Характеристика человека
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Абрамова Евгения Александровна

материал при изучении новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika.docx19.42 КБ
Файл harakteristika.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Характеристика человека (урок развития речи).

Цель: - понятие о характеристике человека;

- формирование умения определять роль характеристики персонажа в художественном произведении;

- формирование умения создавать текст-характеристику;

- развитие логического мышления и речи учащихся;

- воспитание толерантности, дружелюбия, внимательности;

- формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, социокультурной компетентностей.

Оборудование: 

- компьютер;

- проектор;

- раздаточный материал + презентация;

- учебники «Русский язык. 7 класс. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта». – М.: «Просвещение», 2009.

Ход урока.

1. Этот урок мы посвятим характеристике человека.

- Для начала вспомним, какие типы речи выделяют в русском языке?

- Чем отличается описание от других типов речи?

- Что является главным в описании внешности человека?

Но, описывая человека, мы невольно характеризуем его, определяем его характер, возможно, привычки, особенности поведения и т. д. Хотя не следует забывать, что внешность может быть обманчива: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

2. Работа с текстом о художнике Маковском.

-Что, ребята, вы узнали о художнике?

-Какие черты характера вы бы выделили у него?

-А какие черты характера выделяет его друг Репин?

3. Работа с этимологическим словарем.

-Определите происхождение слова «характеристика»

- Так что такое характеристика?

- К какому типу речи относятся тексты – характеристики?

Все вы, если не читали книгу А. Конан Дойла «Рассказы о Шерлоке Холмсе», то, наверняка, видели фильм и знаете замечательного героя этого произведения. Его метод дедукции восхищает нас. Предлагаю сегодня поиграть «в Шерлоков Холмсов», определить, обладаем ли мы такой способностью, дается это природой, или каждый из нас может выработать в себе это умение.

- Вспомните, каким образом знаменитый герой Артура Конан Дойла раскрывал преступления?

- Посмотрим фрагмент из фильма (отрывок из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (фильм II, 1-я серия «Король шантажа»: Ватсон и Холмс в клубе «Диоген» у Майкрофта Холмса (8 мин.10 сек. – 12 мин. 28 сек. фильма))).

2. Словарная работа.

МАРКЁР, МАРКИРОВАТЬ, МАРКИРОВКА.

ВЫВОД. По некоторым внешним признакам можно охарактеризовать человека.


3. - Какие приемы помогают нам охарактеризовать человека? (ЗАПИСАТЬ!)

На уроках русского языка и литературы многие из этих приемов вы уже использовали сами и наблюдали, как используют их мастера художественного слова. В старших классах вы продолжите эту работу. Сегодня на уроке мы остановимся на некоторых из них.

  1. Портрет.

- Что такое портрет?

А) Как способ описания и характеристики человека портрет встречается в разных видах искусства: живописи, музыке, литературе. Попробуем сейчас соединить их воедино.

Б) – 1 учащийся зачитывает материал о И.С.Тургеневе 

стр. 194 учебника, рисунки

- № 473. (отгадать по характеристике писателя)

В) Попробуем и мы описать и охарактеризовать человека по живописному изображению человека.

(РАБОТА В ГРУППАХ ПО РЕПРОДУКЦИЯМ : ВЫБРАТЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЭПИТЕТОВ ПОДХОДЯЩИЕ, ПОДЧЕРКНУТЬ, ПО 1-МУ УЧ-КУ ОТ ГРУППЫ ОТВЕЧАЮТ).

ВЫВОД. Помогает ли портрет (словесный, живописный, музыкальный) понять характер человека?

2)Одним из приемов характеристики человека является интерьер.

(КАРТОЧКИ: СРАВНИТЬ ТЕКСТЫ I , САМОСТ. ЧТЕНИЕ)

- Можно ли определить по описанию комнат черты характера хозяев?

- Расскажите, что это за люди?

ВЫВОД. Т.о., интерьер помогает определению особенностей характера человека?

3)У каждого человека есть, на первый взгляд, мелочи, которые указывают на некоторые особенности характера человека: жесты, мимика, привычки, какая-нибудь деталь… В литературе этот прием называют художественной деталью.

- Приведите примеры.

(КАРТОЧКИ: ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ II)

- Найдите художественную деталь в описаниях героя лит. произведения.

- Для чего автор использует как деталь именно трубку?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, может ли деталь являться значимым приемом характеристики человека?


4. Сегодня на уроке мы читали, слушали, как мастера художественного слова характеризовали человека, используя разные приемы, увидели, как ученики проделывали подобную работу, сами тренировались в подборе эпитетов, помогающих охарактеризовать людей.

Попробуйте теперь, используя рассмотренные на уроке приемы характеристики человека, создать словесный портрет одноклассника таким образом, чтобы все могли определить, о ком идет речь. Ваш текст должен состоять из 4-5 предложений и соответствовать типу речи описания, не забывайте. Постарайтесь выделить лучшие, положительные черты, особенности характера, поведения, привычки и т.д.

В помощь вам предлагаю оценочные слова, которыми вы можете воспользоваться.

(СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ, ЗАЧИТЫВАНИЕ, УЗНАВАНИЕ, БЕСЕДА)


5. Для дальнейшего совершенствования полученных знаний я предлагаю вам в качестве домашнего задания упражнение №477 на стр. 194 (+ члены семьи, друзья). Прочитайте задание. Какие возникли вопросы?


6. - Итак, что на уроке вы узнали нового, интересного?

- Чему научились?

- Получилось ли у нас развить в себе способности Шерлока Холмса?

- Как умение определять характер по описанию внешнего вида человека может пригодиться в жизни?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика ЧЕЛОВЕКА. Зовёшься человеком- дело делай, Всё одолей повадкою умелой… Анбар - атын .

Слайд 2

СЕМЬЯ МАКОВСКИХ. Владимир Егорович Маковский родился и вырос в Москве, где всё жило и дышало искусством. Его отец, Егор Иванович, человек умный, образованный и богато одарённый, на свои скромные сбережения составил значительное собрание редких высокохудожественных картин. Мать художника, Любовь Корнилиевна , обладала чудесным, редким по силе и красоте голосом. В доме Маковских, отличавшихся радушием и гостеприимством, собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Известно, например, что здесь бывали Глинка, Пушкин, Щепкин. Друзьями Егора Ивановича были замечательные русские художники К.И.Брюллов, В.А.Тропинин , к которым в доме относились с любовью и глубоким уважением. Беседы об искусстве, рассказы о знаменитых художниках прошлого, посещение мастерских, изучение гравюр были первой школой для детей Егора Ивановича, которые впоследствии стали известными художниками.

Слайд 3

Владимир егорович маковский …был интересным рассказчиком, знал историю живописи как свои пять пальцев. Голос ему достался от матери, но пел он редко. Ему хватало одного взгляда на картину, чтобы определить имя художника, его стиль и манеру написания… Друг художника Репин.

Слайд 4

Картины В.Е.Маковского.

Слайд 5

этимология Слово «характеристика» греческого происхождения и в переводе означает «черта, знак, примета ».

Слайд 6

Характеристика человека- описание характерных, отличительных свойств (черт характера) конкретного человека .

Слайд 7

Характеристика человека = описание человека «Д» – человек «Н»- признаки (черты характера) + рассуждение или повествование.

Слайд 8

Виды характеристики: Полная- черты характера человека с их раскрытием и объяснением . Краткая- перечень основных черт характера человека.

Слайд 9

Очень озорной, подвижный ум. На любое замечание учителя легко отвечал стихотворением. Чересчур подвижный, инициатором всех проделок в лицее был именно он. За свою подвижность получил прозвище Обезьяна.

Слайд 10

У него грустные глаза. Они оставались грустными даже тогда, когда он веселился. Был очень одарен: он играл на скрипке, рисовал акварелью картины. Любимым его местом был Кавказ.

Слайд 11

Его глаза излучают веселость и мудрость одновременно. Отличался простотой во всем: в одежде, в пище. Занимался закаливанием своего организма. Любил проводить время с детьми. Внешне был похож на Деда Мороза. Дети называли его Морозко из Ясной Поляны.

Слайд 12

Составьте характеристику на следующих людей.

Слайд 13

Выводы по теме «Характеристика человека». -Характеристика человека – это… -Характеристика человека =… + … -Виды характеристики: 1)…и 2 )…

Слайд 14

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Проверочная работа по теме "Характеристики человека" в 5 классе по учебнику Бибалетовой

Проверочная работа в 5 классе , 3 четверть . Тема - "Характеристики человека" и "Отрицательные приставки". Небольшая работа содержит задания на знание лексики и грамматики....

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ ДАННОГО ТЕКСА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства. Тип урока: развитие речи. ТСО: мультимедийная презентация. Ход урока I. Целеполаган...

Урок русского языка в 8 классе "Характеристика человека"

Урок развития речи. На уроке ставлю следующие цели:  Образовательныесистематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения;  учить видеть, наблюдат...

Характеристика человека в художественном произведении.

Урок развития речи по подготовке к сочинению" Характеристика человека"....

Обучающее сочинение-характеристика человека ( 8 класс)

Цели урока: Образовательная : Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека;Воспитательная: Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера ч...

Характеристика человека как вид текста

Характеристика человека как вид текста...