Исследовательский проект "Сленг нашей школы"
проект по русскому языку (7 класс) на тему
Молодежный сленг – социально значимое явление среди подростков. Подробное знакомство и изучение сленга поможет школьникам понять, положительно или негативно влияет на речь употребление сленговых выражений.
Цель проекта:
показать сущность подросткового жаргона (сленга) как социального и языкового явления; исследовать молодежный сленг в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_sleng_nashey_shkoly.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №47
Барабинского района Новосибирской области
Исследовательский проект
«Сленг нашей школы»
Проект рассчитан на учащихся 7-8 классов
в рамках учебных дисциплин русский язык, литература
Руководитель проекта: И.Н. Сизова
учитель русского языка и литературы
Барабинск
2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
Основная часть …………………………………………………………4
1. Теоретическая часть работы над проектом …………………...4
2. Практическая часть работы над проектом …………………....5
Заключение ……………………………………………………………..8
Использованная литература …………………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Проблема:
Что такое сленг? Каковы особенности употребления сленга в речи школьников?
Актуальность:
Молодежный сленг – социально значимое явление среди подростков. Подробное знакомство и изучение сленга поможет школьникам понять, положительно или негативно влияет на речь употребление сленговых выражений.
Цель проекта:
показать сущность подросткового жаргона (сленга) как социального и языкового явления; исследовать молодежный сленг в нашей школе.
Задачи проекта:
- раскрыть понятие сленга;
- познакомиться с молодежным сленгом;
- рассмотреть сленг как речевой пласт в среде учащихся;
- выявить причины употребления сленга учениками;
- узнать источники пополнения;
-провести анкетирование учащихся;
- составить толковый словарь «Школьный сленг школы №47 г. Барабинска».
Объект исследования:
Речь учащихся МКОУ СОШ № 47.
Предмет исследования:
Устная речь, в которой присутствуют сленговые выражения.
Гипотеза:
Исследование и выявление наиболее частотных речевых сленговых форм общения в ученической среде даст возможность наметить перспективные пути преодоления появления жаргонизмов в речи школьников и овладение учащимися норм литературного словоупотребления, что необходимо для осмысления родного языка как общенационального достояния.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретический этап работы над проектом
Аннотация проекта
С самого детства мы начинаем изучать наш русский язык. Это один из богатейших языков мира, самый красивый, многообразный и в то же время, очень сложный и трудный. Сколько в нем правил, исключений, слов! Великий русский писатель И.С. Тургенев в своем знаменитом стихотворении в прозе так писал о родном языке: «… ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Не менее известно и высказывание Н.М. Карамзина: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!».
Но на сегодняшний день современный мир устроен так, чторусский язык стал средством межнационального общения. Мы видим, как язык меняется каждый раз изо дня в день. В речи нашей молодежи все больше появляется новых слов, заимствованных из различных источников: компьютерной сети интернет, телевидения, европейских и российских молодежных субкультур и т.д.
Используя различные методы исследования, мы доказали, что жаргонизмы засоряют нашу речь, обедняют ее. Литературный язык делает речь ярче, красочней, богаче.
Мы думаем, что у сверстников наша информация вызовет интерес. Возможно, поняв комичность, нелепость употребляемых слов, многие задумаются о неуместности их употребления, что будет способствовать повышению речевой культуры учащихся.
Изучение понятия «сленг». Его разновидности
Ознакомившись с методической литературой по данной теме, в том числе с толковым словарем В.И.Даля, мы выяснили, что изначально существовало слово «просторечие». Уже в 19 веке русские лингвисты стали относить определение «жаргон» к данному стилю. В.И.Даль писал, что жаргон возник из языка коробейников-офеней.Отсюда и другое название жаргона - феня (ботать по фене).
С течением времени язык все больше изменялся, претерпевал некоторые трансформации. С появлением новых различных слоев общества, а также с политическими изменениями в стране, язык подразделялся на разнообразные группы. Так, в начале и середине 20 века распространен был хулиганский, тюремный, воровской жаргон. Но уже в 90-е годы 20 века и по сегодняшние дни в речь вошли новомодные молодежные словечки, которые стали широкоупотребительны в нашем современном обществе.
В толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова изучаемого слова «сленг» нет. Дается толкование французского слова «жаргон». Это говорит о том, что «сленг» - совершенно новое слово, вошедшее в нашу жизнь сравнительно недавно.
Мы выяснили, что слово «сленг» - английского происхождения. Вот какое толкование дает Интернет-ресурс «Википедия»: Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Сопоставив понятия «жаргон» и «сленг», мы пришли к выводу, что они являются синонимами.
Сленг имеет свои разновидности в зависимости от того, в какой среде он употребляется:
1) Тюремный сленг: малява – письмо, косяк – проступок, авторитет – старший, смертник – осужденный пожизненно.
2) Студенческий сленг: хвост – задолженность, госы – государственные экзамены, автомат – получение оценки без дачи экзамена.
3) Врачебный сленг:лежак – лежачий больной, непруха – кишечная непроходимость, дискотека – включенные сирена или мигалка машины скорой помощи.
4)Компьютерный сленг: мыло – электронная почта, дрова – драйвера, клава – клавиатура, винда–Windows.
2. Практический этап работы над проектом
Перечисленные в первой части разновидности сленга составляют далеко не все его содержание. Мы решили более подробно рассмотреть и изучить школьный сленг. Для этого мы перешли к этапу сбора информации.
Мы ознакомились с методической литературой, обратились к Интернет-ресурсам, составили анкеты и провели опрос учащихся. Проанализировав собранные материалы, нами был составлен словарь сленга наших школьников, а также выпущена стенгазета с самыми популярными словами современной молодежи.
Таковы результаты анкетирования и опроса учащихся среднего и старшего звена нашей школы:
1. Употребляете ли вы в своей речи сленг (модные молодежные словечки)?
А) часто – 192 человека
Б) иногда – 68 человек
В) никогда – 10 человек
2. С какой целью вы употребляете сленг?
А. самоутвердиться – 110 человек
Б.поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе – 40 человек
В. обмениваться информацией и узнавать новое – 20 человек
Г. придать своей речи живость и юмор – 100 человек
3. Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?
А) чтобы было смешно, не скучно – 80 человек
Б) чтобы быть интересным рассказчиком – 45 человек
В) с трудом удается выражать свои мысли литературным языком – 41 человек
Г) не желают выделяться – 14 человек
Д) модно – 90 человек
4. Из каких источников молодые люди узнают слова молодежного сленга?
А) из речи взрослых - 11 человек
Б) из теле- и радиопередач – 18 человек
В) из книг – 0 человек
Г) из модных песенных хитов – 43 человека
Д) других (укажите каких) – 198 человек указали Интернет
5. Является ли употребление сленга в общении со сверстниками нарушением норм речевой культуры?
а) да – 258 человек б) нет–12 человек
6. Является ли употребление сленга в общении с взрослыми, в школьных сочинениях нарушением норм речевой культуры?
а) да – 160 человек б) нет – 110 человек
Вывод:
Как видим, современные молодежные слова очень распространены в среде подростков. Употребляя их в своей речи, школьники таким образом пытаются в большинстве случаев самоутвердиться в обществе, так как считают это модным и ярким. Самыми многочисленными и распространенными в речи школьников являются слова, называющие современные понятия в сети Интернет. И более того, подростки даже не задумываются над тем, что такие модные слова все же являются показателем низкой речевой культуры, вытесняя при этом постепенно наш великий литературный язык.
По итогам опроса у нас получилась вот такая классификация школьного сленга:
1) слова с положительной оценкой: найс, тема, круто, изи, няшно, угарный, респект, ржач, зачетно.
2) слова с ярко выраженной отрицательной оценкой: пипец, депресняк, печалька, пофиг, ничёси, жесть, люто.
3) сленговые слова, называющие современные понятия в сети Интернет: лайк, хайп, репост, хайпить, мем, аффтар, фейк, регаться, загуглить.
4) слова, называющие межличностные отношения и события в жизни человека: жиза, кэп, фишка, халява, туса.
5) слова, называющие различные действия: дратути, двигануть, тусить, харэ, рубить бабло, замётано, не вкурил, сори.
6) сленговые слова, затрагивающие сферу школы: байбл, зачетно, тича, домашка, столовка.
Итоги.
Результатом всей нашей проведенной работы стало:
1) Составление толкового словаря школьного сленга, в который вошло 50 слов. При объяснении лексических значений жаргонных слов мы использовали анкеты наших респондентов, а также Интернет-ресурсы. Обсуждая с учениками нашей школы эту проблему, мы выяснили, что в школьном сленге ежегодно появляются новые слова (приложение 1)
2) Также выпущена стенгазета с самыми популярными, по итогам анкетирования, молодежными словами (приложение 2)
3) Создана презентация по данной теме проекта (приложение 3)
4) Все материалы по окончании работы опубликованы на сайте …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами был сделан вывод, что школьный сленг – это важное языковое явление для общения в подростковой среде, поэтому используются в речи учащихся разного возраста.
- 71% учащихся нашей школы применяют в своей речи сленг;
- 74% школьников употребляют сленг, для того чтобы самоутвердиться и быть модным;
- 73% учащихся находят такие слова в Интернете;
- 96% подростков не считают сленг нарушением нормы речи при общении.
Конечно, некоторые видят в школьном сленге некую угрозу, так как с каждым днем он активно вытесняет из речи молодежи русские литературные слова. Но в то же время и запретить школьный сленг бессмысленно.
Использованная литература
1) Горбачевич К.С. Особенности молодёжного жаргона. РЯШ: 2001г.
2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва: 1956г.
3) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс: 2011.
4) Стенин И.А. Словарь молодёжного жаргона. Воронеж: 2004г.
5) ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).
Урок природоведения 5 класс в школе VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...
НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША! (8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год)
НАША ШКОЛА САМАЯ ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАША!(8А класс в цифрах и фактах - 2012/13 учебный год) Со своим классом я уже 4 года и все эти годы наша жизнь была интересной и насыщенной. ...
Исследовательский проект "Наши земляки - наша гордость"
Смоленский край…Его прошлое, настоящее и будущее привлекают небывалое внимание. Это определяется, прежде всего, богатством исторических и культурных памятников. Ответы на многие вопросы не просто инте...
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....
Исследовательская работа "Шум в нашей школе"
Человек всегжа жил в мире звуков. Как влияет шум на здоровье человека? Какие виды шумов беспокоят учащихся и учителей нашей школы? Что делать, чтобы сократить воздействие шума на психику людей в школе...
Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"
laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...