Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС), 2017-2018 год
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_baranov.docx | 111.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказом директора школы
№ ______ от __________________ г.
Рабочая программа учебного курса
«Русский язык»
6 а класс
Учитель: Булыгина Н.В.
п. Пречистое
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-методическое обеспечение программы
- ФГОС ОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 №1644) с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 31. 12. 2015 г. №1577.
- ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора №216 от 28.12.2015).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
- Авторская программа по русскому языку. 5 – 11 классы. Основной курс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 — 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - 13-е издание. М.: Просвещение, 2016.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2017-2018 учебном году. Составитель: Киселева Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО.
- Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №158 от 26.09..2016 г.)
Данная рабочая программа по русскому языку для обучения в 6 а классе составлена с учётом авторской программы по русскому языку. 5 – 11 классы. Основной курс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 — 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - 13-е издание. М.: Просвещение, 2016.
Образовательная область: филология.
Сроки реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Часов в неделю: 6
Часов за год: 204
Используемый УМК:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; научный редактор М.Н. Шанский. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - 8-е издание. М.: Просвещение, 2017.
Отличия от авторской программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, распланирована на 204 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения.
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, в учебный план были внесены следующие изменения в распределении времени на программные темы.
Темы | По программе Т.А. Ладыженской | По РП | Примечание |
| 3 + 1 | 3 + 1 | совпадает |
| 6 + 2 | 8 + 2 | Увеличено количество часов на проведение и анализ стартовой работы |
| 3 + 2 | 3 + 2 | совпадает |
| 10 + 2 | 10 + 2 | совпадает |
| 3 + 1 | 3 + 1 | совпадает |
| 31 + 4 | 29 + 5 | Увеличено количество часов на развитие речи |
7. Имя существительное | 22 + 3 | 20 + 3 | Уменьшено количество часов, т. к. подробно анализировали эту часть речи в теме «Повторение изученного в 5 классе» |
8. Имя прилагательное | 22 + 3 | 18 + 5 | Уменьшено количество часов, т. к. подробно анализировали эту часть речи в теме «Повторение изученного в 5 классе» |
9. Имя числительное | 16 + 2 | 15 + 2 | Уменьшено количество часов, т. к. анализировали эту часть речи |
10 Местоимение | 23 + 3 | 21 + 3 | Уменьшено количество часов, т. к. анализировали эту часть речи |
11. Глагол | 30 + 6 | 30 + 6 | совпадает |
12. Повторение и систематизация изученного в 5 — 6 классах. Культура речи. | 10 + 2 | 10 + 2 | совпадает |
Итого: | 210 | 204 |
Тематическое планирование. 6 класс
Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Язык. Речь. Общение. | 3 + 1 | Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации. Сочинение-рассуждение. | Пишут стартовую работу. Осознают роль русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание. Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения. Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мнение о прочитанном тексте, анализируют стихотворения | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Повторение изученного в 5 классе | 8 +2 | Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь. Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицу морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы. Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. Активизируют в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончания слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем. Активизируют знания в области синтаксиса и словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями. Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения. Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Подбирают предложения по схемам. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Текст | 3 + 2 | Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые (опорные) слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение — рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике. | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль стихотворений. Пишут сочинение-описание. Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывая ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении стихотворение — текст. Анализируют диалог, пишут рассказ. Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Лексика. Культура речи. | 10 + 2 | I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка: толковые словари, словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т.д. II. Умение определять по лексическим словарям, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сочинение-рассуждение. Сжатый пересказ исходного текста. | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов. Учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении, подбирают синонимы и антонимы к словам. Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и не общеупотребительные слова. Различают профессионалы. Находят профессионалы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов. Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов. Пишут сжатое изложение. Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывать заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов с помощью толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического).Записывают примеры словарных статей. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют заимствованные слова в тексте. Пишут диктант. Указывают признаки научного стиля в тексте. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Фразеология. Культура речи. | 3 + 1 | I. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. II. Умение пользоваться фразеологическим словарём. III. Сообщения о происхождении фразеологизмов. | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы. Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщения о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют фразеологизмы по рисункам. Пишут диктант. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 30 + 4 | I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращённых слов, аббревиация).Переход одной части речи в другую как способ словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас—кос-; -гар — гор-; -зар — зор -. Правописание букв и — ы после приставок на согласные. Правописание гласных в приставках пре- и при-. Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. II. Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени. Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Описание помещения. Сообщения об истории слова. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Рассказ по рисункам. Сочинение по картине. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, приставки, суффиксы в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм. Характеризуют тексты, содержащие описания видов помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения и способа образования слов. Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. Усваивают правило написания букв -о- и -а- в корне -кос- и -кас-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем -кос- и -кас-. Усваивают правило написания букв -о- и -а- в корне -гор- и -гар-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способои. Усваивают правило написания букв -о- и -а- в корне -зор- и -зар-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. Усваивают правило написания букв и-ы после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы и или ы. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом. Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных гласных о — е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах. Усваивают понятие сложносокращённого слова. Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. Анализируют рисунки. Пишут диктант. Пишут сочинение по картине. Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слова. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. Пишут диктант. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст. Пишут диктант. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Морфология. Орфография. Культура речи. | ||||
Имя существительное | 20 + 3 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Текстообразующая роль имён существительных. Словобразование имён существительных. Правописание не с существительными. Правописание согласных ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах существительных -ек-ик. Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, определять их род, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода. Умение определять значение суффиксов существительных (увеличительное, пренебрежительное, и уменьшительно-ласкательное). Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Выражение благодарности в форме письма. Публичное выступление о происхождении имён. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных. Пишут диктант. Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант. Усваивают правило написания буквы -е в суффикск -ен существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант. Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми существительными, ставя их в разных падежах. Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край. Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант. Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. Пишут сочинение. Усваивают правило написания не- с существительными. Различают не — приставку, не — часть корня, не — отрицательную частицу. Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания. Усваивают правило написания букв -ч- и -щ — в суффиксах существительных -чик — щик-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант. Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек - ик-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Усваивают правило написания гласных о — е в суффиксах существительных после шипящих. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, обозначая условия выбора орфограмм. Определяют значения суффикса в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста, и ключевые слова. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Имя прилагательное | 18 + 5 | I.Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Степени сравнения имён прилагательных. Образование степеней сравнения прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных. Правописание не с именами прилагательными. Правописание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. II. Умение правильтно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения; определять значения суффиксов прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении. Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Описание природы: структура данного текста, его языковые особенности, описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Продолжение текста по заданному началу. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла. | Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. Заполняют таблицу. Характеризуют тексты, содержащие описание природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы, языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы. Правильно образовывают сравнительную и превосходную степень сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план. Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ и ь в именах прилагательных. Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют письменный и устный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе. Усваивают правило написания не с прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не — приставку, не — часть корня, не — отрицательную частицу. Пишут диктант. Усваивают правило написания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Устно описывают картину. Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу. Устно описывают предмет (куклу). Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -к и -ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант. Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков из произведений художественной литературы. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Имя числительное | 15 + 2 | I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа, дробные, собирательные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Правописание буквы ь на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Морфологический разбор имени числительного. II. Умение правильно употреблять числительные для обозначения дат (в устной и письменной речи), числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными. Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять) . Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Различают количественные и порядковые числительные привыполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку. Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. Усваивают правило написания слов с ь на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения. Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст. Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант. Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант. Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!» | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Местоимение | 21 + 3 | I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях после суффиксов -то, -либо, -нибудь и перед приставкой кое-. Правописание не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в сответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предожений и частей текста. Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Сочинение-рассуждение. Сочинение по картине | Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант. Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений. Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам. Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст. Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст. Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами. Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не и ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант. Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении притяжательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант. Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения. Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого план сложный. Пишут диктант. Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями. Пишут сочинения на заданную тему. Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения. Характеризуют местоимения по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение (рассуждение или описание) по картине. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Глагол | 30 + 6 | Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное, повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Правописание букв ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Морфологический разбор глагола. II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении разных наклонений. Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. III. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 1-го или от 3-го лица. Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности. Сообщение о творчестве скульптора. | Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов. Распознают разноспрягамые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значения слов. Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант. Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анализируют текст и выписывают из него глаголы. Пишут изложение на заданную тему. Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему, выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования глаголов в повелительном наклонении. Обозначают основы, суффиксы и окончания в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют ви, время, наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам. Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт. Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант. Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составлят сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Повторение и систематизация изученного в 5 — 6 классах | 10 + 2 | Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке». Сочинение на выбранную тему. Сообщение о происхождении фамилии. | Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке». Повторение содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм. Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочинение на заданную тему. Систематизируют знания о лексике и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами. Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования. Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений. Определяют значение выделенного слова в тексте. Пишут итоговую контрольную работу. | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. |
Календарно-поурочное планирование. 6 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Язык. Речь. Общение. (3+1) | |||
1 | Русский язык — один из развитых языков мира. | ||
2 | Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. | ||
3 | Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации. | ||
4 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение. (Упр. №10) | ||
Повторение изученного в 5 классе (8 + 2) | |||
1 | Стартовая работа. | ||
2 | Анализ стартовой работы. Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. | ||
3 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | ||
4 | Орфограммы в окончаниях слов. | ||
5 | Части речи. | ||
6 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | ||
7 | Развитие речи. Сочинение «Интересная встреча» (Упр. № 38) | ||
8 | Анализ сочинений. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | ||
9 | Прямая речь. Диалог. Развитие речи. Составление диалога. (Упр. № 59) | ||
10 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе». | ||
Текст (3 + 2) | |||
1 | Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5 классе». Работа над ошибками. Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | ||
2 | Развитие речи. Сочинение о памятном событии.(Упр. № 68) | ||
3 | Анализ сочинений. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые (опорные) слова. Основные признаки текста. | ||
4 | Развитие речи. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение — рассказ. (Упр. № 72 или № 73) | ||
5 | Анализ сочинений. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления. Устное сообщение о русском первопечатнике. | ||
Лексика. Культура речи. (10 + 2) | |||
1 | Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Слово и его лесическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | ||
2 | Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | 27.09. | |
3 | Развитие речи. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сочинение-рассуждение. (Упр. № 106) | ||
4 | Анализ сочинений. Общеупотребительные слова. | ||
5 | Профессионализмы. | ||
6 | Диалектизмы. | ||
7 | Развитие речи. Сжатый пересказ исходного текста. Сжатое изложение. (Упр. № 119). | ||
8 | Анализ изложений. Исконно русские слова и зимствованные слова. | ||
9 | Неологизмы. | ||
10 | Устаревшие слова. | ||
11 | Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка: толковые словари, словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т.д. | ||
12 | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». | ||
Фразеология. Культура речи. (3 + 1) | |||
1 | Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи». Работа над ошибками. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. | ||
2 | Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | ||
3 | Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. | ||
4 | Развитие речи. Сообщения о происхождении фразеологизмов. (Упр. № 152) | ||
Словообразование. Орфография. Культура речи. (29 + 5) | |||
1 | Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. (морфемика, окончание, основа, корень, суффикс, приставка, однокоренные слова, формы одного и того же слова, чередующиеся гласные и согласные). | ||
2 | Развитие речи. Описание помещения. | ||
3 | Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. | ||
4 | Основные способы образования слов в русском языке: приставочный способ. | ||
5 | Основные способы образования слов в русском языке: суффиксальный способ. | ||
6 | Основные способы образования слов в русском языке: приставочно-суффиксальный способ. | ||
7 | Основные способы образования слов в русском языке: бессуффиксный способ. | ||
8 | Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращённых слов, аббревиация). | ||
9 | Переход одной части речи в другую как способ словообразования. | ||
10 | Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. | ||
11 | Практическая работа по теме «Основные способы образования слов в русском языке». | ||
12 | Контрольная работа по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Работа над ошибками. | ||
13 | Понятие об этимологии. Этимологические словари. | ||
14 | Развитие речи. Сообщения об истории слова. (Упр. № 179) | ||
15 | Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание помещения. (Упр. № 182, 183) | ||
16 | Анализ сочинений - описаний помещения. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас—кос-. | ||
17 | Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -гар — гор-. | ||
18 | Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -зар — зор -. | ||
19 | Практическая работа по теме «Правописание чередующихся гласных а и о в корнях». | ||
20 | Развитие речи. Составление рассказа по рисункам. (Упр. № 196). | ||
21 | Правописание букв и — ы после приставок на согласные. | ||
22 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | ||
23 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | ||
24 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | ||
25 | Практическая работа по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-». | ||
26 | Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах. | ||
27 | Сложносокращённые слова. | ||
28 | Развитие речи. Сочинение по картине. (Упр. № 225). | ||
29 | Анализ сочинений. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | ||
30 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | ||
31 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | ||
32 | Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | ||
33 | Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | ||
34 | Анализ контрольной работы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Работа над ошибками. | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (104 + 19). | |||
Имя существительное (20 + 3) | |||
1 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | ||
2 | Развитие речи. Выражение благодарности в форме письма. | ||
3 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | ||
4 | Разносклоняемые имена существительные. | ||
5 | Склонение существительных на -мя. | ||
6 | Развитие речи. Публичное выступление о происхождении имён. (Упр. 263) | ||
7 | Несклоняемые имена существительные. | ||
8 | Род несклоняемых имён существительных. | ||
9 | Имена существительные общего рода. | ||
10 | Морфологический разбор имени существительного. | ||
11 | Практическая работа по теме «Имя существительное как часть речи». | ||
12 | Развитие речи. Сочинение-описание по личным впечатлениям. (Упр. 284) | ||
13 | Анализ сочинений-описаний. Правописание не с существительными. | ||
14 | Правописание согласных ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). | ||
15 | Правописание гласных в суффиксах существительных -ек-ик. | ||
16 | Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. | ||
17 | Практическая работа по теме «Правописание имён существительных». | ||
18 | Словобразование имён существительных. | ||
19 | Текстообразующая роль имён существительных. | ||
20 | Повторение по теме «Имя существительное». | ||
21 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | ||
23 | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | ||
Имя прилагательное (18 + 5) | |||
1 | Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | ||
2 | Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | ||
3 | Развитие речи. Описание природы: структура данного текста, его языковые особенности, описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Сочинение-описание природы. (Упр. №342) | ||
4 | Анализ сочинений. Степени сравнения имён прилагательных. | ||
5 | Образование степеней сравнения прилагательных. | ||
6 | Образование степеней сравнения прилагательных. | ||
7 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Продолжение текста по заданному началу. | ||
8 | Относительные прилагательные. | ||
9 | Развитие речи. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Выборочное изложение. (Упр. №347) | ||
10 | Анализ изложений. Притяжательные прилагательные. | ||
11 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
12 | Правописание не с именами прилагательными. | ||
13 | Правописание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | ||
14 | Развитие речи. Описание пейзажа по картине. (Упр. № 364) | ||
15 | Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. | ||
16 | Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. | ||
17 | Развитие речи. Описание игрушки. (Упр. №375) | ||
18 | Различение на письме суффиксов -к- и -ск- прилагательных. | ||
19 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | ||
20 | Словообразование имён прилагательных. | ||
21 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | ||
22 | Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. | ||
23 | Развитие речи. Публичное выступление о произведениях народного промысла. | ||
Имя числительное (15 + 2) | |||
1 | Имя числительное как часть речи. | ||
2 | Синтаксическая роль имён числительных в предложении. | ||
3 | Простые и составные числительные. | ||
4 | Правописание буквы ь на конце и в середине числительных. | ||
5 | Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. | ||
6 | Разряды количественных числительных. | ||
7 | Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях количественных числительных. | ||
8 | Числительные, обозначающие целые числа. | ||
9 | Дробные числительные. | ||
10 | Развитие речи. Юмористический рассказ по рисунку. | ||
11 | Собирательные числительные. | ||
12 | Слитное и раздельное написание числительных. | ||
13 | Морфологический разбор имени числительного. | ||
14 | Текстообразующая роль числительных. | ||
15 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | ||
16 | Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное». Работа над ошибками. | ||
17 | Развитие речи. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. (Упр. № 432) | ||
Местоимение (21 + 3) | |||
1 | Местоимение как часть речи. | ||
2 | Синтаксическая роль местоимений в предложении. | ||
3 | Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. | ||
4 | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. | ||
5 | Разряды местоимений. Возвратное местоимение себя. | ||
6 | Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. (Упр. № 448) | ||
7 | Разряды местоимений. Вопросительные местоимения. | ||
8 | Разряды местоимений. Относительные местоимения. | ||
9 | Разряды местоимений. Неопределённые местоимения. Образование неопределённых местоимений. | ||
10 | Дефис в неопределённых местоимениях после суффиксов -то, -либо, -нибудь и перед приставкой кое-. | ||
11 | Правописание не в неопределённых местоимениях. | ||
12 | Разряды местоимений. Отрицательные местоимения. | ||
13 | Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. | ||
14 | Практическая работа по теме «Правописание неопрелённых и отрицательных местоимений» | ||
15 | Разряды местоимений. Притяжательные местоимения. | ||
16 | Развитие речи. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Сочинение-рассуждение. (Упр. № 481) | ||
17 | Анализ сочинений-рассуждений. Разряды местоимений. Указательные местоимения. | ||
18 | Разряды местоимений. Определительные местоимения. | ||
19 | Морфологический разбор местоимения. | ||
20 | Развитие речи. Сочинение по картине. (Упр. № 499) | ||
21 | Анализ сочинений. Текстообразующая роль местоимений. | ||
22 | Местоимение и другие части речи. | ||
23 | Контрольная работа по теме «Местоимение». | ||
24 | Анализ контрольной работы по теме «Местоимение». Работа над ошибками. | ||
Глагол (30 + 6) | |||
1 | Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Глагол как часть речи. | ||
2 | Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Глагол как часть речи. | ||
3 | Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. (Упр. № 517) | ||
4 | Анализ рассказов. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Глагол как часть речи. | ||
5 | Разноспрягаемые глаголы. | ||
6 | Разноспрягаемые глаголы. | ||
7 | Переходные и непереходные глаголы. | ||
8 | Переходные и непереходные глаголы. | ||
9 | Практическая работа по теме «Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы». | ||
10 | Развитие речи. Рассказ о спортивном соревновании. (Упр. № 537) | ||
11 | Анализ рассказов. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | ||
12 | Изъявительное наклонение. | ||
13 | Развитие речи. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. (Упр. № 542) | ||
14 | Условное наклонение. | ||
15 | Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. | ||
16 | Повелительное наклонение. | ||
17 | Правописание букв ь и и в глаголах повелительного наклонения. | ||
18 | Правописание глаголов в повелительном наклонении. | ||
19 | Развитие речи. Рассказ по картинкам от 1-го или от 3-го лица. (Упр. №561) | ||
20 | Анализ рассказов. Употребление наклонений. | ||
21 | Употребление наклонений. | ||
22 | Практическая работа по теме «Наклонения глагола» | ||
23 | Безличные глаголы. | ||
24 | Употребление личных глаголов в значении безличных. | ||
25 | Морфологический разбор глагола. | ||
26 | Практическая работа по теме «Морфологические признаки глагола». | ||
27 | Развитие речи. Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности. Сочинение-рассказ. | ||
28 | Анализ рассказов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. | ||
29 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | ||
30 | Развитие речи. Сообщение о творчестве скульптора. (Упр. № 584) | ||
31 | Словообразование глаголов. | ||
32 | Текстообразующая роль глаголов. | ||
33 | Повторение по теме «Глагол» | ||
34 | Повторение по теме «Глагол» | ||
35 | Контрольная работа по теме «Глагол». | ||
36 | Анализ контрольной работы по теме «Глагол». Работа над ошибками. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 — 6 классах. Культура речи. (10 + 2) | |||
1 | Итоговая контрольная работа. | ||
2 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | ||
3 | Разделы науки о языке. Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке» | ||
4 | Орфография. | ||
5 | Пунктуация. | ||
6 | Развитие речи. Сочинение на выбранную тему. (Упр. № 610) | ||
7 | Анализ сочинений. Лексика и фразеология. | ||
8 | Лексика и фразеология. | ||
9 | Словообразование. | ||
10 | Развитие речи. Сообщение о происхождении фамилии. (Упр. № 616) | ||
11 | Морфология. | ||
12 | Синтаксис. | ||
Всего: | 170 + 34=204 |
Методический блок
Контроль планируемых результатов обучающихся 6 класса
Средства обучения: | Виды контроля: | Формы контроля: |
Портреты русских учёных-филологов Раздаточный материал по темам курса Наглядное пособие (иллюстрации, таблицы) Интерактивная доска Электронное учебное пособие Фонохрестоматия. Экранные пособия Интернет-ресурсы. | Сообщение (доклад) на заданную тему Заявление. Объяснительная. Комплексный анализ текста. Лингвистический анализ текста. Сжатое изложение. Подробное изложение. Сочинение по картине. Работа с текстами художественного произведения | Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).. Сочинение Изложение. Тест. Словарный диктант. Терминологический диктант. Графический диктант Самодиктант. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему. |
Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным);
- редактирование текста;
- текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Среди нетрадиционных видов работы:
- работа с портфолио учащегося по русскому языку;
- презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции
Контрольные работы | Уроки развития речи |
Стартовая контрольная работа | Сочинение «Интересная встреча» (Упр. № 38) |
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Диктант с грамматическим заданием | Составление диалога. (Упр. № 59) |
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи». | Сочинение о памятном событии.(Упр. № 68) |
Контрольная работа по теме «Основные способы образования слов в русском языке». | Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение — рассказ. (Упр. № 72 или № 73) |
Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сочинение-рассуждение. (Упр. № 106) |
Контрольная работа по теме «Имя существительное». | Сжатый пересказ исходного текста. Сжатое изложение. (Упр. № 119). |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | Сообщения о происхождении фразеологизмов. (Упр. № 152) |
Контрольная работа по теме «Имя числительное». | Описание помещения. |
Контрольная работа по теме «Местоимение». | Сообщения об истории слова. (Упр. № 179) |
Контрольная работа по теме «Глагол». | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание помещения. (Упр. № 182, 183) |
Итоговая контрольная работа. | Сочинение по картине. (Упр. № 225). |
Выражение благодарности в форме письма. | |
Публичное выступление о происхождении имён. (Упр. 263) | |
Сочинение-описание по личным впечатлениям. (Упр. 284) | |
Описание природы: структура данного текста, его языковые особенности, описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Сочинение-описание природы. (Упр. №342) | |
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Выборочное изложение. (Упр. №347) | |
Описание пейзажа по картине. (Упр. № 364) | |
Описание игрушки. (Упр. №375) | |
Публичное выступление о произведениях народного промысла. | |
Юмористический рассказ по рисунку. | |
Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. (Упр. № 432) | |
Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. (Упр. № 448) | |
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Сочинение-рассуждение. (Упр. № 481) | |
Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. (Упр. № 517) | |
Рассказ о спортивном соревновании. (Упр. № 537) | |
Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. (Упр. № 542) | |
Рассказ по картинкам от 1-го или от 3-го лица. (Упр. №561) | |
Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности. Сочинение-рассказ. | |
Сообщение о творчестве скульптора. (Упр. № 584) | |
Сочинение на выбранную тему. (Упр. № 610) | |
Сообщение о происхождении фамилии. (Упр. № 616) | |
Примерная тематика проектов в 6 классе
Азбука родного края
Возникновение славянской письменности на Руси.
Глагол - самая живая часть речи
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика лексика в наименовании цветов
Изучение грамотности школьников в пределах одного класса
Имена прилагательные в названиях местностей
Имена прилагательные в названиях произведений
Имена прилагательные в названиях растений
Имя существительное
Искусственные языки
История происхождения русской фамилии.
История нашей письменности
Как интернет влияет на язык?
Как влияют социальные сети на язык?
Как учили грамоте на Руси.
Красна речь фразеологизмами
Люди и рукописи.
Мир школьных прозвищ
Молодёжные жаргонизмы & сленги.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса...).
Наши друзья – словари.
Невербальные средства общения
Немецкие заимствования в русском языке.
Планируемые результаты изучения учебного предмета. Русский язык. 5 класс
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- владеть различными вилами аудирования ( сполным пониманием, пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смыслову типу речи и функциональной разновидности языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости отцелей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить орфоэпический анализ слова;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грмматического, словообразовательного анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложнённой структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания (главное и зависимое слово) и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- использовать словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей , планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в различных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Выпускник должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
2017 — 2018 учебный год
По: русскому языку
Учитель: Булыгина НВ
Класс: 6 а
Количество часов: в неделю 6 часов; в год 204 часа
Программа: Авторская программа по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской
Учебник: Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; нау. Ред. Н.М. Шанский. - 8-е издание. М.: Просвещение, 2017
Темы | По программе | По РП | РР | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | ||||
| 3 + 1 | 3 + 1 | 1 | 4 | ||||
| 6 + 2 | 8 + 2 | 2 | 10 | ||||
| 3 + 2 | 3 + 2 | 2 | 5 | ||||
| 10 + 2 | 10 + 2 | 2 | 12 | ||||
| 3 + 1 | 3 + 1 | 1 | 4 | ||||
| 31 + 4 | 29 + 5 | 5 | 14 | 21 | |||
7. Имя существительное | 22 + 3 | 20 + 3 | 3 | 22 | ||||
8. Имя прилагательное | 22 + 3 | 18 + 5 | 5 | 1 | 17 | |||
9. Имя числительное | 16 + 2 | 15 + 2 | 2 | 11 | ||||
10 Местоимение | 23 + 3 | 21 + 3 | 3 | 18 | ||||
11. Глагол | 30 + 6 | 30 + 6 | 6 |
| 35 | |||
12. Повторение и систематизация изученного в 5 — 6 классах. Культура речи. | 10 + 2 | 10 + 2 | 2 | 17 | ||||
Итого: | 210 | 204 | 34 | 49 | 44 | 46 | 52 | 191 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 7 класс на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе ФГОС в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018. Предназначена для учителей математики...
Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».-Закона РТ «Об образовании »-Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС - 2017-2018
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО 2013 и УМК Босовой Л.Л. (язык Паскаль заменен на Питон)...
Программа по русскому языку 6 кл 2017-2018
Программа по русскому языку 6 кл 2017-2018...