Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса в формате ЕГЭ
тест по русскому языку (10 класс) на тему
Контрольная работа для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_dlya_10_klassa_v_formate_ege.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса в формате ЕГЭ
Предмет: русский язык
Класс: 10
Критерии оценивания:
Тематический блок | Объект проверки в задании | № задания | Оценивание |
Основная мысль и тема текста | Умение правильно определять основную мысль и тему текста | № 1 | 2 балла |
Средства связи предложений в тексте | Умение правильно определять средства связи предложений в тексте | № 2 | 1 балл |
Лексическое значение слова | Умение правильно определять лексическое значение слова | № 3 | 1 балл |
Орфоэпические нормы | Умение правильно ставить ударение | № 4 | 1 балл |
Паронимы | Умение различать паронимы | № 5 | 1 балл |
Морфологические нормы (образование форм слова) | Умение находить ошибку в образовании формы слова. | № 6 | 5 баллов |
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | Умение находить предложения (с нарушением синтаксической нормы) | № 7 | 1 балл |
Правописание корней ( чередование) | Умение различать орфограммы в корне | № 8 | 1 балл |
Правописание корней( безударная гласная в корне) | Умение различать орфограммы в корне | № 9 | 1балл |
Правописание приставок | Умение правильно писать приставки | № 10 | 1балл |
Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН») | Умение правильно писать суффиксы | № 11 | 1балл |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Умение правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий | № 12 | 1балл |
Правописание не с различными частями речи | Умение правильно писать не с различными частями речи | № 13 | 1 балла |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Умение правильно писать наречия | № 14 | 1балл |
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | Умение правильно писать одну и две н в различных частях речи | № 15 | 1 балл |
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | Умение правильно расставлять запятые в сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами | № 16 | 1 балл |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами) | Умение расставлять запятые при причастном и деепричастном оборотах | № 17 | 1 балл |
Вводные слова | Умение выделять запятыми вводные слова | № 18 | 1 балл |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Умение выделять запятыми границы придаточных предложений | № 19 | 1 балл |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Умение расставлять запятые в сложном предложении с разными видами связи | № 20 | 1 балл |
Лексические нормы | Умение исправлять лексические ошибки, исключив лишнее слово. | № 21 | 1 |
Фразеологические обороты. | Умение находить фразеологические обороты | № 22 | 1 |
Средства связи предложений в тексте | Умение находить средства связи предложений в тексте | №23 | 1 |
Итого | 28 баллов |
Перевод в пятибалльную систему оценивания:
28-26 | 25-20 | 19- 14 | 13-1 | 0 баллов |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ключи:
I вариант | II вариант |
1. 24 | 1. 24 |
2. и | 2. А ещё |
3. 1 | 3. 3 |
4. загнутый | 4. облегчить |
5. хищного | 5. унизительном |
6. сыплет | 6. испечём |
7. А:6; Б:3; В:2; Г:9; Д:8 | 7. А:4; Б:5; В: 2; Г:6; Д: 9 |
8. сжимать загораться | 8. озарение равнина |
9. систематизировать | 9. одряхлеть |
10. расчёт, исцелить | 10. взыскал, безымянный |
11. разбрызгивать | 11. выздоровел |
12. сниженный | 12. маячащий |
13. нестандартные | 13. недоедал |
14. поначалу затем | 14. вперёд, полуострову |
15. 123 | 15. 134 |
16. 23 | 16. 14 |
17. 23 | 17. 123 |
18. 1234 | 18. 12345 |
19. 14 | 19. 1 |
20. 12345 | 20. 123 |
21. растёт <или> увеличивается | 21. столичная |
22. в конце концов | 22. кровь из носу |
23. 54 | 23. 11 |
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Диалекты, или народные говоры, формировались под влиянием многих факторов, например, переселения, торговых или культурных связей с соседями, особенностей природного ландшафта. (2)В зависимости от диалектных особенностей территорию России можно разделить на три большие части: северную (Архангельская, Вологодская, Костромская области и др.), южную (Рязанская, Курская, Тульская, Смоленская, Брянская области и др.) и среднерусскую (Московская, Ярославская, Нижегородская, Псковская, Владимирская и др.). (3)Изучение диалектов имеет теоретическое и практическое значение: многие языковые особенности диалектов сложились в глубокой древности, < ... > изучение подобных явлений позволяет лучше понять отдельные факты современного литературного языка.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
1) Народные говоры формировались под влиянием многих факторов, и территорию России можно разделить на три большие части: северную, южную и среднерусскую.
2) Сформировавшиеся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалекты, особенности которых позволяют разделить территорию России на северную, южную и среднерусскую части, способствуют лучшему пониманию отдельных фактов современного литературного языка, с этим и связана важность их изучения.
3) Многие факторы: переселение, торговые и культурные связи с соседями, особенности природного ландшафта — оказали серьёзное влияние на формирование диалектов, или народных говоров, распространённых на всей территории России.
4) Изучение сложившихся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалектов, особенности которых обусловливают деление территории России на северную, южную и среднерусскую части, помогает лучше понять отдельные факты современного литературного языка.
5) Диалекты — это народные говоры, которые сформировались под влиянием многих факторов, например, переселения, торговых или культурных связей с соседями, особенностей природного ландшафта.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Или И Так как Если Ибо
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОЖИТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛОЖИТЬСЯ, сложусь, сложишься; сов.
1) Составиться, образоваться из отдельных элементов, частей; сформироваться. Постепенно сложилась коллекция живописи. Дворцовопарковый ансамбль окончательно сложился к концу XVIII в. Сложились взгляды.
2) Организоваться, создаться (о коллективе, группе людей). В театре сложилась сильная труппа.
3) Создаться в процессе творчества, умственной деятельности. Сложилась песня. Сложился рассказ. Сложилась фраза.
4) Принять тот или иной оборот, течение. Так сложились обстоятельства.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
отдАв зАтемно загнУтый создалА красИвее
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Как известно, в определённый период развития естественно-научного знания его ГУМАНИТАРНАЯ составляющая стремительно сокращалась.
2) Словом «рубуша» в местных говорах называют корзину, сработанную на скорую руку из ЦЕЛЬНОГО листа бересты.
3) У ХИЩНИЧЕСКОГО водного растения пузырчатки, растущей в наших водоёмах и болотах, подводные части усеяны ловчими пузырьками.
4) Русской физиологической наукой накоплен огромный ФАКТИЧЕСКИЙ материал, основанный на экспериментальном изучении функций центральной нервной системы человека и животных.
5) УДАЧЛИВЫЙ охотник окружён всеобщим почётом: нет большей чести, чем накормить мясом всю деревню.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
модные ВЕЕРА вокруг НИХ пара НОСКОВ
СЫПАЕТ снегом около ПОЛУТОРА часов алых ВИШЕН
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены цифрами, предложения — буквами.
Грамматическая ошибка: А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении сложного предложения Д) ошибка в образовании предложно- падежной формы имени существительного | Предложение: 1) Благодаря устойчивости и удобству веломобиля им могут пользоваться люди всех возрастов и самой различной физической подготовки. 2) Страсть к исследованию окружающего мира свойственна не только человеку, а также многим животным. 3) Живший Гераклит Эфесский на рубеже VI и V веков до н. э. писал, что мир полон противоречий и изменчивости, но время течёт неизменно. 4) В IV веке до н. э. Аристотель писал, что «расставить знаки в творениях Гераклита — великий труд, потому что неясно, что к чему относится». 5) Как будто осмелев и становясь всё решительнее, ветер беспощадно рвёт древесную листву, безжалостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. 6) Вытерев пыль, фотография была снята матерью со стены, и, гордо улыбаясь, женщина протянула её нам. 7) Напомним, что одно из первых астрономических открытий Галилео Галилея было связано именно с Луной. 8) Благодаря своих речей и риторических и философских произведений Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы. 9) Исследователи предполагают то, что способность распознавать крахмалистый вкус может объяснить, почему люди так любят употреблять в пищу богатые углеводами продукты. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
8. Определите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
ингр..диент сж..мать к..лоннада обд..рать
пр..тендент оч..рование заг..раться
9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
орг..низационный к..стюмированный расст..лающийся
сист..матизировать прик..сновение
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. пр..общил, пр..умный 2. почтал..он, с..ёмка
3. бе..водный, ро..пись 4. пред..стория, по..ск 5. ра..чёт, и..целить
11. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
петербурж..ц выздоров..ть пить..вой разбрызг..вать почу..ть
12. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
предвид..шь независ..мый высп..шься сниж..нный наполн..вшийся
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Писатели силой своего таланта создавали (НЕ)СТАНДАРТНЫЕ, запоминающиеся литературные образы, и книги начинали жить собственной жизнью, будоража воображение читателей.
2) Парковые розы даже в условиях средней полосы России (НЕ)НУЖДАЮТСЯ в зимнем укрытии и при этом долгое время обильно цветут.
3) Добро противостоит злу, отвага и мастерство — бездумной силе, и пусть (НЕ)ВСЕГДА добро берёт верх, но оно очищает человека.
4) Робинзон Крузо подолгу простаивал на морском берегу в ожидании корабля, (НЕ)ОТРЫВАЯ глаз от горизонта.
5) Слушатели попросили лектора повторить (НЕ)РАССЛЫШАННЫЕ из-за вдруг зазвучавшей мелодии телефонного звонка определения понятий.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1) (ТЁМНО)РУСЫЕ волосы Макара были ещё довольно густы; взгляд был чрезвычайно добрый, но КАК(БУДТО) ветреный и шаловливо-насмешливый.
2) Приезжий наш гость ТО(ЖЕ) спорил чрезвычайно искусно, ТАК(ЧТО) все видели, что он спорил, а между тем никто обижен не был.
3) Эскадрон объехал пехоту, ТАК(ЖЕ) старавшуюся идти скорее, спустился под гору и подошёл к КАКОЙ(ТО) опустевшей деревне.
4) Дерсу (С)НАЧАЛА сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но МАЛО(ПОМАЛУ) его суровые черты смягчились.
5) (ПО)НАЧАЛУ путь друзей лежал по равнине, а (ЗА)ТЕМ они очутились у подошвы высоких гор, с которых слетали, искрясь на солнце, бурные водяные потоки.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Территория, окружё(1)ая совреме(2)ым Бульварным кольцом, некогда была укреплё(3)ым районом: с конца XVI до середины XVIII века на месте бульваров была расположе(4)а стена из белого камня.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Таких удивительных роз лилий камелий и тюльпанов такого разнообразия цветов Коврину не случалось видеть нигде в другом месте.
2) Пронёсшийся ветер сорвал с берёз белый покров инея и потемневшие силуэты деревьев клонились друг к другу в надвигающихся сумерках.
3) Дельфины то ныряли то с удивительной силой выскакивали на поверхность воды.
4) Каморка Раскольникова находилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила на шкаф.
5) Вокруг Селигера на многие десятки километров тянутся смешанные леса и хвойные боры.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Возвышаясь (1) среди низкого кустарника (2) старая липа блестит в лучах заходящего солнца (3) словно облитая с выступающих корней до развесистой кроны (4) жидким золотом.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Сады лечебных растений во всех странах мира принадлежат (1) несомненно (2) к числу древнейших парковых комплексов, именно с них (3) по мнению некоторых учёных (4) и началось развитие садового искусства.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Любое историческое наследие состоит из крупиц (1) каждая (2) из которых (3) в отдельности может и не иметь большой самостоятельной значимости (4) но в комплексе они создают единую картину прошлого.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.
21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.
22. Из предложений 23-26 выпишите один фразеологизм.
(23)Не знаю, сколько продолжалось моё сиденье в лодке. (24)Мне хотелось есть, я продрог — от сырости, от ночного холода, и в конце концов я взялся за весло. (25)Огонь на той стороне сослужил мне неоценимую службу. (26)Ориентируясь на него, я довольно легко, не блуждая в тумане, переехал за реку, затем так же легко по тропинке, мимо старой бани, огородом поднялся к дому.
23. Среди предложений 51-55 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.
(51)Мы с Евгенией выскочили из-за стола, чтобы принять эти коробки. (52)А сама Милентьевна, не очень твёрдо ступая, прошла к прилавку у печи и села. (53)Она устала, конечно. (54)Это видно было и по её худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по заметно вздрагивающей голове. (55)Но в то же время сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах.
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
(1)Лук и стрелы — удивительное изобретение, это первое известное нам изделие, в котором энергия сначала накапливается, а затем высвобождается. (2)< ... > это первое в истории кинетическое оружие, то есть оружие, поражающее цель за счёт кинетической энергии разогнанного снаряда. (3)Детали для лука со стрелами можно было раздобыть повсюду: согнутый деревянный прут, концы которого нужно соединить тетивой из растительного волокна, и ещё один деревянный прут, который необходимо снабдить острым каменным наконечником, а также стабилизирующими полёт перьями.
1) Материал для изготовления лука и стрел — первого удивительного изобретения в истории — можно найти повсюду; это оружие делали из прутьев, растительного волокна, камня, а также перьев, стабилизирующих полёт стрелы.
2) Лук и стрелы — это первое в истории изделие, сначала накапливающее, а затем высвобождающее энергию, и первое кинетическое оружие, поражающее цель за счёт кинетической энергии разогнанного снаряда; материал для изготовления лука и стрел: прутья, растительное волокно, камень, перья — был повсюду.
3) Лук и стрелы — это замечательное изобретение человека, а детали для этого изделия: деревянный прут, растительное волокно, каменные наконечники, птичьи перья для стабилизации полёта стрел — можно было раздобыть везде.
4) Первое в истории изделие, сначала накапливающее, а затем высвобождающее энергию, и первое кинетическое оружие, поражающее цель за счёт кинетической энергии разогнанного снаряда, — это лук со стрелами, материал для изготовления которого: прутья, растительное волокно, камень, перья — был повсюду.
5) Детали для лука со стрелами можно было раздобыть повсюду: согнутый деревянный прут, концы которого соединены тетивой из растительного волокна, служит накопителем энергии, а снарядом является другой деревянный прут, снабжённый острым каменным наконечником, а также стабилизирующими полёт перьями.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Зато Хотя Вопреки сказанному А ещё А
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСТРЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСТРЫЙ, -ая; -ое.
1) Сильно действующий на вкус или обоняние. О. запах. О. соус. Острая пища.
2) Проницательный, хорошо воспринимающий. О. ум. О. глаз.
3) Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копьё.
4) Сильно, ясно выраженный; напряжённый. Острая боль. Острая ситуация. О. сюжет.
5) Отличающийся остроумием. Острая шутка. О. язык.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
повторЁнный обзвонИт создАв добралАсь облЕгчить
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Левша — герой одноимённого сказа Николая Семёновича Лескова — был ИСКУСНЫМ мастером, сумевшим выковать гвоздики для подков, которые изготовили другие тульские мастера для крохотной стальной блохи.
2) Площадь Красные Ворота в Москве в течение нескольких десятилетий прошлого века называлась Лермонтовской: Михаил Юрьевич Лермонтов родился в доме, который находился на месте нынешнего ВЫСОТНОГО здания, расположенного на этой площади.
3) Старший брат всегда серьёзно готовился к экзаменам, не допуская даже мысли о том, что может оказаться в УНИЖЕННОМ положении человека, который молчит, не зная ответа на вопрос экзаменатора.
4) Премьер обратился к руководству страны с ДРУЖЕСТВЕННЫМ посланием, подчеркнув заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве.
5) У предприятия имеется определённый потенциал, который позволит обеспечить темпы НАРАЩИВАНИЯ объёмов производства.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЗАЖЖЁМ свечу ситцевых ПЛАТЬЕВ ИСПЕКЁМ торт
в ДЕВЯНОСТА сёлах выразить более ТОЧНО
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены цифрами, предложения — буквами.
Грамматическая ошибка: А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Предложение: 1) Неопытный автор старается вложить в одну фразу всё, что он видит и чувствует, не отбирая главное, существенное. 2) Новый прибор будет использован не только для решения задач, а также для контроля. 3) Максим Горький утверждал, что подлинную красоту языка помогает осознать «единственно нужное размещение единственно нужных слов». 4) Рассматривая экспонаты коллекции, молодому геологу всё время казалось, что он уже видел эти минералы в природе. 5) Все благодарили садовника за распустившиеся пышные розы утром на клумбах и называли его волшебником. 6) Начальник департамента ответил Поляеву, обратившемуся к нему с просьбой выслушать его рационализаторское предложение, что я не смогу назначить встречу на этой неделе. 7) Не то туман, не то дым окутывал рощу. 8) Прочитанные юным поэтом три новых стихотворения произвели большое впечатление на слушателей. 9) Не прошло и пяти секунд, как спасатель окажется в воде. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
8. Определите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
инф..рмировать о6..регаемый оз..рение
неуг..монный распозн..вание р..внина
9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
одр..хлеть заск..чить б..гемот прик..сновение в..негрет
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
ра..гон, и..подтишка; пр..дерзкий, пр..уныл;
пре..писание, о..был; вз..скал, без..мянный; пр..дедушка, пр..мыл
11. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
забывч..вый расстра..вать выздоров..л
понятл..вый солом..нка
12. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
скач..щий меч..щийся маяч..щий
движ..щийся маш..щий
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Далеко (НЕ)РАДУЖНЫЕ ожидания рождали уныние.
2) Всю (НЕ)РАСТРАЧЕННУЮ по пустякам нежность мать без остатка отдала сыну.
3) Оршанский (НЕ)ДОЕДАЛ, одевался весьма скромно, а все деньги за частную практику отправлял семье.
4) Поступок Алексея был (НЕ)РАСЧЁТЛИВЫМ, а опрометчивым, и он сам лучше остальных это осознавал.
5) Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ даже на ничью, шахматист передвинул коня.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера доктор был совершенно спокоен, (КАК)БУДТО ничего не произошло.
2) Победы шахматиста были (НА)СТОЛЬКО стремительны и очевидны, что он, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, мог позволить себе быть великодушным по отношению к противнику.
3) Даже во время пути геологов неодолимо тянуло ко сну, но они упорно продвигались (В)ПЕРЁД, к (ПОЛУ)ОСТРОВУ.
4) Гость спустился из отведённой ему комнаты (В)НИЗ и с удивлением увидел, что хозяин сидит за ненакрытым столом и о ЧЁМ(ТО) напряжённо думает.
5) (ПО)ВИДИМОМУ, человек любит слышанное в детстве и привыкает к нему, как, (НА)ПРИМЕР, любит он голос матери.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Низкий деревя(1)ый стол был покрыт белоснежной скатертью, льня(2)ые салфетки, скруче(3)ые причудливыми фигурами, лежали рядом с высокими не то стекля(4)ыми, не то хрустальными стаканами, которые были наполне(5)ы янтарным напитком.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Час был поздний и почти все костры пастухов на лугах погасли.
2) Изучение владельческих записей и описей имущества позволяет выявить степень распространения книги в различных социальных слоях России конца XVII века и определить характер интересов тех или иных групп населения и отдельных личностей.
3) Всё имущество грузчики укладывали в ящики и на машинах отвозили в гавань.
4) Мгновенный испуг в бытовых ситуациях уже через минуту кажется и странным и смешным.
5) Семейство господ состояло только из Николая Евграфовича да Глафиры Семёновны.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Зимой дома дремлют (1) спрятавшись в сугробы (2) летом радуются (3) окутанные зеленью (4) и шелестом ветвистых крон.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Василиса Егоровна рассказывала Петру: «Как завижу (1) бывало (2) рысьи шапки да как заслышу их визг (3) веришь ли (4) отец мой (5) сердце (6) так и (7) замрёт».
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Тянул к небу свои острые башни старый замок (1) за зубчатыми стенами (2) которого (3) не удавалось ещё побывать (4) никому из приезжих.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Иногда вершины гор заволакивал густой туман (1) зато (2) когда он рассеивался (3) изумлённому взору открывалась (4) завораживающая картина.
21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.
22. Из предложений 76-83 выпишите один фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(76)Отец решительно направился к зазвонившему в этот момент телефону.
— (77)Слушаю! (78)Что — платформ нет? (79)Выкатку приостановить?! (80)Да вы представляете, что может произойти?! (81)Нужны платформы — кровь из носу!.. (82)Сейчас буду, без меня ничего не предпринимать! (83)И отец, схватив папку с документами, вылетел из дома, забыв о Женьке.
23. Среди предложений 10-18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личных местоимений. Напишите номер этого предложения.
(10)Никто не знал так Малиновых гор, как старый Сохач. (11)Для него они были чем-то живым. (12)Перед ненастьем горы задумывались, к ветру по вечерам они окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пёстрым зелёным нарядом. (13)Сохач верил, что горы разговаривают между собой, и он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы. (14)А после такой грозы, когда выглянет солнце, разве горы не улыбались? (15)Всё жило кругом удесятерённой жизнью и притягивало к себе жизнь, и всё было неразрывно связано между собой. (16)А весна? (17)Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил направо и налево? (18)Разве эта молодость не жила тысячами голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.
Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс по программе Г.Г.Граник ...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс
Комплексная проверка знаний за курс 7 класса по русскому языку по учебному комплексу Ладыженской....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 6 класс (в формате дистанционного обучения)
Работа предназначена для выполнения в режиме дистанционного обучения....
Итоговая контрольная работа по русскому языку. 8 класс (в формате дистанционного обучения)
Работа предназначена для выполнения в режиме дистанционного обучения....