Сочинение на ЕГЭ. Проблема текста.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Познакомить с учащихся 10-11 классов с типами проблем текста; расширить представление о способах формулирования проблем текста; познакомить с типичными ошибками при формулировании проблемы текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор Выявление и формулирование проблемы - важнейший этап работы над сочинением Проблему вы должны прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения Дорогой выпускник! Презентация поможет тебе подготовиться к экзаменам. Она познакомит тебя с типами проблем текста, способами их выявления, а также с типичными ошибками при формулировании проблем текста
Типы проблем философские политические социальные экологические нравственные эстетические самые общие вопросы развития общества, природы, человека смысл жизни познание и самопознание свобода и от- ветственность человек и история человек и культура устройство и жизнь общества социальная справедливость/ несправедливость создание правового государства соблюдение прав человека прогресс и общество наука и общество деятельность государственной власти политика государства гражданское общество демократия международные конфликты разоружение терроризм национализм шовинизм духовная жизнь человека, взаимоотношения людей взаимодействие человека и окружающей среды восприятие человеком прекрасного эгоизм и гуманизм доброта и жестокость духовность и бездуховность честь и бесчестье дружба и предательство любовь и ревность конфликт поколений (отцы и дети) взаимосвязь человека и природы глобальная экологическая катастрофа потребительское отношение к природе экология культуры экология языка восприятие искусства воспитание эстетического вкуса духовность в искусстве чтение массовая культура, телевидение, Интернет
Способы выявления проблемы публицистического текста Прочитайте текст, выделите фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему. Проверьте себя, нажав на карточку с текстом. Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. ( По В. Распутину ) Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. ( По В. Распутину )
Способы выявления проблемы художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть – равнодушие, чёрствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова 1 способ
Способы выявления проблемы художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста 2 способ
Как сформулировать проблему? самостоятельно Если проблему можно сформулировать кратко, подойдёт конструкция «проблема +существительное в род. падеже» , например: Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает задуматься над проблемой отцов и детей. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений , например: Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает читателям задуматься над проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов? процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст … указать номера предложений из текста Если в тексте можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание проблемы Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются его «подогнать» под известные им проблемы. Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше алгоритмы выявления проблемы. 4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос 5. Подмена формулировки пересказом Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает пересказа исходного текста. 2. Неумение сформулировать проблему 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Чтобы избежать этой ошибки, необходимо перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
Типичные ошибки при формулировании проблемы текст Прочитайте текст, сформулируете проблему. История человечества – это история его культуры, поэтому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по враждебной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них –благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, а в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия. ( По Н. Самвелову )
Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов . В тексте Н .Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблему текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна ); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема » (правильно поднимается проблема ); грамматическая ошибка – « проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры? 2. Неумение сформулировать проблему Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательно чтение, неумение отделять главную информацию от второстепенной. Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Типичные ошибки при формулировании проблемы 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы ( проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора. 4. Подмена проблемы авторской позицией Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова ( культура, покушение на культуру, уничтожение культуры ) и опираясь только на информацию последнего предложения Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Типичные ошибки при формулировании проблемы 5. Подмена формулировки проблемы пересказом Проблема текста заключается в том что история человечества – это история его культуры . А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений. Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
Что проверяет эксперт? Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно . Если есть ошибки с понимании текста, и следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов. ВНИМАНИЕ Если вы получили 0 баллов по критерии К1, вы получаете также 0 баллов по критериям К2,К3,К4. № Критерии оценивания ответа К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать проблему ни одну из проблем исходного текста. 0 Баллы
Удачи на экзаменах! Завершить показ
Использованные материалы: Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «ЕГЭ Русский язык Сочинение на ЕГЭ Курс интенсивной подготовки» http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl205.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.
Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах....
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С....
Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""
Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...
Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста
Презентация. Пдготовка к написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с проблемой текста....