Конкурсная исследовательская работа на тему "Вставные конструкции"
проект по русскому языку (11 класс) по теме

Винокурова Валентина Николаевна

Проектная работа ученицы 11 А класса Шевкун Анастасии на тему "Вставные конструкции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstavnye_konstruktsii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

ПО СИНТАКСИСУ

   

Вставные конструкции: их виды и функции в предложении

         

  МОСКВА

2012-2013

                                                                       Выполнила: Шевкун А.,

                                                               Ученица 11 класса

                                                     Руководитель

                                                                                   учитель НОУ «Центра-ЮССТ»

                                                            Винокурова В.Н

                                               


ОГЛАВЛЕНИЕ

Вставные конструкции: их виды и функции в предложении

I . История изучения вставных конструкций…………………………………3-4

II. Вставные конструкции в современном языкознании…………………… 5-7

III. Виды вставных конструкций в предложении…………………………….8-10

IV.Функции  вставных конструкций в предложении………………………..11-12

V. Библиография…………………………………………………………………13-14

I . История изучения вставных конструкций

       На ранних этапах развития русской науки о языке вопрос о вставочных конструкциях специально не выделяется. Отдельные указания по этому поводу мы находим лишь в связи с изложением правил о пользовании “вместительным знаком, то есть скобками”. В “Российской грамматике” М.В. Ломоносова упоминание имеется о вставочных конструкциях в главе IV, озаглавленной “О знаках”. Ломоносов писал: “Вместительной слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения: “Меня (кто бы подумал) от тебя отлучают”.

     Обстоятельственно говорится о вставочных конструкциях в “Практической грамматике” Н.И. Греча. Хотя автор не выделяет их из числа вводных предложений и не пользуется специальным термином “вставочные”. Он правильно отметил наличие в языке вставных конструкций, правильно указал на их смысловые отношения с основным предложением. Но он не выделил вставные предложения как самостоятельный тип и смешал их с вводными.

    В “Русской грамматике” А.Х.Востокова вводные и вставные конструкции также не отграничиваются друг от друга. Однако чрезвычайно важным моментом представляется упоминание об особом типе конструкций, отделяемых “вместительным” знаком и служащих для пояснения смысла непонятных слов. Самый термин “вставочные” конструкции был впервые введен Евграфом Филомафитским. Точно подмечая особый характер прерывистой связи, устанавливаемой между вставкой и основным высказыванием, Филомафитский в то же время рассматривает наличие скобок в речи писателя как результат его стилистической беспомощности. Это положение не может считаться правильным, так как вставки являются

   В работе А.М. Пешковского “Школьная и научная грамматика” мы встречаемся с понятием вставочности. Отмечает Пешковский и специфику интонации при произношении вставочных конструкций. Это позволяет думать, что для Пешковского понятие вставочности уже не отождествляется с понятием вводности.

Итак, из краткого обзора литературы о вставочных конструкциях следует, что в трудах лингвистов XIX и начала XX в. вставочные конструкции не выделяются из категории вводных конструкций. Только в 50-е годы XX века в ряде исследований вставки стали выделяться в самостоятельную категорию.

Необходимостью разграничения вводных и вставочных конструкций впервые, видимо, отметил А.Б. Шапиро в рецензии на работу Абакумова «Методика пунктуации». По мнению А.Б. Шапиро, вставочными являются «слова, группа слов, предложение или даже группа предложений, имеющих особую функцию – добавочного ранее не предполагавшегося ко включению в основную ткань предложения, замечания».

И.И. Щеболева в исследовании “Общая характеристика вставочных конструкций” отмечает: «Всестороннее исследование вставочных конструкций в современном русском языке связано с отграничением их от смежных с ними других синтаксических явлений. Вставочные конструкции относятся к числу синтаксических явлений, осложняющих простое предложение. Вставочные конструкции будучи носителями дополнительных, побочных замечаний вступают в особую смысловую связь с тем предложением, в состав которого они входят.

Пунктуационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным».

 В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке «вместительном». Скобки «лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире».

«Еще со времен «Евгения Онегина» Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст». В текстах большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире.

II. Вставные конструкции в современном языкознании

         Вставные конструкции используются для выражения добавочных

замечаний, пояснений, уточнений и т.п. Они не входят в структуру предложения, с которым  употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Вся проблема в том, следует ли вычленять вставные конструкции от вводных.  В работах В.В.Виноградова, А.Б.Шапиро, Д.Э.Розенталя и других вставные конструкции вычленены из вводных, однако и до сих пор не только в школьной практике, но и в ряде специальных исследований они по традиции рассматриваются в составе «вводных слов и предложений».

С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко, а также М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов  в своих учебниках выделяют отдельным параграфом тему «Вставные конструкции». «В предложениях, кроме основной информации, могут содержаться добавочные замечания, пояснения и уточнения. Конструкции, которые содержат добавочную информацию, называются вставными. В речи вставные конструкции выделяются особой интонацией: они произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона, обычно без логического ударения. По структуре вставная конструкция может быть равна:

 - отдельному слову или словосочетанию: Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (П.);

- предложению: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тётки) и стал молча пить чай. (Ч.) На письме вставные конструкции выделяются скобками, реже – тире».

 В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова в одном параграфе  рассматривают вводные и вставные конструкции. «В устной и письменной речи часто вставляются в основное предложение дополнительные сообщения, попутные замечания, которые называются вставными. Вставки  резко разрывают связи между словами в предложении. Например:

У огня на скамеечке низкой

Мы усядемся тесно и близко

И, чаек попивая из чашек,

Дай-ка вспомним всю молодость нашу,

Всю, от ветки персидской сирени

(Положи-ка мне ложку варенья).

Вспомню я,— мы теперь уже седы,—

Как ты раз улыбнулась соседу…

                                                                                                                        (Д.Кедрин)

Н.Е.Ильина пишет, что  « от вводных слов и вводных предложений надо отличать вставочные слова и предложения, или вставки. Синтаксическое значение вставок – это добавления, пояснения, замечания к мысли основного предложения; они связаны по смыслу  с ним в качестве попутных замечаний. Вставка может состоять из одного слова, из словосочетания, из целого предложения.

 Располагаются вставки в середине или в конце основного предложения. Начинать предложение они могут:  ведь  невозможно дополнить и разъяснить основную мысль, которая ещё не высказана. Примеры вставок:

1.Арахисом (земляным орехом) засеяли целое поле.

2.В вечернем небе (это бывает в конце лета) вспыхивают зарницы.

Средства выражения синтаксического значения у вставок:1) грамматическое – вставки не связаны с основным предложением ни сочинительной, ни подчинительной связью; 2)ритмико-мелодическое – вставку с обеих сторон обрамляют паузы, основное интонационное движение вставками прерывается; 3)пунктуационное – на  письме вставка ограничивается от основного предложения скобками».

    В учебниках для старших классов, например, В.Ф.Греков даёт только понятие о том, что такое вставные конструкции в параграфе с вводными словами,  а Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,  М.А.Мищерина расширяют понятие о вставных конструкциях. «По структуре вставная конструкция может быть предложением, в том числе сложным, а также состоять из нескольких предложений. Пунктуационно эти конструкции  оформляются в соответствии с действующими правилами;  в конце таких предложений могут стоять точка, восклицательный, вопросительный знак, многоточие. Так как вставные конструкции – это  включения в предложение,  грамматически не связанные с ним, то после вставной конструкции основное предложение пишется со строчной буквы. Например: И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А.Блок); Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют говорить!) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море. (Б.Заходер)».

  Итак, из краткого изучения содержания учебных методических комплексов о вставочных конструкциях следует, что в  современном русском языкознании вставочные конструкции чёткого вычленения из категории вводных конструкций не имеют. Хотя уже идёт процесс всё большего выделения вставных конструкций в самостоятельную категорию.

III. Виды вставных конструкций в предложении

  Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставной  знак

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело.

Вставное слово

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.)

Вставное словосочетание

Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (Кор.)

Вставное предложение

...Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато), легли спать (Сол.)

Вставное сложное предложение

Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной...

Вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция

Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет. (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров.) (Сол.) -

Вставной абзац

«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.

(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово.)

Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т)

Вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос).

Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочется слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..) (Айтм.)

 IV.Функции  вставных конструкций в предложении

   Помимо основной функции – передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями.

По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны. Они могут  заключать в себе название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении: На маленьком озере – оно называлось Лариным прудом – всегда плавало много ряски (Пауст.); уточнение количественного характера: Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать  девять лет) влюблялся раз шесть (А.Т.);  Через  несколько дней мы четверо (не считая всевидящих  и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.)

Вставные конструкции могут выражать причину действия, события, явления, описываемого в предложении: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тётки) и стал молча пить чай (Ч.); выражать значение следствия: Слышно было по Дону, как где-то, не ближе Усть-Хопёрской, глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промёрзлой земле) выстрачивали пулемёты (Ш.).

  Для пояснения содержания всего предложения или отдельных её частей также служат вставные конструкции: Фельдшер  нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановился там в раздумье (Ч.); они могут содержать и добавочное  сообщение: Клевета Кузяря разозлила меня не во время его рассказа  слушал его разинув рот), а в тот момент, когда он нагло хотел наскочить на меня(Гл.).

 Вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно – определительную связь: Неясный шорох слышался вокруг:

То загремит, то снова тише, тише

(То были тени предков – или мыши)(Лерм.)

   Небольшую группу составляют вставки, обозначающие временные и пространственные  конструкции, содержащие качественно – эмоциональную оценку высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха: Наденьте на голову такому человеку вместо шляпы – солнце, что может быть великолепнее! – он всё же будет  ныть и жаловаться: «Ах, я так несчастен! Я так одинок!» (М.Г.).

  Вставные конструкции, благодаря присущей им смысловой ёмкости (возможность вносить добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, попутные замечания, оговорки и т.д.) используются в различных речевых стилях: научном, публицистическом, деловом. Широкое применение находят они в разговорной речи, в языке художественных произведений. Большое разнообразие выражаемых вставными конструкциями смысловых оттенков определяет их функциональную направленность и стилистическое использование.

  Стилистические функции вставных конструкций обусловлены их лексическим составом (книжная и разговорная лексика, степень фразеологизации), синтаксической структурой (характер словосочетания, тип предложения), эмоционально-экспрессивной окраской:  …Всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады, а нападения неприятеля силой артиллерии и (буде окажется возможным) вылазками –отражать (П.).

Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве вставок может быть употреблена любая единица языка, обладающая достаточным "коммуникативным весом", то есть способная нести определенное содержание и, функционируя в тексте, оказывать определенное воздействие на адресата.

Как видно из приведенного ранее перечня, в качестве вставок могут употребляться как самостоятельные языковые единицы, так и фрагменты основного предложения. Для самостоятельных единиц в роли вставок структурных ограничений в употреблении нет, тогда как далеко не всякий фрагмент основного предложения может быть употреблен парантезно, приобретая при этом определенную функцию. Следует учитывать тот факт, что в роли вставок могут употребляться только фрагменты основного предложения, не нарушающие его смысловой и структурной целостности.

   На мой взгляд, в школьной практике вставные конструкции необходимо изучать отдельно от вводных слов. Это связано с тем, что в отличие от вводных слов вставные могут  существенно отличаться от основной части высказывания интонацией. Нередко вставные  предложения, резко нарушающие связи между словами основного высказывания, сопровождаются сильным чувством: Поверьте (совесть в том порукой!) , Супружество нам будет мукой… (А.С.Пушкин); И одна за другой стали летать кометы – фейерверк! – и лодка плыла по пруду, закиданному звёздами(В.Панова).

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда и при посредстве союзов или относительных слов: Фельдшер Михаил Захарыч (это был он) тихо кашлянул и несмело вошёл в кабинет (Ч.); Синцов, как это скоро  выяснилось, действительно оказался человеком бывалым и умел обращаться с оружием (Сим.). При наличии  союзов и относительных слов вставные конструкции сходны с придаточными  частями  сложного предложения, но в отличие от них не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием. Ср.: Когда это пройдёт, - если это пройдёт, - тогда увидимся (союз если присоединяет придаточную условную часть).

V.Библиография

1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: Учебник для вузов. М., 1981.

2.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: 5-9 кл. М.: Дрофа, 2009. Багрянцева В. А., Болычева Е. М., Галактионова И. В., Жданова Л. А., Литневская Е. И., Степанова Е. Б. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., МГУ, 2004, 2006.

3.Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. - М., 1966. - 495с.

4. Востоков А.Х. Русская грамматика - 12-е изд. Спб., 1874. - 216с.

5.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011. – 448с

6.Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учеб.для общеобразов. Учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков,Л.А. Чешко. – М.:Просвещение,ОАО «Московские учебники», 2008. -368с.

5. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1995.

6. Ломоносов М.В. Российская грамматика// Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. - М.- Л.; 1952.- Т.7 - С.550-553

7.Разумовская М.М.Русский язык:Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М Разумовская, С.И.Львова, П.А.Капинос, В.В.Львов; под. Ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – Дрофа,2000. -272с

8.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика/Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «М.: «Издательский дом  «Оникс 21 век»: ООО «Издательство  «Мир и Образование», 2003. – 384с.

9.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении, М., 1956. С.372

 Там же, С.367

10..Шапиро А.Б. Рецензия на работу С.И.Абакумова "Методика пунктуации" // Русский язык в школе. 1948. №3. С.63

 11. Щёболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке. // Учен. зап. Ростовского - на - Дону гос. пед. ин-та. 1955. - вып.4. - С.93-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями

  Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организу...

Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению

Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...

Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды

Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды предназначены для студентов специальности 08.02.06 СЭГПС....

Проверочная работа на тему "конструкция used to" (8 класс)

Проверочная работа на тему "конструкция used to" (8 класс)...