Этимология как один из способов словообразования.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Воробьева Лариса Павловна

Урок с использованием упражнения группировки слов в сочетании с коллизией. Данный тип упражнения позволяет учителю создать универсальные уроки – повторения, которые можно включать в систему уроков независимо от программной темы и выявить пробелы изученного ранее материала, а через коллизию ввести материал новой темы, связанный с разделами фонетики, орфоэпии, словообразования, лексики, морфологии и т.д.

      В данном случае решается несколько проблем:

1. Учащийся в ситуации успеха (какая бы группировка не получилась, ребенок прав).

2. Учитель может включить в систему данного повторения любой материал.

3. Учащиеся сами делают выводы по материалу новой темы, а значит, мыслят, рассуждают и т.д.

4. Могут быть решены межпредметные связи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      ЯНАО, Тюменская обл.,

                                             г.Новый Уренгой                                            

                             учитель русского языка и литературы

             Воробьева Лариса Павловна

Этимология как один из способов словообразования.

       Цели:   с помощью  методов: группировки  слов,  коллизии – повторить знания   частей речи (сущ., прил., глаг., нареч.);  орфография в корне, приставке; омонимы, омофоны, многознач. и однознач. слова; способы словообразования (приставка, суффикс, сложение); познакомить с этипологией некоторых слов; показать, что знание лексического значения слова (знание морфол.) играет важную роль в орфографической и словообразовательном анализе слова. Сравнить явления русского языка с понятиями в музыке, живописи.

      Оборудование:                                                                                   

Сл. Ожегова; рисунки, отображающие методы абстракционизма и реализма; музыкальные произведения: Моцарт «Маленькая ночная серенада»  (классическое произведение) и Онеггер А. Пасифик – 231         (симфония движения).                                

Оформление доски

Гаплология от греч.

Haplos +logos

(простой+слово)

Сращение

Полисемия

Полифония

Абстракционизм

реализм

Задание: сгруппируйте данные слова по любому принципу, выполните их морфемный анализ.

Бл…зорукий, в…здушный, фокус, чере…чур, курносый, пр…стой, шив…рот, х…ровод, и…ч…ртить

На обороте доски:

Близорукий (близко)

Воздушный (воздух)

Фокус

Курносый

Шиворот   (ворот)

Чересчур

Исчертить  (чертить)

 Хоровод   (хор)

Простой  (просто – прил.)

Простой   (сущ.)

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Тема урока:

1. Работа в группах. В распоряжении каждой группы только словарь Ожегова.

- На какие группы вы разбили слова? Помог ли вам словарь?

I группа учащихся представляет группировку слов по морфологическому признаку. Словарь помог определить часть речи слова «простой» (коллизия)

- А почему нельзя было сразу определить часть речи?

(Значение данного слова понятно только в контексте

Н-р:  простой (сущ.) техники

          Простой (прилаг.) пример

Сущест.

Прилаг.

Глагол

Наречие

Фокус

Простой

Шиворот

Хоровод

Близорукий

Курносый

Простой

Воздушный

Исчертить

Чересчур

        II группа распределяет слова по орфографическому принципу (Коллизия – слово «простой»)

        -Какие трудности возникли? Помог ли словарь?

(Да. Словарь помог определить часть речи слова простой, таким образом иы нашли часть слова, в которой находится орфограмма. Если прилагательное, то в корне, а если существительное, то в приставке.)

А)

Б)

Орфограмма

Нет орфограммы

Орфограммы

Нет орфограммы

Остальные слова

Фокус

Курносый

В корне

В приставке

Фокус

курносый

Близорукий, простой (прил.), шиворот, хоровод, исчертить, воздушный

Чересчур, простой (сущ.), исчертить

- А теперь проверим морфемный разбор слов (открываем оборот доски).

- Какие вопросы возникли, а может разрешились? (Коллизия: фокус, курносый, шиворот).

- Обратимся к этимологии слов «курносый, шиворот» и выясним, что у этих слов основа непроизводная, когда есть слова «нос, ворот». ( Попутно разбирается слово «близорукий»)

- также интересно происхождение омонимов фокус1, 2.

        

Вывод: Знание этимологии слова помогает правильно произвести орфографический и морфемный анализ слова, узнать об исторических однокоренных словах, что облегчает их правописание.

        III группа с учетом этимологического анализа, представляет группировку слов по их способу образования.

Приставка

Суффикс

Сложение

Слова с непроизводной основой

Чересчур

Простой (сущ.)

Исчертить

Воздушный

Близорукий

Хоровод

Фокус

Курносый

Простой (прил.)

Шиворот

IV группа распределила слова по лексическому принципу.

Омонимы

Омоформы

Многозначные

Однозначные

Фокус1, 2

Простой1, 2

Фокус1, 2

Простой1 (прил.)

Близорукий

Шиворот

Исчертить

Простой2 (сущ.)

Чересчур

Курносый

Хоровод

2. Давайте сравним некоторые явления русского языка с понятиями музыки, живописи.

        Учащимся представлены иллюстрации художников абстракционизма и реализма

                                                Омонимичны

                абстракционизм                                        реализм

                

                - различные ассоциации от восприятия (многозначность)

                - произведения изобразительного искусства (синонимы)

        Подобный анализ проводится на уровне музыкальных произведении й:

        Моцарт «Маленькая ночная серенада» (классическое произведение)

        Онеггер А. Пасифик-231 Симфония движения.

        Вывод: Мы можем говорить о многообразии впечатлений зрительных, слуховых и языковых, которые объединяются схожими явлениями и понятиями, например таким, как полисемия (многозначность), омонимия, синонимия. И мы можем только восхищаться недосягаемости, неисчерпаемости, величию окружающего нас мира, который дает тот поток ассоциаций, который находит свое воплощение в изобразительном искусстве, музыке, языке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сгруппируйте слова по любому признаку, используя словарь Ожегова, выполните морфемный разбор. Фокус, пр..стой, шив..рот, х..ровод, чере..чур, в..здушный , курносый, и..ч..ртить, бл..зорукий. Задание:

Слайд 2

Фокус Близорукий Исчертить Чересчур Простой Курносый Шиворот Простой Хоровод Воздушный I. По морфологическому признаку. Существительное Прилагательное Глагол Наречие

Слайд 3

II. По орфографическому признаку. 1) 2) орфограмма нет орфограммы орфограмма нет орфограммы близорукий чересчур простой шиворот хоровод исчертить воздушный фокус курносый близорукий простой(прил.) шиворот хоровод исчертить воздушный чересчур простой(сущ.) исчертить фокус курносый

Слайд 6

1.Средневековые колдуны произносили: окс, покс, хакс. Немецкие, голландские и английские циркачи произносили слова хокус-покус. Буква х-ф- фокус. 2. Научный термин образован от лат. фокус-очаг «точка пересечения отраженных лучей» Фокус

Слайд 7

с ложение с лова с непроизводной основой чересчур воздушный близорукий фокус простой(сущ.) хоровод курносый исчертить простой(прил.) шиворот III) По способам словообразования

Слайд 8

Омонимы Омоформы Многозначность Однозначность. фокус простой(1,2) фокус(1,2) простой(2)(сущ.) простой(1)(прил.) чересчур близорукий курносый шиворот хоровод исчертить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Лексикологический аспект бурятского языка. Парное употребление слов в бурятском языке как один из активных и характерных для монгольских языков способов словообразования.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....

Открытый урок в 5 кл."Словообразование. Способы словообразования"

Данный урок направлен на изучение нового материала, формирование представления об основных способах образования новых слов....