Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему
Виды диктантов, дидактические игры, работа с текстом на уроках русского языка в начальной школе в коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_k_urokam_russkogo_yazyka.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктанты.
- 3 класс. Предупредительный диктант (Сочетания жи-ши).
Инструкция: Прослушайте текст. Сейчас я вам прочту по одному предложению, и мы с вами разберем написание слов, которые вызвали затруднения.
Пришла зима. В воздухе кружит пушистый снежок. Снежинки похожи на звездочки. Все крыши домов белые. Ребята взяли санки. Коньки и лыжи. Дети рады.
- 4 класс. Самодиктант (Двойные согласные).
Инструкция: подберите рифму, эта рифма будет словом, которое вы запишите, подчеркните известную вам орфограмму.
Сегодня Таня в первый раз
Идет с букетом в первый ……. (класс).
Тишины мы ждем от вас,
Начинаем свой …….(рассказ).
Хватит мне работы
До следующей ……(субботы).
Каждый вечер вместе с мамой
Смотрим новую ……(программу).
От цветов струится легкий аромат,
А над ними пчелы весело …..(жужжат).
- 4 класс. Контрольный диктант (Раздельное написание предлогов).
Инструкция: послушайте текст. Сейчас я вам буду читать по предложениям, а вы будете записывать. Обратите внимание, в тексте встречаются слова с изученными ранее орфограммами. Они записаны на доске. Давайте их прочтем вместе. Слушайте и записывайте.
Лиса и белка.
Над норой лисы жила белка. Она прыгала с ветки на ветку. Хирая лиса притворилась мертвой. Стала белка бросать в лису шишками. Лиса не двигалась. Надоело белке играть. Она спряталась в дупло. Пропала у хитрой лисы добыча.
Дидактические игры на уроках русского языка.
Куда причалят лодки?
Цель: закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Оборудование: две плоские фигурки лодок с парусами; на парусе одной лодки написана буква «Б», на парусе другой- буква «П». на доске записаны столбиком слова с пропущенными оппозиционными согласными.
Ход игры: играющие по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести ее к данному слову, доказать правильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.
Материал: ры . ка, ю . ка, ре . ка, кно . ка , ке . ка, тру . ка, зу . ки, ла . ки, гри . ки, гу . ки, ша . ка, коро . ка, ду . ки, голу . ка, па . ка, оши . ка, у . ка.
Круги.
Цель: накопление слов с изучаемой орфограммой.
Оборудование: круги, сделанные из картона со слогами.
Ход игры: представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге так, чтобы из них получились слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Выигравшим считается ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова на доске.
Материал: ЖИ-ШИ: камы-, гру-, е-, -раф, кало-, но-, лу-, кры-, мы-, эта-, -повник, лы-.
ЧУ-ЩУ: -гун, -до, ка-, та-, сту-, мол-, то-, у-, сви-, кру-, -чело, -дак.
ЧА-ЩА: встре-, ку-, да-, ту-, пи- добы-, зада-, мол-, -сы, све-, -вель, ро-.
Работа над текстом.
- Формирование представлений о тексте.
Задание: прочитать предложения во всех трех столбиках, найти столбик, в котором написан текст, доказать, что это- текст. Озаглавить текст.
Предложение | Предложения | Текст |
В конце июня, если погода была теплая и дождливая, уже появляются в лесу грибы. | 1.Ярко светит солнце. 2.Вера никогда не завидовала мальчишкам. 3. Рожь росла тихо. | В конце июня, если погода была тепля и дождливая, появляются в лесу грибы. Их еще очень немного, но зато как приятно найти первый молоденький грибок. Его даже рвать не хочется. Этот первый найденный гриб без слов говорит о том, что прошла весна, наступило лето. |
- Умение находить в предложении известное и новое.
Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком снега обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.
- Восстановление усеченной или неполной модели текста до полной.
Праздник деревьев.
Пришла весна. Ярко светит солнце. Щебечут птицы. Деревья празднично наряжаются. У осинки еще листьев нет, а она уже свесила сережки. Береза тоже скоро покроется сережками. Это цветы деревьев.
Усеченная модель.
Праздник деревьев.
Пришла весна. Ярко светит …….. . Щебечут ……. . …….. празднично наряжаются. У осинки еще …… нет, а она уже свесила …….. . Береза тоже скоро покроется ……. . Это цветы ……… .
Неполная модель.
Праздник деревьев.
Пришла весна. Ярко ……. ……. . Щебечут …….. . Деревья ………. …….. . У осинки еще ……. …, а она уже …… ……. . Береза тоже скоро ……… ………. . Это …….. …….. .
Упражнения при изучении темы «Местоимение».
- Выписать в три колонки местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.
- Мы сегодня в лес пойдем за зеленой елкой.
- Что ты ржешь, мой конь ретивый, что ты шею опустил?
- Гуси, вы, гуси, серые гуси, где вы летали, что вы видали?
- Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
- Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
- Не шумит оно, не плещет, лишь едва-едва трепещет.
- Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
- И весь день в траве высокой
Лежа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчелы
Вкруг черемухи жужжат.
- Данные местоимения выписать и поставить в форму И.п., Ед.ч или мн.ч.
- Мне хорошо, колосья раздвигая, прийти сюда вечернюю порой.
- Чего тебе надобно, старче?
- Ласточка с весною в сени к нам летит.
- Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
- Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
- Отвечает золотая рыбка:
- «Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто»
- В данном тексте замените слова «портрет» на местоимение «он» и употребите в нужном падеже.
Портрет.
В нашем классе висит портрет. На портрете изображен А.С. Пушкин. Мы подобрали для портрета красивую рамку. Я часто подхожу к портрету. Мне нравится смотреть на лицо поэта. Под портретом на плакате написаны слова : « Что за прелесть эти сказки!» это слова А.С. Пушкина. Мы так же, как и он, любим сказки.
- Из данных предложений выпишите местоимения и определите их лицо.
- Мы шли по лосиному следу.
- Я влез на высокую сосну и стал кричать.
- В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.
- Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой бра, не барин.
- Слышишь ты пение птиц?
- Имеете вы известия от вашего сына?
- Замените в тексте местоимения 1-го лица на местоимения 3-го лица.
…Вовка показал мне черепаху по имени Марья-торопыга. Потом мы десять минут грелись на теплом песочке под окошком; потом ползали мы по колючему малиннику в надежде, что наткнемся на Ежа Ежовича. Наконец, вечером Вовка познакомил меня с Борькой-бурундуком.
Я прожил на даче у Туркиных четыре дня. За это время каких только рассказов я не наслушался о Олены Даниловны. Некоторые из них я записал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке....
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...