Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды
методическая разработка
Методические указания к выполнению Практических работ по расчёту конструкции нежёсткой дорожной одежды предназначены для студентов специальности 08.02.06 СЭГПС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya_rdo.doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
Расчет конструкции нежесткой дорожной одежды
Запроектировать дорожную одежду при следующих исходных данных:
- область проложения автомобильной дороги - Московская область
(II2 дорожно-климатическая зона);
- категория дороги III (= 2100 авт/сут);
- приращение интенсивности движения q=1,02;
- грунт рабочего слоя земляного полотна – супесь лёгкая, коэффициент уплотнения 0,97-0,95;
-глубина залегания грунтовых вод УГВ – 1,5м .
- схема увлажнения - 1;
- модуль упругости щебеночного основания = 250 МПа;
- песок мелкий Еп= 100 МПа; hп = 20см;
- высота насыпи hн = 2,1м;
- процент автомобилей грузоподъемности:
от 1 до 2 т – 46%;
от 2 до 5 т – 27%;
от 5 до 8 т – 16%;
>8 т – 6 %;
автобусов – 3%;
тягачей – 2%.
Что отмечено красным заполняется по своему варианту. В итоговом расчёте красного цвета и пояснений красного цвета не должно быть. Расчёт ведётся по ОДН 218-046-01.
Если что то не понятно - рекомендуется прочитать раздел до конца.
1. Расчет на прочность
Вычисляем суммарное расчетное количество приложений расчетной нагрузки за срок службы
∑ = 0,7 ∙∙ ∙ , где
- приведенная интенсивность на последний год службы, авт/сут.;
- коэффициент суммирования =13,42 [табл. П 6.3],
выбираем в зависимости от q=1,02 и от =12лет выбираемой по таблице П.6.2
= 17,2 - (17,2 – 10,90)/(15-10)∙(15-13) = 17,2 – 3,78 = 13,42;
Коэффициент Кс находится с помощью интерполяции по указанным таблицам
ОДН 218-046-01. Внимательно. Есть таблица 6.2, а есть П 6.2.
q - приращение интенсивности движения;
- срок службы дорожной одежды;
- расчетное число, расчетных дней в году соответствующих определенному состоянию деформируемости конструкции (определяется в соответствии с приложением 6 в зависимости от номера района по карте)
Трдг = 125 дней в году (номер района 3) [т. П 6.1]
Кп - коэффициент учитывающий вероятность отклонения суммарного действия от среднего ожидания [т. 3.3]
Кп = 1,38 (III техническая категория) Кп = 1,49 (II техническая категория )
Выбирается в зависимости от интенсивности движения
=∙, един/сут,
где – коэффициент учитывающий число полос движения и распределения движения по ним, определяемый по табл. 3.2 = 1,00 (2 полосы движения);
= 1,00∙(2100∙0,46∙0,005+2100∙0,27∙0,2+2100∙0,16∙0,7+2100∙0,06∙1,25+2100∙0,03∙0,7+
+2100∙0,02∙1,5) = 1,00·(5+113+235+158+44+63) = 1,00·618 = 618 авт/сут.
Коэффициенты которые не выделены красным цветом у всех одинаковы. Округление производится так же как и в методическом указании.
∑Nр = 0,7 ∙∙ ∙ = 0,7∙618∙ 125∙ 1,38 = 805430 авт/сут.
2. Предварительно назначаем конструкцию и расчетные значения расчетных параметров:
- для расчета по допускаемому прогибу (приложения 2 табл. П.2.5 , приложение 3 табл. П.3.2 и приложение 3 табл. П.3.9) ;
- для расчета по условию сдвигоустойчивости (приложение 3 табл. П.3.2. и приложение 3
табл. П. 3.6 ) ;
- для расчета на сопротивление монолитных слоёв усталостному разрушению при изгибе (приложение 3 табл. П. 3.1 , приложение 3 табл. П. 3.6).
Таблица 1
Характеристики материалов для расчетов
№ п.п | Материал слоя | Тол-щина | Расчет по упругому прогибу Е,МПа | Расчет по условию сдвигоус-тойчивости Е,МПа | Расчет на растяжение при изгибе | |||
Е, МПа | Ra,МПа | α | m | |||||
1 | Асфальтобетон плотный на БНД марки 90/130 мелкозернистый |
3 | 2400 | 1200 | 3600 | 9,5 | 5,4 | 5,0 |
2 | Асфальтобетон пористый на БНД марки 90/130 мелкозернистый | 5 | 1400 | 800+0%= 800 | 2200 | 7.80 | 6.3 | 4,0 |
3 | Асфальтобетон высокопорис-тый на БНД марки 90/130 крупнозернистый | 8 | 1400 | 800+0%= 800 | 1700 | 5.50 | 6.5 | 3,8 |
4 | Щебень | 250 | 250 | 250 | - | - | - | |
5 | Песок мелкий | 20 | 100 | 100 | 100 | - | - | - |
6 | Супесь лёгкая | - | 58 | 58 | 58 | - | - | - |
Предварительно назначаем толщину слоев содержащих органическое вяжущее. Так как в данных условиях хорошо зарекомендовала себя конструкция дорожной одежды с hmin=16 (18)см табл. 2.1(тип дор.од. – капитальный). Принимаем =3cм; =5cм ; =8см .
Находим по табл. П. 2.1 среднее значение влажности oт равное 0,57.
Находим по табл. П.2.5 значение модуля упругости для супеси лёгкой при относительной влажности = 57; Егр = 60 – (60-56) /5·2 = 60 – 1,6 = 58,4 ≈ 58 МПа.
Расчёт производится с помощью интерполяции по таблицам ОДН 218-046-01.
Если значение влажности oт кратно 5сотым (0,50, 0,55, 0,60 и т.д.) расчёт не требуется.
3. Расчет по допускаемому упругому прогибу ведем послойно начиная с верхнего слоя
= 58 МПа
=98,65 ∙ [ lоg ( ∑ )-3,55 ]=98,65∙[ lоg 805430 – 3,55 ] = 98,65·2,356 = 232,4 ≈ 232 МПа
Сравниваем требуемый модуль упругости с табличным [табл. 3.4]
=232МПа > =200 МПа
Принимаем к расчету = 232 МПа.
- ==0,097 ; = = 0,081 и по номограмме на рис. 3.1. находим отношение
= 0,090 , отсюда = 0,090 ∙ 2400 = 216 МПа.
- == 0,154; == 0,135 и по номограмме на рис. 3.1. находим отношение
= 0,132, отсюда = 0,132∙1400 = 184,8 ≈ 185 МПа.
- == 0,132; == 0,216 и по номограмме на рис. 3.1. находим отношение
= 0,085 ; отсюда = 0,085∙1400 = 119 МПа
4) = 58 /100 = 0,58 ; = 20 / 37= 0,54 и по номограмме на рис. 3.1. находим отношение
= 0,73 ; отсюда = 0,73 ∙ 100 = 73 МПа
5) = 73 /250 = 0,29; = 119 /250 = 0,48 и по номограмме на рис. 3.1. находим отношение
= 0,56 отсюда h = 0,56 ∙ 37 = 20,71 см
Принимаем толщину щебёночного слоя 21 см.
Выбранная конструкция дорожной одежды удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.
Если толщина щебёночного слоя меньше 16 сантиметров расчёт переделывается. Можно:
1. Уменьшить толщину песка.
2. Применить для расчёта песок с меньшим модулем упругости.
3. Уменьшить модуль упругости щебня.
4. Скорректировать расчётные значения отношений найденные по номограмме рис.3.1.
Методы работы с номограммой. рис.3.1.
Первый тип работы с номограммой,
выполняются пункты предыдущего расчёта 1), 2), 3).
Второй тип работы с номограммой
выполняются пункты предыдущего расчёта 4).
Третий тип работы с номограммой
выполняются пункты предыдущего расчёта 5).
4. Рассматриваем конструкцию по условию сдвигоустойчивости в грунте.
Действующие в грунте активные напряжения сдвига вычисляется по формуле : T =∙ Р
Для определения предварительно назначенную дорожную конструкцию, приводим к двухслойной расчётной модели. В качестве нижнего слоя модели принимаем грунт ( супесь лёгкая ) со следующими характеристиками (= 0,57 и ∑= 805430 авт/сут. )
Е= 58 МПа; φ = 12º; C= 0,005 МПа (=1·106 (табл. П.2.4 ))
φ и C находятся с помощью интерполяции
Модули упругости верхнего слоя модели вычисляем по формуле, где значение модулей упругости материалов содержащих органическое вяжущее назначаем по табл. П.3.2; при расчетной температуре +20ºС ( табл. 3.5 )
= ==
= = 372,81 ≈ 373 МПа
= = 6,43 ; = =1,54 и при φ =12º с помощью номограммы ( рис. 3.2. ) находим удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки = 0,03.
По номограмме 3.2. работают следующим образом (на ней показано стрелочками), вначале откладывают по одной из двух нижних граф значение h/D (не путать с τн), затем проводят перпендикуляр до линии соответствующей значению Ев/Ен, затем проводят горизонтальную прямую до луча соответствующему значению φ. После этого опускают перпендикуляр на самую нижнюю ось τн.
Таким образом Т = 0,03 ∙ 0,6 = 0,018 МПа
Предельное активное напряжение сдвига Тпр в грунте рабочего слоя определяем по формуле: =∙ + 0,1∙ ∙ ∙ tg,
где : - коэффициент учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. При устройстве нижнего слоя из укрепленных материалов, а так же при укладке на границе «основание – песчаный слой» разделяющей геотекстильной прослойки, следует принимать значение равным :
- 4,5 при использовании в песчаном слое крупного песка;
- 4,0 при использовании в песчаном слое средней крупности песка;
- 3,0 при использовании в песчаном слое мелкого песка;
- 1,0 во всех остальных случаях.
- глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от
верха конструкции, см ;
- средневзвешенный удельный вес конструктивных слоёв, расположенных выше проверяемого слоя ;
- расчетная величина угла внутреннего трения материала проверяемого при
статическом действии нагрузки ( =1, табл. П.2.4 ) Сст = 0,014; φст =36º.
= 3+5+8+21+20 = 57см.
= 0,014 ∙ 3,0 + 0,1 ∙ 0,002 ∙ 57 ∙ tg 36º = 0,042 + 0,088 = 0,130
где 0,1- коэффициент перевода в МПа
== = 7,22, что больше = 0,94 ( табл. 3.1. )
Следовательно, конструкция удовлетворят условию прочности по сдвигу.
5. Расчитываем конструкцию на сопротивление монолитных слоёв усталостному
разрушению от растяжения при изгибе.
Расчет выполняется в следующем порядке:
а) Приводим конструкцию к двухслойной модели, где нижний слой модели – часть конструкции расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоёв, т.е. щебеночное основание, подстилающий
слой из песка и грунт рабочего слоя. Требуемый модуль упругости на поверхности четвертого
слоя = 119МПа. К верхнему слою относят все асфальтобетонные слои. Модуль упругости
верхнего слоя устанавливаем по формуле :
== = 2212,5 ≈ 2213 МПа
б) По отношениям == 0,43 и = 2213 / 119 = 18,59 и по номограмме (рис. 3.4) определяем = 1,75 МПа.
С номограммой на рис.3.4, работают как на ней указано стрелочками. Ен в данном случае принимается ЕтрIII из расчёта по упругому прогибу.
Расчетное растягивающие напряжение вычисляем по формуле ( 3.16 ).
= ∙ p ∙ , где :
- растягивающее направление от единичной нагрузки при расчетных диаметрах площадки передающей нагрузку, определяемое по номограмме ( рис. 3.4 );
- коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия конструкции под спаренным баллоном. Принимают равным 0,85 (при расчете на однобалонные колеса = 1,0 ) ;
Р – расчётное давление принимаемое по табл. П. 1.1
= 1,73 ∙ 0,6 ∙ 0,85 = 0,882 МПа
в) Вычисляем предельное растягивающее напряжение по формуле 3.17 :
= ∙ k1∙ k2 ·( 1-υR∙ t ),
где : - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность ) при
изгибе при расчётной низкой весенней температуре при однократном приложении
нагрузки, принимаемое по табличным данным (табл. П. 3.1) ;
k1- коэффициент, учитывающий снижение прочности в следствии усталостных явлений
при многократном приложении нагрузки;
k2- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия
погодно-климатических факторов (табл. 3.6) k2 = 0,8;
υR - коэффициент вариации прочности на растяжение;
t- коэффициент нормативного отклонения (приложение 4, табл. П.4.2);
t = 1,32 при = 0,90 [ табл. 3.1 ]
Коэффициент k1 отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению k1 =,
где: - расчетное суммарное число приложенной расчётной нагрузки за срок службы
монолитного покрытия, определяемого по формуле (3.6) или (3.7) с учётом числа
расчётных суток за срок службы (см. прилож. 6);
m – показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного
слоя ( табл. П.3.1 ) ;
α – коэффициент учитывающий различие в реальном и лабораторных режимах растяжения повторной нагрузки, а так же вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по табл.П.3.1. α = 6,50
k1 = = = 0,217
k2 = 0,80 (табл. 3.6)
= 5,50 ∙ 0,217 ∙ 0,80 ( 1 – 0,1 ∙ 1,32 ) = 0,829 МПа
== 0,94, что больше или равно, чем = 0,94 МПа ( табл. 3.1 ) ≥
Следовательно, выбранная конструкция удовлетворяет всем критериям прочности.
Довольно часто этот расчёт не сходится. Следует более «внимательно» поработать с номограммой.
6. Проверка конструкции на морозоустойчивость.
1. По карте рис. 4.4 находим среднюю глубину промерзания Zпр(ср) для условий Московской области и по формуле 4.3 определяем глубину промерзания дорожной конструкции.
= Zпр(ср) ∙1,38 = 1,4∙1,38 ≈ 1,93м
2. Для глубины промерзания 1,93 м по номограмме рис.4.3(для Zпр = 200см) по кривой для пучинистых грунтов табл. 4.1 (супесь лёгкая) определяем величину морозного пучения для осреднённых условий –
Lпр(cр) = 6,5 см ( от = 0,57 )
Супесь лёгкая – III группа ( табл. 4.2 )
По таблицам и графикам находим коэффициент Кугв= 0,46 ( рис. 4.1 )
= + - = 1,5 + 2,1 - 0,57 = 3,03м
- 1,1 (табл. 4.4)
- 1,1 (табл. 4.5)
- 0,85 (рис. 4.2) =1,93
- 1,0 (табл. 4.6)
По формуле 4.2. находим величину пучения для данной конструкции
= ∙∙∙∙∙= 6,5 ∙ 0,46 ∙ 1,1 ∙ 1,1 ∙ 0,85 ∙ 1,0 = 3,08 см
Поскольку для данного типа дорожной одежды допустимая величина морозного пучения согласно табл. 4.3. составляет 4см, морозозащитный слой можно не применять.
если больше 4 см - следует назначать морозозащитный слой Terram.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических работ МДК 02.01
Методические рекомендации, ход выполнения практических работ 66 часов...
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"
Содержит список заданий для выполнения практических работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...
Методические указания по выполнению практической работы по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" по теме расчет производственной программы предприятий общественного питания
Данная практическая работа входит в состав комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" в...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"
Методические указания предназначены для студентов специальностей группы 080000 "Экономика и управление"...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК.03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий ...