ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ ДАННОГО ТЕКСА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8klass.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ
ДАННОГО ТЕКСТА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.
Тип урока: развитие речи.
ТСО: мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Целеполагание. (Демонстрация слайда.)
II. Вводное слово учителя.
Осуществляется показ слайда.
– Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: с городских улиц, с полотен художников, экранов телевизоров… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой. А для этого необходимо просто повнимательнее к нему присмотреться. Зачем? Давайте послушаем одну сказку о Деревьях-Характерах.
III. Сказка о Деревьях-Характерах.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов.
– В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою особенную, не похожую на других форму.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости. А на другом была скручена кольцом Лжи.
Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью. Где-то пригибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства.
Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности. А на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. Зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить их. А мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.
Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер… А вы хотели бы, ребята? Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.
Итак, сегодня мы и начнем изучать себя. И начнем мы с лица.
В народе говорят: «С лица воду не пить». Однако очень часто мы обращаем внимание в первую очередь именно на лицо человека. Даже существует такая наука – физиогномика, суть которой состоит в искусстве определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. (Показ слайда.) Давайте посмотрим на эти лица. (Показ слайда.) Что мы можем сказать об этих людях? (Высказывания детей.)
А теперь обратим внимание на глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.) Какими бывают глаза у человека? (Ответы учащихся.) Посмотрите на эти глаза. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по глазам состояние людей, представленных на слайде.
Нос играет не последнюю роль во внешности и в характере человека. В одной из повестей Н. В. Гоголя нос даже в прямом смысле этого слова оторвался от хозяина и стал вести самостоятельный образ жизни! Кто-нибудь читал это произведение? Советую прочесть – очень интересно! Какая форма носа бывает у людей? (Показ слайда.) Что нос может рассказать о его хозяине? (Ответы учащихся.)
Наши губы тоже часто приковывают взгляд. Вот какими они бывают. (Показ слайда.) Форма губ тоже может много рассказать о человеке. А что именно, кто знает? (Ответы учащихся.)
Жесты и мимика – важный показатель душевного состояния и нашего характера. То, как мы встали, сели или повернулись, куда положили руку или ногу – все выдает наше Я. Вот несколько жестов. (Показ слайда.) Попробуйте угадать, каков характер человека или что он на данный момент чувствует. (Ответы учащихся.)
Еще мы с вами забыли сказать о позе. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по позе данного человека.
Ну а теперь давайте послушаем те описания, которые подготовили вы. (Ответы 2–3 учащихся.)
В заключение урока мне бы хотелось обратиться к высказываниям писателей. (Показ слайда.)
∙ В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)
∙ Гибкость ума может заменить красоту. (Ф. Стендаль.)
∙ Красота обманчива. (Томас Гоббс.)
– Что вы можете сказать об этом? (Высказывания учащихся.)
– Давайте же всегда помнить высказывание А. П. Чехова и, не забывая о внешней красоте, в первую очередь помнить о внутренней.
Домашнее задание: привести свои примеры к каждому вопросу (контрольные вопросы, с. 82).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Языковые особенности сказа Н.С. Лескова "Левша"
Материалы к уроку литературы в 6 классе...
Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...
Языковые особенности sms-коммуникации
Исследовательская работа учащихся. Выполнила учащаяся 8 а класса МБОУ СОШ № 49 с углублённым изучением английского языка г.Читы. Научный руководитель - Моторкова Инна Валерьевна, учитель русского язык...
Языковые особенности художественного хронотопа в тексте романа В.В. Набокова "Защита Лужина"
Статья посвящена исследованию художественного хронотопа в творчестве В.В. Набокова. Единицей исследования служат лексемы, репрезентирующие скрытые смыслы в ткань повествования. Статья представлена на ...
рекламное объявление как вид текста публицистического стиля; его структура и языковые особенности
Данная презетнация может быть использована на уроках русского языка в разделах " Стилистика", " Лингвистика текста", " Культура речи...
Характеристика человека как вид текста
Характеристика человека как вид текста...