Олимпиада по русскому языку 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс (школьный этап) с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 16.98 КБ |
olimpiada_russkiy_yazyk_5_klass_otvety.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада
русский язык( школьный этап)
2017- 2018 учебный год
5 класс
1. Как известно, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк, совпадение конечных гласных и следующих за нимисогласных. Объясните, почему рифмуются выделенные словав указанных строках, несмотря на то, что конечные согласные
звуки в них не всегда совпадают. Назовите автора этих строк.
«Бабушка, постой немножко», –
Ей кричит она в окошко…
…Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Оценка: 0,5 балла.
2. Объясните, почему в пословице: « Не трудиться, так и хлебане добиться»только четыре мягких согласных звука.
Оценка: 0,5 балла.
3. Отгадайте загадки-шутки.
1) За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?
2) За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?3) Ради какого звука замечательный русский изобретатель А.С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи проводов?
Оценка: 0,5 балла за каждый ответ.
4. Известно, что на стыке корня и приставки иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писатьтройные согласные?
Оценка: 1 балл.
5. Найдите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.
Перелетный, приносит, прочитаешь, прибрежный, полосонька, поговоришь, напишешь.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
6. Объясните разницу между словами черкешенка и черкеска, китаянка и китайка, кореянка и корейка, кубанка икубинка. В каком значении может употребляться слово венгерка?
Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова. Максимальная оценка 4 балла.
7. Могут ли быть существительными прилагательные: белый, красный, черный, молодой, новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой? Приведите примеры.
Оценка: по 0,5 балла за каждый пример; 1 балл за объяснение.
Максимальная оценка 6 баллов.
8. Найдите устаревшие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина ≪Руслан и Людмила≫. Что они означают?
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
…К устам она прижала перст;
Казалось, умысел ужасный
Рождался… Страшный путь отверст:
Высокий мостик над потоком
Пред ней висит на двух скалах…
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
9. Какое значение имеет порядок слов в следующих предложениях и словосочетаниях?
1) Спокойное море. – Море спокойное.
2) Незабываемая встреча. – Встреча незабываемая.
3) Мы писали сочинение два часа. – Мы писали сочинение часа два.
Оценка: 2 балла.
10. Определите, где подлежащее, а где дополнение. Что произойдет с подлежащим и дополнением, если их поменять местами?
1) Паровоз тянет электровоз.
2) Электровоз тянет паровоз.
3) Грузовик везет на буксире самосвал.
4) Самосвал тянет на буксире грузовик.
5) Весло задело платье.
6) Платье задело весло.
Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение; 1 балл за объяснение. Максимальная оценка 2,2 балла.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 21,3.
Предварительный просмотр:
Олимпиада русский язык 5 класс( ответы)
1. Приведены строки из ≪Сказки о мертвой царевне≫ А.С. Пушкина. Выделенные слова рифмуются потому, что в конце их звонкие согласные произносятся глухо (оглушаются):немн[о́шкъ] –ок[о́шкъ]; налило[с’] – наскво[с’].
Оценка: 0,5 балла.
2. В приведенной пословице только четыре мягких согласныхзвука: [н’], [д’], [л’], [б’], потому что -тьсяв глаголах произноситсятвердо – [цца], а так и произносится [такы].
Оценка: 0,5 балла.
3. Отгадки: 1) залп (за л п); 2) зал (за л); 3) радио (ради о).
Оценка: 0,5 балла за каждый ответ.
4. В некоторых словах следовало бы писать тройные согласные, потому что в одной морфеме уже есть удвоенная согласная.
Например: одес(с)-ский, рас-(с)сориться, пятитон(н)-ный и др.
Оценка: 1 балл.
5. Пере-лет-н-ый, про-чит-а-ешь, при-бреж-н-ый.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
6. Черкешенка– национальность, черкеска – одежда, китаянка – национальность, китайка – сорт ткани, кореянка – национальность, корейка – свиная или телячья грудинка, кубанка – шапка, кубинка – жительницаКубы.Кроме обозначения
национальности слово венгерка может означать верхнюю одежду, танец или сорт сливы.
Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова. Максимальная оценка 4 балла.
7. Перечисленные прилагательные иногда могут выступатьв значении существительных. Например:белые и красные – названия войск в Гражданскую войну (Белые перешли в наступление.Красные освободили казачью станицу).Белые и черные – о цвете кожи (Белую работу делает белый, черную работу – черный).
Молодые– жених и невеста (Гости поздравили молодых). Новоеи старое – о передовом и отсталом в жизни (Новое пробивает себедорогу.Староеуходит в историю).Хорошее и плохое – о достоинствах и недостатках (В каждом человеке есть и хорошее, и плохое).
Прямаяи кривая – линии (Две прямые параллельны.Нарисуйтекривую).
Оценка: по 0,5 балла за каждый пример; 1 балл за объяснение.
Максимальная оценка 6 баллов.
8. Персты – пальцы; перловый венец – жемчужный венец(перл – жемчуг); чело – лоб; взор – взгляд;уста – губы; отверст –открыт.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
9. В первом и втором предложениях от порядка слов зависит тип предложения. Если прилагательное стоит перед существительным, то оно является определением и предложениераспространенное, с подлежащим и определением: Спокойноеморе и Незабываемая встреча. Если прилагательное стоит послесуществительного, оно является сказуемым, а предложение двусоставное нераспространенное: Море спокойное и Встреча незабываемая.
В третьем предложении от порядка слов зависит обозначение периода времени. Мы писали сочинение два часа – точное обозначение времени. Мы писали сочинение часа два – приблизительноеобозначение времени.
Оценка: 2 балла.
10. Подлежащие и дополнения.
1) Паровоз тянет электровоз.
2) Электровоз тянет паровоз.
3) Грузовик везет на буксире самосвал.
4) Самосвал тянет на буксире грузовик.
5) Весло задело платье.
6) Платье задело весло.
В подобных предложениях подлежащее стоит на первомместе, дополнение – на втором. Если поменять местами под-лежащее с дополнением, то подлежащее станет дополнением, а дополнение – подлежащим, если это не противоречит смыслу
предложения. Так, в предложении Село украшает сад подлежащим является слово сад, здесь от порядка слов ничего не изменится.
Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение; 1 балл за объяснение. Максимальная оценка 2,2 балла.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 21,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...