Рабочая программа по литературе для 5 класса (ФГОС ООО)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Васькина Лариса Петровна

 

  1. Рабочая программа по литературе для 5 класса а составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  2. Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2011;
  3. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной  (Москва «Просвещение»  2013).

            Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М, Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_l5a.doc929.5 КБ

Предварительный просмотр:


 

  1. Рабочая программа по литературе для 5 класса а составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  2. Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2011;
  3. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной  (Москва «Просвещение»  2013).

         Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М, Просвещение, 2013.

  • Программа соответствует плану школы на 2016 – 2017 уч. год.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, 100 часов в год.

  1. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• формирование ответственного отношения к учению;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

• освоение социальных норм, правил поведения;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• смысловое чтение; умение организовывать    учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

 находить   общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать   свое мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею литературного произведения; характеризовать его героев;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

        

        В условиях введения ФГОС ООО в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Программа литературы 5 класса рассчитана на 3 часа в неделю – 102 часа в год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

10

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

2

Из литературы XIX века.

44

Из литературы XX века.

31

Из зарубежной литературы.

11

Итоговый урок.

1

ИТОГО

102

         

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Русский         народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Василиса Премудрая». Постоянные эпитеты. Гипербола.  Сказочные формулы. Сравнения.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Из литературы XVIII века

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру». Роды литературы: эпос, лирика, драма.

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Эзопов язык.

В.А.Жуковский. О поэте. «Спящая царевна», «Кубок». Сходство и различие народных сказок и сказки Жуковского. Баллада.

А.С.Пушкин. Детство и учеба в Лицее. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

Русская литературная сказка

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.

В.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное  в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Литературная сказка. Ритм, рифма.

М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Сравнение, гипербола, метафора, эпитет, аллитерация, звукопись.

А.В.Кольцов. О поэте. «Что ты спишь, мужичок?», «Косарь». Поэтизация свободного крестьянского труда.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место». Народные предания, сочетание в них светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Майская ночь, или Утопленница». Фантастика. Юмор.

Н.А.Некрасов. О поэте. «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях», «Крестьянские дети». Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины. Картины вольной жизни крестьянских детей. Эпитет.

И.С.Тургенев. О писателе. «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

А.А.Фет. О поэте. «Весенний дождь». Картина весенней природы.

Л.Н.Толстой. О писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной  вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов. Сравнение. Сюжет.

А.П.Чехов. О писателе. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества. Юмор. Речь персонажей как средство их характеристики.  Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З. Суриков. Стихотворный ритм.

Из литературы XX века

И.А.Бунин. О писателе. «Косцы». Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о Родине.

В.Г.Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей. Доброта и сострадание героев повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Портрет. Композиция произведения.

А.И.Куприн. О писателе. «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд.

С.А.Есенин. О поэте. «Синий май. Заревая теплынь», «Белая береза». Поэтическое изображение родной природы.

П.П.Бажов. О писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Положительные качества главного героя, стремление к совершенному мастерству.  Своеобразие языка. Сказ и сказка.

К.Г.Паустовский. О писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое.

С.Я.Маршак. О писателе. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом. Особенности пьесы-сказки. Драма.

А.П.Платонов. О писателе. «Никита». Быль и фантастика. Единство главного героя с природой, оптимистическое восприятие окружающего мира.

В.П.Астафьев. О писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лемму. Основные черты характера героя. Становление характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.  Автобиографичность литературы.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне. Война и дети. К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», А.Твардовский «Рассказ танкиста».

Произведения о Родине и родной природе

Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе. И. Бунин, А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов, Дон Аминадо.

Писатели улыбаются

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.

Из зарубежной литературы

Р.Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада.

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х.Андерсен «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Кай и Герда. Помощники Герды. Герда и Снежная королева – противопоставление красоты внешней и внутренней. Победа добра, любви, дружбы.

Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы. Внутренний мир  героев. Изобретательность в играх.

Д.Лондон «Сказание о Кише». Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 5 КЛАССЕ:

В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях « Крестьянские дети (отрывок).

А. А. Ф е т. Весенний дождь.

М. Ю.Лермонтов. Бородино.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся

Из раздела о родной природе» (1-2 стихотворения)


Календарно-тематическое планирование по литературе

5 КЛАСС А

2016 -2017 учебный год

Тема урока. Основное содержание

Дата по плану

Дата по факту

1

К читателям. Роль книги в жизни человека

2 сентября

Устное народное творчество – 10 часов

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

5

3

Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

6

4

Волшебный мир сказки «Царевна-лягушка».

9

5-6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Герои сказки в оценке автора-народа.

12,13

7

Сказки о животных. «Журавль и Цапля».

16

8

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

19

9

В/ч Сказки Смоленского края.

20

10

Р/р Сочинение (собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет).

23

11

В/ч Мои любимые народные сказки. Проект «Иллюстраторы русских народных сказок»

26

Из древнерусской литературы – 2 часа

12

 Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет»

27

13

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

30

Из литературы XVIII  века – 2 часа

14

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру...»

3 октября

15

Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр в мировой литературе.

4

Из литературы XIX века –  44 часа

16

Творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне». Отражение в басне исторических событий.

7

17

И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок». Осмеяние пороков – грубой силы, неблагодарности…

10

18

Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть.

11

19-20

Итоговый урок по басням Крылова. КВН «Герои басен Крылова в иллюстрациях» (проект)

14,17

21

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

18

22

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»

21

23

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Кубок»

24

24

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне»

25

25

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина народных сказок

26

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов

28

27

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

7 ноября

28

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь

8

29-30

В/ч Урок-игра «Мои любимые сказки Пушкина».

Проект «Иллюстрированный журнал «Герои и события сказок Пушкина»

11,14

31

Понятие о литературной сказке. В/ч П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

15

32-33

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения

18

34

Сказки В.М. Гаршина. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

21

35-37

Лермонтов.  Начало литературной деятельности. «Бородино». Историческая основа стихотворения.

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

22,25

28

38

Н.В. Гоголь. Начало литературной деятельности - «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

2 декабря

39-40

В/ч Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в создании образов героев.

5,6

41

Проект. Создание иллюстрированного сборника цитатных примеров по теме «Фантастика»

9

42

Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности. «Крестьянские дети».

12

43

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок). Поэтический образ русской женщины.

13

44

В/ч Н.А. Некрасов. «На Волге». Картины природы и раздумья поэта о судьбе народа.

16

45

Конкурсное выразительное чтение наизусть.

19

46-48

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима.

20,23,26

49

 Р/р Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

27

50

Лирика А.А. Фета. Стихотворения «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...»

30

51

Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворений.

9 января

52

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

10

53

Жилин и Костылин. Р/Р Сравнительная характеристика.

13

54

Р Обучение анализу эпизода рассказа.

16

55

К/р Письменный ответ на проблемный вопрос.

17

56

А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Развитие понятия о юморе.

20

57

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте

23

58

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

24

59

Р/р Анализ стихотворения

27

Из литературы XX века –  31 час

60

 Бунин «Косцы». Эстетическое и этическое в рассказе.

30

61-62

В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе.  «В дурном обществе». Отец и сын. Жизнь детей из богатой и бедной семьи.

31,3 февраля

63

Р/р Изложение. Описание подземелья.

6

64

«Дурное общество» и «дурные дела».

7

65

Р/р Сочинение о настоящей дружбе.

10

66

С.А.Есенин о Родине и природе. Поэтизация картин малой родины.

13

67

Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Устный отзыв о стихотворении.

14

68

П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе.  «Малахитовая шкатулка».

17

69-70

Сказы о Хозяйке Медной горы. Своеобразие жанра и языка.

20,21

71

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

27

73

«Заячьи лапы», «Кот Ворюга» - произведения о доброте и сострадании.

28

73-74

В/ч  К.Г.Паустовский. Нравственно-патриотический смысл очерков из сборника «Мещёрская сторона». Р/р Подбор цитат, иллюстрирующих понятие «пейзаж»

3 марта,6 марта

75

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка  «Двенадцать месяцев».

7

76

Традиции народных сказок в произведении. Художественные особенности пьесы-сказки.

10

77

А.П.Платонов «Никита». Единство человека и природы.

13

78

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

14

79

«Васюткино озеро». Становление характера героя рассказа.

17

80

Проверочная работа по содержанию рассказа «Васюткино озеро».

3 апреля 

81

Поэты о Великой Отечественной войне. Стихотворения

 К. Симонова, А. Твардовского.

4

82

В/ч  К. Симонов «Сын артиллериста». Героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

7

83

В/ч Тема «Дети и война» в произведениях русских писателей

10

84

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

11

85

Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Письменный отзыв о стихотворении.

14

86

Писатели улыбаются. Произведения С. Чёрного, Ю. Кима

17

87-88

Рассказы В. Драгунского. Способы создания комического.

В/ч КВН «Надо иметь чувство юмора» по рассказам В. Драгунского.

18,21

89

А.Алексин «Самый счастливый день». Тема семьи в произведении.

24

90

А.Алексин «Как ваше здоровье?» Основная мысль произведения.

25

Зарубежная литература - 11 часов

91

Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг во имя сохранения традиций предков.

28

92

Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

2 мая

93-94

Х.К.Андерсен «Снежная королева». Противопоставление красоты внутренней и внешней.

5,12

95

Ж.Санд «О чём говорят цветы». Спор о прекрасном.

15

96

Р/р Письменный ответ на проблемный вопрос.

16

97-98

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика главного героя.

17,19

99

Д.Лондон «Сказание о Кише». Произведение о взрослении подростка.

22,23

100

Итоговый урок. Список книг для летнего чтения.

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения....