Рабочая программа по литературе для 5 класса (ФГОС ООО)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
- Рабочая программа по литературе для 5 класса а составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2011;
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной (Москва «Просвещение» 2013).
Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М, Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_l5a.doc | 929.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Рабочая программа по литературе для 5 класса а составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2011;
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной (Москва «Просвещение» 2013).
Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М, Просвещение, 2013.
- Программа соответствует плану школы на 2016 – 2017 уч. год.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, 100 часов в год.
- Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• формирование ответственного отношения к учению;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
• освоение социальных норм, правил поведения;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею литературного произведения; характеризовать его героев;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
В условиях введения ФГОС ООО в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Программа литературы 5 класса рассчитана на 3 часа в неделю – 102 часа в год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 10 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 2 |
Из литературы XIX века. | 44 |
Из литературы XX века. | 31 |
Из зарубежной литературы. | 11 |
Итоговый урок. | 1 |
ИТОГО | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
Русский народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Василиса Премудрая». Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнения.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Из литературы XVIII века
М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру». Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Эзопов язык.
В.А.Жуковский. О поэте. «Спящая царевна», «Кубок». Сходство и различие народных сказок и сказки Жуковского. Баллада.
А.С.Пушкин. Детство и учеба в Лицее. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Русская литературная сказка
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.
В.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Литературная сказка. Ритм, рифма.
М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Сравнение, гипербола, метафора, эпитет, аллитерация, звукопись.
А.В.Кольцов. О поэте. «Что ты спишь, мужичок?», «Косарь». Поэтизация свободного крестьянского труда.
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место». Народные предания, сочетание в них светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Майская ночь, или Утопленница». Фантастика. Юмор.
Н.А.Некрасов. О поэте. «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях», «Крестьянские дети». Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины. Картины вольной жизни крестьянских детей. Эпитет.
И.С.Тургенев. О писателе. «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
А.А.Фет. О поэте. «Весенний дождь». Картина весенней природы.
Л.Н.Толстой. О писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов. Сравнение. Сюжет.
А.П.Чехов. О писателе. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества. Юмор. Речь персонажей как средство их характеристики. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, А.Н.Майков, И.З. Суриков. Стихотворный ритм.
Из литературы XX века
И.А.Бунин. О писателе. «Косцы». Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о Родине.
В.Г.Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей. Доброта и сострадание героев повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Портрет. Композиция произведения.
А.И.Куприн. О писателе. «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд.
С.А.Есенин. О поэте. «Синий май. Заревая теплынь», «Белая береза». Поэтическое изображение родной природы.
П.П.Бажов. О писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Положительные качества главного героя, стремление к совершенному мастерству. Своеобразие языка. Сказ и сказка.
К.Г.Паустовский. О писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое.
С.Я.Маршак. О писателе. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом. Особенности пьесы-сказки. Драма.
А.П.Платонов. О писателе. «Никита». Быль и фантастика. Единство главного героя с природой, оптимистическое восприятие окружающего мира.
В.П.Астафьев. О писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лемму. Основные черты характера героя. Становление характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Автобиографичность литературы.
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне. Война и дети. К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», А.Твардовский «Рассказ танкиста».
Произведения о Родине и родной природе
Стихотворные лирические произведения о Родине и родной природе. И. Бунин, А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов, Дон Аминадо.
Писатели улыбаются
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор.
Из зарубежной литературы
Р.Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада.
Д.Дефо «Робинзон Крузо». Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Х.Андерсен «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Кай и Герда. Помощники Герды. Герда и Снежная королева – противопоставление красоты внешней и внутренней. Победа добра, любви, дружбы.
Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.
М.Твен «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы. Внутренний мир героев. Изобретательность в играх.
Д.Лондон «Сказание о Кише». Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 5 КЛАССЕ:
В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях « Крестьянские дети (отрывок).
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся
Из раздела о родной природе» (1-2 стихотворения)
Календарно-тематическое планирование по литературе
5 КЛАСС А
2016 -2017 учебный год
№ | Тема урока. Основное содержание | Дата по плану | Дата по факту |
1 | К читателям. Роль книги в жизни человека | 2 сентября | |
Устное народное творчество – 10 часов | |||
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора | 5 | |
3 | Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | 6 | |
4 | Волшебный мир сказки «Царевна-лягушка». | 9 | |
5-6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Герои сказки в оценке автора-народа. | 12,13 | |
7 | Сказки о животных. «Журавль и Цапля». | 16 | |
8 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 19 | |
9 | В/ч Сказки Смоленского края. | 20 | |
10 | Р/р Сочинение (собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет). | 23 | |
11 | В/ч Мои любимые народные сказки. Проект «Иллюстраторы русских народных сказок» | 26 | |
Из древнерусской литературы – 2 часа | |||
12 | Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет» | 27 | |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 30 | |
Из литературы XVIII века – 2 часа | |||
14 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру...» | 3 октября | |
15 | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр в мировой литературе. | 4 | |
Из литературы XIX века – 44 часа | |||
16 | Творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне». Отражение в басне исторических событий. | 7 | |
17 | И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок». Осмеяние пороков – грубой силы, неблагодарности… | 10 | |
18 | Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. | 11 | |
19-20 | Итоговый урок по басням Крылова. КВН «Герои басен Крылова в иллюстрациях» (проект) | 14,17 | |
21 | В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | 18 | |
22 | Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна» | 21 | |
23 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Кубок» | 24 | |
24 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне» | 25 | |
25 | Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина народных сказок | ||
26 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов | 28 | |
27 | Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | 7 ноября | |
28 | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь | 8 | |
29-30 | В/ч Урок-игра «Мои любимые сказки Пушкина». Проект «Иллюстрированный журнал «Герои и события сказок Пушкина» | 11,14 | |
31 | Понятие о литературной сказке. В/ч П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 15 | |
32-33 | А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения | 18 | |
34 | Сказки В.М. Гаршина. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 21 | |
35-37 | Лермонтов. Начало литературной деятельности. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | 22,25 28 | |
38 | Н.В. Гоголь. Начало литературной деятельности - «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 2 декабря | |
39-40 | В/ч Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в создании образов героев. | 5,6 | |
41 | Проект. Создание иллюстрированного сборника цитатных примеров по теме «Фантастика» | 9 | |
42 | Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности. «Крестьянские дети». | 12 | |
43 | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок). Поэтический образ русской женщины. | 13 | |
44 | В/ч Н.А. Некрасов. «На Волге». Картины природы и раздумья поэта о судьбе народа. | 16 | |
45 | Конкурсное выразительное чтение наизусть. | 19 | |
46-48 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима. | 20,23,26 | |
49 | Р/р Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести. | 27 | |
50 | Лирика А.А. Фета. Стихотворения «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...» | 30 | |
51 | Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Анализ художественно-изобразительных средств стихотворений. | 9 января | |
52 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | 10 | |
53 | Жилин и Костылин. Р/Р Сравнительная характеристика. | 13 | |
54 | Р Обучение анализу эпизода рассказа. | 16 | |
55 | К/р Письменный ответ на проблемный вопрос. | 17 | |
56 | А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Развитие понятия о юморе. | 20 | |
57 | Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте | 23 | |
58 | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе | 24 | |
59 | Р/р Анализ стихотворения | 27 | |
Из литературы XX века – 31 час | |||
60 | Бунин «Косцы». Эстетическое и этическое в рассказе. | 30 | |
61-62 | В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. Жизнь детей из богатой и бедной семьи. | 31,3 февраля | |
63 | Р/р Изложение. Описание подземелья. | 6 | |
64 | «Дурное общество» и «дурные дела». | 7 | |
65 | Р/р Сочинение о настоящей дружбе. | 10 | |
66 | С.А.Есенин о Родине и природе. Поэтизация картин малой родины. | 13 | |
67 | Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Устный отзыв о стихотворении. | 14 | |
68 | П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Малахитовая шкатулка». | 17 | |
69-70 | Сказы о Хозяйке Медной горы. Своеобразие жанра и языка. | 20,21 | |
71 | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 27 | |
73 | «Заячьи лапы», «Кот Ворюга» - произведения о доброте и сострадании. | 28 | |
73-74 | В/ч К.Г.Паустовский. Нравственно-патриотический смысл очерков из сборника «Мещёрская сторона». Р/р Подбор цитат, иллюстрирующих понятие «пейзаж» | 3 марта,6 марта | |
75 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | 7 | |
76 | Традиции народных сказок в произведении. Художественные особенности пьесы-сказки. | 10 | |
77 | А.П.Платонов «Никита». Единство человека и природы. | 13 | |
78 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | 14 | |
79 | «Васюткино озеро». Становление характера героя рассказа. | 17 | |
80 | Проверочная работа по содержанию рассказа «Васюткино озеро». | 3 апреля | |
81 | Поэты о Великой Отечественной войне. Стихотворения К. Симонова, А. Твардовского. | 4 | |
82 | В/ч К. Симонов «Сын артиллериста». Героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 7 | |
83 | В/ч Тема «Дети и война» в произведениях русских писателей | 10 | |
84 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | 11 | |
85 | Р/р Конкурсное выразительное чтение наизусть. Письменный отзыв о стихотворении. | 14 | |
86 | Писатели улыбаются. Произведения С. Чёрного, Ю. Кима | 17 | |
87-88 | Рассказы В. Драгунского. Способы создания комического. В/ч КВН «Надо иметь чувство юмора» по рассказам В. Драгунского. | 18,21 | |
89 | А.Алексин «Самый счастливый день». Тема семьи в произведении. | 24 | |
90 | А.Алексин «Как ваше здоровье?» Основная мысль произведения. | 25 | |
Зарубежная литература - 11 часов | |||
91 | Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг во имя сохранения традиций предков. | 28 | |
92 | Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2 мая | |
93-94 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Противопоставление красоты внутренней и внешней. | 5,12 | |
95 | Ж.Санд «О чём говорят цветы». Спор о прекрасном. | 15 | |
96 | Р/р Письменный ответ на проблемный вопрос. | 16 | |
97-98 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика главного героя. | 17,19 | |
99 | Д.Лондон «Сказание о Кише». Произведение о взрослении подростка. | 22,23 | |
100 | Итоговый урок. Список книг для летнего чтения. | 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе ФГОС...
Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения....