Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
урок был проведен 20 марта 2018 год.
Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
По русскому языку в 6 классе.
Тема: Причастие как часть речи
20 марта 2018 год.
Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе. Путем исследования прийти к пониманию новой части речи.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о причастии как о части речи;
- формировать умение планировать действия по решению задачи, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике;
- формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Развивающие:
- обогатить синтаксический строй речи учащихся путем использования причастий,
- закреплять навык монологической речи,
- развивать навыки работы в группе.
Воспитывающие:
- формировать интерес к предмету,
- воспитывать потребность расширять свой кругозор.
Планируемые результаты: учащиеся должны получить представление о причастии как части речи, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать одноклассников, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Тип урока: комбинированный.
УУД:
- Регулятивные – умение планировать последовательность действий.
- Познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис.
- Коммуникативные – умение точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, записи на CD, репродукция картины А.А. Борисова «Северный пейзаж» 1896 г., распечатки текста А.С. Серафимовича, текст из Рабочей тетради авт. «Богданова Г.А.», Н.И. Сладков, М. Горький рассказ « Старуха Изергиль», текст о поющем клёне.
Ход урока.
I. Слово учителя. Рассказ лингвистической сказки о Причастии и деепричастии.
II. В словосочетаниях выделите корень. Синее небо, Синеющие горы, Синеет вдали, Бушующие волны, Желтеющая рожь, Жёлтая рожь, Желтоватая рожь, Красная клубника, Краснеющая клубника, Красноватая клубника.
III. Слово учителя.
- Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по морфологическому «морю» к одному чудаку. Я обещаю вам сегодня удивительные открытия. Кто хочет отправиться в плавание, поднимите руки.
Звучит релаксирующая музыка – плеск волн.
Итак, мы плывем по «морю». С берега пришло сообщение с заданием.
IV. Игра.
- Ребята, предлагаю вам изучить меню кока. Вы можете выбрать только те продукты, в названиях которых есть причастия. На ужин вы можете заказать дополнительные блюда, в которых есть причастия.
Меню для I команды | Меню для II команды | Меню для III команды |
печеный картофель | тушеное мясо | вареная курица |
сладкий чай | сушеные фрукты | манная каша |
колотые орехи | клюквенный морс | выжатый сок |
-У нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются некоторые слова, понятно только, что они как-то причастны к прилагательным и глаголам, но это не прилагательные и не глаголы, т.к. имеют различие в значении и морфологическом составе.
Какую цель мы себе поставим?(Исследовать подобные слова, узнать , какая это часть речи, научиться находить её в тексте.)
-Обрати внимание, постоянный ли признак предмета обозначают наши слова? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?
-Нет, клёны пожелтели в какое-то время , сад сейчас желтеет
Значит, если прилагательное обозначает постоянный признак, то эти слова – признак, проявляющийся в какое – то время, и эти слова нам не знакомы. Это новая часть речи – ПРИЧАСТИЕ!
-Что же чудного, необычного в этой ч/р?
Владимир Ив. Даль в своем « Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
- Как вы можете объяснить эти слова?
V.Cлайды: бушующие волны, звёзды волны, море( просклонять по падежам , изменить по родам и числам.)
Работа с учебником. Точка зрения учёных- лингвистов по поводу причастия.
Работа с текстами. 4 команды получают тексты с заданием.
1 вариант
Поющий клен.
В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями , но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный.
2 вариант
Клен, который поет.
В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями , которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми грудками походили на листья , которые зеленеют. Казалось , что клен расцвел. Утром , которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.
VI. Рефлексия.
- Мы совершили путешествие для того, чтобы убедиться, что чудак Причастие ___________________________________________________________________________
Самым интересным на уроке было __________________________________________
Самым трудным оказалось _________________________________________________
На месте учителя я бы _____________________________________________________
Что нового вы открыли в путешествии _______________________________________
VII. Итоги урока.
- Наше трудное плавание подошло к концу, мы возвращаемся домой. Если вы еще чего-то не знаете, не огорчайтесь, обязательно этому научитесь, только нужно трудолюбие. Вернемся к эпиграфу. Почему море для моряков стало домом, а не суша?
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовиться к первому заседанию «Клуба знатоков причастия».
2. Творческое задание. Презентация «Загадочная автобиография чудака Причастия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Открытый урок по русскому языку «Действительные и страдательные причастия»
Данный урок усвоения новых знаний; (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности.)Целью данного урока является со...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...