урок русского языка в 8 классе "Определённо-личное предложние"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Палёная Елена Валерьевна

Представлен сценарий урока с презентацией. В основе - требования ФГОС, развитие коммникативных навыков, навыков по переработке научного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 8 класс

Тема: Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения

Цели:

  1. Дать понятие неопределённо-личного предложения.
  2. Формировать информационную, коммуникативную, самообразовательную и ИКТ-компетентности  учащихся.
  3. Воспитывать здоровый образ жизни, неприятие табакокурения.

Ход урока

I Повторение:

  1. Вопросы по д/з: упр. 110 / 112

  1. Работа с терминами. – М/М

- Объясните, как связаны между собой данные лингвистические термины:

  • инверсия
  • прямой
  • обратный
  • порядок слов в предложении
  1. Игра «Поспорим!» - Д/з

II. Актуализация знаний

  1. «Поспорим!» - м/м
  • Я считаю, что по наличию главных членов предложения бывают только двусоставными
  • Я думаю, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом
  • Я считаю, что главные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство
  1. Характеристика предложений ( по группам). Карточка + м/м

1-я группа: Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28

Сколько зелени и света,

Сколько радости в глазах –

Это к нам вернулось лето,

 Лето красное в цветах!

Зацветают вишня, груша,

И черёмуха цветёт.

Так и хочется послушать,

Как соловушка поёт.

2-я группа: Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28

Вот и день в тишине догорает

Краски меркнут, вдали облака

Позолотой ещё чуть сияют,

Подрумянены солнцем слегка.

В роще пение птиц умолкает,

У обочины дремлет ковыль,

Тихо-тихо луна выплывает,

Как давно позабытая быль.

Только скрип журавля у колодца

Над земной колыбелькою сна,

Да лягушка в ответ из болотца

Запоёт свою песню одна…

- Какие предложения по наличию главных членов встретились вам в предложении? (Односоставные и двусоставные). – Вывод – По наличию главных членов предложения бывают односоставные и двусоставные.

- Обратите внимание на свои односоставные предложения. У кого предложение с составом сказуемого? С составом подлежащего?

- Вывод: Почему предложения так называются: «односоставные» , «двусоставные»? – Потому что в их составе только один главный  член – подлежащее или сказуемое.

III. Изучение нового материала об односоставных предложениях.

  1. Прочитайте материал на стр. 74-75, п.17, изучив схему упр.115, расскажите об односоставных предложениях.
  2. Определённо-личные предложения.

- По схеме упр.115 и материалу на стр. 75 дайте понятие  определённо-личных предложений (Это односоставные глагольные предложения).

-Вдумайтесь в название этого термина: определённо-личные предложения. Что это значит?

(Лицо можно  определить).

- Возьмите листочки на ваших столах и изобразите определённое лицо (Работа в группах, показ карточек с рисунками, одновременно рисуются лица на доске).

IV. Изучение нового материала об определённо-личных предложениях

  1. Работа с учебником: п. 18, стр.75-76.

1-я группа: изучить материал, составить тезисный план

2-я группа: изучить материал, составить вопросный план

  1. Составление таблицы по теме урока. Карточки + м/м

- На основе изученного материала назовите критерии, по которым различаются односоставные глагольные предложения: 1. что называет, выражает глагол-сказуемое; 2. формой какого глагола выражено сказуемое.

(Учащимся раздаются таблицы. 1-я группа заполняет таблицу полностью, 2-я группа заполняет 2 и 4 графы таблицы).

таблица для 1-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

Таблица для 2-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

  1. Определённо-личные предложения

Глаголами 1-го или 2-го лица ед. или множ. числа изъявительного или повелительного наклонения

Защита составленных карточек, начиная со 2-й группы, рассказать од определённо-личных предложениях.

V. Закрепление изученного.

1. упр. 119: 1-2 предложения письменно у доски, остальные – в тетради самостоятельно по группам: 3,4 – 1-я группа, 5,6 – 2-я группа.

2. Упр. 120: устно по цепочке

3. составление синквейнов. Тема: Предложение.

Схема синквейна: м/м

  • слово
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • предложение
  • существительное

например:

  • предложение
  • односоставное, двусоставное
  • делится, бывает, выражает
  • По наличию главных членов предложения бывают односоставным и двусоставным.
  • сказуемое.

VI. Итоги урока

  1. Беседа
  • что нового узнали на уроке?
  • что поняли? не поняли?
  • что было самым интересным в уроке?
  • какую бы оценку за урок вы себе поставили?
  1. Оценки за урок.

VII. Д/З

  1. Упр. 121 – письменно
  2. Сформулировать тезисы для игры «Поспорим!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 КЛАСС Определённо-личные предложения

Слайд 2

Объясните, как связаны между собой данные лингвистические термины: инверсия прямой обратный порядок слов в предложении

Слайд 3

Дать характеристику последнего предложения по плану на стр. 27-28 Сколько зелени и света, Сколько радости в глазах – Это к нам вернулось лето, Лето красное в цветах! Зацветают вишня, груша, И черёмуха цветёт. Так и хочется послушать, Как соловушка поёт.

Слайд 4

Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28 Вот и день в тишине догорает Краски меркнут, вдали облака Позолотой ещё чуть сияют, Подрумянены солнцем слегка. В роще пение птиц умолкает, У обочины дремлет ковыль, Тихо-тихо луна выплывает, Как давно позабытая быль. Только скрип журавля у колодца Над земной колыбелькою сна, Да лягушка в ответ из болотца Запоёт свою песню одна…

Слайд 5

Схема синквейна: слово 2 прилагательных 3 глагола предложение существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...

урок русского языка в 6 классе по теме"Окончания прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах"

Данный урок -  второй по теме "Склонение имён прилагательных женского рода". Форма работы - деловое письмо. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "открытого письма", определют его части, состав...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...