Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по теме: "Возвратное местоимение себя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vozvr._mest.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Возвратное местоимение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
- Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
- Предметные:
- языковая компетенция опознавать местоимения в тексте, разграничивать разные разряды местоимений, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
- коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;
- Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;
- Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимениясуществительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Тема урока: Возвратное местоимение
Ход урока:
1.Орг. момент Мотивация учебной деятельности.
-Здравствуйте.
- Поднимите правую руку, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите левую руку те, кто готов работать.
-Поднимите обе руки те, кто хотел бы сегодня за урок получить хорошие оценки.
- Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы и отличных оценок.
2. Актуализация знаний.
- Внимательно послушайте куплет песни Софии Ротару («Родина моя») и постарайтесь ответить на мои вопросы.
(Звучит отрывок из песни на стихи Р.Рождественского)
Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
В слове «мы»- сто тысяч «я»…
- О чем эти строки?
- Кто представляет дружную семью нашей Родины?
- Какую часть речи представляют эти слова?
-Что называется местоимением?
- Какой разряд местоимений мы изучили?
- Почему они так называются?
- Давайте посмотрим, хорошо ли мы их знаем.
Игра «Определи лицо» «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица».
Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она, себя.
3. Выявление места и причины затруднения.
Проверка, в ходе которой должна возникнуть трудность.
- Почему возникла трудность?
- Как быть?
- У меня есть для вас сюрприз.
- Вы получали когда-нибудь письма?
- Наталья Леонидовна (наш почтальон) передала мне письмо для 6 класса. От кого – не написано. Передаю его вам. Кто будет читать?
(чтение письма учащимися)
Здравствуйте, ребята!
Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. Живу в самом маленьком городе, который называется Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбы, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. Мне нравится мой город, и я думаю всем трудно будет без меня!Так что не огорчайте меня, пишите грамотно, учитесь, овладевайте знаниями.
С дружеским приветом – возвратное местоимение себя.
- Кто же автор этого письма?
- Почему оно сегодня отправило вам письмо?
- Какова тема урока? (открывает тетради, записываем число, кл. раб, тему урока)
Построение проекта выхода из затруднения
- Прочитайте тему, определите цели урока. (пишу на доске!!!!
ПОЗНАКОМИТЬСЯ.. НАУЧИТЬСЯ… ОПРЕДЕЛИТЬ…
- Как можно реализовать поставленные цели?
4. Открытие новых знаний. Реализация построения проекта
-Каким вы увидели местоимение себя из письма?
- Чтобы поближе познакомиться с нашим гостем, я предлагаю провести расследование.
- У вас на столах лежат карточки, на которых есть задания для расследования. Поработайте в парах и определите грамматические особенности местоимения СЕБЯ.
(Самостоятельная работа)
Карточка
Возвратное местоимение СЕБЯ.
1. Прочитайте предложение и определите, на что указывает местоимение СЕБЯ?
Костя рассматривает СЕБЯ на фотографии.
Вывод: _________________________________________________
2.Просклоняйте местоимение СЕБЯ
И.п.________________
Р.п_________________
Д.п.________________
В.п.________________
Т.п.________________
П.п.________________
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
3.Измените местоимение СЕБЯ по числам и родам.
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
4.Определите синтаксическую роль местоимения СЕБЯ.
Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)
Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).
Других не суди, на себя погляди.
Вывод: _________________________________________________
________________________________________________________
- Какие грамматические особенности вы определили у гостя нашего урока? (называют выводы).
- Предлагаю проверить наши выводы с материалом учебника стр. 275.
- Прочитайте вслух и сделайте вывод.
- Давайте проведем еще одно расследование и узнаем, почему местоимение так называется.
Доска:
Умываюсь Учусь разбегаться | Умываю Учу бегу | себя |
- Что общего и чем отличаются данные слова?
- Почему они разделены на 3 группы?
- Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом -ся (например, умыться, одеться). В грамматике эти глаголы называются возвратными, так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо.
- Вспомним, чем суффикс -ся отличается от всех других суффиксов?
Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь-ся. Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами.
- В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимениеся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.
- В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
- Какое открытие вы сделали из этого расследования?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Еще раз посмотрите, какие выводы мы сделали по теме и устно монологически передайте содержание.
Монологический рассказ.
5. Практическая работа. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.
- Предлагаю применить полученные знания в практической деятельности.
Работа на карточке.
1. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и определите его падеж.
1. Для --- жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
2. Не кричи о --- , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
3. Нет лучше шутки, чем над ---.
4. Кто только о --- хлопочет, тот о других и знать не хочет.
5. Других не суди, на --- погляди.
- Проверьте сою работу по эталону.
- У кого все ответы правильные?
2) Фразеологизмы
А) Упр. 681.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать?
Что такое фразеологизмы?
- Определите значение фразеологизма УСТНО
- Что делать, если чего-то не знаем? (словари:Толковый, Фразеологический)
- Запишите по 2 предложения.
Б) Найдите соответствие.
1.Быть вне себя | А)тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. |
2.Найти себя | Б)прийти в состояние крайнего раздражения. |
3.Прийти в себя | В)1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться. |
4.Выйти из себя | Г) проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности. |
5.Проявить себя | Д) правильно определить свои наклонности, свое призвание. |
6.Читать про себя | Е) скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей. |
7.Себе на уме | Ж) находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии. |
Проверка.
- Прочитайте фразеологизмы вместе с пояснениями.
3) РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
- Очень часто при использовании местоимений возникают речевые и грамматические ошибки. Давайте найдем их в предложениях и исправим.
В данных предложениях исправьте неясность речи:
Сосед попросил сестру налить себе воды.
Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
Я извиняюсь, что толкнул Вас. (извиняю себя, надо: Извините, простите)
Пойду стираться.
4) ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
- Предлагаю выполнить более сложное, но интересное задание.
- Прочитайте задание 4. И скажите, что нужно сделать.
Составьте текст, продолжив первое предложение «Мы с ребятами решили сделать скворечник».
Используйте в предложениях дополнительные материалы и местоимение себя в нужной форме.
Придумайте название тексту.
Дополнительные материалы
2 предложение: пригласил, одноклассники;
3 предложение: уверены, способности;
4 предложение: выбрать, часть, работа;
5 предложение: контролировать действия, не ссориться;
6 предложение: гордиться, замечательные, потому что, получиться.
- Прочитайте текст.
1). Мы с ребятами решили сделать скворечник (на доске). 2). Я пригласил одноклассников к себе домой. 3). Ребята были уверены в себе и в своих способностях. 4). Каждый выбрал для себя часть работы. 5). Мы контролировали себя, свои действия и не ссорились. 6). Потом мы гордились собой, потому что скворечник получилсязамечательный. 5. ТЕСТ.
- В течение урока мы узнали много нового. Проверим, что запомнили.
Тест «Возвратное местоимение»
1. Какое местоимение является возвратным?
a) Наш; б) Каждый; c) Себя.
2. Какого падежа нет у возвратного местоимения?
a) Именительного; б) Родительного; c) Дательного.
3. Какую синтаксическую функцию выполняет возвратное местоимение?
a) Подлежащее; б) Сказуемое; c) Дополнение.
4. Какие особенности употребления возвратного местоимения?
a) Оно выражает чувства;
б) Оно не имеет формы числа;
c) Оно используется при неформальном общении.
5. Определите правильное утверждение:
a) Возвратное местоимение используется только в научном стиле речи;
б) Возвратное местоимение не склоняется;
c) Возвратное местоимение не может иметь рода.
Рефлексия
- Тема урока
- Что узнали?
- Где можно применить новые знания?
- Чем отличается возвратное местоимение от личных?
- А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня мы познакомились с новым разрядом.
Самооценка
- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки на полях в тетради.
- Поднимите руку. У кого оценки «хорошо» и «отлично»
- Закончить наш урок я хочу словами известного писателя
Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Лев Кассиль
Спасибо за урок! Д.з упр. 682 (задания 1,3), словарь
Доп. Написать письмо возвратному местоимению
Нарисовать местоимение себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
урок русского языка. Суд над местоимением
Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...
Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"
Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.
С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...
Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой
Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...
Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....