Элективный курс «Игра воображения. Творчество. Свобода» 9 класс/
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Бережанская Людмила Андреевна

Рабочая программа. Курс, развивающий навыки письменной речи, воображения и мышления учащихся, навыки, необходимые во всей учебной деятельности школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Элективный курс

«Игра воображения. Творчество. Свобода»

9 класс

Составила программу:

учитель русского языка и литературы Бережанская Л.А.

Санкт-Петербург

        Пояснительная записка        

Программа элективного курса «Игра воображения. Творчество. Свобода» предназначена для учащихся 9 класса в качестве курса, развивающего навыки письменной речи, воображения и мышления учащихся, навыки, необходимые во всей учебной деятельности школьника. Программа состоит из двух частей. Первая часть программы - это мастерские письма, которые предполагают обучение свободной письменной речи, игре со словом. Вторая часть программы – это мастерские построения знаний, в которых навык свободной письменной речи используется в самостоятельной интеллектуальной, исследовательской работе учащихся.

Первая часть курса рассчитана на 8 часов. Эта часть - своеобразная разминка, которая развивает ассоциативное и образное мышление учащихся, навык свободной письменной речи. Рассчитана эта часть на самостоятельную деятельность учащихся: в  начале индивидуальную, а потом – в парах и малых группах, в которых проходит социализация, то есть предъявление своего текста группе. Создание собственного творческого текста, поиск языковых средств для выражения той или иной своей мысли формируют у учащихся способность понимать различные тексты других авторов, а значит, способствуют развитию его личности.

Смысл и назначение литературного творчества детей в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое, остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего я.

Вторя часть курса рассчитана на 10 часов. Цель работы во второй части курса в том, чтобы сформировать у школьника представление о единстве культуры, о связях истории, языка и художественного творчества. В основе работы лежат все виды речевой деятельности учащихся: основные виды чтения - чтение про себя, чтение вслух, выборочное чтение, аналитическое; исследовательская деятельность учащихся, направленная на осмысление приемов повествования и осмысление художественного произведения в языковой форме; тезирование; конспектирование, реферирование; и, наконец, создание собственных развернутых текстов о предмете исследования.

Цели:

  •  воспитание духовно развитой личности;
  • развитие представления о единстве культуры, о связях истории, языка и художественного творчества;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • овладение умениями свободно выражать себя, свои мысли, создавать образные тексты, выработать приемы письма, которые можно будет использовать в дальнейшем в различных учебных ситуациях
  • овладение умениями понимать и интерпретировать тексты разных типов и жанров, грамотно использовать  русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний, создавать свои творческие тексты.

Содержание программы элективного курса для учащихся 9 класса

 «Игра воображения. Творчество. Свобода.»

Тема №1 – Черно-белый город (4 ч.)

Мастерская письма. Лексическая работа на ассоциативном уровне. От фотографий Петербурга к этюду о городе. Создание этюда о городе или эссе о городе.

Тема №2 – Там, внутри. (4 ч.)  

Мастерская письма. Создание этюда о кувшине. Опыт редактирования собственного текста.

Тема №3 – Грамматика и я. (4 ч.)  

Мастерская построения знания. Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Работа с критическими статьями и создание сочинения о судьбе героя. Создание конспекта по фрагментам статьи В.Г. Белинского о «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского «Речь о Пушкине». Создание исследовательского текста о роли глаголов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Тема № 4 – Загадки исчезнувшей рукописи. (6 ч.)  

Попытка перевода фрагмента «Слова о полку Игореве». Работа с примечаниями и комментариями к древнерусскому тексту. Чтение вслух отрывков из «Слова о полку Игореве», сопоставление литературного персонажа с реальной исторической личностью по материалам исторического исследования. Работа с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси. Создание конспектов статей, сочинений-миниатюр, обобщающего реферата по теме.

Виды практической деятельности учащихся и предполагаемый результат деятельности:        

Практическая деятельность:

- конспектирование;

- реферирование;

- филологический и исторический анализ текстов;

- представление результатов исследования в учебном коллективе;

-  создание текстов разных видов и жанров.

Результат деятельности:

- формируется навык самостоятельной работы и оценки своей деятельности;

- формируется навык свободной письменной речи;

- развиваются читательские умения учащихся;

- формируются первоначальные навыки научной исследовательской деятельности.

В результате изучения элективного курса ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  -    образную природу словесного искусства;      

  -   понимать, сюжет, композицию произведений разных типов и жанров.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   -  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного    языка;

   - участия в диалоге или дискуссии;

   - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование

№ курса

№ курса по теме

Тема курса

Требования к уровню подготовки

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

2

3

4

5

6

Тема №1 – Черно-белый город (4 ч.)

Формировать мировоззрение школьников;

умение ставить цели, определять пути их решения, выделять главное.

Уметь осуществлять самооценку деятельности; самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей.

Формировать пути здорового образа жизни, внутренней культуры;

использование для решения познавательных задач справочных пособий,

отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование выразительных средств.

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста.

Приведение примеров, подбор аргументов;

владение монологической  и диалогической речью;

Осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений;

самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

Отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации;

делать  сообщения.

1.

1.

«Черно-белый город». Мастерская письма.

2.

2.

«Черно-белый город». Лексическая работа на ассоциативном уровне.

3.

3.

«Черно-белый город». От фотографий Петербурга к этюду о городе.

4.

4.

 «Черно-белый город». От фотографий Петербурга к этюду о городе.

Тема №2 – Там, внутри. (4 ч.)

5.

1.

«Там, внутри».  Мастерская письма.

6.

2.

«Там, внутри».  Мастерская письма.

7.

3.

«Там, внутри».  Мастерская письма.

8.

4.

«Там, внутри».  Создание этюда о кувшине.

Тема №3 – Грамматика и я. (4 ч.)

9.

1.

«Грамматика и я».

Мастерская построения знания.

10.

2.

«Грамматика и я». Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

11.

3.

«Грамматика и я». Обучение началам филологического анализа на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

12.

4.

«Грамматика и я». Работа с критическими статьями и создание сочинения о судьбе героя.

Тема № 4 – Загадки исчезнувшей рукописи. (6 ч.)

13.

1.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Попытка перевода фрагмента «Слова о полку Игореве».

14.

2.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Работа с примечаниями и комментариями к древнерусскому тексту.

15.

3.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение вслух отрывков из «Слова о полку Игореве», сопоставление литературного персонажа с реальной исторической личностью по материалам исторического исследования.

16.

4.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Работа с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве».

17.

5.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси.

18.

6.

«Загадки исчезнувшей рукописи». Чтение и сопоставление отрывков из научных исследований по истории Древней Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить)....

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

программа элективного курса "Устное народное творчество"

Данная программа позволит учащимся познакомиться с жанрами устного народного творчества, раскрыть творческий потенциал, создать проект в конце работы по предложенному  курсу....

Элективный курс "Игра на гитаре" (9 класс)

Краткое содержание элективного курса в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе...

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество и современность»

          Программа межпредметного элективного курса по декоративно-прикладному творчеству  предназначена для учащихся 9 классов. Программа содержит  лекционн...

программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс

программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс...