Целеполагание в решении заданий ОГЭ по русскому языку и алгоритмизация работы.
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Линева Евгения Викторовна

      Размещенная здесь статья посвящена инструментам подготовки учеников 9х классов к ОГЭ по русскому языку, которые после восьмого класса идут учиться по профессиям в образовательные учреждения НПО и ДПО и имеют трудности по предмету. В статье описан инструмент, помогающий подготовить детей к сдаче - это целеполагание и использование алгоритмов при решении каждого задания и всех заданий в целом. С удовольствием делюсь с Вами опытом! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmizatsiya_vypolneniya_zadaniy_oge.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание в решении заданий ОГЭ по русскому языку и алгоритмизация работы.

        Ко мне приходят дети из разных школ нашего города, приходят в надежде на то, что их подготовят и они сдадут ОГЭ по русскому языку, хотя почти все из школ вышли с тройками по русскому, а то и с двойками. После первых диагностических работ, проведенных у этих детей, действительно, понимаешь, что ОГЭ по русскому сдать для них – подвиг, т.к. многие из них, к сожалению, не знают даже элементарных правил орфографии. И как настоящий педагог может подвести надежды этих детей?! Это вызов для педагога, потому что за 9 учебных месяцев необходимо добиться результата вместе с ними и открыть дорогу в будущее. А как это сделать? …

        Как  уже писала ранее, я 13 лет проработала со взрослыми, а именно: развивала их и обучала. Когда передо мной встала задача за 9 месяцев подготовить детей к ОГЭ так, чтобы они сдали, я пришла к выводу, что их необходимо готовить так же, как и взрослых: через целеполагание и алгоритмизацию. Почему? Потому что после решения ими пробников ОГЭ  было выявлено, что, прочитав задание, дети не понимают, что должно быть на выходе, что должно быть результатом этого задания. Например, в задании, где необходимо в ответ выписать слово, они в ответ выписывают номер предложения, или наоборот. И стало ясно, что необходимо их натренировать на то, чтобы они научились видеть конечный результат каждого задания, соответствующий заданным критериям из самого задания. А натренировать можно только при помощи алгоритма.

        Приведу пример.

                                                              ЦЕЛЬ                                   МАРКЕРЫ

Из предложений 55–57 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –  звонкости последующего согласного.

Это задание из вариантов ОГЭ. Как нам с ним работать, чтобы нацелить на результат, т.е. чтобы дети поняли, что должно быть результатом.

 - (У) Ребята, прочитайте внимательно задание и скажите, что должно быть результатом его выполнения? Напоминаю, что результатами выполнения заданий ОГЭ могут быть цифры (а), слово, словосочетание, грамматическая основа.

 - (Р) Результатом должно быть слово.

 -  (У) Правильно! Т.е. Мы что запишем в ответ?

 - (Р)  Слово!

 - (У)  Молодцы! Как Вы поняли, что ответ – это слово?

 - (Р) В тексте задания написано «Выпишете слово».

 - (У) Отлично! Т.е. сам автор-составитель как будто нам говорит: «Ребята, выпишите в ответ слово». А почему слово, а не слова?

 - (Р) Потому что – в единственном числе используется само слово в задании.

 - (У) Правильно! Теперь мы знаем, что в ответ мы записываем слово, но какое должно быть это слово? Какие маркеры этого слова изначально заложены в это задание? Напоминаю, маркеры, это те подсказки, которые есть в задании.

 - (Р) Маркер этого задания – слово с одной из приставок с чередующимися согласными на конце.

 - (У) Хорошо! А давайте вспомним эти приставки с чередующимися согласными на конце.

 - (Р) Это все приставки на З и С.

 - (У) Молодцы. Т.е. какую подсказку дает нам автор составитель? Какой результат он закладывает в задание?

 - (Р) Автор говорит: «Ребята, выпишите слово с приставкой на з и с!».

 -  (У) Совершенно верно! Теперь мы полностью поняли результат этого задания, в котором заложена подсказка, поняли цель.  Много ли таких слов в этих предложениях?

55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…

 - (Р) Нет. В этих предложениях всего одно слово с приставкой на з и с. Это слово «растягивая». Именно его мы выпишем.

 - (У)  Совершенно верно! Давайте повторим. Цель – результат задания какой? Маркеры результата в чем заключаются?

 - (Р) Цель – результат – это 1 слово, маркер – слово с приставкой на з и с. ….

В чем же заключается алгоритмизация этого примера и обозначение цели?

1 шаг алгоритма работы с заданием. Прочитать внимательно задание! (К сожалению, многие дети вскользь читают задание).

2 шаг. Понять что необходимо записать в ответ: слово, словосочетание, грамматическую основу или цифру (Ы). Об этом всегда записано в задании, если внимательно читать.

3 шаг. Понять маркеры  (критерии) того слова, словосочетания, грамматической основы, цифры, которые  заложены в задании. Если ребенок учится видеть эти маркеры, то он видит подсказку.

4 шаг. Прочитать внимательно требуемый интервал предложений и найти слова, цифры, которые будут строго соответствовать маркерам, заложенным в задании.

5 шаг. Проверить «находку» на соответствие маркерам, заложенным в задании. Проверить себя.

Получается, что в случае с решением ОГЭ,  алгоритмизация каждого задания – это разбивка каждого задания на мелкие подзадания, и благодаря выполнению мелких логичных подзаданий умение найти в самих заданиях и понять критерии цели, т.е. маркеры.

        Чем хорошо умение видеть цель каждого задания, маркеры каждого задания? Тем, что это снимает, прежде всего, страх у ребенка, страх того, что он никогда в жизни не справится и не сдаст. А почему у него возникает такой страх? Потому что он не понимает, что от него хотят. Но когда мы работаем по алгоритму и внимательно читаем задание, находя цель, ребенок становится в себе уверенным и понимает, что не так все сложно.  Эти тезисы подтверждены результатами моих детей в реальности! 😊


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...

Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Оценивание выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по русскому языку (из опыта работы).

Каждому учителю русского языка необходимо знать:- цели единого государственного экзамена;- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку;- общие научно – методические п...

Помощь в решении 8 задания ЕГЭ по русскому языку

.Помощь в решении 8 задания ЕГЭ по русскому языку...