Внеклассные мероприятия
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8 класс) на тему

Шорова Елена Владимировна

Внеурочные увлекательные занятия помогают раскрыть творческий потенциал учашихся, улучшить атмосферу в классе,укрепить отношения между учителем и учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaleydoskop.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon lingvisticheskoe_assorti.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра «Калейдоскоп» для 8-х классов

в рамках недели русского языка и литературы

Цели мероприятия:

1.Совершенствовать знания учащихся по русскому языку.

2. Расширять кругозор, побуждать к познанию нового.

3. Развивать мышление, память ,лингвистические способности учащихся.

                                                       

В.Добрый день, дорогие участники игры! Рада приветствовать Вас в этот  чудесный зимний день!

Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Буквы заглавные – что терема.
Говор живой – что держава сама.
Словно в зарницы, в страницы вглядись –
Даль развернется, откроется высь.
В гнездах, что пчелы, взроятся слова.
Соты медовы, в них мудрость жива.
В пашнях страниц всколыхнется страда.
Каждому слову – своя борозда.
Слово за словом – и слышится речь:
Родину надо крепить и беречь!
Голос за голосом – слышен народ:
Русь не согнется, вовек не умрет!..
В смутах ли страшных, в нужде ли какой
Эту великую книгу открой...

      Прошу разделиться на команды и придумать им названия.

Разрешите представить наше многоуважаемое жюри.

Итак, игра начинается! Желаю всем удачи!

1 конкурс

Принимает участие вся команда. Ученики выходят к доске. Представитель команды берет конверт, в котором скороговорки. Ученики по очереди читают скороговорки.

Задание для первой команды:

1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

2)У Маши на кармашке маки и ромашки. 

3)Хороши в Шекене ерша, щуки тоже хороши.

4)В каше - мошка.
   Спеши, кошка, есть из плошки
   Кашу с мошкой. 
5)
Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.


6)Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

7)Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей. 
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

8)В шалаше лишь шмель шумит.
Там, свернувшись, Саша спит. 

9)Шел Шишига по шоссе,
Шел, шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.

10)Шишки на сосне,
Шашки на столе. 

11)
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шуршишь, шуршишь! 
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
(А. Капралова)

12)На лугу поспела кашка.
Кашку есть корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

13)Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

14)Наша серая кошка сидела на крыше.
А ваша серая кошка сидела ещё выше. 

15) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжир.

Задание для 2 команды:

1)У маленького Сани сани едут сами.
  Сани едут сами у маленького Сани.

2)У лисы усы для красы.

   Оса боса и без пояса.

3)Вез на горку Саня за собою сани,
  Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.

4)У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

5)Сидит Алеся с печки ноги свеся.

6)Евсей, Евсей, муку просей.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

7)Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

8)Зимним утром от мороза
  На заре звенят березы.

9)По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

10)Сажала саженец от саженца на сажень.

11)У соседа-домоседа — сосед-непоседа,
У соседа-непоседы — сосед-домосед.

12)Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.

13)Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!

14)Саша любит сушки, Соня ватрушки.

15)Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.

(Этот конкурс вызывает много положительных эмоций)

2 конкурс

«Образцовая речь»

В. Задание № 1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

Задание № 2: Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивeе», «Мы так хoчим»,

«Дoсуг, шoфер, прoцент, зaем,

Квaртал, пoртфель, бюлитeнь»,

«Пoверх плана выполняем»,

«Агент звoнит целый день».

    

 3 конкурс «Устаревшие слова»

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?  Какие слова называют устаревшими? Какие слова называют неологизмами?

Время на подготовку -5 минут.

Ученики рисуют на доске человека и описывают его, используя устаревшие слова.

Каждое устаревшее слово-1 балл.

Око – глаз

Чело – лоб

Выя – шея

Чрево – живот

Перст – палец

Перси – грудь

Вежды – веки

Ланиты – щеки

Уста – губы

Рамо – плечо

Длань – ладонь

Шуйца – левая рука

Десница – правая рука

Чресла - поясница, бедра

Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)

Рыло – нос

Пясть – ладонь с пальцами

4 конкурс «Диалектизмы»

В. Ребята, давайте вспомним, что такое диалектизмы?

Задание:  определить лексическое значение диалектизма. За каждый правильный ответ-1 балл.

Ноговицы – носки

Юница - девочка-подросток

Однокорытник – одкокашник

Издёвленок – шутник, острослов

Хлопанцы – шлёпанцы

Шмыгало – подвижный человек

Провинка – ошибка

Седмица – неделя

  5 конкурс «Строители»

  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД    ФОР( )НИК     ЖЕЛ( )СИН    ТАМ( )КА    ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ    ВАМ( )АМИДА    ВОС( )АРЬ   ВОК( )ЕЖЬ   ПО( )ОТОК У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД   НА( )НЯ   ЗА( )ЕЦ   СВИР( )НИК   КАР( )НА ПО( )АТКА  АМ( )АК

ГО( )КОТ   КОВ( )НЯ   КАБ( )ОШКО

За каждое слово по 1 баллу. 

    6 конкурс «Наборщики»

 В. Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «литературоведение»  за одну минуту.

 За каждое слово по 1 баллу.

7 конкурс «Я - учитель»

Задание: каждая команда по очереди представляет сценку, в которой один ученик выступает в роли учителя, а другие – в роли учеников. Учитель должен объяснить детям, насколько важен русский язык.

За задание можно получить от 1 до 5 баллов.  

 Вот и закончилась наша игра. Пора подводить итоги. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель спрашивает ребят, что им понравилось, что нового узнали, какой позитивный опыт получили.

Итоги подведены. Результаты оглашены. Поздравления. Теплые пожелания.

Игра рассчитана на 2 урока.

Отзыв

на внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное в 8-ых классах 27.01.2017года учителем русского языка и литературы Шоровой Еленой Владимировной

( Игра  «Калейдоскоп» в рамках Недели русского языка и литературы  

в ГБОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная»)

Данное внеклассное мероприятие было проведено в рамках Недели русского языка и литературы в ГБОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная».

Дидактические цели мероприятия:

- воспитание любви к родному языку, к истории русского народа через историю родного языка

- формирование интереса к обучении.

- развитие познавательных интересов

- обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств

- приобретение навыков самостоятельной работы со справочной, дополнительной литературой (на подготовительном этапе), развитие исследовательских умений

- контроль знаний и умений по изученному материалу в разделе «Лексика»

  В целях развития познавательной деятельности  учащихся 8-ых классов в течение недели была проведена подготовительная работа по организации игры «Калейдоскоп»: восьмиклассники работали с дополнительной и справочной литературой,  орфоэпическим словарем; учащиеся 11 класса альфа готовили задания командам, продумывали конкурсы под руководством учителя Шоровой Е.В. Учитель использовала  технологию «Метод проектов» при подготовке к мероприятию.

   На этапе подготовки к игре учащиеся осваивали исследовательские навыки, обращались к ресурсам Интернета, отыскивали и анализировали  информацию, отбирали самое необходимое. Игра носила интерактивный характер. Участники игры продемонстрировали высокий уровень владения материалом по теме «Лексика».

     В ходе  игры был проведен опрос всех присутствующих: участников, болельщиков, членов жюри – с помощью ИКТ. Учащиеся смогли вспомнить устаревшие слова, диалектные слова  и пояснить их значение, что свидетельствует о высокой степени интереса к предмету «Русский язык»

Игра проходила очень динамично с использованием мультимедийной техники, с использованием приемов театральной педагогики.

Мероприятие содержательно, демонстрирует высокий уровень владения учебным материалом не только учителя Шоровой Е.В., но и подготовленных ей старшеклассников-ведущих и членов жюри игры, а также высокую мотивированность обучающихся 8 классов.

Педагоги, посетившие внеклассное мероприятие, отметили высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия.



Предварительный просмотр:

«Лингвистическое  ассорти» для 7 классов

в рамках недели русского языка и литературы

                                                 

В. Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать Вас на лингвистической игре.

.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

В. Прошу Вас разделиться на команды и придумать им названия (учащиеся распределяются по командам по собственному желанию).

Главное—научиться новому и получить при этом удовольствие.

Прошу команды представиться.

 Команды представляются. (На доске записываются названия)

В. Разрешите представить жюри. (В роли жюри обычно выступают ученики старших классов. Они сами легко включаются в игру, эмоционально реагируют, активно болеют и пытаются руководить командами, получая при этом позитивный опыт).

В. Жюри нас по пути направит

                                   И без вниманья не оставит.

                                   Коль ошибёмся, то поправит.

                                   Коль скажем правильно – прославит.

                                   Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.

 Вот начинается игра.

                                   Теперь мы думаем, пора

                                   Командам начинать сражаться,

                                   В словесных играх упражняться.

Вместе.                      Желаем всем ни пуха, ни пера!

1конкурс «Разминка»

В. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).

  • 1. У какого слона нет хобота? (у шахматного).
    2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет).
    3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько у стола стало углов? (пять).
    4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай).
    5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми).
    6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
    7. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
    8. Домашний дед Мороз. (Холодильник).
    9. Какие две ноты растут в огороде? (фасоль).
    10. Назвать автора: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (Крылов).
    11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед).
    12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова).
    13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят).
    14. Назовите детский юмористический киножурнал. («Ералаш»).
    15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь).
    16. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский).
    17. Какие птицы не умеют летать? (пингвины и страусы).
    18. Продукт, который получают из свеклы и тростника? (сахар).
    19. Подземная железная дорога? (метро).
    20. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
    21. Какое топливо добывают на болоте? (торф).

2 конкурс «Отгадай пословицу»

В. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.
  5. Старый друг лучше большого таракана.
  6. Два сапога пара, да оба в воду упали.
  7. У семи нянек кулаками не машут.
  8. Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
  9. Чем хвалишься, от того и наберешься.
  10. Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
  11. Маленькая рыбка лучше новых двух.
  12. После драки дитя без глазу.
  13. С кем поведешься, на том и провалишься.
  14. Не суйся в волки, коли делать нечего.

3 конкурс «Грамматическая арифметика»

Учитель заранее готовит конверты, в которых содержатся задания.

Каждой команде нужно решить по 3 ребуса и шарады. Ребусы для каждой команды разные, а шарады одинаковые. Конкурс на время. За каждый правильный ответ 1 балл.

В. Прошу подойти представителей команды и выбрать конверт (конверты лежат на столе)

 Для каждой команды раздается по три ребуса. Задание: разгадайте ребусы..

Первой команде: РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

     КИПА + САТИН = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: ОХРА + ПОД = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

     ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Третьей команде: РИС + ПИКА =? дерево. (Кипарис.) 1балл

СИЛА + ПЕНЬ = ?плод. (Апельсин.) 1балл

МЕДЬ + ДВЕРЬ – РЬ =? зверь. (Медведь.) 1балл

Ребусы по русскому языкуРебусы по русскому языкуРебусы по русскому языкуРебусы по русскому языку

Ребусы по русскому языкуРебусы по русскому языку

4 конкурс «Придумай шараду»

Задание: каждая команда за 10 минут должна придумать по 5 шарад и зарисовать их на доске.

За каждую шараду-1 балл, за шараду, которую соперники не разгадали,-2 балла.

5 конкурс «Как об этом говорят?»

В. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы.

Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл.

Подбери фразеологизм

Ответы

1. Овладевать собой, успокаиваться.
2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3. Прежде всего, в первую очередь.
4. Недружно, в постоянной ссоре.
5. Становиться благоразумнее, образумливаться.
6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь.
7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.
8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует.
9. Помогать в трудную минуту, выручать.
10. Временно, незаконно.
11. Поступать так, как прежде, в молодости.
12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.
14. Очень близко, рядом.
15. Постепенно, неуклонно, последовательно.
16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.
17. Прийти в состояние крайнего раздражения.
18. Усиленно думать над трудным вопросом.
19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела).
20. Иногда, не часто.

1. Брать себя в руки.
2. Бросаться в глаза кому-либо.

3. В первую голову.
4. Как кошка с собакой.
5. Браться за ум.

6. Не давать покоя.
7. Болеть душой.

8. Как с гуся вода.

9. Протянуть руку помощи.
10. На птичьих правах.
11. Тряхнуть стариной.
12. Оставить в покое.

13. Играть роль.

14. В нескольких шагах.
15. Шаг за шагом.

16. Выходить в люди.

 17. Выйти из себя.

18. Ломать голову.


19. Дело в шляпе.

20. Время от времени.

В. Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри подводит итоги, учитель обсуждает с детьми, какие конкурсы им понравились, что еще они хотели бы добавить в игру, понравилось им или нет.  Объявление результатов. Поздравления. Пожелание творческих успехов.

Игра рассчитана на 2 урока.

Отзыв

на внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное в 7-ых классах 26.01.2016 года учителем русского языка и литературы Шоровой Еленой Владимировной

( Игра  «Лингвистическое ассорти» в рамках Недели русского языка и литературы  

в ГБОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная»)

Данное внеклассное мероприятие было проведено в рамках Недели русского языка и литературы в ГБОУ гимназии №642 «Земля и Вселенная».

Дидактические цели мероприятия:

- воспитание любви к родному языку, к истории русского народа через историю родного языка

- формирование интереса к обучении.

- развитие познавательных интересов

- обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств

- приобретение навыков самостоятельной работы со справочной, дополнительной литературой ( на подготовительном этапе), развитие исследовательских умений

- контроль знаний и умений по изученному материалу в разделе «Лексика»

  В целях развития познавательной деятельности  учащихся 7-ых классов в течение недели была проведена подготовительная работа по организации игры «Лингвистическое ассорти»: семиклассники работали с дополнительной и справочной литературой, изучая фразеологизмы; учащиеся 10 класса альфа готовили задания командам, продумывали конкурсы под руководством учителя Шоровой Е.В. Учитель использовала  технологию «Метод проектов» при подготовке к мероприятию.

   На этапе подготовки к игре учащиеся осваивали исследовательские навыки, обращались к ресурсам Интернета, отыскивали и анализировали  информацию, отбирали самое необходимое. Игра носила интерактивный характер. Участники игры продемонстрировали высокий уровень владения материалом по теме «Лексика. Фразеология»

     В ходе  игры был проведен опрос всех присутствующих: участников, болельщиков, членов жюри – с помощью ИКТ. Учащиеся смогли пояснить значения  фразеологизмы и пояснить их значение, что свидетельствует о высокой степени интереса к предмету «Русский язык»

Игра проходила очень динамично с использованием мультимедийной техники, с использованием приемов театральной педагогики.

Мероприятие содержательно, демонстрирует высокий уровень владения учебным материалом не только учителя Шоровой Е.В., но и подготовленных ей старшеклассников-ведущих и членов жюри Игры, а также высокую мотивированность обучающихся 7 классов.

Педагоги, посетившие внеклассное мероприятие, отметили высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...