Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.Н.Широкова "Друзья", 5 кл.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация содержит материал для подготовки к сочинению-описанию по картине Е.Н.Широкова "Друзья". Урок русского языка в 5 классе. Учебник Е.Быстровой

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине Е.Н.Широкова «Друзья» 5 класс

Слайд 2

Словарная работа Портрет – от фр. “изображать, передавать”. Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом. Портрет в литературном произведении – это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.

Слайд 3

Биография художника Родился Широков Евгений Николаевич в 1931 году в г. Касли (Челябинская область). Будучи воспитанником питерской художественной школы (в 1958 году окончил Высшее художественно-промышленное училище в Ленинграде), он в молодости переехал в Пермь, где и остался навсегда. На сегодняшний день Евгений Николаевич входит в число наиболее знаменитых живописцев уральской земли. В 1986 году удостоен звания народного художника СССР. Награждён орденами "Знак почёта", "Пётр Великий", а также множеством медалей и почётных грамот.

Слайд 4

Творчество Евгения Николаевича Сегодня картины Широкова можно увидеть в 15 российских музеях, включая знаменитую Третьяковскую галерею. Произведения художника относятся к так называемому суровому стилю живописи. Это течение возникло в 50-60-х годах прошлого столетия. Сюжеты произведений, написанных в суровом стиле, реалистически воспевали трудовые будни простых людей. Кисти Широкова принадлежат картины "Хлеб фронту", "Мальвы", "Баллада о земле", "Посреди России", портреты Дмитрия Кабалевского , Виктора Астафьева, Юрия Гагарина, Сергея Королёва, Андрея Миронова и других известных людей. Есть у живописца и свой собственный автопортрет. К числу самых узнаваемых произведений мастера относится его работа "Друзья", написанная в 1979 году.

Слайд 5

Анализ картины К какому жанру и виду относится картина? Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?

Слайд 6

Почему картина названа «Друзья»? Дружба - это особые отношения между людьми, построенные на бескорыстии, доверии, симпатии, общих интересах и взаимном уважении. Настоящий товарищ никогда не предаст, он первым протянет руку помощи в трудных ситуациях и не отвернётся от человека даже в том случае, если весь мир будет против него.

Слайд 7

История создания Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. История создания картины "Друзья" Широкова, таким образом, имеет жизненные корни. Ведь искренние и тёплые взаимоотношения между человеком и животным не такая уж и редкость. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

Слайд 8

Описание картины Описание картины Е. Широкова "Друзья" следует начинать с характеристики её главных героев. На переднем плане полотна изображены мальчик-подросток и его пёс: они расположились рядом на красно-коричневом тёплом покрывале, расстеленном на полу комнаты. То, что живописец поместил ребёнка и собаку в центральную часть холста, указывает на равноценность этих двух персонажей. Широков Евгений Николаевич не прорисовывал задний фон картины, благодаря чему всё внимание зрителей сосредоточено на мальчике и его четвероногом друге.

Слайд 9

Описание ребёнка Подросток, нарисованный на полотне, ничем не отличается от других мальчишек советской эпохи. Он темноволосый, смуглый, на вид ему около 14 лет. На герое картины тёмно-синяя летняя футболка, такого же цвета носки, серые брюки и простые открытые сандалии. Уличная одежда указывает на то, что он недавно пришёл откуда-то и ещё не успел переодеться. Художник Широков изобразил мальчугана в сидячем положении со скрещенными ногами. Одной рукой он опирается на пол, другой – гладит своего пса.

Слайд 10

Лицо у подростка очень грустное: опущенные вниз глаза и надутые губы указывают на то, что он сильно расстроен. Неизвестно, какие события испортили настроение хозяину собаки. Возможно, его обидели сверстники или наказали родители, а быть может, он получил в школе плохую отметку и теперь боится признаться в этом маме с папой.

Слайд 11

Верный пёс Единственным, кому может поведать мальчуган о своих проблемах, является его четвероногий питомец. Для ребёнка собака – это не просто домашнее животное. Она – верный друг, который хоть не умеет разговаривать, но всегда понимает и поддерживает своего хозяина. По выражению лица мальчика видно, насколько он любит своего пса. Животное, как и подросток, является главным героем картины «Друзья». Е. Н. Широков изобразил его на переднем плане вместе с мальчиком, благодаря чему внимание зрителей достаётся обоим персонажам в равной степени.

Слайд 12

Неизвестно, какой породы собака на картине. Она среднего размера, с короткой чёрной шерстью и белыми лапами. По ухоженному внешнему виду животного можно судить о том, что о нём достойно заботятся. Его чёрная шерсть блестит на свету, а плед, на котором он лежит, чистый и опрятный. Продолжая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует отметить, что пёс такой же грустный, как и его хозяин. Мальчик нежно гладит своего питомца по спине и делится с ним самым сокровенным. Четвероногий друг, хоть и лежит в спокойной позе, но вовсе не думает засыпать. Он внимательно поднял одно ухо и слушает мальчугана. По грустным глазам животного видно, что ему полностью передалось настроение подростка. Хоть собака не может утешить своего хозяина словесно, она искренне сочувствует ему.

Слайд 13

План: I. Е.А. Широков – замечательный русский художник. II. Описание картины “Друзья”. 1.Общее описание картины. 2.Описание главных героев. 3.Значение цвета в пейзаже художника. III. Настроение, которое оставляет картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...