Урок литературы в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема: Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Кара-Сал Зоя Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Элегест Чеди-Хольского кожууна
Урок литературы в 7 классе
Тема: Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».
Цели: 1) Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа.
2) Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы.
3) Воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим.
Оборудование: презентация о творчестве М. Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. гоголя:
«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».
Ход урока
- Организационный этап
- Слово учителя.
Определение темы и цели урока:
- Тема нашего сегодняшнего урока «Художественные особенности и юмор в рассказе М. Зощенко «Беда» .
- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.
3. Рассказ о писателе.
- С писателем Михаилом Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня вы познакомились с ним поближе и заинтересовались его творчеством.
Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых.
В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.
- Показ слайдов с фотографиями М. Зощенко и его книг.
- Чем вас удивила личность писателя?
- Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
- Какими были его рассказы?
Почему нам так смешно, мы сможем понять, познакомившись с его рассказом «Беда».
4. Литературоведческая подготовка.
- А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним определения понятий «сатира» и «юмор» (записаны на доске).
САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
- В чем существенная разница этих понятий?
- Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М. Зощенко «Беда».
5. Анализ рассказа М. Зощенко «Беда».
- Понравился рассказ? Смешной?
- Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей» Итак, какую особенность можем выделить? – краткость
- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый человек копит деньги на лошадь. Покупает её и пропивает).
- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?
- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?
— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.
Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :
— Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.
Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.
Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:
— Продаётся, значится... лошадь-то?
— Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.
— Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?
Торговец сказал цену, и тут начался торг.
Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.
— Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.
— Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.
— А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?
Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:
— Пущай уж, ладно!
Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.
Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:
— Ваша лошадь... Ведите...
И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:
— Купил!.. Лошадь-то... … … ... … его... Торговца-то...
- Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?
- Как он обращается к продавцу лошади?
- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?
- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?
- Как ведет торг покупатель?
- Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?
- Как он расплачивается за лошадь?
- Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?
6. Работа над обобщённым образом сельского мужика.
- Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?
- Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)
- Что же с ним произошло и почему?
- Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).
- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)
- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).
- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).
- Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе).
7. Рефлексия.
Работа с эпиграфом.
- Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?
- Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?
- Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
- Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.
- Как вы понимаете высказывание Н.В. гоголя:
«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».
- На что надеется М. Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)
- Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.
- Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?
Домашнее задание:
- Прочитать один и рассказов М. Зощенко подготовить отзыв о нём;
- Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...