Урок 7 класс "Дефис в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Антонова Юлия Ивановна

Урок объяснения нового материала по теме "Дефис в наречиях"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defis_v_narechiyah.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Дефис в наречиях

Дидактическая цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению условий написания дефиса между частями слов в наречиях.

Задачи:

        1. Обучающие:

- создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

- организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме.

          - повторить орфограммы, связанные с написанием с наречий

          - повторить написание существительных, прилагательных, местоимений через дефис

          - познакомиться с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях

          - формировать навыки написания дефиса между частями слова в

наречиях

          2. Развивающие:

          - развивать внимание, память, аналитическое мышление, умение

аргументировать, доказывать

          - развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе      актуализации знаний по данной теме

         3. Воспитательные:

           - воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.  

          - воспитывать любовь к родному языку, родной природе

Ход урока

I Организационный момент.

-Здравствуйте.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием наречий.

- Оформите классную работу.

У   доски три учащихся подбирают примеры и готовят ответ по изученным  орфограммам  наречия:

  НЕ  с  наречиями                         О-Е  после  шипящих                - Н- и -НН- в наречиях  

                                                           на  конце  наречий

II Актуализация  знаний  учащихся.

  1.  -Расскажите,  что  мы  знаем  о  наречии?

       -В  чём  особенность  этой  части  речи? Какой  морфемы  нет  у  наречия?

       -Какие  способы  образования  наречий  нам  известны?

 2.  -Мы  изучили  4  орфограммы  наречий.  Вспомним  эти  правила.

         (Учащиеся  у  доски  рассказывают  правила.)

3.  -Какую  изученную  орфограмму  мы  не  повторили? (О-А в  суффиксах  наречий.)

     -Проверим  Д/з  упр.442(одна  тетрадь  на  оценку.)

     -Расскажите  правило  написания  суффиксов  -О,-А  в  наречиях.

       

III  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте слова. В чем сходство этих слов?

Диван-кровать, северо-восток, темно-зеленый, русско-английский.

-Кто догадался, какая тема урока?

 -Запишите  тему  и  сформулируйте  цель  урока.

 -Итак, сегодня   мы  должны  узнать, какие  наречия  пишутся  через  дефис.

IV  Объяснение  нового  материала.    

- Наречие - любопытная  часть  речи. Мы  знаем  , что  наречие не  изменяется, значит  у  наречия  нет  окончаний  и  предлогов.  Приставка  у  наречия  пишется  по-разному:  слитно,  раздельно,  через  дефис.

На  доске:

В  одиночку,  поодиночке,  шли  по-одному.

  1. Взглянул  по-новому,  сделал  по-своему.
  2. Говорил  по-русски.
  3. Во-первых,  в-третьих.
  4. Чуть-чуть,  видимо-невидимо.

Исключения:  бок  о  бок,  точь-в-точь.

- Пользуясь  записями  на  доске,  расскажите,  какие  наречия  пишутся  через  дефис.

   V Закрепление  нового  материала.

       - Используя  указанные  морфемы, от  прилагательных  и  местоимений  образуем  и  запишем  несколько  наречий.

                               

На  доске:

Прежний, дружеский, соседский, хороший, мой.

       -Почему  данные  наречия  пишутся  через  дефис?

       -Какие  пункты  орфограммы  не  встретились?

VI Дополнительные  сведения  по  изучаемой  теме.

  1. -Нельзя  путать  наречие  с  прилагательным.

           -Сравним  2  словосочетания.  Какие  похожие  слова  здесь  встретились?

(По)новому  пути

Сделал  (по)новому.

  -Как  отличить  наречие  от  прилагательного?

   (1. Наречие  зависит  от  глагола,  а  прилагательное  от  существительного.

    2.  Наречие  отвечает  на  вопрос  КАК?  ,а  прилагательное-  КАКОЙ?

    3.  Наречие  является  обстоятельством,  а  прилагательное-  определением.)

- Почему  важно  не  спутать  наречие  с  прилагательным?

 VII Работа  по  учебнику.

№452(самостоятельно)

      Проверка.

VIII Закрепление  изученного.

Прочитайте  наречия:

        Далеко-далеко

        еле-еле

        едва-едва

        крест-накрест

        мало-помалу

        видимо-невидимо.

- Почему  эти  наречия  пишутся  через  дефис?

- Обратите  внимание, что перед вторым  корнем  может быть приставка.

-Составим  и  запишем  словосочетания   с  данными   наречиями,  используя  слова  для  справок.

Слова  для  справок:

Прорастали,     уехал,                 исправились,       налетело,              слышно,            положили.

(едва-едва),    (далеко-далеко), (мало-помалу), (видимо-невидимо),(еле-еле),    (крест-накрест)

IX Самостоятельная  работа  на  карточках.

 - Расскажите,  какие  наречия  пишутся  через  дефис?

 -Не забудем,  что  не  все  наречия  пишутся  через  дефис. Есть  и  слитные  написания.

Карточка

Задание:  на  месте  пропуска  в  наречии  поставьте  дефис  или  напишите  слитно,  обозначая  орфограмму.

         Долго  не  хотелось  просыпаться. Мало__ помалу   открыл  глаза  и  увидел  по__весеннему  яркий  свет. Это  на  оконном  стекле  прыгали  солнечные  зайчики. С  улицы  едва__едва   доносились  звуки  первой  капели, точь__в__точь  перезвон  стеклянных  палочек. По__настоящему  весна  ещё  в__переди. А  это  только  её  мартовская  улыбка.

- Проверка  карточки.

- Определите  тему  текста, основную  мысль.

- Озаглавьте  данный  текст.

- Определите  стиль  речи  и  тип  речи.

- Найдите  в  тексте  сравнение  и  метафоры.

Дополнительная  карточка

Задание:  на  месте  пропуска  в  наречии  поставьте  дефис  или  напишите  слитно,  обозначая  орфограмму.

- по_французски

-по_меньше

-во_вторых

-далеко_далеко

-улыбнуться  по_дружески

-в_третьих

-по_лучше

-бок  о  бок

чуть  чуть

X  Подведение  итогов.

-Вспомним,  какую  цель  мы  ставили  в  начале  урока.

-Достигли  мы  цели?

-Расскажите,  какие  наречия  пишутся  через  дефис.

Д/з  параграф  118, упр.№450(1-5)  или  сочинить   сказку ,используя наречия с дефисом.

-Найдите    упражнение,  прочитайте  задание. У  кого  есть  вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Наречие" в 10 классе

Урок дан в 10 классе по теме "Наречие".  На уроке  определяются морфологические признаки и синтаксическая роль наречий; формируется умение находить наречие в тексте. Развивающ...

Урок-семинар по наречию

Урок-семинар по теме «Наречие»  I.                Вопросы (вывешиваются за 7-10 дней).1.   Какие в ...

Зачётный урок по теме "Наречие" "Звёздный час наречия"

Зачетный урок по русскому языку для учащихся 7 класса...

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

Обобщающий урок по теме «Наречия» Урок русского языка в 7 классе

Цель данного урока:Обобщить и систематизировать изученное о наречии как о самостоятельной  части речи.Формировать навыки составлять паспорта наречия.Прививать интерес к изучению русского языка....

Открытый урок и презентация к уроку "Степень сравнения наречий"

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения....

Открытый урок по теме "Наречие", урок-обобщение в 7 классе

Аннотация Особенностью предлагаемого материала является личностно – ориентированный подход, который реализуется в системе творческих работ, в форме кооперативного обучения, что предполагает...