План внеклассного меропрятия по русскому языку "В лабиринте слов"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Никитина Вера Ивановна

Внеклассное мероприятие разработано для Недели русского языка и предназначено для учащихся среднего звена.                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_labirinte_slov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Сценарий
внеклассного мероприятия по русскому языку «В лабиринте слов»(5кл)
 

Цели:

 воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову; развивать интерес к глубокому изучению русского языка; расширить кругозор учащихся;

развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность.

Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей ( К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.

Ведущий :  

 Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, как вы догадались, поговорить о русском языке, показать свои знания и узнать много нового. Карл V, римский император говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. Эти слова принадлежат М.В.Ломоносову. С ним трудно не согласиться.

- Вы знаете, сколько  слов в русском языке ? Их более 120 000.
Учёные считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000 - 12 000 слов, а в книжной речи человек использует 20 000 - 24000 слов. Пассивный запас (знает, но практически не употребляет ) - 30 000 слов. Ребята, что необходимо делать, чтобы  наша речь была более богатой, культурной, а мы хорошо воспитанными людьми? (Читать больше хороших книг, следить за своей речью).

- Ведущий : А теперь начинаем игру «Влабиринте слов». Познакомьтесь, пожалуйста, с ареопагом (лат. Судейская коллегия).

А теперь я объясню условия игры. Перед нами 3 команды. Игра состоит из нескольких туров:

  1. Орфоэпия
  2. Лексика
  3. Синтаксис
  4. Морфемика.
  5. Морфология

Перед каждым туром капитаны будут подходить ко мне за заданиями. Итак, начнём.

   1. Конкурс капитанов

Ведущий :

Капитаны команд, напишите по вертикали свое имя, подберите  к каждой букве оценочные эпитеты, например: Оля – обаятельная, любознательная, яркая

Время- 1 минута

Максимальный балл – 3

2. Орфоэпия

Ведущий :

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь, чтобы о чём-то говорить, думать, надо его как-то называть. И самое главное: правильно его произносить! Наши слова мы составляем из звуков, выделяя какой-либо звук голосом – ударением. От того, насколько правильно мы ставим ударение, зависит понятность и правильность нашей речи.  

1. Задание:  исправить ошибки в стихотворении «Между прочим»

Говорил он, между прочим,

«КрасивЕе, Мы так хоЧем,

дОсуг, шОфер, прОцент, зАем,

КвАртал, пОртфель, бЮллетень.

ПОверх плана выполняем,

Агент звОнит целЬНый день».

                            В. Масс, М. Червинский

       

ОТВЕТ:  Стихотворение «Между прочим»

Говорил он, между прочим:

«КрасИвее, Мы так хотИм,

ДосУг, шофЁр, процЕнт, заЁм,

КвартАл, портфЕль, бюллетЕнь.

Сверх плана выполняем,

АгЕнт звонИт целый день».

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий читает правильный ответ.

3. Лексика

Ведущий :

Не украшают нашу речь и невнятность, торопливость, «проглатывание» букв и целых слов. Посмотрите, что произошло, когда, встретившись, два приятеля не поняли друг друга.

(Подготовить заранее выступающих)

                                           Сценка « Несуразные вещи»  
-Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- А почему они несуразные?
- Сам ты несуразный! Вещи я несу разные. Разные. Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
- Отстань!
 - Да ведь ты говоришь- не сумел. А что не сумел-то?
- Мел несу! Слушать надо! Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- А зачем несёшь, если ему жена добудет?
- Какая жена? Это у Мишки- жена? Я сказал: ему надо будет, понадобится значит.
- А-а.
- А ещё у меня для Мишки новость: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- Симпатичная?
- Красивая! Зелёная такая…
- Как это?
- Зелёного цвета.
- Это что же, волосы у неё зелёные, что ли?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки!
- Что-о?
- Ну ты же сам сказал: нашлась Тамарка…
- Марка! Та марка, которую Мишка давно искал, зелёненькая такая.Прощай, некогда мне.
- Пока. Ну смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Ведущий :

Не только неправильное ударение,  невнятность, торопливость, «проглатывание» букв и целых слов делает нашу речь некрасивой, неграмотной. Многие употребляют в своей речи жаргонные слова, они засоряют нашу речь, как сорняки огород. А что делают с сорняками?  Выдёргивают из почвы и выбрасывают!    И вам надо исключить из вашего лексикона  так называемые «модные» словечки, выражения ученического, подросткового жаргона, например: ништяк, классно,  клёво, прошвырнуться,  тусоваться, предки и друган, другие.

           

1.Задание: У этих слов есть замечательные эквиваленты-синонимы. Подберите их.

Ништяк, классно, клёво, прошвырнуться, тусоваться, предки, друган

ОТВЕТ: 

неплохо, отлично, хорошо, прогуляться, хорошо проводить время, родители, друг. (Принимаются и другие синонимичные ответы)

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий зачитывает правильный ответ.

 

           

Ведущий : Сейчас проведём  «Конкурс красноречия»

2. Задание: Командам подготовить поздравление

  • с Днём защитника Отечества,
  • с Международным женским днём,
  • с Новым годом

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.  

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий зачитывает правильный ответ

Ведущий :        Пословицы

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе -  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

            3. Задание:  «Найди вторую половину»

Человеческое слово…                                         по полёту.

Видно птицу…                                                     острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                  книга растит человека.

Испокон века…                                                    а дела – что полынь.

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий зачитывает правильный ответ

Жюри подводит итоги.

Пока подводят итоги

Ведущий :

Ребята, вы наверное ещё не знакомы с фразеологизмами. Это – устойчивые сочетания слов,  смысл которых можно заменить одним словом, например: валять ваньку и бить баклуши, лапшу на уши вешать, висеть на телефоне,  совать палки в колёса и другие. Очень интересно их происхож-дение. Например:

Всыпать по первое число.

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Водить за нос .
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

 

           

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

…………………… («Водой не разольёшь»).

 

2. Мы исходили городок

Буквально………. (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле …………. (волочили ноги)

 

4.  Фальшивят, путают слова,

Поют ……………. (кто в лес, кто по дрова)

 

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь ………… (медвежью услугу).

4. Синтаксис

Ведущий :

Следующее задание: вы знаете признаки текста, способы связи предложений в тексте  и средства связи. Применяя ваши знания, соберите фрагменты текста в единое целое. Текст разрезан на отдельные фрагменты по абзацам, например:

Задание : Собери текст

                Сказка "Почему кот только после завтрака моется"

Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай лапкой умываться.

А воробей - ну его укорять:
- Господин кот, вы же деликатного воспитания. Где же это видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?

А воробью того и надо было. Он долго не ждал - вспорхнул и улетел. Рассердился кот и с той поры зарок себе дал: пан не пан, а мыться он теперь не до завтрака, а только после завтрака будет!

Залетел как-то ранним утречком воробей в ячмень да зернышки себе поклевывает. И кот тут как тут. Притаился, приловчился, хвать воробья и потащил его к себе на завтрак.

ОТВЕТ

Сказка «Почему кот только после завтрака моется»

Залетел как-то ранним утречком воробей в ячмень да зернышки себе поклевывает. И кот тут как тут. Притаился, приловчился, хвать воробья и потащил его к себе на завтрак.

А воробей - ну его укорять:
- Господин кот, вы же деликатного воспитания. Где же это видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?

Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай лапкой умываться.

А воробью того и надо было. Он долго не ждал - вспорхнул и улетел. Рассердился кот и с той поры зарок себе дал: пан не пан, а мыться он теперь не до завтрака, а только после завтрака будет!

Задание : Собери текст

Как лиса на огороде крапиву вывела

С тем и спать пошла. 
Утром в окошко взглянула – нет крапивы в огороде. 

 

Идет мимо волк: 
- Что лисонька делаешь? 
- Да вот, на крапиву любуюсь. Уродилась! Весной сеяла, завтра буду собирать! 
- Крапиву-то? А зачем? 
- Да того, кто крапиву чует, собачий клык не 
берет
- Ну, да? 
- Ты, серый, смотри, к моей крапиве близко не подходи! 
        

Вышла лиса на свой огород: 
- Батюшки-лисы! Крапивы-то, крапивы!... 
Взялась было ее выдергивать, да обожглась и плюнула на это дело. Сидит, думать что делать-то?

ОТВЕТ

Как лиса на огороде крапиву вывела

Вышла лиса на свой огород: 
- Батюшки! Крапивы-то, крапивы выросло!... 
Взялась было ее выдергивать, да обожглась и плюнула на это дело. Сидит, думать что делать-то?

Идет мимо волк: 
- Что лисонька делаешь? 
- Да вот, на крапиву любуюсь. Уродилась! Весной сеяла, завтра буду собирать! 
- Крапиву-то? А зачем? 
- Да того, кто крапиву нюхает, собачий клык не 
берет
- Ну, да? 
- Ты, серый, смотри, к моей крапиве близко не подходи! 
           С тем и спать пошла. 
Утром в окошко взглянула – нет крапивы в огороде. 

Время – 3 минуты.

Максимальный балл – 5

Для зрителей, пока участники собирают текст

                                                                                Притча « Ад и рай» 
По пустыне шел человек, с ним были его верные спутники - лошадь и собака. Они преодолели долгий путь, как вдруг увидели дверь и стоящего рядом стражника.
Человек спросил: 
- Что за дверью? 
Страж ответил: 
- Там - рай. Если хочешь - можешь пройти. 
- Я могу взять с собой друзей? - спросил человек, указывая на животных. 
- Нет, только тебе разрешено пройти, - ответил страж. 
Человек задумался. Он вспомнил, как они вместе шли по лесам и болотам, горам и лугам, превозмогая холод и жару, ненастья и болезни, как делили пищу и ночлег. 
- Я, пожалуй, пойду, - сказал человек и зашагал прочь, лошадь и собака последовали за ним. Но не прошли они и десяти километров, как увидели еще одну дверь и стражника, стоящего у входа. 
И человек опять спросил: 
- Скажи, что за дверью? 
- Там - рай, - ответил стражник и открыл дверь. 
- Я могу пройти? - осторожно спросил человек. 
Конечно, - ответил стражник. 
- А мои друзья? 
- Разумеется, проходите все. 
- Странно, я видел дверь в рай совсем недалеко, но пропускали только меня. Я не понимаю… 
И стражник ответил:

- То был ад. Место для тех, кто предал своих близких. 

Ведущий : Чему учит притча?

Не бросать друзей. Быть в ответе за тех, кого приручили.

В каких произведениях можно встретить эти проблемы?

(А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.П.Чехов «Каштанка», А.И.Куприн «Белый пудель»)

Вы поняли, что такое притча? (Маленький поучительный рассказ).

Верно, а теперь познакомимся  ещё с некоторыми притчами, пока жюри подведёт итоги.

Жюри объявляет итоги данного конкурса

       5. Морфемика

Ведущий :

Морфемика -  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

    Конкурс  «ОТГАДАЙ СЛОВО»

    Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ.

 

ОТВЕТ:  (Подснежник)

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий зачитывает правильный ответ

6. Морфология

 

Ведущий 2.:

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;

2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;

3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

ОТВЕТ:

ЛЕТО.

Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.  

(10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).

Время – 1 минута.

Максимальный балл – 3

Ведущий зачитывает правильный ответ

7. Блиц-викторина

Ведущий 1: в качестве эпилога я предлагаю вам блиц-викторину. 

Командам по очереди будут задаваться вопросы.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

  1. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)
  2. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)
  3. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)
  4. Когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)
  5. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)
  6. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

Ведущий 2 : На этом игра для наших команд заканчивается, и мы даём время жюри для подведения итогов

Подведение итогов игры.

Объявление команды – победительницы.

Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Устаревшие слова"

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 6 классов, содержит в себе разнообразные формы и методы....

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

план внеклассной работы по русскому языку и литературе

laquo;Безнравственный человек – значит бессовестный»К.Д.Ушинский. Каждый учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, так как главная цель образования в школе - ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...