мастер класс мое село, моя школа, моя работа.
классный час по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Салчак Саяна Александровна

мастер класс мое село, моя школа, моя работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.3 КБ
Файл prilozhenie_1_test.docx15.85 КБ
Файл prilozhenie_3_fet.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - открытие

 «Назывные предложения» 8 класс

Тип урока: интегрированный урок первичного предъявления новых знаний

Тема: «Назывные предложения»

Цели:

-познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом  подлежащим (назывные предложения), показать их значение, сферу употребления;

-научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов;

 -проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе.

Задачи:

образовательные:

- дать представление о назывных предложениях;

 - формировать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте, способствовать правильному употреблению их в собственной речи;

- развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

 - обогащать словарный запас учащихся;

воспитательные:

 - вовлечь в активную познавательно-исследовательскую деятельность;

 - совершенствовать коммуникативные навыки;

- воспитывать ценностное отношение к родному языку и слову;

развивающие:

- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры,

дифференцировать;

- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

 - развивать умения формулировать проблему, доказывать свою точку зрения;

- развивать умение применять новые знания;

 - развивать творческие, речевые способностей учащихся;

 - развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные:

1)Знать структурные особенности и особенности   употребления   назывных предложений.

2)Уметь опознавать их в тексте, употреблять в    собственных    высказываниях как средство лаконичного изображения    фактов    окружающей действительности,   характеризо¬вать сферу употребления назыв¬ных предложений.        

УУД:

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные:вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Коммуникативные:формулировать собственное

Личностные: осознать эстетическую ценность русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию

Методы и технологии:

 - догматический метод (слово учителя, рассказ, объяснение);

 - репродуктивный метод;

 - эвристический (беседа, наблюдение, лингвистический анализ, самостоятельный анализ);

 - практические методы обучения( формирование учебно-познавательных умений, графический диктант),

 - методы контроля (самопроверка, взаимопроверка).

Межпредметные связи: литература. 

Ресурсы: ПК учителя; медиа проектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК; раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы

Ход урока

      «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина»

Л.Н.Толстой                                                                                                  

1.Слово учителя

  - Тип нашего сегодняшнего урока – итегрированный  урок – открытие.

Интегр’ировать 1. Объединить (-нять) в одно целое (специал.).

- Что означает  интегрированный урок?

 - Эпиграфом к уроку я взяла слова А.П. Чехова. Как вы понимаете это высказывание? К чему призывал писатель? А вот почему они стали эпиграфом нашего урока, мы скажем в конце урока.

2.Актуализация знаний.

 - Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

 - Какие предложения называются односоставными?

 - Назовите изученные нами виды односоставных предложений.

- Давайте поупражняемся в определении видов односоставных предложений. Выполните тест.

 

  Тестирование (Приложение 1)

- Обменяйтесь тестами и осуществите взаимопроверку.

      10-9 – «5»

8-7 – «4»

6-5 – «3»

4 и меньше – «2»

 - Поднимите руку те, кто выполнил тест на «5», на «4».

 - О чем следует задуматься остальным.

 - Сделайте вывод, исходя из результатов.

3. Формулировка темы и целей урока.

 - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним видом односоставных предложений – назывными (номинативными) предложениями.

Тема урока: «Назывные предложения»

Запишите ее в тетрадь

Попробуйте самостоятельно предположить и сформулировать цели  нашего урока.

Цели урока:

 - выяснить, какие предложения называются назывными;

 - каковы их отличительные признаки.

4. Усвоение новых знаний

Проблемная ситуация.

 - Послушайте внимательно отрывок из песни

  (Отрывок из песни  «Ночь. Шепот. Сонный город.»

Слово учителя

 -  У этой песни есть предисловие.  Напомню, что предисловие, согласно толковому словарю Ушакова, - вступительная часть какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания; то, что  совершается перед чем-то главным.

Предисловием к этой песне  является диалог двух влюбленных, причем, это прозаический текст. На него накладываются, а потом и совсем вытесняют поэтические строки.

- Что вам показалось необычным в этой песне?

Исследовательская деятельность

  - Обратимся к тексту.(Приложение 2)

Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…

Ночь... Шепот... Сонный город...

Окна настежь... Лунный обломок...

Дым... Кофе... Горечь в горле...

Любовь... Тоска... Сердце с кровью...

Звонки... Слезы... Шипы... Розы...

Песок... Часы... Мечты... Звезды...

Земля... Воздух... Люди... Вечность...

Я... Ты... И знак бесконечность...

 

Слово учителя

 -Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными?

Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения.  Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.

 - Где, когда и что происходит в этой песне?

 - А теперь ответьте на вопрос, все ли предложения можно назвать номинативными?

 -   Являются ли назывными предложения с главным членом, выраженным местоимением, назывными?

   Принято считать, что номинативными называются только предложения с подлежащим, выраженным существительным. Случаи с местоимениями относят к неполным предложениям, в которых опущены какие-либо члены предложения, восполняемые из контекста.

   Назывные предложения могут употребляться с конкретно-указательной частицей ВОТ, либо с эмоционально-оценочными частицами КАКОЙ, ВОТ И, ВОТ ТАК, НУ И, ЧТО ЗА и пр.)

Вспомним, хотя бы, басню  И.А. Крылова «Ворона и лисица»:

Ну что за шейка, что за глазки!..

..Какие перушки! какой носок!

- Есть ли в тексте песни назывные предложения с эмоционально-оценочными частицами?

( «Ну что нам год разлуки…»)

5. Промежуточный вывод.

 - Итак, давайте обобщим все выше сказанное. Закончите предложения.

Назывными (номинативными) являются предложения….

Главный член этих предложений выражен….

Назывные предложения могут употребляться…

По наличию или отсутствию второстепенных членов…

Назывные предложения могут быть распространены только…, выраженным….

Назывные предложения нужно отличать…

В конце назывных предложений может ставиться…

6. Физкультминутка

        

7. Закрепление новых знаний, умений и навыков

Назывные предложения в художественных текстах.

Слово учителя

 - Назывные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности. Это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. Особенно широко используются назывные предложения в поэтической речи.

  Поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».

Например, у Александра Блока читаем:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности.

А вот строки А.С. Пушкина:

Мороз и солнце! День чудесный!

Картина прекрасного зимнего утра, которая так и манит на улицу.

Назывные предложения способны передать звуки веселья, праздника.

Балаганы, пни и колья,

Карусельный пересвист.

(С.А. Есенин)

Еще строчки из стихотворения Есенина – певца золотой бревенчатой избы:

Мелколесье, степь и дали.

Свет луны во все концы.

(С.А. Есенин)

Какой простор и широта родного края предстает перед нашими глазами.

А вот Константин Бальмонт рисует нам совсем иной, но не менее впечатляющий пейзаж:

Вечер. Взморье.

Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

( К.Бальмонт).

Слово учителя

Сейчас прозвучит стихотворение А Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись..

Восхищались чем? Удивлялись чему?

Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы, затем попробуйте перевести на родной язык данное стихотворение

Стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»

(Видеоролик)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 (Индивидуальное задание)

 - Найдите в толковом словаре значение слов

Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.

Пурпур – темный или ярко-красный цвет

Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.

Итак, что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса?

Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.

А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Все стихотворение представляет собой  одно  предложение,  состоящее  из однородных  членов  –  подлежащих  (между  ними  ставится  запятая).  Оно  и читается на одном дыхании,  с  перечислительной  интонацией.  Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета.

 - Подчеркните назывные предложения в тексте (Приложение 3)

 

 А. Т. Твардовский «Василий Теркин»

Черновой вариант

Кому смерть, кому жизнь, кому слава,
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый,
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый.

А под нами лежал берег правый,
Снег укатанный, втоптанный в грязь,
Вровень с кромкою льда
. Переправа
В шесть часов началась.

Окончательный вариант

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа.

Задание: 

 - Перед вами черновой вариант поэтического отрывка. Назовите название произведения и автора.

 - Процитируйте окончательный вариант.

 - Сравните обе редакции и выясните, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Почему?

 - Вернемся к эпиграфу нашего урока. Какова связь между ним и содержанием урока?

8. Рефлексия.

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?

 - Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?

 - Что вызвало затруднение?

 - Что вы можете сказать о качестве урока? Достигли мы поставленной цели?

 - Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?

9. Домашнее задание.

 - Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения.



Предварительный просмотр:

Односоставные предложения с гласным членом сказуемым.

Задание: определите тип односоставного предложения.

1. Брожу по набережной снова

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) обобщенно-личное

      2.  Повеет полем, первой бороздой.

А) неопределенно-личное

Б) безличное

В) определенно-личное

      3. Загляну в глаза волжанки.    

А) двусоставное

Б) обобщенно-личное

В) определенно-личное

     4. Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.

А) безличное

Б) обобщенно-личное

В) неопределенно-личное

     5. В Сибири не любят горячку и спешку.  

А) неопределенно-личное

Б) определенно-личное

В) безличное

    6. Весны без грозы не бывает.    

А) определенно-личное

Б) безличное

В) обобщенно-личное

   7. Все грущу о шинели.              

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) безличное

   8. Цыплят по осени считают!

А) безличное

Б) двусоставное

В) обобщенно-личное

   9. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.  

А) неопределенно-личное

Б) определенно-личное

В) безличное

  10. Тянет холодом зимних дней.    

А) безличное

Б) обобщенно-личное

В) неопределенно-личное



Предварительный просмотр:

Приложение 3

А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Приложение 3

А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Приложение 3

А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Как создать сайт школы?»

Меняется окружающий мир, условия, ресурсы, а значит, изменяются и методы управления. Главной составляющей успеха современного руководителя  должны стать инновационные способы управления, «р...

Мастер-класс "Учиться не для школы - для жизни"

Мастер-класс по реализации в учебном процессе метатемы "Проблема"...

Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"

В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....

Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»

Мастер-класс «Издательская деятель­ность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятел...

Мастер-класс "Математика не для школы, а для жизни"

Совершенствование методики преподавания как условие повышения качества образования....

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...