Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему

Бубнова Ксения Николаевна

Виды диктантов, дидактические игры, работа с текстом  на уроках русского языка в начальной школе в коррекционной школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_k_urokam_russkogo_yazyka.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Диктанты.

  1.  3 класс. Предупредительный диктант (Сочетания жи-ши).

Инструкция: Прослушайте текст. Сейчас я вам прочту по одному предложению, и мы с вами разберем написание слов, которые вызвали затруднения.

Пришла зима. В воздухе кружит пушистый снежок. Снежинки похожи на звездочки. Все крыши домов белые. Ребята взяли санки. Коньки и лыжи. Дети рады.

  1. 4 класс. Самодиктант (Двойные согласные).

Инструкция: подберите рифму, эта рифма будет словом, которое вы запишите, подчеркните известную вам орфограмму.

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый  ……. (класс).

Тишины мы ждем от вас,

Начинаем свой …….(рассказ).

Хватит мне работы

До следующей ……(субботы).

Каждый вечер вместе с мамой

Смотрим новую ……(программу).

От цветов струится легкий аромат,

А над ними пчелы весело …..(жужжат).

  1. 4 класс. Контрольный диктант (Раздельное написание предлогов).

Инструкция: послушайте текст. Сейчас я вам буду читать по предложениям, а вы будете записывать. Обратите внимание, в тексте встречаются слова с изученными ранее орфограммами. Они записаны на доске. Давайте их прочтем вместе. Слушайте и записывайте.

Лиса и белка.

Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хирая лиса притворилась мертвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Куда причалят лодки?

Цель: закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.

Оборудование: две плоские фигурки лодок с парусами; на парусе одной лодки написана буква «Б», на парусе другой- буква «П». на доске записаны столбиком слова с пропущенными оппозиционными согласными.

Ход игры: играющие по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести ее к данному слову, доказать правильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.

Материал: ры . ка, ю . ка, ре . ка,  кно . ка ,  ке . ка, тру . ка, зу . ки, ла . ки,   гри . ки, гу . ки, ша . ка, коро . ка, ду . ки, голу . ка, па . ка, оши . ка, у . ка.

Круги.

Цель: накопление слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование: круги, сделанные из картона со слогами.

Ход игры: представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге так, чтобы из них получились слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Выигравшим считается ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова на доске.

Материал: ЖИ-ШИ: камы-, гру-, е-, -раф, кало-, но-, лу-, кры-, мы-, эта-, -повник, лы-.

ЧУ-ЩУ: -гун, -до, ка-, та-, сту-, мол-, то-, у-, сви-, кру-, -чело, -дак.

ЧА-ЩА: встре-, ку-, да-, ту-, пи- добы-, зада-, мол-,  -сы, све-, -вель, ро-.

Работа над текстом.

  1. Формирование представлений о тексте.

Задание: прочитать предложения во всех трех столбиках, найти столбик, в котором написан текст, доказать, что это- текст. Озаглавить текст.

Предложение

Предложения

Текст

В конце июня, если погода была теплая и дождливая, уже появляются в лесу грибы.

1.Ярко светит солнце.

2.Вера никогда не завидовала мальчишкам.

3. Рожь росла тихо.

В конце июня, если погода была тепля и дождливая, появляются в лесу грибы. Их еще очень немного, но зато как приятно найти первый молоденький грибок. Его даже рвать не хочется. Этот первый найденный гриб без слов говорит о том, что прошла весна, наступило лето.

  1. Умение находить в предложении известное и новое.

Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком снега обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.

  1. Восстановление усеченной или неполной модели текста до полной.

Праздник деревьев.

Пришла весна. Ярко светит солнце. Щебечут птицы. Деревья празднично наряжаются. У осинки еще листьев нет, а она уже свесила сережки. Береза тоже скоро покроется сережками. Это цветы деревьев.

Усеченная модель.

Праздник деревьев.

Пришла весна. Ярко светит …….. . Щебечут …….  .  …….. празднично наряжаются. У осинки еще …… нет, а она уже свесила …….. . Береза тоже скоро покроется ……. . Это цветы ……… .

Неполная модель.

Праздник деревьев.

Пришла весна. Ярко …….  ……. . Щебечут …….. . Деревья ……….  …….. . У осинки еще …….  …, а она уже ……  ……. . Береза тоже скоро ………  ………. . Это ……..  …….. .

Упражнения при изучении темы «Местоимение».

  1. Выписать в три колонки местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.
  • Мы сегодня в лес пойдем за зеленой елкой.
  • Что ты ржешь, мой конь ретивый, что ты шею опустил?
  • Гуси, вы, гуси, серые гуси, где вы летали, что вы видали?
  • Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
  • Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
  • Не шумит оно, не плещет, лишь едва-едва трепещет.
  • Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

  • И весь день в траве высокой

Лежа, слушать бы я рад,

Как заботливые пчелы

Вкруг черемухи жужжат.

  1. Данные местоимения выписать и поставить в форму И.п., Ед.ч или мн.ч.
  • Мне хорошо, колосья раздвигая, прийти сюда вечернюю порой.
  • Чего тебе надобно, старче?
  • Ласточка с весною в сени к нам летит.
  • Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

  • Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

  • Отвечает золотая рыбка:
  • «Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто»

  1. В данном тексте замените слова «портрет» на местоимение «он» и употребите в нужном падеже.

Портрет.

В нашем классе висит портрет. На портрете изображен А.С. Пушкин. Мы подобрали для портрета красивую рамку. Я часто подхожу к портрету. Мне нравится смотреть на лицо поэта. Под портретом на плакате написаны слова : « Что за прелесть эти сказки!» это слова А.С. Пушкина. Мы так же, как и он, любим сказки.

  1. Из данных предложений выпишите местоимения и определите их лицо.
  1. Мы шли по лосиному следу.
  2. Я влез на высокую сосну и стал кричать.
  3. В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.
  4. Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой бра, не барин.
  5. Слышишь ты пение птиц?
  6. Имеете вы известия от вашего сына?

  1. Замените в тексте местоимения 1-го лица на местоимения 3-го лица.

…Вовка показал мне черепаху по имени Марья-торопыга. Потом мы десять минут грелись на теплом песочке под окошком; потом ползали мы по колючему малиннику в надежде, что наткнемся на Ежа Ежовича. Наконец, вечером Вовка познакомил меня с Борькой-бурундуком.

Я прожил на даче у Туркиных четыре дня. За это время каких только рассказов я не наслушался о Олены Даниловны. Некоторые из них я записал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке....

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...