Рабочая программа "Русский язык" для 5 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Бекова Сауле Савеновна

м

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_5klass_fgos.doc470 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на 175 часов (35 учебных недель по 5 ч. в неделю) и составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012.)

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Уровень рабочей программы – базовый.

Срок реализации – один год.

Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология».

Учебник:

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.

 

Целями изучения предмета являются:

•        воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

•        овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

•        освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

•        развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

•        совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета, курса

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

 по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

        Промежуточная аттестация проводится 1раз   в год без прекращения образовательного процесса в соответствии с учебным планом и локальным актом. Формы промежуточной аттестации -тестирование, контрольная работа(диктант).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Тип урока

Формы контроля

Планируемые результаты

план

факт

Дом.задание

личностные

предметные

метапредметные

Язык и общение – 4 ч.

1

Язык и человек

1.09

Вводный урок

Беседа по вопросам упражнения

–умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-читать учебно-научный текст изучающим чтением;

-владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

-выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

-определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

-понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

2-3

Общение устное и письменное. РР Стили речи. Звуки и буквы. Произношение и правописание

2.09

Ознако-митель-ный

4

Орфограммы

3.09

Ознако-митель-ный

Работа с учебником, беседа

Повторение пройденного в начальных классах – 17 ч.

5

Правописание безударных гласных в корне

4.09

Повторе-ние и обобще-ние изучен-ного

Работа с учебником, словарём; письмо под диктовку

–умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствова-нию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-производить фонетический разбор
слова;

-соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

-свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

-не смешивать буквы и звуки.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

6

Правописание проверяемых согласных в корне слова

4.09

Открытие новых знаний

Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения

7

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

5.09

Урок развития умений

Работа с учебником, по карточ-кам, словар-ный диктант, распредели-

тельный диктант

8

Буквы и, у, а после шипящих

9.09

Урок развития умений

Игра «Пиши правильно» упражнения, практикум

9

1

Разделитель-ные ъ и ь.

09.09

Урок развития умений

Работа со словарями.

Тренирово-чные упражнения

10

Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный словарный диктант

11.09

Урок контроля

Диктант

11-12

РР Что мы знаем о тексте . Обучающее изложение     (по Г. А. Скребицкому)

12.09

Урок развития речи

Работа с текстом, практикум

13

Подготовка к контрольному диктанту

15.09

Урок развития умений

14

Контрольный диктант по теме «Повторение»

17.09

Урок контроля

Объясни-тельный диктант, упражнения, практикум

15

Анализ диктанта

18.09

Урок развития речи

Работа с текстами. Практикум

16

Части речи

16.09

Открытие новых знаний

17

Глагол. Тся и Ться  в глаголах.

18.09

Урок развития умений

Орфографи-ческая пятиминут-ка, объясни-тельный диктант, работа с таблицей

18

РР Тема текста

19.09

Урок развития умений

Словарный диктант, объясни-тельный диктант, самостоя-тельная работа

19

Имя существительное

22.09

Составление текста с использова-нием прилагатель-ных

20

Имя прилагательное

23.09

Урок развития умений

Диктант, запись под диктовку с заменой повторяющ-ихся слов местоимени-ями, работа с учебником

21

Местоимение

24.09

Урок развития умений

22

РР Основная мысль текста

Урок развития речи

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 34 ч.

23

Синтаксис. Пунктуация.

25.09

Открытие новых знаний

Граммати-ческий диктант, работа с учебником

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-выделять словосочетание в предложении;

-определять главное и зависимое слово;

 

-образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;

-определять вид предложения по цели высказывания, интонации;  

-определять грамматическую основу предложения;

-определять вид предложения по количеству грамматических основ;

-определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;

-определять однородные члены;

-определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);

-различать простое и сложное предложение;

-производить синтаксический разбор предложения.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

24

Словосочета-ние.

25.09

Открытие новых знаний

Работа с учебником, составление словосоче-таний, тренировоч-ные упраж-нения

25

Разбор словосочета-ния

29.09

Урок развития умений

Словарный диктант, работа с учебником, тест

26

Предложение.

30.09

Открытие новых знаний

Беседа, тренировоч-ные упражнения

28

Сжатое изложение (В. П. Катаев)

1.10

Урок развития речи

Сжатое изложение текста

29

Виды предложений по цели высказывания

2.10

Урок развития умений

Синтакси-ческая пятиминут-ка, трениро-вочные упражнения

30

Восклица-тельные предложения

2.10

Урок развития умений

Синтакси-ческая пятиминут-ка, упражне-ния

31

Сочинение на свободную тему.

3.10

Урок развития речи

Сочинение

32

 Главные члены предложения. Подлежащее.

6.10

Урок развития умений

Беседа, тренировоч-ные предложения

33

Сказуемое.

7.10

Урок развития умений

Работа  с таблицей; практическая работа

34

Тире между подлежащим и сказуемым

8.10

Открытие новых знаний

Устная  синтаксичес-кая минутка, объясните-льный диктант, работа с толковым словарём

35

Тире между подлежащим и сказуемым

9.10

Открытие новых знаний

Устная  синтаксиче-ская минутка, объясните-льный диктант, работа с толковым словарём

36

Нераспростра-нённые и распростра-нённые предложения

9.10

Урок развития умений

Устная синтаксиче-ская пятиминут-ка, составление схем предложе-ний, диктант с взаимопро-веркой

37

Второстепен-ные члены предложения.

10.10

Урок развития умений

Устная синтаксиче-ская пятиминут-ка, состав-ление схем предложе-ний, диктант с взаимопро-веркой

38

Дополнение.

13.10

Урок развития умений

Практичес-кая работа, синтаксиче-ская пятимину-тка, работа с текстом

39

Определение.

14.10

Урок развития умений

Работа с учебником, упражнения, комментиро-ванное письмо

40

Обстоятель-ство.

15.10

Урок развития умений

Устная синтаксиче-ская пятиминут-ка, выбороч-ный диктант, работа с учебником, работа с таблицей

41

Предложения с однород-ными членами

16.10

Урок обобще-ния, система-тизации и углуб-ления изучен-ного

Графический диктант, устная синтаксиче-ская пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником

42

Знаки препинания в предложениях с однород-ными членами.

16.10

Урок обобще-ния, система-тизации и углуб-ления изучен-ного

Контроль-ный словарный диктант,  работа по карточкам, объясните-льный диктант, пунктуаци-онный диктант

43

Знаки препинания в предложениях с однородны-ми членами.

17.10

Урок обобще-ния, система-тизации и углуб-ления изучен-ного

Контроль-ный словарный диктант,  работа по карточкам, объясните-льный диктант, пунктуаци-онный диктант

44

Предложения с обращениями.

20.10

Открытие новых знаний

Запись под диктовку, работа с учебником, проверочная работа, комментиро-ванное письмо

45

Письмо.

21.10

Урок развития речи

Практичес-кая работа

46

Синтаксичес-кий разбор простого предложения.

22.10

Урок закрепле-ния, обобще-ния и система-тизации изучен-ного

Практичес-кая работа, работа по карточкам

47

Основная мысль в сочинении по картине

(Ф. П. Решетников. «Опять двойка»)

23.10

Урок развития речи

Сочинение

48

Пунктуационный разбор простого предложения

23.10

Урок-практи-кум

Практичес-кая работа

49

Простые и сложные предложения

24.10

Урок изучения нового материала

Устная синтаксичес-кая пятими-нутка,

анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант

50

Простые и сложные предложения

27.10

Урок закрепле-ния знаний

Устная синтаксичес-кая пятими-нутка,

анализ схем, работа с учебником, проверочная работа, словарный диктант

51

Синтаксический разбор сложного предложения.

28.10

Урок-практи-кум

Практичес-кая работа, редактиро-вание текста

52

Заголовок и основная мысль текста.

29.10

Урок развития речи

Знать признаки текста.

Уметь определять основную мысль текста, его тему

53

Контрольный диктант по теме Синтаксис

30.10

Урок контроля знаний

Диктант  

54

Прямая речь.

30.10

Урок изучения нового материала

Устная синтаксичес-кая пятими-нутка, комментиро-ванное письмо

55

Прямая речь

31.10

Урок изучения нового материала

Пунктуаци-онный диктант, работа с текстами, составление диалогов

56

Диалог.

10.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Тест

57

Диктант с грамматическим заданием№4 по теме Синтаксис

11.11

Урок контроля

Диктант

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 12ч.

58

Фонетика. Гласные звуки.

12.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Тренировоч-ные упражнения, устная синтаксичес-кая пятиминутка, запись под диктовку

–умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-производить фонетический разбор слова;

-соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

-свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

-не смешивать буквы и звуки;

-правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

-пользоваться орфоэпическим словарем.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

59

Согласные звуки. Согласные твёрды и мягкие.

13.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Тренировоч-ные упражнения, работа с учебником

60

Изменение звуков в потоке речи

14.11

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

61

Повествова-ние. Обучающее изложение с элементами описания

(К. Г. Паустовский «Шкатулка»).

17.11

Урок развития речи

Анализ текста, творческая работа

62

Согласные звонкие и глухие.

19.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, запись под диктовку, выразитель-ное чтение стихотворе-ний

63

Графика. Алфавит.

20.11

Урок изучения нового материала

Устная синтаксичес-кая пятиминутка

64

Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания.

20.11

Урок развития речи

Работа с текстами учебника, корректиро-вание текста, творческая работа

65

Обозначение мягкости согласны с помощью ь.

21.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировоч-ные упражнения

66

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

25.11

Урок закреп-ления изучен-ного

Орфографи-ческая диктовка, составление таблицы, проверочная работа

67

Орфоэпия.

26.11

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, с орфоэпии-ческим словарём

68

Фонетический разбор слова.

27.11

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Тест, комментиро-ванное письмо, фронтальный опрос

69

Контрольный ТЕСТ №5 Фонетика

28.11

Урок контроля

Диктант

70

Описание предметов, изображённых на картине

(Ф. Толстой. «Цветы, фрукты, птицы»)

1.12

Урок развития речи

Сочинение

Лексика. Культура речи. – 8ч.

71

Слово и его лексическое значение.

2.12

Урок изучения нового материала

Работа с толковым словарём; составление словарной статьи

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

 -толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

 -давать элементарный анализ лексического значения слова.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

72

Однозначные  многозначные слова

3.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, работа с толковым словарём;  запись под диктовку

73

Прямое и переносное значение слов.

4.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарём

74

Омонимы.

4.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с толковым словарём, словарный диктант, выборочный диктант

75

Синонимы.

5.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Устная синтаксичес-кая пятими-нутка, словарный диктант, работа со словарём синонимов

76

Сочинение по картине

(И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»).

8.12

Урок развития речи

Сочинение

77

Антонимы.

10.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с толковым словарём, со словарём антонимов

78

Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег»).

11.12

Урок развития речи

Творческая

работа

79

Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег»).

11.12

Урок развития речи

Творческая работа

Морфемика. Орфография. Культура речи. – 24 ч.

80

Морфемика. Изменение и образование слов.

12.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, морфемный разбор. Анализ текста

–умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

–умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-выделять морфемы на основе словообразова-тельного анализа слова;

-выделять основу слова; -образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; -сложения основ; производить морфемный разбор;

-производить словообразовательный разбор.

-выделять морфемы на основе словообразова-тельного анализа слова;

-выделять основу слова; -образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; -сложения основ; производить морфемный разбор;

-производить словообразовательный разбор.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

81

Окончание. Основа слова.

15.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником; тренировоч-ные упражнения, работа с таблицей

82

Сочинение по личным впечатлени-ям.

16.12

Урок развития речи

Сочинение

83

Корень слова.

17.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Словарный диктант, тренировоч-ные упражнения

84

Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказыва-ют о себе»).

18.12

Урок развития речи

Анализ текстов. Сочинение

85

Суффикс.

18.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, запись под диктовку, анализ таблицы

86

Приставка.

19.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Морфемный разбор, диктант «Проверь себя»

87

Выборочное изложение с изменением лица.

22.12

Урок развития речи

Изложение

88

Чередование звуков. Беглые гласные.

23.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, графический диктант, комментиро-ванное

письмо, работа с таблицей

89

Варианты морфем.

24.12

Урок изучения нового материала

Работа с учебником; морфемный разбор слова

90

Морфемный разбор слова.

25.12

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником; морфемный разбор слова

91

Правописа-ние гласных и согласных в приставках.

26.12

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения, словарный диктант

92

Буквы з и с на конце приставок.

9.01

Урок изучения нового материала

Предупреди-тельный диктант, запись под диктовку

93

Буквы з и с на конце приставок.

12.01

Урок закреп-ления изучен-ного

Предупреди-тельный диктант, запись под диктовку

94

Буквы о – а в корне –лаг-, -лож-

14.01

Урок закреп-ления изучен-ного

Предупреди-тельный диктант, проверочная работа, объяснитель-ный диктант

95

Буквы о – а в корне –раст-, -рос-

15.01

Урок изучения нового материала

Объясните-льный диктант, предупреди-тельный диктант, самостояте-льная работа

96

Буквы о – а в корне –раст-, -рос-

15.01

Урок закреп-ления изучен-ного

Объясните-льный диктант, предупреди-тельный диктант, самостояте-льная работа

97

Буквы ё – о после шипящих в корне слова.

16.01

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, комментиро-ванное письмо, предупреди-тельный диктант, самостояте-льная работа

98

Буквы ё – о после шипящих в корне слова.

19.01

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, комментиро-ванное письмо, предупреди-тельный диктант, самостояте-льная работа

99

Буквы и – ы после ц.

20.01

Урок изучения нового материала

Объясните-льный диктант, запись под диктовку

100

Буквы и – ы после ц.

21.01

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Контроль-ные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа

101

Буквы ё – о после шипящих в корне слова.

22.01

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Контроль-ные вопросы, работа по карточкам, проверочная работа

102

Контроль-ный диктант№6

По теме Морфемика

22.01

Урок контроля

Диктант

103

Работа над ошибками.

23.01

Работа над ошибками

104

Сочинение-описание изображён-ного на картине

 (П. П. Кончалов-ский «Сирень в корзине»).

26.01

Урок развития речи

Сочинение

Морфология. Орфография. Культура речи. – 60 ч.

105

Самостояте-льные  и служебные части речи.

27.01

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Словарный диктант, запись под диктовку, работа с таблицей

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков;

-указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи;

-уметь образовывать формы изученных частей речи;

-производить морфологический разбор изученных частей речи;

-находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

-обосновывать выбор написания;

-находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями.

различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков;

-указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи;

-уметь образовывать формы изученных частей речи;

-производить морфологический разбор изученных частей речи;

-находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

-обосновывать выбор написания;

-находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

106

Имя существи-тельное как часть речи.

28.01

Урок изучения нового материала

Устная синтаксиче-ская пятими-нутка, работа с таблицей, выборочный диктант

107

Сочинение-рассуждение

29.01

Урок развития речи

Анализ текстов

108

Имена существите-льные одушевлён-ные и неодушев-лённые.

29.01

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

109

Имена существите-льные собственные и нарицатель-ные.

30.01

Урок изучения нового материала

Словарный диктант, работа с учебником, выборочно-распредели-тельный диктант

110

Элементы рассуждения в повество-вании. Сжатое изложение (Е. А.Пермяк «Перо и чернильни-ца»).

2.02

Урок развития речи

Творческая работа

111

Морфологи-ческий разбор имени существите-льного.

3.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Словарный диктант, синтаксичес-кая пятиминутка

112

Род имён существите-льных

4.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Подготови-тельный диктант,  работа по учебнику, объяснитель-ный диктант

113

Имена существите-льные, которые имеют форму только единственно-го числа.

5.02

Урок изучения нового материала

Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант

114

Имена существите-льные, которые имеют форму только множествен-ного числа.

5.02

Урок изучения нового материала

Выборочный диктант, работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

115

Три склонения имён существите-льных.

6.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, выборочно-распредели-тельный диктант, практичес-кая работа

116

Падеж имён существите-льных.

9.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировоч-ные упражнения

117

Правописа-ние гласных в падежных окончаниях существите-льных  в единствен-ном числе.

11.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировоч-ные упражнения

118

Контрольный диктант№7 по теме Имя сущ.

13.02

Урок контроля

Диктант

119

Изложение с изменением лица.

16.02

Урок развития речи

Творческая работа

120

Множестве-нное число имён существите-льных.

18.02

Урок закреп-ления изучен-ного

Орфографи-ческая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам, тренировоч-ные упражнения

121

Правописа-ние о – е после шипящих и ц в окончаниях существите-льных.

19.02

Урок изучения нового материала

Выборочный диктант, запись под диктовку, проверочная работа, работа с учебником

122

Правописа-ние о – е после шипящих и ц в окончаниях существите-льных.

24.02

Тест

123

Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмоско-вье».

25.02

Урок развития речи

Творческая работа

124

Контрольный тест №8  по теме

Имя существительное

26.02

Урок контроля

Диктант

125

Имя  прилагате-льное как часть речи.

26.02

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Запись под диктовку, выборочный диктант

126

Имя  прилагате-льное как часть речи.

27.02

Урок изучения нового материала

Запись под диктовку, выборочный диктант

127

Правописа-ние гласных в падежных окончаниях прилагатель-ных.

2.03

Урок изучения нового материала

Работа по учебнику, тренировоч-ные упражнения, диктант «Проверь себя»

126

Правописа-ние гласных в падежных окончаниях прилагатель-ных.

5.03

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа по учебнику, тренировоч-ные упражнения, диктант «Проверь себя»

127

Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю»)

5.03

Урок развития речи

Творческая работа

128

Прилагате-льные полные и краткие.

9.03

Урок закреп-ления изучен-ного

Тренировоч-ные упражнения, диктант «Проверь себя», выборочный диктант

129

Описание животного на основе изображён-ного. Сочинение по картине (А.Н. Комаров «Наводне-ние»).

10.03

Урок развития речи

Творческая работа

130

Морфологи-ческий разбор имени прилагатель-ного.

11.03

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, запись под диктовку, морфологи-ческий разбор

131

Сочинение «Как я испугался».

12.03

Урок развития речи

Творческая работа

132

Морфологи-ческий разбор имени прилагатель-ного.

13.03

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Контрольные вопросы, тренировоч-ные упражнения, работа по карточкам; диктант «Проверь себя»

133

Диктант №9  по теме И.прилагательное

16.03

Урок контроля

Диктант

134

Сочинение «Наши друзья – животные».

17.01

Урок развития речи

Сочинение

135

Глагол как часть речи.

18.03

Урок изучения нового материала

Запись под диктовку, синтаксичес-кая пятиминутка, тренировоч-ные упражнения

136

Глагол как часть речи.

19.03

Урок изучения нового материала

Запись под диктовку, синтаксичес-кая пятиминутка, тренировоч-ные упражнения

137

Не с глаголами.

19.03

Урок изучения нового материала

Тренировоч-ные упражнения, самостояте-льная работа, словарная диктовка

138

Рассказ.

20.03

Урок развития речи

Работа с текстами

139

Неопреде-лённая форма глагола.

2.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Запись под диктовку, выборочный диктант, работа с таблицей, объяснительный диктант

140

Правописа-ние

–тся  и –ться в глаголах.

2.04

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Устная синтаксичес-кая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант, комментиро-ванное письмо

141

Виды глагола.

6.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировоч-ные упражнения

142

Буквы е – и в корнях с чередовании-ем.

7.04

Урок изучения нового материала

Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант, комментиро-ванное письмо, проверочная работа

143

Буквы е – и в корнях с чередовании-ем.

9.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант, комментиро-ванное письмо, проверочная работа

144

Невыдуманный рассказ

(о себе).

10.04

Урок развития речи

Практикум

145

Невыдуманный рассказ

(о себе).

13.04

Урок развития речи

Практикум

146

Контрольный диктант№10  по теме ГЛАГОЛ

14.04

Урок контроля

Диктант

147

Работа над ошибками.

15.04

Работа над ошибками

148

Время глагола.

16.04

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Орфографи-ческая диктовка, таблица, предупреди-тельный диктант, тренировоч-ные упражнения

149

Прошедшее время.

20.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Орфографи-ческая диктовка, таблица, предупреди-тельный диктант, тренировоч-ные упражнения

150

Настоящее время.

22.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Предупреди-тельный диктант, тренировоч-ные упражнения

151

Будущее время.

23.04

Урок изучения нового материала

Объяснительный диктант, тренировоч-ные упражнения

152

Будущее время.

23.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Объяснительный диктант, тренировоч-ные упражнения

153

Спряжение глаголов.

27.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Тренировоч-ные упражнения, работа с таблицей, объяснительный диктант

154

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

28.04

Урок изучения нового материала

Тренировоч-ные упражнения, запись под диктовку, объяснительный диктант

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

30.04

Урок закреп-ления изучен-ного

Тренировоч-ные упражнения, запись под диктовку, объяснительный диктант

157

Морфологи-ческий разбор глагола.

4.05

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, запись под диктовку

158

Сжатое изложение с изменением формы лица

(А.А. Савчук «Шоколад-ный торт»).

5.05

Урок развития речи

Творческая работа

159

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственно-го числа.

6.05

Урок изучения нового материала

Диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант

160

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственно-го числа.

7.05

Урок закреп-ления изучен-ного

Диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант

161

Употребле-ние «живописно-го настояще-го» в повествова-нии.

12.05

Урок развития речи

Творческая работа

162

Употребле-ние времён.

13.05

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Контрольные вопросы, тренировоч-ные упражнения, работа по карточкам

163

Сочинение-рассказ по рисунку

 (О. Попович «Не взяли на рыбалку»).

14.05

Урок развития речи

Творческая работа

164

Сочинение-рассказ по рисунку

(О. Попович «Не взяли на рыбалку»).

14.05

Урок развития речи

Творческая работа

165

Контрольный  тест №11 по теме Глагол

15.05

Урок контроля

Диктант

Повторение и систематизация изученного – 9ч.

166

Разделы науки о языке.

19.05

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка.

-читать учебно-научный текст изучающим чтением;

-владеть отдельными приёмами ознакомительного

чтения учебно-научного текста; -выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

-определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

-понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов.

Регулятивные УУД:

–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Урок повторе-ния и закреп-ления

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

167

Сочинение на одну из тем по выбору.

20.05

Урок развития речи

Творческая работа

168

Сочинение на одну из тем по выбору.

21.05

Урок развития речи

Творческая работа

169

Орфограммы в окончаниях слов.

22.05

Урок повторе-ния и закреп-ления

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

170

Итоговый тест №12

(контрольная работа)

25.05

Урок контроля

172

Орфограммы в окончаниях слов.

26.05

Урок повторе-ния и закреп-ления

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

173

Употребле-ние букв ь и ъ. Раздельные написания.

27.05

Урок повторе-ния и закреп-ления изучен-ного

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

174

Знаки препинания в простом и сложном предложени-ях.

28.05

Урок повторе-ния и закреп-ления

Работа с учебником, тренировоч-ные упражнения

175

Итоговый урок

29.05

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

  1.  Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. –   М.: Просвещение, 2012.          

      2)   С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

3)   Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  1.  М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  2.  Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
  3.  А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
  4.   Костяева    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
  6. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение,  

     2004.

     10) Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

     11) Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2007.

     12)  Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.

     13) Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.

     14) Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....