Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на 35 часов. По одному часу в неделю. Предусматривает подготовку тестовой части, сжатого изложения и сочинения- рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Учителя первой квалификационной категории Мыльниковой И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОГЭ в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи занятий:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
Начало занятий с 01.10.2014. по 30.04.2015. 1 час в неделю продолжительностью 45 минут. Всего 27 часов
СОДЕРЖАНИЕ- Сжатое изложение (6 часов).
1 - 2 занятия. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку. Критерии оценивания. Заполнение экзаменационных бланков.
3 – 4 занятия. Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Приемы сжатия текста на практике. Работа по текстам. Исключение как прием сжатия текста.
5-6 занятия. Сжатое изложение. Редактирование текста. Обобщение - прием сжатия текста. Упрощение - способ компрессии текста.
7 занятие – Вводное. Знакомство со структурой сочинения - рассуждения.
- Работа с тестовым материалом (13 часов).
8-20 занятие. Задания 2-14. Теория и практика.
3. Сочинение-рассуждение (6 часов).
21-22 занятие. Виды сочинений. Этапы работы над сочинениями. Композиционное и речевое оформление сочинения.
23 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.1.Написание сочинения.
24 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.2. Написание сочинения
25 занятие. Как работать над сочинением-рассуждением 15.3. Написание сочинения.
26-27 занятие. Итоговая диагностика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Оборудование | Виды учебной деятельности | Формы промежуточного контроля | дата | |||||
1-2 | Введение. Постигаем тайны ОГЭ | 2 | Демоверсия 2018 года типовых тестовых заданий. Распечатки критериев проверки и оценки выполнения заданий разных частей ОГЭ | Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией | 2 и 4 .10 | ||||||
3-4 | Виды изложений Особенности сжатого изложения Построение сжатого изложения Задание 1 | 2 | Распечатки текстов из Открытого банка заданий. | Лекция. Беседа. Ведение тетради для подготовки к ОГЭ, запись теоретического и практического материала в эту тетрадь. Составление словарной статьи к понятию «Сжатое изложение» Анализ критериев оценивания сжатого изложения Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Функциональные стили речи, типы текстов Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | Содержательный анализ текста | 16 и 18.10 23 и 25.10 | |||||
5-6 | Приемы сжатия текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Главная и второстепенная информация в тексте Способы и приемы компрессии текста | 2 | Распечатки текстов Из открытого банка заданий | Работа с текстом, абзацное членение, выделение микротем. Определение темы, основной мысли текста, подбор заголовка, деление на смысловые части, выделение ключевых слов, главной и второстепенной информации в тексте. Запись в тетрадь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Сжатие текстов, используя разные приемы компрессии. Запись в тетрадь. | Сжатое изложение | 30.11. И 6.11. 8.11 | |||||
7 | Сочинение – рассуждение по тексту. Задание 15.2 и 15.3 Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. | 1 | Распечатки текстов Из открытого банка заданий. Презентация. | Запись в тетрадь для подготовки к ОГЭ. Классификация речевых, логических и грамматических ошибок. | Сочинение - рассуждение | 13. и 15.11 | |||||
8 | Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение.. Смысловая и композиционная целостность текста. (задание 2) | 1 | Презентация. | Запись теоретического материала в тетрадь для подготовки к ГИА. Развернутый ответ по опорной схеме. | Тесты задания 2 | 20 и 22.11 | |||||
9 | Задание 3 Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности Фонетика. Звуки и буквы. | 1 | -Распечатки текстов из сборника под редакцией И.П.Цыбулько -Презентации -Краткий словарь лингвистических и литературоведческих терминов -Таблицы, опорные схемы -Справочные материалы | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Запись в тетрадь «ОГЭ» Выполнение заданий 3-презентация Тренировочные упражнения с тропами и фигурами речи - презентация. | Тест по заданию 3 | 27 и 29.11 | |||||
10 | Задание 4 Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание. Приставки на з и с, приставки пре и при | 1 | Распечатки тестов задания 4 из открытого банка заданий | . Выполнение задания 4 - презентация. Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ». | Тесты по заданию 4 | 4 и 6.12 | |||||
11 | Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | Распечатки тестов задания 5 из открытого банка заданий презентация | Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ». Тренировочные упражнения-тесты Выполнение заданий 5 -презентация | Тест 5 | 11 и 13.12 | |||||
12 | Задание 6. Лексическое значение слова. Синонимы, Антонимы, Омонимы. Группы слов по происхождению и употреблению | 1 | Распечатки тестов задания 6 из открытого банка заданий | Запись теории в тетрадь «ОГЭ» | Тест 6 | 18 и 20.12 | |||||
13 | Задание 7.Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях .Управление, согласование, примыкание. | 1 | Распечатки тестов задания 7 из открытого банка заданий | Выделение словосочетаний из предложений, определение способа связи - тесты | Тест 7 | 25 и 28.12 | |||||
14 | Задание8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых | 1 | Распечатки тестов задания 8 из открытого банка заданий | Выделение грамматических основ | Тест 8 | ||||||
15 | Задание 9. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 1 | Распечатки текстов | Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ». Выполнение заданий 9 – тесты, презентации | Тест 9 | ||||||
16 | Задание 10.Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Обращения, вводные слова. | 1 | Распечатки тестов задания 10 из открытого банка заданий | Характеристика и разбор предложений Выполнение заданий 10 | Тест 10 | ||||||
17 | Задание 11 Знаки препинания в сложносочинённом предложении, виды связей. | 1 | Тесты с заданиями 11. | Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров. Тренировочные упражнения Выполнение заданий 11 | Тест 11 | ||||||
18 | Задание 12 Знаки препинания в СПП | 1 | Тесты с заданиями 12 | Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров. Характеристика и разбор предложений Тренировочные упражнения | Тест 12 | ||||||
19 | Задание 13 Синтаксический анализ СП, виды подчинений | 1 | Тесты с заданиями 13 Тесты из сборника И.П.Цыбулько. | Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров Характеристика и разбор предложений. Тренировочные упражнения | Тест 13 | ||||||
20 | Задание14 .Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Тесты 14 | Выполнение тестов с заданиями 13 и 14 Анализ допущенных ошибок. | Тест 14 | ||||||
21-22 | Сочинение-рассуждение. Компо- зиция сочинения-рассуждения . Средства межфразовой связи. | 2 | Презентация | Написание сочинения-рассуждения Чтение текстов и анализ сочинений-образцов. Самостоятельная работа. Корректировка работ. | сочинение | ||||||
23 | Сочинение 15.1 | 1 | Презентация | Написание сочинений-рассуждений. Чтение текстов и анализ сочинений. | сочинение | ||||||
24 | Сочинение 15.2 | 1 | Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько | Выполнение тестов, анализ заданий, допущенных ошибок, работа над ошибками. | тест | ||||||
25 | Сочинение 15.3 | 1 | Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько | Работа с бланками ответов | тест | ||||||
26-27 | Итоговое занятие. Диагностика | 2 | Сборник под ред.Цыбулько | Анализ работ. Работа над ошибками | тест |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ОГЭ (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011.
2. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2017 г.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
5. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.
9. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2016.
Материалы, размещенные на сайтах
-www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2018 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2018 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
- www1.ege.edu.ru/gia
- www.seznaika.ru/russkiy/ege
График занятий
Понедельник 13.35- 14.20 – 9А
Среда 13.35.- 14.20 – 9Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к олипиаде по русскому языку. 10 класс.
Материал содержит олимпиадные задания по русскому языку и ключи к ним....
Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.
Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....
технологии по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс
Из опыта работы...
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс
Пройдя по данной ссылке, вы получите информацию, необходимую для подготовки К ГИА по русскому языку 9 класс...
Тесты для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс
Данные тесты по орфографии, фонетике, выразительным средствам помогут проверить уровень готовности обучающихся к ГИА по данным разделам....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...