Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_5kl.odt | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования.
Задачи: - Упражнять учащихся в словообразовании слов с помощью
суффиксов, обозначающих профессии ( -щик, -чик, -ник,
- ист, -ярь, -яр, -ер ).
- Обогащать словарный запас, расширяя знания об окружающем
мире.
- Формировать познавательные способности; умение обосновывать
своё мнение; развивать речь, память, внимание, логическое
мышление.
- Воспитывать уважение ко всем видам труда.
Ход урока
1 этап: Организационный
- Ребята, сядет тот, кто вспомнит слово с уменьшительно ласкательным значением.
2 этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
- Ребята, что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего служит?
1.Вставь слова в стихотворениях ( работа с карточками )
а) Нужные работники …и… (столяры и плотники)
Сработать мебель мудрено:
Сначала пилим мы бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
б) Щуря глаз и хмуря брови,
Промолчав себе в усы
…(часовщик) Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику.
Старику - …(часовщику).
в) И спросила Нина тихо:
Разве плохо быть …(портнихой)
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно не пилот.
г) …(повар) делает компоты –
Это тоже хорошо.
…(доктор) лечит нас от кори,
Есть …(учительница) в школе.
- Про кого все эти стихи?
( Про людей разных профессий )
3 этап: Усвоение новых знаний
- Сегодня мы познакомимся с суффиксами, образующими название профессий.
1. Показ слайдов профессий людей
Танцовщик
Стекольщик
Каменщик
Экскаваторщик
- Какой суффикс вы услышали во всех этих словах?(- щик )
2. Доскажите слово, добавив –щик
Закрой – (щик)
Фонар – (щик) – словарная работа
Носиль – (щик)
Кладов – (щик)
Упаков – (щик)
Часов – (щик)
Кровель – (щик) –словарная работа
Дрессиров – (щик)
3.- Кто водит самолёты? (лётчик)
- Кто грузит грузы? (грузчик)
- Какой суффикс в этих словах? (-чик)
4.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделите суффиксы.
а) В сентябре и в январе
Он хозяин во дворе.
Листья осенью сгребает,
Снег зимою убирает.
Быстро снег сгребёт лопатой
И каток зальёт ребятам,
Всех быстрее и проворней
Двор наш убирает …(дворник)
б) Мастер в руки взял фуганок,
Остро наточил рубанок,
Взял сверло, шурупы взял,
Доски ловко просверлил,
Их шурупами свинтил,
Проработал долотом,
Сколотил всё молотком.
Получилась рама –
Загляденье прямо.
Прекрасный тот работник, зовётся просто …(плотник)
-Какие суффиксы вы выделили? (-ник)
5.Физкультминутка с мячом
- Закончи предложение названием профессии.
- В аптеке работает …(аптекарь)
- В колокола звенит …(звонарь)
- Траву косит …(косарь)
- Хлеб печёт …(пекарь)
- В воротах стоит …( вратарь)
- Директору помогает …( секретарь)
-Какой суффикс услышали в этих словах? (-ярь)
4 этап :Закрепление новых знаний
1. К именам существительным мужского рода примените однокоренные существительные женского рода по указанному образцу. Запишите в тетрадь. С одним из слов составить и записать предложение.
Учитель – учительница
Писатель – писательница
Воспитатель – воспитательница
Колхозник – колхозница
- Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ниц)
2.Карточки « Ну-ка прочитай.»
- Вы должны прочитать слова, обозначающие профессии. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.
ЦЛЁУБТЦГЧУИГБК ( лётчик )
ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК ( садовник)
ПЛНЕОТКЛОАТРНЬ (пекарь)
БЧГАСЕОЕВГЩБИК ( часовщик)
3.Работа у доски. «Верни шарики на свои места».(цепочкой на магнитной доске)
(Шарики с суффиксами: -чик, -ник, -тель, -щик, -арь, -ист.)
Строи…, лёт…,пожар…, пиан…, аптек…, барабан…
5 этап: Этап информации учащихся о домашнем задании.
- Какие суффиксы указывают на профессию?
- Для чего нужны суффиксы?
- Что нового мы сегодня узнали?
-Дома вы выполните упражнение 103 на странице 56.
- Урок окончен.
Конспект открытого урока
по русскому языку в 5 классе по теме:
«Суффикс – значимая часть слова»
Учитель: Просвиркина В.А.
Заводопетровская СОШ
2013
Тема урока: Суффикс – значимая часть слова
Цель:
1. Систематизировать знания учащихся по теме, рассмотреть суффикс как словообразовательную морфему, познакомить со значениями суффиксов.
2. Формирование предметных компетенций: выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять значения суффиксов.
Ход урока
I. Приветствие, проверка готовности к уроку
II. Повторение
1) Один ученик по желанию выходит к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по разделу «Морфемика», спрашивающий соглашается или не соглашается с ответом.
2) В данных словах поставить ударения, выделить основу и корень. Найти и подчеркнуть в каждом ряду проверочное слово.
∙••••••••Вечереть, вечер, вечерний, вечером, вечеринка.
∙••••••••Окно, оконце, окна, оконный, подоконник, окошечко.
∙••••••••Глядеть, взгляд, приглядеться, оглянуться, заглянуть.
(Слова написаны на доске, учащиеся по желанию выбирают любой ряд слов, работают самостоятельно, проверяют коллективно по группам).
III. Новый материал
1. Озвучивание темы и цели урока (коллективное целеполагание)
2. Повторение сведений о суффиксе.
- Знакома ли вам эта тема?
- Что вы знаете о суффиксе?
3. Самостоятельная работа с учебником.
Задание: Сравнить свои ответы с определением учебника, сделать выводы.
IV. Закрепление
1) Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.
Выделите в словах суффикс.
Минутка, каменщик, шерстяной, краснеть, цветной.
Оконный, интересный, зонтик, водичка, серебряный.
2) Образовать с помощью суффикса новые слова ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся). Задание выполняется на карточках.
Образуйте с помощью суффикса новые слова.
Школа- радость-
Лист- брат-
Лес- вода-
3) Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». Таблица распечатывается на каждого ученика. Содержание таблицы учащиеся изучают самостоятельно, делают выводы.
Суффиксы имён существительных
суффикс | пример |
Профессия, род занятий | |
-ист- | гитарист |
-ник- | плотник |
-чик- | смазчик |
-щик- | барабанщик |
-тель- | писатель |
-ач- | трубач |
Названия лиц по месту жительства | |
-ец- | ленинградец |
-ич- | костромич |
-анин- | вологжанин |
Уменьшительно-ласкательные | |
-к- | мышка |
-ушк- | голубушка |
-ышк- | крылышки |
-ик- | листик |
-ек- | горшочек |
-ичк- | водичка |
-иц- | царица |
-чик- | стульчик |
4).Коллективная работа с доской.
Задание: выделить суффикс, определить значение.
Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, зайчик, ночка, тюменец.
5).Восстановительный диктант.
Учащиеся получают карточку с текстом.
Заботливый сын поможет матери отвести сестрёнку в детский садик. Он не забудет позвонить бабушке. В транспорте он уступит место пожилой пассажирке. Маленькой сестрёнке или братишке он расскажет сказку. Предложит помощь больной подруге.
Задание: выписать существительные, имеющие суффиксы ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся).
После проверки карточки с текстом собираются, учащиеся по памяти, используя выписанные слова, восстанавливают тест, проводится рефлексия по идейному содержанию текста.
1. Обобщение. Знания и умения, полученные на уроке, соотносятся с целями.
2. Домашнее задание. Упражнения на выбор: 392, 393. Учащиеся самостоятельно изучают задание к упражнениям, если возникают вопросы, то задание разбирается.
3. Подведение итогов урока, рефлексия собственной деятельности, самооценка, коллективная рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.
План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....
Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-
Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-......
Образование прилагательных при помощи суффиксов.
проверочная работа...
Материал для подготовки к ГИА. Образование прилагательных с помощью суффиксов -ful,-ing,-able/-ible,-ic
Упражнение на образование прилагательных для 6 класса, Spotlight...
Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.
Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...