Игра-викторина "Умники и умницы"
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7, 8 класс) на тему
Данная викторина проводится в рамках предметной недели русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 215.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: воспитание чувств и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения; совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении. Стимулировать интерес учащихся к изучению языков.
Ход игры:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие учителя и учащиеся! Язык это – великое творение человека. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Русский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения. И сегодня мы проводим игру «Умники и умницы».
Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Познакомимся с турами игры.
1 тур. Приветствие.
2 тур. Конкурс капитанов.
3 тур. Конкурс знатоков ударений.
4 тур. Интеллектуальный марафон.
5 тур. Занимательный конкурс.
6 тур. Собери слова.
7 тур. Фразеологический.
8 тур. Закончи пословицу
9 тур. Заменить заимствованные слова русскими.
10 тур. «Диктант-шутка».
Итак, начнём нашу игру.
1тур. Приветствие (у каждой команды должен быть своё название, девиз)
2 тур. Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.
Капитану 1 команды
- Что у цапли впереди, а у зайца позади?
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта?
- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз?
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
Капитану 2 команды
- Что общего у дня и ночи?
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв?
- Что находится между горой и оврагом?
- Какое государство можно носить на голове?
3 тур. Конкурс знатоков ударений. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
1-ой команде.
- гусеница
- торты
- балуюсь
- комбайнер
- тефтели
2-ой команде
- мельком
- вахтер
- щавель
- силос
- квартал
4 тур. Интеллектуальный марафон.(команды вытягивают карточки с заданиями)
1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков?(ь, ъ)
- Какие слова называются профессиональными?
- На какой вопрос отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении?(Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей )
- Назовите времена глагола.(настоящее, прошедшее, будущее)
2 - Какие буквы могут давать два звука?(е, ё, ю, я)
- Какие слова называются заимствованными?
- На какой вопрос отвечает сказуемое?(Что делать? Что сделать)
- Что такое антонимы?(Слова противоположные по лексическому значению)
3 - Какие бывают гласные?(ударные и безударные)
- Что такое синонимы?(Слова с одинаковым лексическим значением)
- Сколько родов в русском языке?(3рода)
- Как называются слова с одним и тем корнем?(однокоренные)
4 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)
- Что такое однозначные слова?(Слова, имеющие одно лексическое значение)
- Что такое существительное?(Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)
5 - Сколько согласных в русском алфавите?(21)
- Что изучает фонетика?(Звуки и буквы)
- На какой вопрос отвечает обстоятельство?(как? где? когда? куда?)
- Что такое прилагательное?(Часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)
6 - Сколько гласных в русском алфавите?(10)
- Что изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)
- Что относится к главным членам предложения?(подлежащее, сказуемое)
- Что такое глагол?(Часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
- Вставьте правильное сочетание жи - ши; ча - ща; чу - щу; ма…на, …раф, да…, малы…, …ка; …до;
5 тур. Занимательный конкурс (задаются занимательные вопросы, на которые надо быстро ответить).
- Отец твоего отца(дедушка). - Подземная железная дорога.(метро) – Домашний Дед Мороз.(холодильник) – Какие бывают сказки?(литературные и народные) - Участок земли для овощей.(огород) – Говорящая птица.(попугай) – Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья) -- Дом автомобиля.(гараж)— Детёныш коровы.(телёнок) – Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц) – Что находится между городом и селом? (И)– Я в озёрах и реках, но в воде меня нет.(Р) – Комната для занятий в школе.(класс) – Что делает соловей?(поёт, заливается)
6 тур. «СОБЕРИ СЛОВА».
1-ой команде.
- 1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ
- 2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ
2-ой команде.
- 1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
- 2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ
7 тур. « Фразеологический »
Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов ?
хоть иголки собирай
заваривать кашу
по чайной ложке
коломенская верста
чуть свет
жить душа в душу
сидеть сложа руки
не зги не видно
на ночь глядя
от горшка два вершка
как кошка с собакой
одним духом
8 тур. “Закончи пословицу” Вам предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось .
1-ой команде:
- 1. Поменьше говори …
- 2. Без труда…
- 3. За двумя зайцами погонишься…
- 4. Не имей сто рублей -
- 5. Слово не воробей, …
- 6. Не все то золото,…
2-ой команде:
7. Береги честь…
8. Жизнь прожить -.
9. Сколько волка не корми - …
10. С миру по нитке - …
11. Терпенье и труд …
12. Мал золотник,…
9 тур. Замените заимствованные слова русскими:
- резюме, жаргон, турне, шарм, триумф, виктория, мемуары, антракт.
10 тур. «Диктант – шутка»
* По ш..ссе мчалась маш..на. В кабине сидел ш..фёр, а в кузове тряслись ч..порный ш..тландец, бывший маж..рдом, Жора-обж..ра, ж..кей, ж..нглёр и ш..рник. Каждый был занят своим делом. Жора ел ш..колад и запивал крюш..ном, ж..нглер ж..нглировал крыж..вником, пытаясь нанизать его на ш..мпол. Ж..кей с ш..рником договаривалась о новых ш..рах для лошади. Ш..тландец ч..порно молчал, надвинув на глаза капюш..н. Жора предлагал ч..каться крюш..ном. Настроение у пего было маж..рное, будто он ехал на весёлое ш..у. Вдруг раздался ш..рох. Это у обж..ры лопнул ш..в на ш..ртах. Все, конечно, были ш..кированы происшедшим.
Подведение итогов
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»
Методическое объединение учителей-филологов
ИГРА
«Умники и умницы»
Подготовила и провела
Лахмоткина М.Н.
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Умники и умницы в банковском деле
Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...