Учебный материал по ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Памятки, тесты, тексты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ГИА | 31 КБ |
Задача сжатия изложения | 22.68 КБ |
Индивидуальные задания по ОГЭ | 22.53 КБ |
Памятка психолога к ОГЭ | 17.56 КБ |
План подготовки к ОГЭ | 33.79 КБ |
Тест | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ГИА
Работа с современными текстами
Текст 3
(1) Укутанный зеленью садов, скрытый в глубокой узкой лощине между отвесными стенами меловых гор, Бахчисарай стал удобным местом обитания осевших кочевников. (2) Самобытный вид городу придавала восточная архитектура, прежде всего мечети с высокими минаретами и ханские мавзолеи, покрытые гладкими полукруглыми куполами. (3) Не скрывавшие строений пирамидальные тополя отличали предгорные селения, подобно узким кривым улицам и домам с плоскими крышами. (4) Старый город располагался у подножия отвесных скал, в месте, где ущелье расширяется и переходит в долину Чурук – Су («Гнилая вода»)
(Е.Грицак)
В1.Замените слово укутанный (предл.1) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Выпишите из текста действительное причастие прошедшего времени.
В3. Замените словосочетание ханские мавзолеи (предл.2), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В4. Выпишите грамматическую основу (предл.3)
В5. Среди предложений текста найдите предложение(я), осложнённое (ые) сравнительным оборотом. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
В6. Выпишите номера предложений с однородными членами.
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые при обособленном определении.
Укутанный зеленью садов, (1) скрытый в глубокой узкой лощине между отвесными стенами меловых гор, (2) Бахчисарай стал удобным местом обитания осевших кочевников. Самобытный вид городу придавала восточная архитектура, (3) прежде всего мечети с высокими минаретами и ханские мавзолеи, (4) покрытые гладкими полукруглыми куполами.
Подготовка к ГИА
Работа с современными текстами
Текст 2
(1) У каждого из нас огромное количество имён, если сложить все сочетания имени, отчества и фамилии, а также всевозможные уменьшительные и ласкательные имена. (2) Такого обилия вариантов нет в других языках, и мало кто из иностранцев способен понять несочетаемую в теории комбинацию типа Людочка Ивановна, распространённых в медицинских учреждениях и школах, где отчество выражает уважение, а уменьшительное имя – эмоциональную теплоту. (3) С помощью имени можно выразить очень много разнообразных чувств, но обращение по имени будет также и самым нейтральным. (4) Именно поэтому, вступая в общение, мы прежде всего стремимся узнать имена собеседников.
(5) Речевой этикет меняется на наших глазах, и это касается как раз наиболее нейтральных обращений. (6) За последние два десятка лет заметно сузилась сфера использования отчеств. (7) В частности, отчество практически исчезло из бизнеса. (8) Новый речевой этикет во многих деловых коллективах подразумевает обращение только по имени, в том числе и к начальнику, и к деловому партнёру, то есть в тех случаях, где ранее нейтральным было обращение по имени и отчеству.
(По М.Кронгаузу)
В1. Замените слово огромное (предл.1) стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
В2. Среди предложений 1- 3 найдите определительное местоимение.
В3. Замените словосочетание деловой партнёр (предл.8), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В4. Выпишите грамматическую основу (предл.4)
В5. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с вводным словом, напишите его номер.
В6. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.
Такого обилия вариантов нет в других языках,(1) и мало кто из иностранцев способен понять несочетаемую в теории комбинацию типа Людочка Ивановна,(2) распространённую в медицинских учреждениях и школах,(3) где отчество выражает уважение,(4) а уменьшительное имя – эмоциональную теплоту.
Предварительный просмотр:
Задача сжатого изложения
*кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
*отобрать существенную информацию,
*исключить подробности,
*найти речевые средства обобщения.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
- определите количество абзацев, ключевые слова;
- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
- разделите текст на смысловые части:
- начинайте работу по компрессии текста;
- помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого
- исключите второстепенную информацию,
- обобщите единичные факты,
- замените конкретное обобщающим;
- сохраняйте особенности языка данного текста в изложении,
- используйте авторские ключевые слова и словосочетания;
- напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст;
- следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений;
- напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Советы по ведению записей:
*фиксируем ключевые слова,
*пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,
*показываем подчеркиванием границы микротем.
Нужно записать изложение как можно больше, есть небольшая "хитринка": записывайте текст во время его чтения простым карандашом.
Приемы сжатия текста
Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Приемам компрессии (сжатия) текста являются:
- исключение обобщение или объединение, замена
Исключение
вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;
- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства.
Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем (5 слов)
- Обобщение или объединение
*ряда предложений, связанных одной мыслью;
*частей предложений;
*конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
- найти в тексте мелкие, единичные факты,
- найти в них общее,
- объединить эти факты на основе общего,
- сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
- Замена
*однородных членов обобщающим словом;
*сложного предложения – простым;
*части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; *прямой речи – косвенной;
*части текста одним предложением;
*части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;
- сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
- Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
- Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
- Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Количество слов. Для изложения – не менее 70.
Текст №1 «Мир детства
Исходный текст. | Микротемы. | |
Вступление. | Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С. Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости. | Детская душа одинаково жадно впитывает добро и зло. Плохие и хорошие впечатления запоминаются на всю жизнь. Однако А.С.Пушкин считал лучшей школой жизни всё-таки счастье. |
Основная часть. | Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое. | Детские впечатления всегда определённы и образны, но каждому запоминается что-то своё. |
Заключение. | Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты. | В детстве больше всего волнуют переходы из одного состояния в другое: картошка на грани сырого и испечённого, последние секунды перед прыжком, миг перед падением в воду – всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты. |
Количество слов | (По В.И.Белову) 184 слова |
Предварительный просмотр:
План работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
с учащимися 9-х классов, требующих индивидуального подхода
за 2016 - 2017 учебный год
Цель: обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
№ п\п | Виды деятельности | Срок |
1 | Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися
| Октябрь |
2 | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: -информирование родителей учащихся о результатах тренировочно-диагностических работ; -проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих детей к ОГЭ | В течение учебного года |
3 | Обеспечение учеников необходимыми методическими материалами к ОГЭ по русскому языку для дополнительной самостоятельной работы. | С начала учебного года. |
4 | Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по русскому языку. | Ноябрь |
5 | Контроль выполнения домашних заданий. | На каждом уроке |
6 | Проведение занятий по русскому языку по разделам программы, вызвавшим наибольшее количество ошибок: -лексика и фразеология, лексическое значение слов, фразеологические обороты, синонимы, антонимы, омонимы -морфемный и словообразовательный разбор; орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов, полногласие в словах, употребление гласных после шипящих -правописание суффиксов различных частей речи; -синтаксис: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения; грамматические основы в предложениях разных видов; - ССП, СПП, БСП: их отличительные особенности, знаки препинания в них; -знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, сравнительных оборотах; - знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением | Консультация. Дополнительные занятия по графику |
7 | Комплексный анализ текстов. | По плану |
8 | Методика написания изложения | По плану |
9 | Методика написания сочинения-рассуждения | По плану |
10 | Строение сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением-рассуждением. | По плану |
11 | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой. Выражение собственного мнения, аргументация. | По плану |
12 | Осуществление речевого самоконтроля. Умение оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать собственные тексты. | По плану |
13 | Работа по заполнению бланков | С начала учебного года. |
14 | Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учеником во время тестирования. | С начала учебного года. |
15 | Совет профилактики. Ежемесячный отчет родителей о мероприятиях, проводимых ими для получения положительного результата. | С начала учебного года |
Директор школы:_______________/ ./
Предварительный просмотр:
Как вести себя во время сдачи экзаменов в формате ГИА
Экзаменационные материалы состоят их трёх частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
Итак, позади период подготовки. Не жалей 2 – 3 минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать код школы и т.п.) От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текстов в бланке и пр.)
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в задании которых не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Так ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном изображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по всем лёгким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой – то ответ другим, то интуиции следует доверять. При этом выбирай такой вариант, который на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заменить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
Распределение заданий ГИА по русскому языку по частям работы
Часть работы | Кол – во заданий | Уровень сложности заданий | Кол – во времени, данное на выполнение | Тип заданий |
Часть 1 | 1 | Базовый | 1 час | Изложение |
Часть 2 (А) | 7 | Базовый | 30 мин | Задания с выбором ответа |
(Б) | 12 | Повышенный | 1 час | Задания с кратким ответом |
Часть 3 | 1 | высокий | 1.5 часа | Задания с развёрнутым ответом (сочинение на лингвистическую тему) |
Итого | 20 | 4 часа |
Содержание учебного курса
Содержательные блоки ГИА по русскому языку | Количество заданий |
Текст | А1 |
Лексика | А2, В1 |
Фразеология | А3 |
Фонетика | А4 |
Орфография | А5, А6, А7 |
Синтаксис | В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9 |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР Директор МБОУ
_______Т.О.Мальжунова «Далахайская ООШ»
________ Э.Г. Цыренова
ПЛАН ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(2016-2017 учебный год)
Учитель: В.В. Цыбикова
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-го класса к прохождению итоговой аттестации
Задачи: обобщение и систематизация знаний по русскому языку; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Примечание.
При составлении плана подготовки к итоговой аттестации учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
№ | Тема занятия | Сроки | Форма занятий | Виды деятельности |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | сентябрь | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | сентябрь | Мини-лекция, практикум | Работа в группах, анализ сочинений. |
|
|
|
| |
3 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | сентябрь | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
4 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | сентябрь | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
5 | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | октябрь | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
6 | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | октябрь | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. |
7 | Задание 1. Выбор приемов сжатия. | октябрь | Практикум, изложение | Создание текста, оценивание |
|
|
|
| |
8 | Задание 15. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. | ноябрь | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
9 | Задание 15. Учимся формулировать тезис. | ноябрь | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
10 | Задание 15. Учимся аргументировать. | ноябрь | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
11 | Задание 15. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | ноябрь | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
12 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Задание 2. | декабрь | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
13 | Анализ текста. Лексическое значение слова. Задание 3. | декабрь | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
14 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Задание3. | декабрь | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
15 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Задание 4. | январь | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание 5. | январь | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
17 | Словосочетание. Задание 6. | февраль | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
18 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Задание 7. | февраль | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
19 | Осложнённое простое предложение. Задание 8. | февраль | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
20 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Задание 9. | март | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
21 | Синтаксический анализ сложного предложения. Задание10. | март | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
22 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях. Задание 11 | апрель | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
23 | Синтаксический анализ сложного предложения Задание12. | апрель | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
24 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. Задание 13,14. | май | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
Литература, материалы:
- Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР Директор МБОУ
«Далахайская ООШ»
_______Т.О. Мальжунова _______ Э.Г. Цыренова
Календарно-тематический план
подготовки учащихся 9а класса
к ОГЭ по русскому языку
2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема | Сроки | Количество часов |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы | 4.10 | 1 |
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа | 4.10 | 1 |
3 | Текст как речевое произведение | 11.10 | 1 |
4 | Смысловая и композиционная целостность текста | 11.10 | 1 |
5 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 18.10 | 1 |
6 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров | 18.10 | 1 |
7 | Грамматические нормы (морфологические нормы) | 25.10 | 1 |
8 | Грамматические нормы (синтаксические нормы) | 25.10 | 1 |
9 | Лексические нормы | 1.11 | 1 |
10 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 1.11 | 1 |
11 | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 15.11 | 1 |
12 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 15.11 | 1 |
13 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | 22.11 | 1 |
14 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 22.11 | 1 |
15 | Выбор приемов сжатия | 29.11 | 1 |
16 | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему | 29.11 | 1 |
17 | Учимся формулировать тезис | 6.12 | 1 |
18 | Учимся аргументировать | 6.12 | 1 |
19 | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему | 13.12 | 1 |
20 | Пишем сочинение на лингвистическую тему | 13.12 | 1 |
21 | Пишем сочинение на лингвистическую тему | 20.12 | 1 |
22 | Текст как речевое произведение.Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста | 20.12 | 1 |
23 | Выразительные средства лексики и фразеологии | 27.12 | 1 |
24 | Анализ средств выразительности | 27.12 | 1 |
25 | Правописание приставок | 17.01 | 1 |
26 | Слитное, дефисное, раздельное написание | 17.01 | |
27 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 24.01 | 1 |
28 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 24.01 | 1 |
29 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 31.01 | 1 |
30 | Правописание суффиксов | 31.01 | 1 |
31 | Словосочетание | 7.02 | 1 |
32 | Виды связи слов в словосочетании | 7.02 | 1 |
33 | Предложение | 14.02 | 1 |
34 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 14.02 | 1 |
35 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 21.02 | 1 |
36 | Осложнённое простое предложение | 21.02 | 1 |
37 | Предложения с однородными членами | 28.02 | 1 |
38 | Предложения с обособленными определениями | 28.02 | 1 |
39 | Предложения с обособленными обстоятельствами | 7.03 | 1 |
40 | Предложения с обособленными дополнениями | 7.03 | 1 |
41 | Предложения с вводными словами и вставными конструкциями | 14.03 | 1 |
42 | Предложения с обращениями | 14.03 | 1 |
43 | Пунктуационный анализ | 21.03 | 1 |
44 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 21.03 | 1 |
45 | Синтаксический анализ простого предложения | 4.04 | 1 |
46 | Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях | 4.04 | 1 |
47 | Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях | 11.04 | 1 |
48 | Синтаксический анализ сложного предложения | 11.04 | 1 |
49 | Сложные предложения с сочинительной связью | 18.04 | 1 |
50 | Сложные предложения с подчинительной связью | 18.04 | 1 |
51 | Сложные предложения с бессоюзной связью | 25.04 | 1 |
52 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | 25.04 | 1 |
53 | Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением | 2.05 | 1 |
54 | Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением | 2.05 | 1 |
55 | Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением | 7.05 | 1 |
56 | Выполнение тренировочных тестовых заданий | 7.05 | 1 |
57 | Написание сжатого изложения | 16.05 | 1 |
58 | Написание сочинения-рассуждения | 16.05 | 1 |
59 | Репетиционная экзаменационная работа | 23.05 | 1 |
60 | Репетиционная экзаменационная работа | 23.05 | 1 |
Учитель В.В. Цыбикова
Предварительный просмотр:
Тест ГИА по русскому языку 9 класс с ответами
Часть 2
Прочтите текст и выполните А1 —А7; В1 — В14 |
(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку двору, дому. (2)Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца.
(3)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (6)Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского переулка был особый парень, и чистопрудный — особый, и покровский — особый, и старосадский — особый. (10)А этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, — стало быть, никакой.
(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё равно не будет того, чем богата — до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва: связи с прошлым. (13)Вот почему так важно сохранить исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры деяния предков, героическая боль многострадальной русской столицы и нетленная красота. (15)Пусть молодой человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя старины в благородной патине, он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы, где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы, таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены, Юсуповы штаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь, надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему, исполниться их прелести и важности.
(Ю.Нагибин)
А1. Для чего автор использует в тексте книжную лексику («ЛИКАМИ старинных зданий, Юсуповы ПАЛАТЫ, ИСПОЛНИТЬСЯ их прелести и важности»)?
1) Чтобы продемонстрировать своё знание книжной лексики,
2) Чтобы создать облик отарой Москвы.
3) Чтобы придать изложению научность.
4) Чтобы познакомить современников с историей Москвы.
А2. В каких предложениях содержатся основные мысли, объединяющие второй и третий абзацы?
1) 12 2)4,14 3) 5, 12 4)7,15
A3. В каком из высказываний, приведённых ниже, содержится ответ на вопрос «Почему важно сохранить исторический образ города?»
1) Чтобы заслужить похвалу горожан,
2) Потому что будет меньше расходов на строительство новых зданий.
3) Потому что в нем сохраняется связь с прошлым.
4) Потому что в старинных зданиях снимают фильмы на исторические темы.
А4. Какое значение имеет слово НЕТЛЕННАЯ в прочитанном тексте (предложение № 14)?
1) незабываемая 3) загадочная
2) необыкновенная 4) никогда, не исчезающая, вечная
А5. В каких предложениях текста указаны причины отсутствия гордости за свою малую родину у молодых людей; живущих в новых микрорайонах?
1) 5.6 2)9,10 3) 12, 13 4) 15, 16
А6. О каком человеческом чувстве говорится в предложениях 1-2?
1) интернационализм 2) национализм 3) патриотизм 4) эгоизм
А7. В каком варианте ответа указаны оба средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 1—5?
1) синтаксический параллелизм, эпитет
2) градация, метафора
3) устаревшая лексика, однородные члены
4) фразеологизм, сравнительный оборот
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. |
В1. Замените фразеологизм ОСКОМИНУ НАБИЛА из предложения 1 стилистически синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 9—13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-».
В4. Из предложений 14—16 выпишите олово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
B5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Наверное,(1) оскомину набила фраза,(2) что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу,(3)улице,(4) переулку,(5) двору,(6) дому.
В6. В приведённом ниже предложении, из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Растёт парень в своём микрорайоне,(1) где есть и кино,(2) и парикмахерская,(3) и библиотека ,(4) но этому парню нечем гордиться,(5) жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, (6) особости, он такой же,(7) как у всех.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложении!.
Пусть молодой человек,(1) уроженец микрорайона,(2) не увидит вокруг себя старины в благородной патине, (3) он сядет в поезд метро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,(4) где на него глянет история задумчивыми ликами старых зданий.
В8. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (предложение 7), подстроенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
В10. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами, имеющими при себе обобщающее слово. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 5—11 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
B12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
В13. Среди предложений 3—9 найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого (этих) предложения(-ий).
В14. Среди предложений 1—12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2. |
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль устаревших и книжных слив в публицистической и художественной речи».
Ознакомьтесь с мнением Любы и Тани о роли устаревших и: книжных слов в публицистической и художественной речи.
Люба: «Проходили мы недавно на уроке: литературы «Капитанскую дочку» Пушкина, и столько там слов непонятных, которые только в книжках увидеть можно. Никто их не употребляет. И зачем они нужны?»
Таня: «Пушкин ведь почти два века назад писал, и слова тогда другие в русском языке были. Сейчас их редко употребляют, но знать их надо. Надо для того, чтобы мы знали историю нашу»
(Архаизмы (устаревшие слова) используются в научных трудах, а также в художественных произведениях на историческую тему, где служат выразительным средством, способствуют достоверному изображению эпохи. Придают тексту торжественную, возвышенную окраску: «нетленная» (предложение 14)- не подверженная разложению, не сгнившая (устаревшее); никогда не исчезающая, вечная (высокого стиля); «ликами» (предложение 15)- лицами (устаревшее и высокого стиля); «палаты» (предложение 16)- большие богатые здания, помещения (устаревшее); «исполниться» (предложение 16)- проникнуться, наполниться каким-то чувством (устаревшее)
С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл фразы текста: «Но как бы ни выглядели новые микрорайоны, в них всё равно не будет того, чем богата - до сих пор богата, несмотря на все тягчайшие потери,- старая Москва: связи с прошлым»
№ задания | ответ |
В1 | надоедать |
В2 | растет |
В3 | никакой |
В4 | коренную |
В5 | 3,4,5,6 |
В6 | 4 |
В7 | 4 |
В8 | личность человека |
В9 | важно сохранить |
В10 | 1 |
В11 | 11 |
В12 | 3 |
В13 | 4,7 |
В14 | 2 |
№ задания | Ответ |
А1 | 2 |
А2 | 1 |
А3 | 3 |
А4 | 4 |
А5 | 1 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.
Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...
9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...
Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.
Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...
Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.
Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...