Урок и презентация по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
В папке - конспект урока, презентация и рабочий лист к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_v_bsp.rar | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- « Верно – неверно»
- кластер;
Цели урока
образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование:
компьютерная презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I.Организационный момент.
СЛАЙД 1
1. Приветствие.
Я предлагаю вам выбрать девиз для сегодняшнего урока и записать его в тетрадь. СЛАЙД 2
- Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро.
- Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело!
- Есть терпение – будет и умение.
- Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.2мин
- II. Стадия вызова.
2. Лингвистическая разминка СЛАЙД 3
8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
(4)Кларнет - её любимейший инструмент!
9. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
(18)Вам не надо — вы ухόдите, мне надо — я остаюсь.
Анализ ответов.5 мин СЛАЙД 4
3.Повторение СЛАЙД 5-6
Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.
Внимательно читайте утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».
- «Верно – неверно»
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу | + |
Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. | - |
Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,) | - |
В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания (;) | - |
Если в предложении вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие | + |
8 мин
4. Сам работа. 5 предложений – только знак. СЛАЙД 7
1 вар
- За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
- В поле потемнело: надвигалась гроза.
- Мы очень зябли: ночи были уже холодные.
- День становился все более ясным; облака уходили, гонимые ветром.
- Метель не утихала, небо не прояснялось.
2 вар
- Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
- Поедем домой: на улице холодно.
- Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
- Дверь распахнулась; на пороге появился человек, одетый в лохмотья.
- День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав.
Взаимопроверка 11 мин СЛАЙД 8
5. Проверка дз СЛАЙД 9
1) Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.(и увидел, что)
2) Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.(потому что)
3) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.(а именно)
4) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы.(потому что)
5) Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.(а именно)
Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях? 14 мин СЛАЙД 10
III. Стадия осмысления.
- Повторение. Какие знаки могут ставиться между частями в БСП?
СЛАЙД 11
Постановку каких знаков мы уже можем объяснить? А нам сегодня уже встречались предложения с тире?(Из разминки +) СЛАЙД 12
- Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.
- Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Он знак подаст — и все хлопочут.17 мин
7. Тема, цели и задачи 18 мин СЛАЙД 13-14
8. Новый материал.
Определите вид СП. СЛАЙД 15-18 +учебник
1. Я гость - вы хозяин.(противопоставление а)
2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий)
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.(условие , если)
4.Настанет утро - двинемся в путь (время, когда)
5.Молвит слово – соловей поёт. (сравнение , как будто)
6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! (следствие, вывод так что, поэтому)21 мин
-Уберите союзы. Значения останутся?
Вывод: в БСП с указанными смысловыми отношениями, ставится тире
-Начертите опорную схему в тетради!
Противопоставление (а)
Быстрая смена событий
Значение Условие (если)
Время (когда)
Сравнение (как будто)
Следствие (так что, поэтому)23 мин
9.Работа с интонацией. СЛАЙД 19
Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия.
Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния».
В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире?
Первая часть заканчивается небольшим повышение голоса (интонацией незаконченности и паузой), вторая – соответствующим понижением. 24 мин
10. Закрепление. СЛАЙД 20
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите в скобках после предложения союз, который можно вставить между частями.
- Я был готов любить весь мир – меня (н…)кто (не)понял.
- Я повторил приглашение – он (н…)чего (не)отвечал.
- Попроб…вал идти пешком – ноги подкосились.
- Выстрел ра(с,з)дался – дым наполнил комнату.
- Горное озеро сверкает на солнце – переел…вается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
- Туман ра(с,з)сеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 30 мин
- Из какого произведения эти предложения?
11. Графический диктант с последующей самопроверкой
СЛАЙД 21-22
Народная мудрость стала отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.
Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.
1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Сравнение)
2) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие, время)
3) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)
4) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)
5) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)
6) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)
7) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Сравнение)
8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.(Сравнение)
Смысловые отношения между частями БСП | Предложения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Противопоставление |
|
|
| ˅ | ˅ |
|
| |
Условие |
| ˅ | ˅ |
|
| ˅ |
|
|
Время |
| ˅ |
|
|
|
|
|
|
Сравнение | ˅ | ˅ | ˅ |
34 мин
12.IV. Стадия рефлексии
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы (кластера) СЛАЙД 23
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
то, что известно БСП; узнали о случаях постановки тире в БСП;
2)Что делали?
- сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами;
- закрепляли знания через применение их на практике.37 мин
СЛАЙД 2413. Дз п.35, упр.199 или 201 на выбор 38 мин
- Рефлексия СЛАЙД 25
Сделал дело - гуляй смело.
Язык мой - враг мой.
- Наука даром не даётся - наука трудом берётся.39 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение".
Материал содержит разработку урока по теме "Бессоюзное сложное предложение" с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...
Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Бессоюзное сложное предложение"
Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Бессоюзное сложное предложение" поможет учителям на уроках при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ организовать повторение. А ученики смогут систематизироватьзнания, чтобы чувствовать...
Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1
Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1...
Презентация "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Презентация содержит теоретический материал для изучения темы....