День славянской письменности
классный час по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
« День славянской письменности»
Цель:
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Задачи:
1.Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
2.Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
3.Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, на столе – выставка книг «Откуда азбука пришла».
УЧИТЕЛЬ:
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ «Братья Кирилл и Мефодий».
Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники) (родились в XI веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование. Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.
За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.
В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
УЧИТЕЛЬ:
Так братья – проповедники стали и учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки –кириллица и глаголица.
Ученик 1: «Глаголица».
Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.
Ученик 2: «Кириллица».
Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.
Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.
Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.
УЧИТЕЛЬ:
Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
( Показ книг)
( Давайте вспомним эти книги)
Евангелие – это…
Псалтирь – это…(ответы учащихся)
СООБЩЕНИЕ УЧАШЕГОСЯ
Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клúмента.
Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался (возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма. (Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами)
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Перед вами две коробки, открыв их вы расскажите нам происхождение этих предметов и какого было их назначение.
( ^ В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами. Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.
^ В другой коробке – пласт березовой коры и палочка.
Березовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой – ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)
Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть из гиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знака ми. Каждая буквица индивидуальна, не повторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Перед вами буквицы, которые древнерусский книжник не успел украсить орнаментом. Постарайтесь закончить работу.
(На доске трафареты буквиц, орнаменты прикрепляются с помощью клейкой ленты. На каждую парту учитель раздает буквицы, которые надо дорисовать).
^ Вашему вниманию предоставлена выставка буквиц, которые подготовили наши учащиеся.
Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности. Азбуку мы повторили, и теперь каждый из вас легко бы прочитал такую книгу, верно? Прочитал бы от доски до доски… Скажите, что означает это выражение и откуда оно взялось. За правильное объяснение вы получите жетон.
(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).
Вот теперь я вижу, что вы действительно смогли бы прочитать книгу от доски до доски. Кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное - начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).
Ученик:
Да здравствует старославянский!
В нем кровь замешалась и пот!
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжелый, как сотовый мед!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые,—
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли.
Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфа вита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и прав дой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений, о судьбах некоторые таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.
Ученик.
Песенка о буквах, вышедших из употребления
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свече водится.
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
УЧИТЕЛЬ:
Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г.
Его называют гражданской азбукой. При Петре Великом были внесены изменения.11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв.
Викторина «Откуда азбука пришла»
1.В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
А – в городе Солуни
Б- в Херсонесе
В- в Константинополе
2. В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?
А- 20 июня
Б- 24 мая
В- 15 марта
3. Чьи книги изучал в детстве Константин Философ, постигая основы христианской веры?
А- Григория Богослова
Б- патриарха Фотия
В- Георгия Амартола
4. Указать храм, в котором был похоронен святой равноап. Кирилл:
А- церковь Святой Софии в Константинополе
Б- церковь Святого Василия в Корсуни
5. На сколько лет пережил своего брата святой равноап. Мефодий?
А- на 10 лет
Б- на 16
В- на 15
6. В каком году была создана славянская азбука?
А- 899
Б-862
В- 863
Г- 988
7. В IX ву славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для русского алфавита?
А- ни та, ни друга
Б- кириллица
Б- обе
Г- глаголица
8. Какие знаки послужили образцом для написания букв кириллицы?
А- буквы латинского алфавита
Б- буквы глаголицы
В- знаки греческого устного алфавита
9. До времени правления, какого русского царя кириллица просуществовала без изменений?
А- Ивана Грозного
Б- Петра Первого
В- Владимира Мономаха
10. Указать изменения, внесенные в кириллицу при составлении «гражданского» алфавита
А- отменена буква «ять»
Б- было изменено начертание некоторых букв
В- добавили 3 буквы
Г- исключены 11 букв
11. Какие книги были переведены с греческого языка святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием?
А- Жития святых
Б- Псалтирь
В- Апостол
Г- Евангелие
КОНКУРС «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Пословицы
1. Век живи, век учись.
2 .Учиться никогда не поздно.
3. Ученье-свет, а неученье - тьма.
4. Сперва аз, буки, потом и все науки.
5. Азбука – к мудрости ступенька.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.
7. Кто силен в науке, не знает скуки.
8. Смудрым знаться – ума набраться.
9. Красна пава перьем, а человек ученьем.
10. Грамоте учиться – всегда пригодится.
.
А теперь несколько загадок:
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА, которое по существу представляло дословный перевод греческого слова АЛЬФАБЕТ (первые две буквы греческой азбуки называются АЛЬФА и БЕТА или ВИТА), отсюда же позднее возникло и слова АЛФАВИТ)
(Аз-бу-ка)
(Ал-фа-вит)
А теперь в заключение послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
УЧИТЕЛЬ:
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории, русской культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свою продукцию, открывают выставки народного костюма, кулинары готовят блюда национальной кухни, художники представляют свои работы. Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.
Русский народ должен глубоко осознать, какой Божий дар преподнесли славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное, первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь, был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Символично и то, что именно этот фонд первым доставил в Россию Благодатный Огонь от Гроба Господня.
Подведение итога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....
Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.
В материале урока содержится демонстрация учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации, знакомство учащихся с миссией просветителе...
День славянской письменности и культуры в России
«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...
День славянской письменности и культуры. Великие просветители
Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....