Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока русского языка в 5 классе из раздела «Фонетика, графика и орфография». Проводится во второй четверти. В данном разделе это последний урок изучения нового материала. Обучающиеся уже знакомы с основными положениями фонетики: фонетика, графика, алфавит, буква, звук, гласные и согласные звуки, их классификация и др. Ранее тема изучалась в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoynaya_rol_bukv_e_yoyu_ya.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Класс: 5
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская – М.: Просвещение, 2015.
Место урока в рабочей программе и в разделе: урок из раздела «Фонетика, графика и орфография». Проводится во второй четверти. В данном разделе это последний урок изучения нового. Обучающиеся уже знакомы с основными положениями фонетики: фонетика, графика, алфавит, буква, звук, гласные и согласные звуки, их классификация и др. Ранее тема изучалась в начальной школе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Педагогическая цель:
- актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Цель обучающихся:
- вспомнить, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, когда – два звука, учиться определять, сколько звуков они обозначают.
Задачи:
Формируемые УУД:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- владеть разными видами речевой деятельности, строить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формулировать проблему, выдвигать аргументы;
- строить логическую цепь рассуждения;
- применять методы информационного поиска;
- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее в форме таблицы и схемы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Прогнозируемые результаты:
- обучающиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Методы и формы обучения: наблюдение над языковым материалом, приёмы исследовательского метода, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Приветствие обучающихся, знакомство, добрые пожелания.
Проверьте свою готовность к уроку и оцените.
- Актуализация знаний
- Скоро Новый год, а на Новый год принято дарить подарки. У меня коробка – подарок от 5-классников Междуреченской школы. А что в ней, узнаете, когда откроете коробку. Чтобы открыть её, нужно ответить на вопросы.
- Что изучает фонетика?
Открыли коробку, там другая коробка. Снова отвечаем на вопрос, чтобы открыть её и т.д.
- На какие группы делятся все звуки речи?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Чем отличается звук от буквы?
- Сколько гласных букв? Запишите на доске.
- А сколько гласных звуков? Почему букв 10, а звуков 6? Запишите на доске.
Открывается последняя коробка. В ней буквы Е, Ё, Ю, Я.
III. Целеполагание
- Почему возникли разногласия при ответе на последний вопрос? Чем необычны эти буквы?
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока? (при затруднении собираем название темы из слов (рассыпалась)).
- Какую цель поставите себе на урок? (узнать (вспомнить), в чём заключается двойная роль букв е, ё, ю, я).
- Что нужно, чтобы достичь цели? (составить план).
- Как вы думаете, что нужно для этого сделать? (формируется план действий на уроке с помощью слов: понаблюдать, сделать выводы, выполнить).
IV. Освоение новых знаний
- Наблюдение
- Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука, заполните пустые графы таблицы. Работаем в парах, обсуждаем.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Обозначают _________звук и _________________ | Обозначают ________звука, если стоят: | ||
мера [м'э] | ем [й'э] | боец [й'э] | отъезд [й'э] |
полёт [л'о] | ёлка [й'о] | приём [й'о] | съёмка [й'о] |
клюв [л'у] | юг [й'у] | каюта [й'у] | вьюга [й'у] |
сяду [с'а] | яблоко [й'а] | стоят [й'а] | обезьяна [й'а] |
Самопроверка по ключу. ВЫВОДЫ
САМООЦЕНКА
- А какие звуки могут обозначать наши удивительные буквы? Давайте прочитаем материалы учебника и решим пропорции (стр. 141-142).
Один звук:
___ = _Ё = ___ = Я_
['э ] [ ] [ 'у] [ ]
Два звука:
Е_ = ___ = Ю = ___
[ ] [й'о] [ ] [й'а]
При решении пропорции обязательно произнесение звуков.
- Охарактеризуйте первый звук, который прячется в буквах е,ё,ю,я.
САМООЦЕНКА
Физминутка
- Сейчас мы отправимся на поиски слов по теме урока. (если три колонки, то по одному человеку с каждой вызвать и дать им особое задание: найти слова, в которых две изучаемые буквы, обозначающие разное количество звуков)
«Броуновское движение» - все сидящие на 1 колонке должны найти и принести карточки со словами, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука; на 2 колонке – один звук. Колонка выстраивается и показывает свои слова, другая - проверяет правильность, потом меняются.
САМООЦЕНКА
V. Первичное закрепление полученных знаний.
Работа в парах: определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.
Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.
Каюта- ________________ ___б._____зв.
Даёт - _________________ ___б._____зв.
Льёт - _________________ ___б._____зв.
Земля - ________________ ___б._____зв.
Вьюга - _______________ ___б._____зв.
Люк - ______________ ___б._____зв.
Лес - ___________ ___б._____зв.
Самопроверка по «ключу», обсуждение правильности выполнения, работа над ошибками с объяснением.
- Какие возникли вопросы? Что непонятно?
САМООЦЕНКА
- Почему в словах «земля», «лес», «люк» буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? Какую роль они ещё играют в этих словах? Однажды, читая книгу, я обратила внимание, что буква Е не всегда обозначает мягкость согласного. Давайте и вы прочитаете эти слова.
Орфоэпическая работа:
- Прочитайте правильно слова в соответствии с транскрипцией.
ателье [тэ]
кашне [нэ]
модель [дэ]
свитер [тэ]
теннис [тэ]
партер [тэ]
шоссе [сэ]
- Как вы думаете, почему эти слова не подчиняются правилам русского произношения? (заимствованы из других языков).
- Все ли слова вам понятны? Значение каких слов незнакомо?
- В каком словаре можно узнать их значение? (задание: к следующему уроку выяснить значение слов).
Показать словарь иностранных слов
САМООЦЕНКА
VI. Применение полученных знаний
Отработка умения определять способ обозначения мягкости согласного.
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного на письме? (ь, и)
Упражнение 312 в учебнике – распределение слов по способу обозначения мягкости согласного (двое у доски).
Взаимопроверка, осуждение ошибок, объяснение: какие слова не попали ни в одну из групп?
VII. Подведение итогов, рефлексия
- Соберём наши знания снова в коробки. Итак, чем необычны буквы Е, Ё, Ю, Я? Какие звуки они обозначают? Почему гласных букв больше, чем гласных звуков? Чем отличается звук от буквы? В каком разделе науки о языке мы узнали так много о звуках речи? (постепенно кладём коробки друг в друга).
- Пусть знания, полученные на уроках по фонетике, так же прочно теперь хранятся в вашей памяти.
VIII. Оценка и самооценка.
Зелёная карточка - Я разобрался в теме. Могу объяснить двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я товарищам.
Жёлтая карточка – Я разобрался в теме, но остались вопросы и необходимо повторить материал
Красная карточка – Я ничего не понял. Было неинтересно.
ОЦЕНКИ учителя
Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я
Внимательно рассмотрите таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука? Заполните пустые графы таблицы.
Обозначают _________звук и _________________ | Обозначают ________звука, если стоят: | ||
мера [м'э] | ем [й'э] | боец [й'э] | отъезд [й'э] |
полёт [л'о] | ёлка [й'о] | приём [й'о] | съёмка [й'о] |
клюв [л'у] | юг [й'у] | каюта [й'у] | вьюга [й'у] |
сяду [с'а] | яблоко [й'а] | стоят [й'а] | обезьяна [й'а] |
Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я
Внимательно рассмотрите таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука? Заполните пустые графы таблицы.
Обозначают _________звук и _________________ | Обозначают ________звука, если стоят: | ||
мера [м'э] | ем [й'э] | боец [й'э] | отъезд [й'э] |
полёт [л'о] | ёлка [й'о] | приём [й'о] | съёмка [й'о] |
клюв [л'у] | юг [й'у] | каюта [й'у] | вьюга [й'у] |
сяду [с'а] | яблоко [й'а] | стоят [й'а] | обезьяна [й'а] |
Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я
Внимательно рассмотрите таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука? Заполните пустые графы таблицы.
Обозначают _________звук и _________________ | Обозначают ________звука, если стоят: | ||
мера [м'э] | ем [й'э] | боец [й'э] | отъезд [й'э] |
полёт [л'о] | ёлка [й'о] | приём [й'о] | съёмка [й'о] |
клюв [л'у] | юг [й'у] | каюта [й'у] | вьюга [й'у] |
сяду [с'а] | яблоко [й'а] | стоят [й'а] | обезьяна [й'а] |
Двойная роль букв Е, Ё,Ю, Я
Внимательно рассмотрите таблицу. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука? Заполните пустые графы таблицы.
Обозначают _________звук и _________________ | Обозначают ________звука, если стоят: | ||
мера [м'э] | ем [й'э] | боец [й'э] | отъезд [й'э] |
полёт [л'о] | ёлка [й'о] | приём [й'о] | съёмка [й'о] |
клюв [л'у] | юг [й'у] | каюта [й'у] | вьюга [й'у] |
сяду [с'а] | яблоко [й'а] | стоят [й'а] | обезьяна [й'а] |
Один звук:
___ = _Ё = ___ = Я_
['э ] [ ] [ 'у] [ ]
Два звука:
Е_ = ___ = Ю = ___
[ ] [й'о] [ ] [й'а]
Один звук:
___ = _Ё = ___ = Я_
['э ] [ ] [ 'у] [ ]
Два звука:
Е_ = ___ = Ю = ___
[ ] [й'о] [ ] [й'а]
Один звук:
___ = _Ё = ___ = Я_
['э ] [ ] [ 'у] [ ]
Два звука:
Е_ = ___ = Ю = ___
[ ] [й'о] [ ] [й'а]
Один звук:
___ = _Ё = ___ = Я_
['э ] [ ] [ 'у] [ ]
Два звука:
Е_ = ___ = Ю = ___
[ ] [й'о] [ ] [й'а]
Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.
Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.
Каюта- ________________ ___б._____зв.
Даёт - _________________ ___б._____зв.
Льёт - _________________ ___б._____зв.
Земля - ________________ ___б._____зв.
Вьюга - _______________ ___б._____зв.
Люк - ______________ ___б._____зв.
Лес - ___________ ___б._____зв.
Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.
Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.
Каюта- ________________ ___б._____зв.
Даёт - _________________ ___б._____зв.
Льёт - _________________ ___б._____зв.
Земля - ________________ ___б._____зв.
Вьюга - _______________ ___б._____зв.
Люк - ______________ ___б._____зв.
Лес - ___________ ___б._____зв.
Определите количество букв и звуков в словах, объясните (устно) ваш ответ.
Образец: ёлка - [й'олка]- 4 б. 5 зв.
Каюта- ________________ ___б._____зв.
Даёт - _________________ ___б._____зв.
Льёт - _________________ ___б._____зв.
Земля - ________________ ___б._____зв.
Вьюга - _______________ ___б._____зв.
Люк - ______________ ___б._____зв.
Лес - ___________ ___б._____зв.
Карта самооценки
ФИ_____________________________________________________________
Оцените свою работу на каждом этапе урока с помощью знаков:
+ я всё выполнил правильно, знал ответы на вопросы
- я не справился с заданием, не знал ответов на вопросы
˅ я допустил 1-2 ошибки
? у меня остались вопросы
Работа с таблицей | Решение пропорций | Поиск слов | Выполнение упражнения | Орфоэпическая работа |
Карта самооценки
ФИ_____________________________________________________________
Оцените свою работу на каждом этапе урока с помощью знаков:
+ я всё выполнил правильно, знал ответы на вопросы
- я не справился с заданием, не знал ответов на вопросы
˅ я допустил 1-2 ошибки
? у меня остались вопросы
Работа с таблицей | Решение пропорций | Поиск слов | Выполнение упражнения | Орфоэпическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....