Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кара-Сал Зоя Аркадьевна

Тема: Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кара-Сал Зоя Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

   МБОУ СОШ с. Элегест Чеди-Хольского кожууна

                                             

Урок литературы в   7 классе

Тема: Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».

Цели: 1) Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа.

2) Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы.

3) Воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим.

Оборудование: презентация о творчестве М. Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Слово учителя.

Определение темы и цели урока:

- Тема нашего сегодняшнего урока «Художественные особенности и юмор в рассказе М. Зощенко «Беда» .

- Исходя из темы урока,  сформулируйте цели урока.

3. Рассказ о писателе.

- С писателем  Михаилом  Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня  вы познакомились с ним поближе и  заинтересовались его творчеством.

       Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых. 

       В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.

- Показ слайдов с фотографиями М. Зощенко и его книг.

- Чем вас удивила личность писателя?

-  Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

- Какими были его рассказы?

Почему нам так смешно, мы сможем понять,  познакомившись с его рассказом «Беда».

4. Литературоведческая подготовка.

- А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним  определения понятий «сатира» и «юмор» (записаны на доске).    

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

- В чем существенная разница этих понятий?

- Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М. Зощенко «Беда».

5. Анализ рассказа  М. Зощенко «Беда».

- Понравился рассказ? Смешной?

- Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.  Может   быть, поэтому у меня много читателей»  Итак, какую особенность  можем выделить?  – краткость

- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый  человек  копит деньги на лошадь.  Покупает её и пропивает).

- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?

- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?

— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.

Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :

— Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.

Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.

Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:

— Продаётся, значится... лошадь-то?

— Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.

— Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?

Торговец сказал цену, и тут начался торг.

Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.

— Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.

— Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.

— А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?

Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:

— Пущай уж, ладно!

Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.

Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— Ваша лошадь... Ведите...

И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— Купил!.. Лошадь-то... … … ... …  его... Торговца-то...

- Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?

- Как он обращается к продавцу лошади?

- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

- Как ведет торг покупатель?

- Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?

- Как он расплачивается за лошадь?

- Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

6. Работа над обобщённым образом сельского мужика.

- Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?

- Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)

- Что же с ним произошло и почему?

- Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).

- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)

- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).

- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).

- Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе). 

7. Рефлексия.

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?

- Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

- Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

- Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

- Как вы понимаете высказывание Н.В. гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

- На что надеется М. Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

- Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

- Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?

Домашнее задание:

  1. Прочитать один и рассказов М. Зощенко подготовить отзыв о нём;
  2. Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...