Методические рекомендации к изучению фразеологии в школе (6 класс)
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Методические рекомендации  к изучению фразеологии в школе (6 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  к изучению фразеологии в школе (6 класс)

                                           Эмер Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Радужный

Анализ раздела «Фразеология» в альтернативных школьных учебниках по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.М.Разумовской, В.В.Бабайцевой показал, что их авторы акцентируют в основном внимание на особенностях знаковой природы фразеологизмов (раздельнооформленности плана их выражения, целостности значения, его образности и оценочности) и их системных связях (фразеологической синонимии, многозначности, антонимии), однако лингвокультурологический аспект, способность данных единиц языка отражать духовную и материальную культуру русского народа, в них практически не рассматривается. Кроме того, в представленных учебниках весьма ограничен набор заданий, учитывающих индивидуальные особенности личности ученика – ведущий канал восприятия и ведущее полушарие.

В связи с этим нами разработана и апробирована на уроках русского языка и во внеклассной работе по языку система заданий, направленная не только на формирование и расширение фразеологической компетенции школьника, но и на индивидуализацию такой работы.

Все предложенные задания с учетом реализуемой в ходе обучения образовательной цели мы разбили на три блока:

1.Задания, служащие пополнению словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм (демонстрация через проектор), соединив лексическое значение в 1 колонке с фразеологизмом во 2 колонке.

Объясните значение предложенных фразеологизмов. Составьте с ними предложения: капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту.

Замените данные фразеологизмы антонимичными.

Выходить из себя – ...(взять себя в руки, держать себя в руках).

В первую голову – ...(в последнюю очередь, в конце концов).

Рукой подать – ...(за тридевять земель).

Заварить кашу – ...(расхлебывать кашу).

Засучив рукава – ...(спустя рукава).

Капля в море – ...(видимо-невидимо).

Семи пядей во лбу – ...(без царя в голове).

«Угадай-ка!»

Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь?

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают

( уши)

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле;

на него бросают слова и деньги (ветер)

4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что

вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)

5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные

люди; иногда они выходят из нее сухим (вода)

Задания, составленные с учетом ведущего модального канала восприятия и развивающие креативность мышления учащихся.

Восстановительный диктант

Учитель диктует текст, ученики выписывают встретившиеся в нем фразеологизмы и затем письменно восстанавливают по ним текст (данное задание способствует развитию аудиального канала восприятия, использована методика по восстановлению лакун)

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... того и гляди утащат кусок среди бела дня из-под носа.

Спорили, спорили сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

В слабом классе можно записать фразеологизмы на доске и закрыть их, чтобы позже ученики могли сверить с ними свои записи. Текст, близкий к предложенному с сохранением фразеологизмов, восстанавливался легче теми учащимися, которые при записи фразеологизмов на первом этапе указывали номера предложений.

« Проба пера» (данное задание развивает не только речь, но и креативность мышления)

Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов (фразеологизмы записаны на доске). Примерные тексты объявлений: Вставляю палки в колеса; Обучаю игре на нервах; Куплю хорошо подвешенный язык.

Игра в мяч(рассчитана на развитие кинестетического и аудиального каналов восприятия)

Учитель кидает мяч кому-нибудь из учеников. Ребенок, подобрав слово-синоним, возвращает мяч обратно.

Например, белые мухи (снег), битый час (долго), во весь дух (быстро), держать язык за зубами (молчать), засучить рукава (работать), как сельдей в бочке (много), косая сажень в плечах (могучий), краем уха (мельком), перемывать кости (сплетничать), поджать хвост (испугаться), родиться в рубашке (быть счастливым).

Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес к изучению раздела «Фразеология» в школе, заставляет включиться в работу весь класс, потому что ученики не знают, к кому полетит очередной мяч и какой ФО произнесет учитель.

«Счастливый случай» (данное задание развивает речь учащихся, креативность мышления, а также рассчитано на развитие аудиального канала восприятия).

Учащиеся получают опережающее домашнее задание: найти в словаре 10 фразеологизмов, выучить их и знать, что данные ФЕ обозначают. В начале урока каждый ученик пишет на листочке один фразеологизм, затем все они складываются в коробку. Ребята выходят к доске, берут один листок и, не зачитывая ФО, пытаются объяснить его значение. Класс должен угадать написанный фразеологизм. Игра имеет такое название, потому что кому-нибудь может выпасть «счастливый случай»: вытянет написанный им самим фразеологизм.

3. Задания, направленные на изучение русской фразеологии в лингвокультурологическом аспекте.

«Одень человека»

Используя фразеологический словарь, оденьте человека. Например, голова - по Сеньке и шапка; туловище - плакаться в жилетку, родиться в сорочке; ноги- сапоги всмятку, под каблуком. Объяснить ЛЗ ФО.

Разновидностью подобной работы может быть «Трапеза». Например, сделать котлету, облупить как яичко, дать леща, кислые щи.

«Город мастеров»

Слово учителя: мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий (на карточках записаны фразеологизмы, и ученики должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота).

1) топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку. (Столяр)

2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. (Портной)

3) доводить до белого каления; между молотом и наковальней. (Кузнец)

4) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. (Повар)

5) ставить в тупик; зеленая улица; на всех парах. (Железнодорожник)

6) позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор)

Лото «Эмоции и чувства человека»

Учащимся даются карточки с шестью полями, вверху каждого поля указаны чувства или эмоции человека. Затем учитель читает фразеологические обороты, а ребята должны их записать в нужный квадрат.

любовь        

презрение

гнев        

обида

счастье        

удивление

Используемые фразеологизмы: сквозь зубы, надувать губы, быть на седьмом небе, рвать и метать, вот те раз, носить на руках.

Ответы:

любовь

носить на руках        

презрение

сквозь зубы

гнев

рвать и метать        

обида

надувать губы

счастье

быть на седьмом небе        

удивление

вот те раз!

«Найди пару»

Ученикам предлагаются полярные характеристики значений фразеологических оборотов, а также двенадцать фразеологизмов, спроектированных на экране в хаотичном порядке. Все предложенные фразеологизмы ученики должны сгруппировать по парам.

Характеристики значений:

Сходство – различие

Начало – конец

Множество – меньшинство

Согласие – ссора

Молодость – старость

Правда – обман

Фразеологизмы: Как сельдей в бочке, в один голос, на закате лет, как две капли воды, раскрывать глаза, встречать в штыки, как небо и земля, первые шаги, в самом соку, оставить с носом, кот наплакал, дышать на ладан.

Ответы:

Сходство – различие: как две капли воды - как небо и земля

Начало – конец: первые шаги - дышать на ладан

Множество – меньшинство: как сельдей в бочке - кот наплакал

Согласие – ссора: в один голос - встречать в штыки

Молодость – старость: в самом соку - дышать на ладан

Правда – обман: раскрывать глаза - оставить с носом.

Предложенные нами задания помогут не только разнообразить урок, пополнить словарный запас учащихся фразеологизмами и индивидуализировать работу с учетом психологических особенностей каждого ребенка, но и расширят представления учеников о специфике ФЕ как культурно маркированного языкового знака, содержащего в своем образном основании сведения о культуре, истории и быте русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс

Презентация к уроку   "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе".  Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...

Методическое обеспечение изучения темы "Тригонометрия"в 10 классе на профильном уровне.

Методическое обеспечение изучения темы «Тригонометрия» в 10 классе состоит из тематического планирования для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (4 часа алгебры, 2 часа гео...

Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).

Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

Изучение фразеологии в 10-11 классах

В данной работе представлен теоретический материал по разделу «Фразеология», необходимый педагогу при подготовке уроков, и многочисленные примеры практического материала, в том числе связанного с вари...

Изучение фразеологии в 10-11 классах

В данной работе представлен теоретический материал по разделу «Фразеология», необходимый педагогу при подготовке уроков, и многочисленные примеры практического материала, в том числе связанного с вари...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В 6 КЛАССЕ»

Методическая разработка охватывает один из разделов морфологии – «Имя существительное», раскрывает опыт проведения уроков с использованием личностно-ориентированного и деятельностног...