а чело. Такие устаревшие слова называют вполне современные предметы или понятия, которые теперь принято именовать по-другому.  Новые названия вытеснили прежние, и они постепенно забылись. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами[4].

Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни [1].  

   Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь:

1)  некоторыми звуками: пиит-поэт, огнь-огонь, вран - ворон.

2)  ударением (акцентологические архаизмы):

символ, сударь, призрак.

3)  морфологические архаизмы: свирепство-свирепость, нервический - нервный [4]. 


3 Группы слов в составе архаизмов

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например, неполногласными сочетаниями звуков (младой – молодой, злато – золото, брег – берег, град – город, вран – ворон). Подобные архаизмы называются фонетическими. К ним относятся встречающиеся у писателей XIX века слова клоб (совр. клуб), нумер (совр. номер), стора (совр. штора), гошпиталь (совр. госпиталь) и подобные. Они отличаются от своих «соперников» нередко лишь одним звуком, реже – несколькими звуками или устаревшим ударением [2].

Я проанализировал отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и нашел там архаизмы:

Златая цепь на дубе том…

На брег песчаный и пустой…

Чредой из вод выходят ясных…[3].

Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками: музеум (совр. музей). Такие архаизмы называются словообразовательными. И их немало попадается нам в произведениях наших любимых поэтов – рыбарь, кокетствовать, вотще…[2].

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы: око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука (см.рис.3 в приложении).

Как видно из примеров, устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни ещё встречаются в речи, особенно у поэтов, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые вовсе забыты.

Устаревание одного из значений слова – очень интересное явление. Результатом процесса оказывается возникновение смысловых архаизмов, то есть слов, употреблённых в необычном для нас, устаревшем значении. Знание таких архаизмов помогает правильно понимать язык писателей-классиков [4].  

Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. После революции 1917 года они успели устареть, но потом вернулись, обретя новое значение [1].  


4 Употребление устаревших слов

Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины.

Поэты-декабристы, современники и друзья А.С.Пушкина, использовали старославянскую лексику для создания патриотической поэзии. Большой интерес к устаревшим словам был отличительной чертой их произведений [6].  

Оценив выразительные возможности высокой архаической лексики, А.С.Пушкин и в поздний период творчества обращался к ней как к незаменимому источнику возвышенного звучания речи [6].

 Кого оставят равнодушными, например, строки из пушкинского «Пророка»?

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(виждь- смотри; внемли- слушай; глаголом – словом) [3].

http://fabulae.su/images/authors/8027/foto_50050.jpg


Заключение

Гипотеза, выдвинутая мной, в начале проекта  о том, что происходит  устаревание слов, но они остаются в нашей речи полностью подтвердилась.

-Слова не исчезают бесследно;

-Они сохраняются в литературе прошлого;

-Они используются поэтами, чтобы придать высокую, торжественную окраску.

 В результате работы над проектом  я больше узнал о значении историзмов и архаизмов, чем они отличаются друг от друга, где можно с ними встретиться в современном мире. Я уверен, это поможет мне лучше понимать тексты на уроках русского языка, литературы и других предметах.

Я разработал викторину, если кому- то интересно я готов поделиться информацией.

Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, исчезают слова, которые раньше нам казались нужными. Может быть, ученики будущего не поймут многих, понятных нам сейчас слов. В заключение хочу пожелать, чтобы каждый из нас овладел искусством использования историзмов и архаизмов и не допускал ляпсусов, вызывающих улыбку собеседника. 


Список используемой литературы

  1. Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1997, 2005. 
  2. В. П. Сомов. Словарь редких и забытых слов. — М.: Владос, Астрель, АСТ, 1996, 2009. 
  3.   Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Архаизм
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Историзм
  6. 4. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., Гослитиздат, 2011.

Приложение

https://allyslide.com/thumbs/37b8f7ad57be97d3601835a2a68b6703/img5.jpg

Рисунок 1 – Схема устаревших слов

http://bigslide.ru/images/40/39586/960/img2.jpg

                       https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=580aca6c4cec4b5fcfd042e09f34b967&n=21 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d64960ea782de4f7fada046e94de0505&n=21        https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=04f0eedca0db97e67f3b5bd8fc31590a&n=21

                               алтын                полушка                       грош

 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a69d0f04d81f9878bb43affb941e9b4a&n=21https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1c495e7d3ea8225e082f82107dc1b930&n=21https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7b5cdae6bffe1a727a37f42b8627e159&n=21

   
       Городовой                   Приказчик                  Урядник

                https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=36987725ea0156d95126fa96667a97cb&n=21 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8e8ecc33303a452ef22a7fe09660118a&n=21 https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6057424f83d9fa99adea57e80601d7cc&n=21

             Пищаль                       Единорог (пушка)               Шестопер

         

Рисунок 2 – Примеры историзмов

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c8b/00027d8a-fb5fb75e/img7.jpg

Рисунок 3 – Примеры архаизмов

Викторина по теме: «Историзмы и архаизмы»

Задание: среди выделенных слов найти 5 историзмов, 4 архаизма и заполнить таблицу.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей
душегрейке,
парчовая на
маковке кичка
здравствуй,
барыня сударыня дворянка!

***

 Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за
чупрун таскает.

Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова
молвить.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Историзмы

Архаизмы

Ответы к викторине по теме: «Историзмы и архаизмы»

Задание: среди выделенных слов найти 5 историзмов, 4 архаизма и заполнить таблицу.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит?
На крыльце стоит его старуха
в дорогой собольей
душегрейке,
парчовая на
маковке кичка
здравствуй,
барыня сударыня дворянка!

***

 Перед нею усердные слуги;
она бьёт их, за
чупрун таскает.

Старик не осмелился перечить,
не дерзнул поперёк слова
молвить.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Историзмы

Архаизмы

Душегрейка

Маковка

Кичка

Чупрун

Барыня

Перечить

Сударыня

Молвить

Дворянка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историзмы и архаизмы Проект подготовил: ученик 5 класса МБОУ СОШ №1 Лыков Илья Проверил: Учитель русского языка Панарина О.А

Слайд 2

Цель проекта : дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научиться разграничивать данные типы устаревших слов; находить и определять их роль в тексте; развить логическое мышление; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа. Задачи проекта: собрать материал по данной теме. узнать, почему поэты прибегают к устаревшим словам. узнать об употреблении устаревших слов в новом значении. поделиться информацией со всеми желающими узнать об историзмах и архаизмах.

Слайд 3

Гипотеза: Происходит устаревание слов, но они остаются в нашей речи.

Слайд 4

Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют . Другие устаревают довольно быстро , мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются .

Слайд 5

Историзмы Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений. Забрало Пищаль Кольчуга

Слайд 6

Теперь мы не меряем аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам кажется, слова. Кафтан Лапти Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными названиями давно ушедших из нашей жизни предметов: аршин, вершок, сажень, кафтан, лапти, камзол и др.

Слайд 7

Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др. алтын полушка грош Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; Боярин Царь Герцог

Слайд 8

Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; Урядник Городовой Приказчик Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; Пищаль Единорог (пушка) Шестопер

Слайд 9

Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни Архаизмы

Слайд 10

Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический - нервный

Слайд 11

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков, такие архаизмы называются фонетическими златая – золотой, брег – берег, чредой – чередой. А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом… Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных…

Слайд 12

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз уста – губы ланиты– щёки десница – правая рука шуйца – левая рука

Слайд 13

Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам для создания колорита древности при изображении старины. Восстань, пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Слайд 14

Заключение: Что происходит с вытесненными из языка словами? - О ни не исчезают бесследно; -Они сохраняются в литературе прошлого; -Они используются поэтами, чтобы придать высокую, торжественную окраску стихам.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архаизмы и историзмы

Задание для интерактивной доски по теме "Архаизмы и историзмы"...

ИСТОРИЗМЫ и АРХАИЗМЫ

Материал для самостоятельной работы в 5-6 классах....

Презентация "Этимология слова, архаизмы, историзмы"

Эта призентация поможет вам провести интересный урок...

Стилистическое использование историзмов и архаизмов

Цель:дать общее понятие об историзмах и архаизмах;научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;способствовать развитию представлений о причинах устаревани...

Архаизмы и историзмы. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе

Внеклассное занятие об архаизации слов и тематических группах историзмов....

Практическая работа по теме "Историзмы и архаизмы"

6 класс. Работа с текстом. Развитие мыслительных навыков. Развитие речи....