Элективный курс «Игра воображения. Творчество. Свобода» 9 класс/
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа. Курс, развивающий навыки письменной речи, воображения и мышления учащихся, навыки, необходимые во всей учебной деятельности школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Элективный курс
«Игра воображения. Творчество. Свобода»
9 класс
Составила программу:
учитель русского языка и литературы Бережанская Л.А.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Игра воображения. Творчество. Свобода» предназначена для учащихся 9 класса в качестве курса, развивающего навыки письменной речи, воображения и мышления учащихся, навыки, необходимые во всей учебной деятельности школьника. Программа состоит из двух частей. Первая часть программы - это мастерские письма, которые предполагают обучение свободной письменной речи, игре со словом. Вторая часть программы – это мастерские построения знаний, в которых навык свободной письменной речи используется в самостоятельной интеллектуальной, исследовательской работе учащихся.
Первая часть курса рассчитана на 8 часов. Эта часть - своеобразная разминка, которая развивает ассоциативное и образное мышление учащихся, навык свободной письменной речи. Рассчитана эта часть на самостоятельную деятельность учащихся: в начале индивидуальную, а потом – в парах и малых группах, в которых проходит социализация, то есть предъявление своего текста группе. Создание собственного творческого текста, поиск языковых средств для выражения той или иной своей мысли формируют у учащихся способность понимать различные тексты других авторов, а значит, способствуют развитию его личности.
Смысл и назначение литературного творчества детей в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое, остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего я.
Вторя часть курса рассчитана на 10 часов. Цель работы во второй части курса в том, чтобы сформировать у школьника представление о единстве культуры, о связях истории, языка и художественного творчества. В основе работы лежат все виды речевой деятельности учащихся: основные виды чтения - чтение про себя, чтение вслух, выборочное чтение, аналитическое; исследовательская деятельность учащихся, направленная на осмысление приемов повествования и осмысление художественного произведения в языковой форме; тезирование; конспектирование, реферирование; и, наконец, создание собственных развернутых текстов о предмете исследования.
Цели:
- воспитание духовно развитой личности;
- развитие представления о единстве культуры, о связях истории, языка и художественного творчества;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- овладение умениями свободно выражать себя, свои мысли, создавать образные тексты, выработать приемы письма, которые можно будет использовать в дальнейшем в различных учебных ситуациях
- овладение умениями понимать и интерпретировать тексты разных типов и жанров, грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний, создавать свои творческие тексты.
Содержание программы элективного курса для учащихся 9 класса
«Игра воображения. Творчество. Свобода.»
Тема №1 – Черно-белый город (4 ч.)
Мастерская письма. Лексическая работа на ассоциативном уровне. От фотографий Петербурга к этюду о городе. Создание этюда о городе или эссе о городе.
Тема №2 – Там, внутри. (4 ч.)
Мастерская письма. Создание этюда о кувшине. Опыт редактирования собственного текста.
Тема №3 – Грамматика и я. (4 ч.)
Мастерская построения знания. Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Работа с критическими статьями и создание сочинения о судьбе героя. Создание конспекта по фрагментам статьи В.Г. Белинского о «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского «Речь о Пушкине». Создание исследовательского текста о роли глаголов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Тема № 4 – Загадки исчезнувшей рукописи. (6 ч.)
Попытка перевода фрагмента «Слова о полку Игореве». Работа с примечаниями и комментариями к древнерусскому тексту. Чтение вслух отрывков из «Слова о полку Игореве», сопоставление литературного персонажа с реальной исторической личностью по материалам исторического исследования. Работа с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси. Создание конспектов статей, сочинений-миниатюр, обобщающего реферата по теме.
Виды практической деятельности учащихся и предполагаемый результат деятельности:
Практическая деятельность:
- конспектирование;
- реферирование;
- филологический и исторический анализ текстов;
- представление результатов исследования в учебном коллективе;
- создание текстов разных видов и жанров.
Результат деятельности:
- формируется навык самостоятельной работы и оценки своей деятельности;
- формируется навык свободной письменной речи;
- развиваются читательские умения учащихся;
- формируются первоначальные навыки научной исследовательской деятельности.
В результате изучения элективного курса ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- образную природу словесного искусства;
- понимать, сюжет, композицию произведений разных типов и жанров.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№ курса | № курса по теме | Тема курса | Требования к уровню подготовки | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема №1 – Черно-белый город (4 ч.) | Формировать мировоззрение школьников; умение ставить цели, определять пути их решения, выделять главное. Уметь осуществлять самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию; находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей. Формировать пути здорового образа жизни, внутренней культуры; использование для решения познавательных задач справочных пособий, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности; выбор и использование выразительных средств. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста. Приведение примеров, подбор аргументов; владение монологической и диалогической речью; Осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. Отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации; делать сообщения. | ||||
1. | 1. | «Черно-белый город». Мастерская письма. | |||
2. | 2. | «Черно-белый город». Лексическая работа на ассоциативном уровне. | |||
3. | 3. | «Черно-белый город». От фотографий Петербурга к этюду о городе. | |||
4. | 4. | «Черно-белый город». От фотографий Петербурга к этюду о городе. | |||
Тема №2 – Там, внутри. (4 ч.) | |||||
5. | 1. | «Там, внутри». Мастерская письма. | |||
6. | 2. | «Там, внутри». Мастерская письма. | |||
7. | 3. | «Там, внутри». Мастерская письма. | |||
8. | 4. | «Там, внутри». Создание этюда о кувшине. | |||
Тема №3 – Грамматика и я. (4 ч.) | |||||
9. | 1. | «Грамматика и я». Мастерская построения знания. | |||
10. | 2. | «Грамматика и я». Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | |||
11. | 3. | «Грамматика и я». Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | |||
12. | 4. | «Грамматика и я». Работа с критическими статьями и создание сочинения о судьбе героя. | |||
Тема № 4 – Загадки исчезнувшей рукописи. (6 ч.) | |||||
13. | 1. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Попытка перевода фрагмента «Слова о полку Игореве». | |||
14. | 2. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Работа с примечаниями и комментариями к древнерусскому тексту. | |||
15. | 3. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение вслух отрывков из «Слова о полку Игореве», сопоставление литературного персонажа с реальной исторической личностью по материалам исторического исследования. | |||
16. | 4. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Работа с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве». | |||
17. | 5. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси. | |||
18. | 6. | «Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, тестоластика, извонить)....
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
программа элективного курса "Устное народное творчество"
Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному курсу....
Элективный курс "Игра на гитаре" (9 класс)
Краткое содержание элективного курса в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе...
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество и современность»
Программа межпредметного элективного курса по декоративно-прикладному творчеству предназначена для учащихся 9 классов. Программа содержит лекционн...
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс...