План внеклассного меропрятия по русскому языку "В лабиринте слов"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие разработано для Недели русского языка и предназначено для учащихся среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_labirinte_slov.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
внеклассного мероприятия по русскому языку «В лабиринте слов»(5кл)
Цели:
воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову; развивать интерес к глубокому изучению русского языка; расширить кругозор учащихся;
развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей ( К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.
Ведущий :
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, как вы догадались, поговорить о русском языке, показать свои знания и узнать много нового. Карл V, римский император говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. Эти слова принадлежат М.В.Ломоносову. С ним трудно не согласиться.
- Вы знаете, сколько слов в русском языке ? Их более 120 000.
Учёные считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000 - 12 000 слов, а в книжной речи человек использует 20 000 - 24000 слов. Пассивный запас (знает, но практически не употребляет ) - 30 000 слов. Ребята, что необходимо делать, чтобы наша речь была более богатой, культурной, а мы хорошо воспитанными людьми? (Читать больше хороших книг, следить за своей речью).
- Ведущий : А теперь начинаем игру «Влабиринте слов». Познакомьтесь, пожалуйста, с ареопагом (лат. Судейская коллегия).
А теперь я объясню условия игры. Перед нами 3 команды. Игра состоит из нескольких туров:
- Орфоэпия
- Лексика
- Синтаксис
- Морфемика.
- Морфология
Перед каждым туром капитаны будут подходить ко мне за заданиями. Итак, начнём.
1. Конкурс капитанов
Ведущий :
Капитаны команд, напишите по вертикали свое имя, подберите к каждой букве оценочные эпитеты, например: Оля – обаятельная, любознательная, яркая
Время- 1 минута
Максимальный балл – 3
2. Орфоэпия
Ведущий :
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь, чтобы о чём-то говорить, думать, надо его как-то называть. И самое главное: правильно его произносить! Наши слова мы составляем из звуков, выделяя какой-либо звук голосом – ударением. От того, насколько правильно мы ставим ударение, зависит понятность и правильность нашей речи.
1. Задание: исправить ошибки в стихотворении «Между прочим» Говорил он, между прочим, «КрасивЕе, Мы так хоЧем, дОсуг, шОфер, прОцент, зАем, КвАртал, пОртфель, бЮллетень. ПОверх плана выполняем, Агент звОнит целЬНый день». В. Масс, М. Червинский |
ОТВЕТ: Стихотворение «Между прочим» Говорил он, между прочим: «КрасИвее, Мы так хотИм, ДосУг, шофЁр, процЕнт, заЁм, КвартАл, портфЕль, бюллетЕнь. Сверх плана выполняем, АгЕнт звонИт целый день». |
Время – 1 минута.
Максимальный балл – 3
Ведущий читает правильный ответ.
3. Лексика
Ведущий :
Не украшают нашу речь и невнятность, торопливость, «проглатывание» букв и целых слов. Посмотрите, что произошло, когда, встретившись, два приятеля не поняли друг друга.
(Подготовить заранее выступающих)
Сценка « Несуразные вещи»
-Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- А почему они несуразные?
- Сам ты несуразный! Вещи я несу разные. Разные. Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
- Отстань!
- Да ведь ты говоришь- не сумел. А что не сумел-то?
- Мел несу! Слушать надо! Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- А зачем несёшь, если ему жена добудет?
- Какая жена? Это у Мишки- жена? Я сказал: ему надо будет, понадобится значит.
- А-а.
- А ещё у меня для Мишки новость: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- Симпатичная?
- Красивая! Зелёная такая…
- Как это?
- Зелёного цвета.
- Это что же, волосы у неё зелёные, что ли?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки!
- Что-о?
- Ну ты же сам сказал: нашлась Тамарка…
- Марка! Та марка, которую Мишка давно искал, зелёненькая такая.Прощай, некогда мне.
- Пока. Ну смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Ведущий :
Не только неправильное ударение, невнятность, торопливость, «проглатывание» букв и целых слов делает нашу речь некрасивой, неграмотной. Многие употребляют в своей речи жаргонные слова, они засоряют нашу речь, как сорняки огород. А что делают с сорняками? Выдёргивают из почвы и выбрасывают! И вам надо исключить из вашего лексикона так называемые «модные» словечки, выражения ученического, подросткового жаргона, например: ништяк, классно, клёво, прошвырнуться, тусоваться, предки и друган, другие.
1.Задание: У этих слов есть замечательные эквиваленты-синонимы. Подберите их. Ништяк, классно, клёво, прошвырнуться, тусоваться, предки, друган | ОТВЕТ: неплохо, отлично, хорошо, прогуляться, хорошо проводить время, родители, друг. (Принимаются и другие синонимичные ответы) |
Время – 1 минута.
Максимальный балл – 3
Ведущий зачитывает правильный ответ.
Ведущий : Сейчас проведём «Конкурс красноречия»
2. Задание: Командам подготовить поздравление
| Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. Время – 1 минута. Максимальный балл – 3 Ведущий зачитывает правильный ответ |
Ведущий : Пословицы
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, | Порой чему – то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится – Ведь с ней и горе - не беда. И наша речь красна пословицей! Ну что ж, приступим, господа? |
3. Задание: «Найди вторую половину»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
Время – 1 минута.
Максимальный балл – 3
Ведущий зачитывает правильный ответ
Жюри подводит итоги.
Пока подводят итоги
Ведущий :
Ребята, вы наверное ещё не знакомы с фразеологизмами. Это – устойчивые сочетания слов, смысл которых можно заменить одним словом, например: валять ваньку и бить баклуши, лапшу на уши вешать, висеть на телефоне, совать палки в колёса и другие. Очень интересно их происхож-дение. Например:
Всыпать по первое число.
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Водить за нос .
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Задание зрителям «Доскажи фразеологизм» 1. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: …………………… («Водой не разольёшь»).
2. Мы исходили городок Буквально………. (вдоль и поперёк). | 3. И так устали мы в дороге, Что еле …………. (волочили ноги)
4. Фальшивят, путают слова, Поют ……………. (кто в лес, кто по дрова)
5. Товарищ твой просит украдкой Ответ списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ………… (медвежью услугу). |
4. Синтаксис
Ведущий :
Следующее задание: вы знаете признаки текста, способы связи предложений в тексте и средства связи. Применяя ваши знания, соберите фрагменты текста в единое целое. Текст разрезан на отдельные фрагменты по абзацам, например:
Задание : Собери текст
Сказка "Почему кот только после завтрака моется"
Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай лапкой умываться.
А воробей - ну его укорять:
- Господин кот, вы же деликатного воспитания. Где же это видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?
А воробью того и надо было. Он долго не ждал - вспорхнул и улетел. Рассердился кот и с той поры зарок себе дал: пан не пан, а мыться он теперь не до завтрака, а только после завтрака будет!
Залетел как-то ранним утречком воробей в ячмень да зернышки себе поклевывает. И кот тут как тут. Притаился, приловчился, хвать воробья и потащил его к себе на завтрак.
ОТВЕТ
Сказка «Почему кот только после завтрака моется»
Залетел как-то ранним утречком воробей в ячмень да зернышки себе поклевывает. И кот тут как тут. Притаился, приловчился, хвать воробья и потащил его к себе на завтрак.
А воробей - ну его укорять:
- Господин кот, вы же деликатного воспитания. Где же это видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?
Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай лапкой умываться.
А воробью того и надо было. Он долго не ждал - вспорхнул и улетел. Рассердился кот и с той поры зарок себе дал: пан не пан, а мыться он теперь не до завтрака, а только после завтрака будет!
Задание : Собери текст
Как лиса на огороде крапиву вывела
С тем и спать пошла.
Утром в окошко взглянула – нет крапивы в огороде.
Идет мимо волк:
- Что лисонька делаешь?
- Да вот, на крапиву любуюсь. Уродилась! Весной сеяла, завтра буду собирать!
- Крапиву-то? А зачем?
- Да того, кто крапиву чует, собачий клык не берет.
- Ну, да?
- Ты, серый, смотри, к моей крапиве близко не подходи!
Вышла лиса на свой огород:
- Батюшки-лисы! Крапивы-то, крапивы!...
Взялась было ее выдергивать, да обожглась и плюнула на это дело. Сидит, думать что делать-то?
ОТВЕТ
Как лиса на огороде крапиву вывела
Вышла лиса на свой огород:
- Батюшки! Крапивы-то, крапивы выросло!...
Взялась было ее выдергивать, да обожглась и плюнула на это дело. Сидит, думать что делать-то?
Идет мимо волк:
- Что лисонька делаешь?
- Да вот, на крапиву любуюсь. Уродилась! Весной сеяла, завтра буду собирать!
- Крапиву-то? А зачем?
- Да того, кто крапиву нюхает, собачий клык не берет.
- Ну, да?
- Ты, серый, смотри, к моей крапиве близко не подходи!
С тем и спать пошла.
Утром в окошко взглянула – нет крапивы в огороде.
Время – 3 минуты.
Максимальный балл – 5
Для зрителей, пока участники собирают текст
Притча « Ад и рай»
По пустыне шел человек, с ним были его верные спутники - лошадь и собака. Они преодолели долгий путь, как вдруг увидели дверь и стоящего рядом стражника.
Человек спросил:
- Что за дверью?
Страж ответил:
- Там - рай. Если хочешь - можешь пройти.
- Я могу взять с собой друзей? - спросил человек, указывая на животных.
- Нет, только тебе разрешено пройти, - ответил страж.
Человек задумался. Он вспомнил, как они вместе шли по лесам и болотам, горам и лугам, превозмогая холод и жару, ненастья и болезни, как делили пищу и ночлег.
- Я, пожалуй, пойду, - сказал человек и зашагал прочь, лошадь и собака последовали за ним. Но не прошли они и десяти километров, как увидели еще одну дверь и стражника, стоящего у входа.
И человек опять спросил:
- Скажи, что за дверью?
- Там - рай, - ответил стражник и открыл дверь.
- Я могу пройти? - осторожно спросил человек.
Конечно, - ответил стражник.
- А мои друзья?
- Разумеется, проходите все.
- Странно, я видел дверь в рай совсем недалеко, но пропускали только меня. Я не понимаю…
И стражник ответил:
- То был ад. Место для тех, кто предал своих близких.
Ведущий : Чему учит притча?
Не бросать друзей. Быть в ответе за тех, кого приручили.
В каких произведениях можно встретить эти проблемы?
(А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.П.Чехов «Каштанка», А.И.Куприн «Белый пудель»)
Вы поняли, что такое притча? (Маленький поучительный рассказ).
Верно, а теперь познакомимся ещё с некоторыми притчами, пока жюри подведёт итоги.
Жюри объявляет итоги данного конкурса
5. Морфемика
Ведущий :
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
Конкурс «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание для всех команд:
Корень - в слове СНЕЖИНКА.
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ.
ОТВЕТ: (Подснежник)
Время – 1 минута.
Максимальный балл – 3
Ведущий зачитывает правильный ответ
6. Морфология
Ведущий 2.:
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;
2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;
3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
ОТВЕТ:
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.
(10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
Время – 1 минута.
Максимальный балл – 3
Ведущий зачитывает правильный ответ
7. Блиц-викторина
Ведущий 1: в качестве эпилога я предлагаю вам блиц-викторину.
Командам по очереди будут задаваться вопросы.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.
- Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
- Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
- Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
- Когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)
- Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
- Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)
Ведущий 2 : На этом игра для наших команд заканчивается, и мы даём время жюри для подведения итогов
Подведение итогов игры.
Объявление команды – победительницы.
Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"
внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Устаревшие слова"
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 6 классов, содержит в себе разнообразные формы и методы....
Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"
внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...
план внеклассной работы по русскому языку и литературе
laquo;Безнравственный человек – значит бессовестный»К.Д.Ушинский. Каждый учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, так как главная цель образования в школе - ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка; Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...