«Абзац как часть текста. Строение абзаца» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Абзац как часть текста. Строение абзаца»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
- выстраивать композицию рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 31.5 КБ |
презентация | 99.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Абзац как часть текста. Строение абзаца»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Этап урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. 2.Сообщение темы. Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока. - Что такое текст? - Что такое тема текста? - Что такое идея? Где она находит своё отражение? - Какие бывают предложения в тексте? - На какие части делится текст? -Что такое микротема? -Что такое абзац? -Из каких частей состоит абзац? -На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему? Таким образом, мы можем сформулировать тему урока. -Исходя из темы урока, какие цели урока мы перед собой поставим? Помогут нам в этом слова-помощники. Повторим Что такое текст, тема текста, главная мысль, абзац Изучим Строение абзаца Узнаем Название составных частей абзаца Проверим Умение работать с текстом -Что мы должны сделать, чтобы мы достигнуть этих целей? -Где мы сможем применить полученные знания? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Формулируют цели урока. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: - воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; - прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); - учить видеть предмет как часть целого. | 3.Работа в группах, ответы на вопросы - Что такое текст? - Что такое тема текста? - Что такое идея? Где она находит своё отражение? - Какие бывают предложения в тексте? - На какие части делится текст? -Что такое микротема? -Что такое абзац? -Из каких частей состоит абзац? 1.Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2-3.В заглавии текста находит отражение его тема (то есть то, о чём или о ком говорится в тексте) и идея(основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). У текста есть заглавие. 4.Предложения бывают зависимые и независимые 5. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части : вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста). 6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема. | Отвечают на вопросы. Оценивают друг друга. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: -мотивировать учащихся к деятельности; -координировать деятельность учащихся; -контролировать выполнения заданий | 4.Работа с текстом Разделите текст на абзацы, составьте план, выделяя ключевые слова Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши! Проверим задания в парах, глядя на экран проектора -Какой части текста нет? (заключения) -Вспомним уроки лит-ры. Из каких композиционных частей состоит сказка?(зачин, развитие мысли ,концовка) Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания Стр. 62 Чтение правила в учебнике Нашли общее, значит будет легко запомнить Этот материал. | Учатся читать и понимать лингвистический текст. Что заметили в тексте особенного? Анафора эпифора | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
5.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | 5.Комплекс упражнений для глаз. - Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте. | Выполняют комплекс упражнений для глаз. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6. Работа с учебником
1)упр 170 -Определите зачин, концовку, развитие мысли. -Какие исправления вы бы внесли в отрывок? Спишите текст по вашему выбору 2)упр.172(резерв) 3)текст упражнения 165 стр. 62 по заданию учебника. Все ли подтемы соответствуют теме сочинения? Исключите лишние, которые приведут к уходу от заданной темы. | Работа с учебником | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса на листочках Прием рефлексии «Выбор» 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я устал / не устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
8.Домашнее задание. | упр. 167. Сочинение –миниатюра « Самый счастливый день» | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. В тексте всегда есть тема и идея. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и другие средства.
Тема. Идея. Тема текста – это то, о чём говорится в тексте Идея – это главная мысль текста
От чего зависит порядок расположения предложений в тексте?
Независимые и зависимые предложения Независимые предложения -это предложения, содержание которых понятно вне текста Зависимые предложения -это несамостоятельные предложения, они зависят от других и непонятны вне текста
Как определить зависимые предложения? Сигналом зависимости являются разные слова: Союзы – а, и Местоимения – он, тот, это, этот, такой, таков, её Наречия – там, там же, здесь, тут, туда, оттуда, тогда так Повтор Первое предложение текста обычно бывает независимым, самостоятельным
Жаворонок Самая трогательная птица – жаворонок. Наивная и бесхитростная, как ребёнок. И поёт, и радуется, как ребёнок. Простенько, но так чисто! Назовите зависимые и независимые предложения. Какие слова-сигналы вам помогли?
О чем «говорит» содержание предложения? Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого (союзы но, а, зато) Содержание второго предложения может пояснять содержание первого (а именно) Одно предложение может указывать на причину, следствие, цель или условие того, о чём говорится в другом ( вопросы почему? при каком условии? для чего? что из этого следует?
Порядок расположения предложений в тексте Порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения между ними
Микротема Часть одной общей темы называется подтемой или микротемой Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.
Абзац Абзац – 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами ( микротемами ).
Как определить микротему ? Чтобы определить микротему , нужно в каждом абзаце найти ключевое слово или ключевые слова
Строение абзаца В абзаце обычно выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовка)
Как составить план текста? Чтобы составить план текста, действуйте по алгоритму: Прочитайте текст В каждом абзаце подчеркните ключевое слово Выпишите эти ключевые слова по порядку столбиком Попробуйте, опираясь на эти слова, пересказать текст Если получилось, то план составлен верно
Работа с текстом. Разделите текст на абзацы и составьте план. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота ! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши! Подчеркните ключевые слова.
Проверьте себя Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах – красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-маслята растут. Тоже хороши!
Домашнее задание Напишите небольшое сочинение на тему: «Краски осени» Упр.175
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс
Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения ли...
Урок "Подготовка к ЕГЭ части С в 11 классе на основе текста по ЗОЖ
Данный урок подготовлен для проведения в 11 классе. Цель: отработать алгоритм написания сочинения по части С в формате ЕГЭ....
ЕГЭ Часть А13 Строение органческих веществ
Тест в тестовой оболочке. Часть А13 Строение органических веществ. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах орг...
Раздаточный материал по информатике. Тема "Редактирование и форматирование текста. Шрифт. Абзац "
В данном материале представлены готовые разноуровневые практические задания по теме "Редактирование и Форматирование текста. Шрифт. Абзац", которые можно использовать в 5-8 классах как на уроках ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ВИД ТЕКСТА. СТРОЕНИЕ ДАННОГО ТЕКСА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства. Тип урока: развитие речи. ТСО: мультимедийная презентация. Ход урока I. Целеполаган...
урок по биологии на тему "Стебель – часть побега. Строение стебля." 6 класс
даем представление о стебле как осевой части побега и органе проведения питательных веществ; объясняем рос стебля в толщину и длину....