Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок новых знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели и задачи урока:
- дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
- познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
- научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
- познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
- повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).
Раздаточный материал: тест (Приложение 2)
Ход урока
I. Орг. Момент (Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, мы с Вами плодотворно поработаем).
II. Актуализация прежних знаний
Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока, а затем лексическая разминка.
Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых…
Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!
К.Г.Паустовский
- Лексическая разминка (Слайд 2)
-Что такое паронимы?
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка
Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. (Слайд 3)
Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.
Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.
СИНОНИМЫ (греч.) — слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению («конь — лошадь»; «отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный» и т.п.). Структурность значения слова (см. Семасиология) приводит к тому, что обычно совпадение значения в С. бывает не полным, а частичным. Так, С. могут дифференцироваться:
а) по обозначаемым ими предметам (С. «скоморох — лицедей — комедиант — актер — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актера (ср. следующий пункт б));
б) по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению);
в) по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведет комический эффект);
г) по этимологическому значению, к-рое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы);
д) по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Пушкина:
«Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой
Петр Длинный, Петр Большой , но только Петр Великий
Ее не называй».(Слайд 4)
- Тестовая работа (Приложение 2) (Слайды 5-6)
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- сув_ренный, зап_ереться ,р_туал
- п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
- вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
- безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
- они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
- колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
- слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
- снежинки та_т; засе_вший поле
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
- (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
- (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
- (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
- (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
КЛЮЧ: 2,3,2
- Фронтальная беседа (Слайды 7-9)
- На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
- Как отличить союз от союзного слова?
- Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 10)
- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
- Работа с учебником: чтение теории параграф 19. (Слайд 13)
- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
- В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
- Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 14)
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться
- Гимнастика для глаз. Следить за пчелой на мониторе.
- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)
- Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)
- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
- Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
(Слайд 25)
IV. Закрепление. (Слайд 26)
- Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…), (как…), (как…).
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)
2. [ ], (когда…), (чтобы…).
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3. (Когда…), [ ], (…которого…).
Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
4. [ ], (что…), (которые…).
Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)
5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)
6. [ ], (что…), (чтобы..).
Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)
- Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI. Рефлексия. (Слайд 30)
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.
Структура синквейна
1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
2 строка – два имени прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.
Примеры синквейнов, написанных учениками (Приложение 3)
VII. Домашнее задание. (Слайд 31)
- Упражнение 247 из учебника.
. Выполнить задание 13 из пособия для подготовки к ОГЭ
- Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”
(Слайд 32)
Литература
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008
- Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык. 9 класс” - М.: Издательсво “Экзамен”, 2010
- Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009
Приложение 2
Мини-тест
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) сув_ренный, зап_реться, р_туал
2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
- В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
3) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
4) снежинки та_т; засе_вший поле
- В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
Мини-тест
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) сув_ренный, зап_реться, р_туал
2) п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
3) вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
4) безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
- В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
2) колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
3) слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
4) снежинки та_т; засе_вший поле
- В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
2) (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
3) (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
4) (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
Приложение 3
СИНКВЕЙНЫ
Предложение
Сложное, необычное
Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю
Мне нравится узнавать что-то новое
Знания
Урок
Русский, интересный
Читаем, пишем, учимся
Мне понравилось
Экзамены
Информация
Новая, интересная
Узнаём, знакомимся, работаем
Сегодня я узнала много нового
Урок
Правила
Сложные, обширные
Разбираюсь, запоминаю, применяю
Сегодня на уроке было много новых правил
Теория
Пунктуация
Своеобразная, сложная
Думаю, запоминаю, рассуждаю
Чтобы верно ставить запятые, нужно выучить правила
Правила
Подчинение
Последовательное, параллельное, однородное
Рассуждаю, ищу, выделяю
Мне нравится работать со схемами
Схемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...