Элективный курс подготовки к ЕГЭ
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_ege_sochinenie_i_sekrety_uspeha.docx | 80.57 КБ |
Предварительный просмотр:
11класс. Элективный курс. «ЕГЭ. Сочинение и секреты успеха».
1 час в неделю, 35 часов в год.
Пояснительная записка
Важной задачей школы является формирование культуры речи учащихся, которая является показателем их коммуникативной культуры. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком. Коммуникативные умения (выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов) осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В современной школе приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды. Основные средства развития - обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимается умение рецензировать ответы, письменные работы товарищей и художественные произведения.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе.
Следовательно,одна из актуальных проблем современной школы - научить выпускников готовить презентации, писать рефераты, доклады, сочинения.Эти навыки необходимы каждому культурному человеку, в какой бы области науки, техники или искусства он ни трудился .
Цели курса:
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
- развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
- формирование коммуникативной компетенции школьников;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
- обучение работе над сочинением;
- воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны:
- видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
- научиться извлекать из текста необходимую информацию, видеть авторскую позицию, проблему, которую автор поднимает в тексте;
- анализировать творческие образцы художественных произведений и работы самих учащихся, рецензировать их;
- обогащать речевой багаж и уметь применять его в различных формах выражения мысли;
уметь создавать собственные творческие работы.
Учебно-тематический план элективного курса “ЕГЭ. Сочинение и секреты успеха”
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 1 | ||
2 | Основные требования при написании сочинений, тезисов,научных докладов и рефератов, при подготовке презентаций. | 1 | ||
3 | Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие, | 1 | ||
4 | Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение | 1 | ||
5 | Организация материала при помощи плана | 1 | ||
6 | Роль эпиграфа и цитирования в сочинении и других творческих работах, их оформление | 1 | ||
7 | Сопоставительный анализ итогового сочинения по литературе и сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ. | 1 | ||
8 | Изучение и сопоставление критериев оценивания итогового сочинения по литературе и сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ | 1 | ||
9 | Алгоритм-моделирование написания итогового сочинения по литературе | 1 | ||
10 | Практическая работа. Составление алгоритма-модели сочинения по направлению «Смелость и трусость» | 1 | ||
11 | Практическая работа. Составление алгоритма-модели сочинения по направлению «Цели и средства» | 1 | ||
12 | Практическая работа. Составление алгоритма-модели сочинения по направлению «Равнодушие и отзывчивость» | 1 | ||
13 | Практическая работа. Составление алгоритма-модели сочинения по направлению «Верность и измена» | 1 | ||
14 | Практическая работа. Составление алгоритма-модели сочинения по направлению «Человек и общество» | 1 | ||
15 | Анализ наиболее характерных ошибок при написании итогового сочинения по литературе | 1 | ||
16 | Анализ наиболее характерных ошибок при написании итогового сочинения по литературе | 1 | ||
17 | ЕГЭ-2018.Русский язык. Особенности выполнения задания №26.Формулировка проблемы исходного текста публицистического и художественного стилей. | 1 | ||
18 | Конструирование алгоритма-модели сочинения-рассуждения по русскому языку | 1 | ||
19 | Конструирование алгоритма-модели сочинения- рассуждения по русскому языку | 1 | ||
20 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Подбор примеров- иллюстраций | 1 | ||
21 | Отражение позиции автора | 1 | ||
22 | Практическая работа. По алгоритму-модели отрабатывается 1-3 критерий. | 1 | ||
23 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Структура, типы аргументов | 1 | ||
24. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Структура, типы аргументов | 1 | ||
25. | Практическая работа. По алгоритму-модели отрабатывается написание сочинения ( вступление и основная часть) | 1 | ||
26 | Особенности построения заключения | 1 | ||
27 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по публицистическому тексту | 1 | ||
28 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по публицистическому тексту | 1 | ||
29. | Точность и выразительность речи. Соблюдение этических норм и фактологической точности | 1 | ||
30 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по художественному тексту | 1 | ||
31 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения по художественному тексту | 1 | ||
32 | Грамотность речи. Орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки | 1 | ||
33 | Секреты мастерства от эксперта | 1 | ||
34 | Секреты мастерства от эксперта | 1 | ||
35 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: 35 часов
Литература:
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
- Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. Учеб.пособие. – Казань :Магариф, 2009
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
- ПасичникИ.В. Басова Л.А.ЕГЭ-2017. Русский язык. Эффективная методика – Пермь. ООО»Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2016
- Сенина Н.А,Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.«Легион»,2013
- . Нарушевич А.Г. «Русский язык : сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Сочинение – один из самых трудных экзаменов, поскольку требует предельной сосредоточенности, умения грамотно излагать и аргументировать свои мысли. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных исторических и литературных фактов. Несколько советов :
• Если Вы обычно пишете сочинение в школе на «3» или на «4», несмотря на то что, казалось бы, писать вы умеете, - обязательно специально готовьтесь к сочинению!
• Готовиться к сочинению непременно нужно заранее. Это не устный экзамен, при сдаче которого можно надеяться выучить все вопросы за неделю. Сочинение не научишься писать сразу ни самостоятельно, ни при помощи самого опытного репетитора: нужно время для выработки умения.
• Вам обязательно нужен проверяющий. Это не обязательно должен быть репетитор. Может быть, Вам помогут родители, кто-то из друзей и родственников, редакторы, журналисты. Хотя, конечно, квалифицированно проверить Вашу работу может лишь специалист.
• Нельзя написать сочинение и приводить аргументы по непрочитанному произведению. Общими словами здесь не обойдешься! Поэтому даже если Вы не все прочитали произведения по школьной программе, какие-то Вы должны знать.
• Следите при написании сочинения не только за тем, что Вы пишете, но и за тем, как Вы пишете. За речевые и грамматические ошибки баллы снижаются. Пусть это не будет для Вас неприятным сюрпризом.
• Не рассчитывайте на свою литературную одаренность. Сочинение – особый жанр, в котором присутствуют черты публицистики и научно-популярного подстиля: здесь нужны знания школьного курса русского языка и литературы, логика, владение литературной нормой, сосредоточенность, а не эмоции и «красивые слова».
• Не пытайтесь в экзаменационной работе быть оригинальным. Своя точка зрения выигрышно смотрится лишь на фоне знания традиционных взглядов на школьную программу.
I.Дидактический материал к занятиям.
1. О соблюдении некоторых правил при написании сочинений :
- Определить тему, проблему, позиции автора.
- Уметь аргументировать выдвинутую мысль.
3. Не следует злоупотреблять цитатами, особенно большими. Необходимо пользоваться различными способами введения цитат в текст рецензии.
4. Нельзя смешивать прямую речь с косвенной.
5. Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.
6. Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.
7. Важно следить за правильностью связи слов в предложении.
8. Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).
При написании СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ЕГЭ
- Обратить внимание на тему, сюжет эпизода (авторского размышления).
- Кратко сформулировать, какие мысли автора раскрываются в данном эпизоде (размышлении).
- Подумать, каково значение эпизода для понимания общегуманистической, философской позиции автора.
- Определить, какими стилистическими средствами автор достигает передачи своих идей.
- Выразить собственное мнение о том, какое впечатление произвела тема, затронутая автором предложенного текста.
При написании СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1. Обязательным и определяющим содержательный уровень является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного текста, позиции автора и степень отражения их в сочинении. Если текст не понят или понят частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста — это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.
2. Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.
3. Анализ формы исходного текста, его средств выразительности должен содержать примеры, а также комментирование роли названных средств в обязательной соотнесенности с задачами стиля (речи). Следует иметь в виду, что одни и те же средства выразительности могут быть использованы с разной целью, в разных по стилю текстах. Например, метафора в художественном стиле обычно используется для создания того или иного художественного образа, в публицистическом стиле - для эмоционально-экспрессивного воздействия на читателей.
4 . Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения, как уже отмечалось, является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенного текста.
5. . Язык сочинения должен соответствовать орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам современного русского языка. Кроме того, предъявляются требования таких характеристик речи, как точность, богатство, выразительность, чистота, уместность и ясность. Чистота речи — это отсутствие чуждых для литературного языка просторечных, диалектных, жаргонных слов, форм, словосочетаний. Точность и ясность изложения обеспечиваются пониманием исходного текста и соответствующим отбором языковых средств.
Основные требования к сочинению
Школьное сочинение имеет вполне конкретные цели:
- проверить знание литературы.
- умение анализировать художественное произведение.
- грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Сочинение должно соответствовать:
- Раскрытие темы.
- Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем).
- Использование минимальной терминологии литературоведения.
- Правильное логическое построение (V частей, их связь).
- Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы.
- Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции.
- Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.
- Стилистическая и языковая грамотность.
II.Дидактический материал к занятию
По формулировкам темы различаются на:
- темы-понятия или темы-обобщения («Тема власти денег в русской прозе 19 века»). Их раскрытие предполагает наличие размышлений, основанных на конкретных наблюдениях по поводу означенной темы и широких обобщений.
- темы-суждения («Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» по произведениям А.С.Пушкина). Их раскрытие предполагает высказывание, в основе которого ряд тезисов, подтверждаемых примерами из текста. Формулировка темы сама определяет идею сочинения и указывает направление логики рассуждения.
- темы-вопросы или дискуссионные темы («Почему Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?»). Их раскрытие не предполагает наличие однозначных ответов на поставленные вопросы: надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы, различные точки зрения исследователей, сравнивать их, размышлять, формируя, в конечном итоге, объединительную идею.
По материалу тема может оказаться:
- монографической - рассматривается один образ или одна проблема на материале одного произведения («Преступление и наказание Родиона Раскольникова»);
- сопоставительной - сравниваются герои одного произведения или сопоставляется художественное решение одной проблемы в различных произведениях одного или нескольких авторов («Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»);
- обобщающей - содержит рассуждение обобщающего типа в рамках заявленной темы или проблемы («Лишние люди» в русской прозе первой половины 19 века»);
- тема может быть собственно литературной ( анализ в целом творчества писателя или поэта, анализ произведения, анализ образа литературного героя, анализ образа автора, анализ художественной формы и языка литературного произведения.
Одновременно почти каждая из названных тем может оказаться:
- исторической («Историзм прозы А.С.Пушкина»);
- этической («Нравственная проблематика в прозе последних лет»);
- публицистической («Проблема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
В любом случае, выбирая тему, необходимо тщательно рассмотреть значение всех слов, входящих в тему и образующих ее понятийный состав.
ПОМНИТЕ! Нельзя, выбрав тему, менять ее в процессе работы.
Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.
Тема текста – то, о чем говорится в тексте, чему посвящен текст, его основная мысль. Микротема – темы составных смысловых частей текста.
Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения.
Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям. ( Это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы.)
Схема «Как правильно понять исходный текст?»
Текст
↓1.О чем? ( Ты увидишь тему.)
↓
- Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
↓
- Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
↓
- Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)
↓
- Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Ты увидишь роль языковых средств.)
↓
- Почему были использованы именно эти языковые средства?
↓
- Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию.)
Варианты начала сочинения:
- обращение к исторической характеристике соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей:
— «В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всем до конца понятная и оттого не всеми принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование...»;
2) анализ центрального понятия темы:
- «Автор этого текста говорит о том, что существует много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг, так как книги о "хороших манерах" редко объясняют, для чего нужны хорошие манеры. И не многие знают, что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер...»;
- «Память — связующее звено между поколениями, память — канат, который не дает распасться связи времен, это поистине бесценный дар, данный человечеству...»;
3) сравнение (прошлого и настоящего, понятий, произведений и т.д.):
— «В жизни много таких событий, которые в памяти остаются надолго и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые...»;
4) общая характеристика проблематики текста:
— «"В чин лисой, а в чине волком ". Именно эта поговорка может наиболее точно передать характер проблемы, обсуждаемой публицистами уже не одно столетие»;
5) указание на тему сочинения и личный жизненный или духовный опыт:
– «Борис Слуцкий в своем стихотворении "Учитель школы для взрослых " написал замечательные строки: "Все писатели — преподаватели, в педагогах служит поэт ". Я с этим полностью согласна и считаю, что такие слова соответствуют предложенному тексту».
6) личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста:
– «Как приятно находиться в обществе людей, обладающих "хорошими манерами". С ними всегда интересно общаться. Они всегда обходительны, тактичны, точны, вежливы. Нет более замечательного собеседника, чем такой человек. К сожалению, таких людей не так много, как хотелось бы»;
- «Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В Астафьевым, который говорит, что "музыка — это самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада". Музыка — это часть нашей культуры. Музыка — это пение птиц, шелест травы»;
7) связь с современностью:
— «В человеке существуют два начала: рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувствами. Но, несмотря на это, в нас всегда живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось бы, все заполнено машинами, заводами, пылью, в нас живет чувство прекрасного...»
Рекомендации по построению вступительной части сочинения-рецензии (примеры из сочинений школьников). Это варианты, в которых
– определяется тема текста: «Настоящий текст о том, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи»;
— формулируются проблемы, которые затрагивает автор исходного текста:
«Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова? Эти и другие вопросы обсуждает в своей заметке Н. А. Заболоцкий»;
— излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором в его тексте: «Я думаю, что в тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки в утверждении гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом»;
— дается краткая справка о писателе, являющемся автором рецензируемого школьником текста: о связи проблемы, затронутой в данном тексте, с обшей направленностью творчества писателя; «М.Зощенко — известный писатель-юморист ,грустно-утонченно высмеивавший абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуально-авторского стиля является рассказ "Кошка и люди", написанный в 1928 году»;
— приводится лирическое отступление ученика: «Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем»;
– используется цитата, взятая из приведенного или другого источника: «Жизнь сильнее смерти. И это не банальная фраза, а одна из вселенских истин...".
В основной части сочинения целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.д.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный опыт, связанный с темой сочинения.
Основной ошибкой учащихся при написании этой части является обычный пересказ изложенного автором материала. Напротив, здесь необходимо толкование затронутой автором проблемы.
При написании основной части необходимо помнить:
• Не увлекайтесь рассмотрением или формы, или содержания в ущерб одного другому. В произведении искусства они неразделимы.
• Сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведение одного автора между собой, произведения разных авторов, героев). Умение проводить параллели свидетельствует о глубине и обширности знаний, помогает лучше аргументировать выводы.
• Имейте в виду, что читающий ваше сочинение, может иначе смотреть на вещи, поэтому включайте в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником.
• Меньше декларируйте, больше рассуждайте.
• Избегайте лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса.
• Не « пересушите» сочинение сугубо рационалистическим, лишенным всяких эмоций изложением материала, вы пишете сочинение, а не научный трактат.
• Старайтесь избегать смешения стилей.
Заключительная часть является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме.Варианты концовок из сочинений учащихся.
1. «Проблемы, поднятые В.Солоухиным, крайне актуальны и в наши дни и заставляют задуматься над их решением. Ведь в древние времена, когда человек жил в гармонии с окружающей средой, наблюдая прелесть живой природы, и радуясь ей, подобно ребенку, он не испытывал тех душевных противоречий и трудностей, которые ведут современное человечество к самоуничтожению». (По В.Солоухину)
2. «Жизнь действительно сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое продолжение в детях и в последующих поколениях, в гениальных звуках, которыми наполнен наш мир, в самых теплых и нежных словах, в искусстве, науке, культуре... И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится». (По В.Белову)
3. «Рассуждения В.Астафьева о музыке не оставили и меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что современная музыка все более становится похожей на "инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю ". Мы должны сохранить ту прекрасную музыку, которую нам оставили Моцарт, Бах, Чайковский, и достойно продолжить "музыкальный путь" в мир бесконечных звуков». (По В. Астафьеву)
Можно выделить два основных вида заключения:
Заключение-вывод – важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое.
Заключение-следствие – материал, «раздвигающий» рамки материала основной части, часто – литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников.
Следует отметить, что каждый фрагмент сочинения выпускника (вступление раскрытие темы, анализ стилистических особенностей авторского текста, заключение с изложением собственного мнения) должен быть разделен на абзацы; это — общее требование к композиции экзаменационного текста.
IV. Дидактический материал к занятию
Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана работы над сочинением. В ней ясно, четко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.
Структура плана сочинения-рассуждения:
- Вступление
- Основная часть: тема, проблема текста; выявить позицию автора, комментарий суждений автора, выразить собственное мнение, приводя аргументы из личного и читательского опыта
- Заключение: общие выводы с использованием речевых клише
Допустим, надо составить план основной части сочинения на тему «Характеристика Наташи Ростовой». Какой из вариантов представляется правильным?
В а р и а н т 1.
Происхождение и воспитание Наташи.
Близость к народу, любовь к природе.
Мечтательность.
Отношение с родными и близкими. История любви Наташи и князя Андрея.
Доверчивость.
Способность на глубокие чувства.
Патриотизм.
Решительность.
Искренность.
В а р и а н т 2.
Близость к народу, любовь к природе.
Мечтательность.
Доверчивость.
Способность на глубокие чувства.
Патриотизм.
Решительность.
Искренность.
В а р и а н т 3.
Близость к народу, любовь к природе.
Патриотизм.
Способность на глубокие чувства.
Решительность.
Искренность.
Мечтательность. Развитое воображение.
Доверчивость.
Отвращение к пошлости и мещанству.
Сострадательность, душевность.
Умение в каждом человеке увидеть и пробудить лучшее.
В варианте 1 нарушено первое правило деления. Здесь наряду с чертами характера, свойствами натуры Наташи включены факты ее происхождения, отношения с окружающими, что не является чертами характера (эти факты могут упоминаться как доказательства рассуждений автора или как их иллюстрация, но не самостоятельно). Вариант 2 явно неполон. В нем отсутствует упоминание о ключевых свойствах натуры Наташи, которые и делают героиню привлекательной для самых разных людей, окружающих девушку. В последнем варианте план позволяет достаточно подробно обрисовать характер Наташи, остановившись на его ведущих чертах.
V. Дидактический материал к занятию
Сочинению может предшествовать эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, точно характеризующие главную мысль сочинения. Написав эпиграф, назовите автора и произведение, из которого приведены данные строки.
Для аргументации своего мнения в сочинениях учащимся постоянно приходится использовать цитаты (от лат. cito - вызываю, привожу). Такое дословное воспроизведение какого-либо отрывка из текста применяется для подкрепления излагаемой мысли, способствует образности, выразительности, емкости мысли. В сочинении могут использоваться разные приемы цитирования: – точное цитирование фрагмента из текста (оформляется грамматически как прямая речь): «Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев; Поэзия призвана обогащать внутренний мир людей («Сердце поэзии — в ее содержательности»);
– изложение содержания цитаты из текста (с органично-плавным включением в сочинение-рассуждение школьника — преимущественно в кавычках – отдельных слов и выражений из текста): «Истории известны случаи, когда целые нации, желая сбросить "груз прошлого с корабля современности", отвергали величайшие достижения мировой культуры...»;
– ссылки на цитату из авторского сочинения (в изложении автора рецензии): «Рассуждая о достоинствах древних произведений искусства (пещерной живописи времени палеолита, портрета Нефертити, африканской бронзы, монументальных памятников Древнего Египта, Греции, Рима), автор приводит убедительные аргументы об их значимости в поступательном развитии человечества».
При написании сочинения необходимо: подумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой; подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, посмотреть его, сделав необходимые заметки; определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении; определить жанр сочинения; составить план, соблюдая последовательность развития мысли, последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему, пользуясь советами, изложенными выше. Обязательно напишите черновик сочинения, отредактируйте его: уберите повторы, проверьте наличие логической связи между частями, оцените соответствие написанного теме сочинения.
VI. Дидактический материал к занятию
( В.П. Астафьев «ПАСТУХ И ПАСТУШКА, современная пастораль»).
«Родной мой!
Ты знаешь своего отца. Он притесняет меня, говорит, чтобы я часто тебе не писала – ты вынужден отвечать и станешь отрывать время ото сна. А я не могу не писать тебе каждый день.
Вот проверила тетради и пишу. Отец чинит мережу на кухне и думает о тебе. Я-то читаю его, как ученическую тетрадку, и вижу каждую пропущенную запятую и эти вечные ошибки на „а” и „о”. Отец твой переживает – был сдержан и сух с тобою, недолюбил, как ему кажется, недосказал чего-то. Он чинит мережу, думая, что ты вернешься к весне. Он до того изменился, что иногда называет меня „девочка моя”. Так он называл меня еще в молодости, когда мы встречались. Смешно. Нам ведь и тогда уже за тридцать было…
Я писала тебе, как трудно нынче в школе. Удивляться только приходится, что в самые тяжелые дни войны школы не закрыты, и мы учим детей, готовим к будущему, значит, не теряем веры в него, в это будущее…
Боренька! Вот снова вечер. Письма от тебя и сегодня нет. Как ты там? У нас печка топится, чайник крышкой бренчит. Отца сегодня нет. Он еще математику ведет в вечерней школе. Почему ты Боренька, вскользь написал о том, что тебя наградили орденом? Даже не сообщил – каким? ты же знаешь своего отца, его понятия о долге и чести. Он был бы рад узнать, за что тебя наградили. Да и я
тоже. Мы оба гордимся тобою.
Между прочим, отец твой рассказал мне, как он тебя учил ходить в лодке с шестом. И увидела я тебя: в трусишках, худенького, с выступившими ребрами. Лодка большая. А ты бьешься в подпорожье, а отец ловит этих несчастных пескарей и видит, как тебя развернуло и понесло. Потом ты почти добрался до каменного бычка, прибился в улово, но тебя снова развернуло и понесло. Ты поднимался пять раз, и пять раз тебя сносило. У тебя вспотел нос (всегда у тебя потел нос). На шестой раз ты все же одолел преграду, и с ликованием: «Папа! Я лодку привел!» А он: «Ну что ж, хорошо! Привяжи ее к камню и начинай удить пескарей – надо к вечеру успеть наживить перемет».
Что за комиссия, создатель, – быть ребенком педагогов! Вечно они дают ему уроки. И вырастают у них, как правило, оболтусы (ты – исключение, не куксись, пожалуйста!).
Беда с твоим отцом. Как он переживал, когда в армии ввели погоны! Мы, говорит, срывали погоны, – детям нашим их навесили! А я потихоньку радовалась, когда погоны ввели. Я радуюсь всему, что разумно и не отрицает русского достоинства. Может быть, во мне говорит кровь моих предков?
Закругляюсь. Раз вспомнила о предках – значит, пора. Это как у твоего отца: если он выпивши пошел танцевать, значит, самое время отправляться ему в постель. Танцевать-то он не умеет. Это между нами, хотя ты знаешь.
Родной мой! У нас уже ночь! Морозно. Может, там, где ты воюешь, теплее? Всю географию перезабыла. Это потому, что я рядом тебя чувствую.
Вот как кончать письмо, так и расклеюсь. Прости меня. Слабая я женщина и больше жизни тебя люблю. Ты вот тут – я дотронулась до сердца рукою…Прости меня, прости. Надо бы какие-то другие слова, бодрые, что ли, написать тебе, а я не умею. Помолюсь лучше за тебя. Не брани меня за это. Ведь матери сумасшедшие… Жизнь готовы отдать за своих детей. Ах, если бы это было
возможно!..
Отец твой изобличил меня. Я на сон шепчу молитву, думала, отец твой спит. Не таись, говорит, если тебе и ему поможет… Я заплакала. „ Девочка моя !”– сказал он. Да ты знаешь своего отца. Он считает, что у него не один, а двое детей : ты и я.
Благословляю тебя, мой дорогой. Спокойной тебе ночи, если она возможна на войне.
Вечная твоя мать – Ираида Фонвизина-Костяева».
*мерёжа – рыболовная сеть, натянутая на обручи.
*подпорожье – порог – каменистое возвышение речного дна,
ускоряющее течение и затрудняющее движение лодки.
*улово – здесь в значении берег.
Вопросы для беседы :
- О чем это письмо ?
- Кому адресовано это письмо ? Каким вы его представили ?
- Кто его написал ? Что вы узнали об авторе письма ? Каким вы его представили ?
- Какие чувства вызвало у вас содержание письма ? Почему ?
- Докажите, что мать любит своего сына.
- Что вызывает у матери чувство гордости ? Чем она гордится ?
- Как вы думаете, вернулся ли Борис с фронта живым ?
- Каков характер письма : нравоучительный, строгий, доверительный, сердечный ?
- Как вы думаете, смогло письмо передать всю полноту переживаний и эмоций читателю ?
- Почему почтальон не смог отправить письмо по назначению ?
- Определите, что именно вы прочитали : личное или деловое письмо, письмо-сообщение, письмо-просьбу, письмо-приглашение, письмо-поздравление.
- Как вы думаете, является ли письмо только личным, или оно имеет и общественное значение ? Докажите свою точку зрения.
- Найдите в письме приветствие, обращение и заключение.
( М. Вольфсон «Учительница» ).
Вовка, привет! Давно тебе не писал, потому что был занят. Дело в том, что к нам в класс пришла новая учительница. Татьяна Ивановна. Молодая, работает после института первый год. Когда она нам что-нибудь объясняет, то краснеет от волнения, сбивается, часто посматривает в книгу, путает – просто смотреть больно. И зачем только таких молоденьких в школу присылают! Очень нам ее жаль.
Остались мы как-то классом одни после уроков и начали решать, что делать с Татьяной Ивановной. Кто что советует. Девчонки требуют проявить больше чуткости к ней, терпения, а главное, не поранить ей душу. Мы же настаиваем сходить к Татьяне Ивановне домой – посмотреть, как она живет, поговорить откровенно в домашних условиях, а если это не поможет, то обратиться прямо к ее маме и папе. И только Витька Лягушкин встал и говорит:
– Ничего. Пусть привыкает к трудностям. Уже не маленькая – в школу ходит!
Но мы его быстро одернули! В общем, решили мы всем классом взять шефство над новой учительницей. И тут же поклялись хорошо себя вести, не хулиганить и не сдувать друг у друга.
Пришла Татьяна Ивановна на другой день в класс, начала рассказывать урок и опять не может. Очень волнуется. И видно, что готовилась дома. Может, до ночи сидела, может, из-за этого телик не смотрела, а рассказывать не может. Нервничает, повторяется, и конечно, из-за этого у нее всякие неприятности случаются.
Хотела, например, достать из портфеля книгу и уронила на пол яблоко. Она сначала сделала вид, что ничего не произошло, а потом стала яблоко под стол загонять. Двигала она ногой, двигала, пока не разорвала чулок. Тут она уж совсем расстроилась и даже объяснять перестала. Мы молчим, и она молчит. Не выдержал Игорь Смирнов, встал и решительно говорит:
– Вы не бойтесь нас, Татьяна Ивановна, и не волнуйтесь, рассказывайте спокойно. Начните еще раз. А если плохо знаете урок, читайте по книге, мы поймем. Что мы, дети что ли!
Она в слезы и бегом из класса. Послали мы девчонок, чтобы успокоили ее.
Привет. Твой друг Сережа.
Задания:
- Кто является главным героем рассказа? Почему вы так думаете?
- Что вы узнали о Татьяне Ивановне?
- Согласны ли вы с мнением Сережи, что очень молодых учителей в школу присылать нецелесообразно? От возраста ли зависит умение преподавать?
- На основании каких слов можно сказать, что рассказ юмористический? Подтвердите примерами из текста.
- Придумайте продолжение и завершение рассказа «Учительница»
- а) Объясните выражения: проявить чуткости к ; не поранить душу; одернуть кого-либо; взять шефство над; не сдувать друг у друга; в слезы; сделать вид, что ничего не произошло.
б) Составить с ними предложения.
7. Придумать предложения с глаголом настаивать в разных значениях.
VII. Дидактический материал к занятию
Оценочные слова и речевые клише
1. Выражение эмоциональной оценки:
к сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что …; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что…; интересно и др.
2. Выражение согласия / несогласия с мнением автора:
должны согласиться; разделять точку зрения; признавать достоинства; автор решает вопрос оригинально, интересно; следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем;
к сожалению; вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что …; автор упускает из виду; необоснованно утверждает.
3. Выражение уверенности или предположения:
убежден, уверен; считаю(ем), что …; полагаю(ем), что…; подтверждать; автор убедительно доказывает, что…; разумеется, что…; очевидно, что…; нет сомнений в том, что…; в этой связи ясно, что…; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что…; условимся, что…
4. Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте:
автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на…; останавливается на…; отмечает важность, формирует, исходит из…; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что…; причину этого видит в том, что…; считает, что…; приводит пример того, как…; приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что…; в заключение можно сказать, что…; важно отметить, что…
5. Средства рациональной оценки :
поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др.
VIII. Дидактический материал к занятию.
Исходный текст
- Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...
- Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»...
- Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
- А что говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
- При этом память вовсе не механична. (8)Это важнейший творческий процесс. (9)Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...
- Память противостоит уничтожающей силе времени.
- Это свойство памяти чрезвычайно важно.
- Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
- Память — преодоление времени, преодоление смерти.
- В этом величайшее нравственное значение памяти. (16) «Беспамятный» —это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17)Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (18)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
(По Д.С. Лихачеву)
Сочинение-рецензия школьника по тексту Д.Лихачева.
Настоящий текст о том, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные понятия.
Память — чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил память, «теряется» в этом мире. Это, прежде всего, — потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею —потребность чем-то заполнить ее вновь. Для такого человека беспамятство — мука.
Д. С. Лихачев говорит и о другом беспамятстве — неблагодарности, неспособности ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку. Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры. К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни — могилы павших на войне. Не для того сложит свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно «беспамятные» потомки предали их имена забвению! Сражаясь за каждую пять, своего Отечества, ратники защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей — продолжателей их рода, но отнюдь не «беспамятных» потомков.
«Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен. Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках. На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть важную роль. Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в небе генетическую память о культурном развитии всего человечества. По мысли Д. С. Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом обладают окружающие человека предметы — растения, камни, вода, стекло, лист бумаги и т.д.
И хотя ничего нет вечного, противостоять уничтожающей силе времени люди смогут только через семейную, общенародную, культурно-историческую память.
IX.Дидактический материал к занятию.
А.П. Чехов «Моя «Она».
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что Яне помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, – связь стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!
Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строчки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня в ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости, я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи…
Детей у нас пока нет…
Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Ее зовут – ЛЕНЬ .
Вопросы:
1) О чем этот текст?
2) Какие ключевые слова дали возможность понять главную мысль текста?
3) В каком предложении выражается тема текста?
4) Запишите основную мысль текста. На какие микротемы можно разделить текст?
5) Какие слова показались трудными для восприятия? Какие вы приготовили высказывания в
качестве эпиграфа к тексту?
6) Актуальна ли тема, затронутая автором? Почему?
7) Что вы знаете об А.П. Чехове как личности?
8) Определите стиль и тип речи?
9) Для придания тексту убедительности, логичности, автор использует различные языковые средства, найдите их.
X.Дидактический материал к занятию
При написании сочинения очень важно умение грамотно излагать свои мысли. И это имеет совершенно конкретное выражение в количестве разного рода ошибок. Как показывает практика, допустимо рассмотрение их основных типов:
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ошибки, то есть неправильное написание отдельных слов. Проверяющий отмечает их на полях знаком «\», и такие ошибки считаются самыми грубыми. Особенно часты орфографические ошибки в «сложных» словах: искусство, интеллигенция, компромисс, хотя бывают случаи, когда с ошибкой пишут самые простые слова. В данном случае должно непреложно действовать следующее правило: не уверен – не пиши. Если же Вы не уверены в правописании большинства слов русского языка, советуем обратиться к справочным и практическим пособиям, например:
Максимова А.Л. «Практикум по орфографии и пунктуации»;
Миловидова И. «Проверяем свою грамотность. Тесты»;
Розенталь Д.Э. «Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы».
2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ошибки – это неправильная расстановка знаков препинания, отмечаемая на полях знаком «v». Это тоже ошибка, а не «половина» ошибки, как думают некоторые. Тот же самый принцип: избегайте сложных конструкций, употребляйте только те, в которых уверены. Бывают сложности, когда единственные знаки препинания, употребляемые автором сочинения, - это точка или тире, или запятая, причем расстановка их совершенно произвольная. Если Вы чувствуете сложности, обратитесь к тем же справочникам.
3. ФАКТИЧЕСКИЕ ошибки – искажение исторических фактов, названий произведений, имен и фамилий персонажей и авторов, неточное употребление цитат. Пометкой «Ф» отмечаются, например, такие утверждения, взятые из сочинений абитуриентов:
1) Действие романа Грибоедова «Горе от ума» происходит с 1816 по 1824 год.
2) Роман «Преступление и наказание» написан Михаилом Федоровичем Достоевским.
3) Муж Катерины Трифон боится своей матери Кабанихи.
4) Пьер Безухов идет служить в армию, и простые солдаты любовно называют его «наш князь».
4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки – неправильное употребление глагольных и именных форм, отсутствие согласования, нарушение глагольного управления и прочее. Пометкой «Г» отмечаются высказывания, подобные следующим:
1) И тогда они превратятся в настоящих трупов.
2) Это один из лучших пейзажов.
3) Это столкновение человека с обществом, встречающего его в штыки и изгоняющего его.
4) Я совершенно уверен за наше будущее.
5) Это пережитки, которые паразитируют и деградируют общество.
5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ошибки – наиболее частый, многообразный и сложный тип ошибок. Чрезвычайно трудно объяснить автору, почему та или иная конструкция не имеет права на существование. Основные положения стилистики можно проверить по пособию Д.Э.Розенталя (см. выше). Мы же рассмотрим наиболее часто встречающиеся стилистические ошибки, которые отмечаются пометкой «С»:
- Неправильное словоупотребление, то есть использование слов неточных или неуместных в данном конкретном случае:
1) Все мы помним тургеневских девчат.
2) Лишь бы не сжималось сердце от проницательного воя снарядов.
3) Сказки Салтыкова-Щедрина – это укольчик в чиновничий мир.
- Некорректное использование деепричастных оборотов и придаточных предложений:
1) Познакомившись с Онегиным, к ней приходит любовь.
2) Он мечтает о шинели и, достигнув вершины блаженста, все в его жизни рушится.
3) Главы о помещиках, которых больше половины первого тома…
- Бывает, что отсутствие логики в мышлении проявляется даже на уровне предложения. Тогда возникают такие фразы, смысл которых не под силу понять не только проверяющему, но и самому автору:
1) Гаев и Раневская должны были вытягивать из трясины своей малой родины, которой является вишневый сад, трудности бытия.
2) Богатство затупляет здравый ум, делает человека глупым и убогим в своем социальном положении.
3) Можно прожить век и ничего после себя не оставить, а можно прожить два дня, и тебя будут знать все.
При написании сочинения будьте предельно внимательны, чтобы избежать ошибок. Желаем успеха!
XI. Дидактический материал к занятию.
Критерии оценки сочинения
Наиболее важными при выставлении оценки по литературе являются следующие факторы:
1. Соответствует ли содержание сочинения предложенной теме; насколько полно раскрыта тема в работе.
2. Анализирует ли абитуриент текст произведения, подтверждает ли свои мысли примерами и цитатами из текста.
3. Композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены).
4. Насколько самостоятельны суждения абитуриента.
5. Насколько последовательно излагается содержание (логика рассуждений и доказательств).
6. Присутствуют ли в сочинении речевые, стилистические, фактические и логические ошибки.
ОЦЕНКА «5» по литературе ставится, если в работе допущено не более 2 речевых недочетов и 1 негрубой ошибки в содержании. Тема должна быть раскрыта полно, глубоко и аргументированно, с опорой на текст. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, написанным в соответствии с нормой литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме.
ОЦЕНКА «4» ставится, если в работе допущено не более 4 речевых недочетов и 2 ошибок в содержании.
ОЦЕНКА «3» – не более 5 речевых недочетов и 4 ошибок в содержании.
ОЦЕНКА «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или содержание не соответствует теме, вынесенной в заглавии. Иногда абитуриенты и выпускники, не знающие хрестоматийных сочинений, подменяют одну тему другой. Это недопустимо, и подобное сочинение оценивается на «2». Значительно снижают оценку за сочинение обилие фактических ошибок, пересказ, намеренное упрощение синтаксиса, несоблюдение литературной нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"
Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»
Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....
Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс
Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...