Самоанализ урока с использованием элементов коучингового подхода
статья по русскому языку (5 класс)

Земских Ксения Анатольевна

Цель коучинга - помогать ребятам учиться сознательно, с интересом,  эфвнее раскрывать свой потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_0202_shirokih.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

Класс: 5с                                                        Дата: 02 февраля 2018 года

Краткая характеристика 5с класса.

Процент качества знаний по русскому языку в данном классе по итогам 2 четверти составляет 87%:  из 23 учащихся «5» и «4» по предмету имеют 20, таким образом, уровень качества знаний в  классе выше среднего. Ребята очень активные, эмоциональные, мотивированные. Внутри коллектива развита конкуренция

Тема урока: Чередование звуков. Беглые гласные. 

Место и роль урока в изучаемой теме: второй из цикла в 9 уроков

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами.

Задачи урока:      

Образовательные:  

- повторить и обобщить знания морфем (частей слова);

- проверить умения находить и выделять корень в однокоренных словах, выполнять морфемный разбор слова;

- закрепить умение графически обозначать морфемы.

Воспитывающие: 

- формировать эстетический вкус к слову;

- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

- направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.

Развивающие: 

- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;

- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения; - развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова;  уметь находить беглые гласные в морфемах, разбирать по составу слова с беглыми гласными

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Оборудование и ресурсы: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация по теме урока, раздаточный материал, карточки для самооценки «Колесо баланса».

Задачи  урока реализовывались:

  1. образовательные цели  –  в работе по выявлению различий между формами слова и однокоренными словами, выявлению чередований в различны морфемах;
  2. развивающие цели – через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме, апробация элементов коучинговых технологий позволила создать условия для развития следующих качеств: шкала удовлетворенности – самоанализа, адекватной самооценки и мотивировали на дальнейшую познавательную деятельность; «Колесо баланса» – творческих способностей, навыков планирования;

3. воспитательные цели – через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества и понятия как «любовь и уважение к истории своего народа», «доброта», «сострадание»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников и личностного компонента – воспоминаний ребят о своих родственниках-фронтовиках и истории их семей; применение элементов коучинговых технологий способствовала воспитанию и развитию качеств, необходимых для формирования успешной личности.

Метод урока по типу познавательной деятельности – частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 20 слайдов, в состав которой вошел видеоролик, знакомящий учащихся о памятном дне – 75-летии Сталинградской Победы, фотография радостной встречи 21-й и 62-й армии  с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти, понимания межпредметных связей  и метапредметных умений.

С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися в тетради и на карточках, вложенных в тетрадь. «Колесо баланса» было подготовлено заранее (на первом уроке цикла) и использовано в дальнейшем на протяжении всех занятий цикла. Задание для актуализации и пробного учебного действия было задано на дом. Ребята успешно справились с группированием слов по признакам, но были заинтригованы их тематикой (военных лет) и необычными сочетаниями («снега и снега», «печурка – печь – пеку», «Волга – волжский»), что помогло успешно интегрировать тему военной истории в ход урока о чередовании звуков.

На занятии  использовались  приемы следующих технологий:

  • коучинговые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии личностно-ориентированного образования;
  • проблемное обучение;
  • компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная и фронтальная работы. Элементом парного  сотрудничества выступила взаимопроверка по эталону.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент с мотивацией к учебной деятельности), характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Особенностью данного урока было включение общекультурного и патриотического компонента – видеосообщения о дне воинской славы.

2.         Актуализация и пробное учебное действие (словарно-орфографическая работа и проверка домашнего задания). Материалом для работы стали стихотворения и песни о Сталинградской битве.

3.         Выявление места и причины затруднения. Применение метода самоанализа «Колесо баланса» для понимания учащимися их реального уровня знаний с помощью визуального образа и «сильных вопросов».

4.         Построение выхода из проблемной ситуации (постановка цели).

+Физкультминутка для поднятия настроения и пробной попытки применения знаний на практике (интеллектуально-физические упражнения: «если услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если услышите в суффиксе, то приседаете»).

5.        Реализация построенного проекта. Представление выводов в виде эталона-алгоритма.

6.        Первичное закрепление с проговариванием. Самостоятельна работа. Заполнение таблицы в соответствии с алгоритмом.

7.        Самостоятельна работа. Взаимопроверка по эталону. Проверка работы товарища.

8.        Включение в систему знаний и повторения.

9.        Рефлексия. Обобщение, подведение итогов, анализ выполнения поставленных целей. Также на данном этапе были реализованы важные приемы коучинговых технологий – повторное рассмотрение «Колеса баланса» и оценка собственной работы с помощью шкалы удовлетворенности.

Выставление отметок и объяснение дифференцированного домашнего задания (для сомневающихся – их учебника; для тех, кто понял, но не может объяснить другому – поисково-аналитического характера из прочитанного художественного произведения; для продвинутых – творческо-дидактического характера: составление карточки с деформированным текстом «от Оксаны Ленивиной», знакомого детям персонажа ролевой игры).

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «беглая гласная», выяснили незнакомые факты из истории языка и поняли исторические закономерности и предпосылки для возникновения современных чередований звуков. Научились различать их в потоке речи и применять на практике правила-выводы.

Недочёты в работе:

Ввиду ограниченных временных рамок урока письменной работе уделялось меньше времени в пользу устной аналитической работы.

Один из учеников пытался нарушить дисциплину, возможно, вследствие желания обратить на себя больше внимания. Я учту это в дальнейшее работе. Ему будут подобраны индивидуальные задания в соответствии с уровнем подготовки.

Работу другого обучающегося пришлось контролировать более тщательно, так как он не проявлял инициативы, самостоятельности и желания работать, что соответствует особенности его характера. В итоге он освоил необходимый минимум, выполнив классную и домашнюю работу удовлетворительно.

Общий итог урока.

Ребята освоили тему, выполнили поставленные задачи и реализовали цели.

Классу была поставлена отметка 8  баллов из 10 по шкале удовлетворенности, даны рекомендации для совершенствования навыков и рефлексии в форме «сильных вопросов»: «А если сдвинуться на один балл правее  – в чем будет разница? Что будет по-другому?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий - компьютера и Интернета. « Реактивное движение. Освоение космоса.»

Цель: исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и приме...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....

Концертмейстер на уроке хореографии «Использование элементов импровизации в работе концертмейстера хореографии» Методическое пособие (фрагмент)

      Специфика концертмейстерской деятельности в хореографическом классе предусматривает, помимо других навыков - обязательную необходимость владения музыкантом приемами импрови...

Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""

Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используют...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...