Типы речи (5 класс)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентации к урокам по теме "Типы речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы речи: описание | 1.12 МБ |
Типы речи: повествование | 1.8 МБ |
Типы речи: рассуждение | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди двух текстов найдите тот, который представляет собой описание 1. В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприёмник! Лёг и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся морда с точёным носом и пышными бакенбардами выражала углублённость. 2. Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.
Описание – это тип речи, цель которого – описать предмет, растение, человека, помещение, природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. При написании описания в художественном стиле важно отобрать значимые для вас детали, а не описывать всё подряд.
Ответьте на вопросы: Является ли описанием предмета такой текст: «Какой у меня замечательный щенок! Просто чудо! Я его очень люблю»? Сообщено ли в тексте о признаках предмета или только дана оценка?
Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему «Моя любимая вещь»? Моя любимая вещь – лыжи. Они коричневые. Их длина 2 метра. Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.
Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня: а) замена местоимением, б) замена синонимом, в) исключение слова Моё любимое дерево – берёза. У берёзы стройный ствол. Кора у берёзы тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви берёзы свисают вниз. Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви красавицы свисают вниз.
Отредактируйте тексты Сани Деда Мороза были красивые и лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки. Васька был чёрный, пушистый, а лапки у Васьки были белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него были зелёные, а зрачки узкие-узкие. Васька чёрный, пушистый, а лапки у него белые, как в тапочках. Хвост у кота на кончике тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у моего любимца зелёные, а зрачки узкие-узкие. Сани Деда Мороза красивые и лёгкие. Посох блестящий, на нем нарисованы ёлочки.
C труктура описания Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку. Щенок просто как живой! Мне он очень нравится. А вам?
Составим план к сочинению-описанию своей любимой игрушки План. 1. Название игрушки. 2. Материал, из которого сделана игрушка. 3. Внешний вид игрушки. 4. Отношение к игрушке. 5. Роль игрушки в вашей жизни.
Соберём материалы к сочинению Напишите вступление Запишите словосочетания к подпунктам плана Напишите заключение
Домашнее задание Написать и оформить домашнее сочинение «Моя любимая игрушка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Установить соответствие Повествование Описание Рассуждение Какой? Почему? Что произошло?
Одному мужику как-то днем захотелось есть. Он купил на базаре калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Затем он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: - Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне надо было съесть сначала одну баранку
Части текста – повествования: Вступление Основная часть Заключение
Опорные слова Сначала, затем, потом, после этого, в этот момент, …
Составьте текст-повествование «Пчёлы» «Спасли ежа» «Щенок нашёл друзей» «Помогли птицам» «День рождения цыплёнка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите тип речи 1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Определите тип речи 2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
Определите тип речи 3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам.
По заданной структуре определите тип текста. 1.Общее впечатление от предмета. 2. Детали предмета. 1. Вступление 2. Развитие действия. 3. Кульминация. 4. Заключение.
Определите тип речи Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
План текста-рассуждения 1. Тезис (мысль, которую нужно доказать). 2. Доказательства (доводы, примеры): а)_________________________, б)_________________________, в)_________________________. 3. Вывод (доказанная мысль).
Определите часть текста по вводным словам я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно… во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
Это рассуждение? 1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
Это рассуждение? 2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
А это? 3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
Составьте текст-рассуждение – Мы с моей подругой Машей очень любим читать. – Друзья всегда помогают друг другу. – Собака – друг человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Презентация "Типы речи" 5 класс.
Небольшая презентация, посвященная изучению типов речи в 5 классе....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс, 2018г....
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Типы речи 5 класс
Типы речи. Презентация к уроку русского языка в 5 классе....