Урок и презентация по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Машунина Екатерина Викторовна

В папке - конспект урока, презентация и рабочий лист к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_v_bsp.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9

Вид урока: изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- « Верно – неверно»

-  кластер;

Цели урока

образовательные:

усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;

-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении                                                                                                проблемы.

 Оборудование:

 компьютерная  презентация, учебник, раздаточный материал.

    Ход урока

I.Организационный момент.

СЛАЙД 1

1. Приветствие.

Я предлагаю вам выбрать девиз для сегодняшнего урока и записать его в тетрадь. СЛАЙД 2

  •  Жить без улыбки — просто ошибка, всюду улыбки — повсюду добро.
  • Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело!
  • Есть терпение – будет и умение.
  • Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.2мин
  • II. Стадия вызова.

2. Лингвистическая разминка СЛАЙД 3

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

(4)Кларнет - её любимейший инструмент!

9. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

 (18)Вам не надо — вы ухόдите, мне надо — я остаюсь.

Анализ ответов.5 мин СЛАЙД 4

3.Повторение СЛАЙД 5-6

Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.

Внимательно читайте  утверждения. Если согласны с ними, поставьте «+», если не согласны – «-».

  1. «Верно – неверно»

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой с помощью интонации и по смыслу

+

Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов.

-

Между частями сложного предложения со значение перечисления ставится точка с запятой (,)

-

В бессоюзных сложных предложениях между частями ставится тире, если внутри частей сложного предложения  уже имеются запятые или другие знаки препинания (;)

-

Если в  предложении вторая часть указывает на причину того,  о чём говорится в первой; вторая часть раскрывает содержание первой части, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие

+

8 мин

4. Сам работа. 5 предложений – только знак. СЛАЙД 7

1 вар

  1. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
  2. В поле потемнело: надвигалась гроза.
  3. Мы очень зябли: ночи были уже холодные.
  4. День становился все более ясным; облака уходили, гонимые ветром.
  5. Метель не утихала, небо не прояснялось.

2 вар

  1. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
  2. Поедем домой: на улице холодно.
  3. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
  4. Дверь распахнулась; на пороге появился человек, одетый в лохмотья.
  5. День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав.

Взаимопроверка 11 мин СЛАЙД 8

5. Проверка дз СЛАЙД 9

1) Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.(и увидел, что)

2) Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.(потому что)

3) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.(а именно)

4) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы.(потому что)

5) Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.(а именно)

Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях? 14 мин СЛАЙД 10

III. Стадия осмысления.

  1. Повторение. Какие знаки могут ставиться между частями в БСП?

 СЛАЙД 11

Постановку каких знаков мы уже можем объяснить? А нам сегодня уже встречались предложения с тире?(Из разминки +) СЛАЙД 12

  • Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её.
  • Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

Он знак подаст — и все хлопочут.17 мин

7. Тема, цели и задачи 18 мин СЛАЙД 13-14

8. Новый материал.

Определите вид СП. СЛАЙД 15-18 +учебник

1. Я гость - вы хозяин.(противопоставление а)

2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий)

3. Любишь кататься – люби и саночки возить.(условие , если)

4.Настанет утро - двинемся в путь (время, когда)

5.Молвит слово – соловей поёт. (сравнение , как будто)

6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! (следствие, вывод так что, поэтому)21 мин

-Уберите союзы. Значения останутся?

Вывод: в БСП с указанными смысловыми отношениями, ставится тире

-Начертите опорную схему в тетради!

Противопоставление (а)

Быстрая смена событий

Значение Условие (если)

Время (когда)

Сравнение (как будто)

Следствие (так что, поэтому)23 мин

9.Работа с интонацией. СЛАЙД 19

Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия.

Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния».

В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире?

Первая часть заканчивается небольшим повышение голоса (интонацией незаконченности и паузой), вторая – соответствующим понижением. 24 мин

10. Закрепление. СЛАЙД 20

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите в скобках после предложения союз, который можно вставить между частями.

  1. Я был готов любить весь мир – меня (н…)кто (не)понял.
  2. Я повторил приглашение – он (н…)чего (не)отвечал.
  3. Попроб…вал идти пешком – ноги подкосились.
  4. Выстрел ра(с,з)дался – дым наполнил комнату.
  5. Горное озеро сверкает на солнце – переел…вается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
  6. Туман ра(с,з)сеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 30 мин

- Из какого произведения эти предложения?

11. Графический диктант с последующей самопроверкой 

СЛАЙД 21-22

Народная мудрость стала  отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.

Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.

1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Сравнение)

2) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие, время)

3) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)

4) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)

5) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)

6) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)

7) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Сравнение)

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.(Сравнение)

Смысловые отношения между частями БСП

Предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

Противопоставление

 

 

 

 ˅

 ˅

 

 

Условие

 

˅ 

˅ 

 

 

˅ 

 

 

Время

 

 ˅

 

 

 

 

 

 

Сравнение

˅

˅

˅

34 мин

12.IV. Стадия рефлексии

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Учитель:

- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы  (кластера) СЛАЙД 23

Вспомним этапы работы над темой урока:

1)Что вспомнили? Что узнали?

то, что известно БСП; узнали о случаях постановки тире в БСП;

2)Что делали?

- сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами;

- закрепляли знания через применение их на практике.37 мин

СЛАЙД 2413. Дз п.35, упр.199 или 201 на выбор 38 мин

  1. Рефлексия СЛАЙД 25

Сделал дело - гуляй смело.

Язык мой - враг мой.

  • Наука даром не даётся - наука трудом берётся.39 мин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Материал  содержит  разработку  урока  по  теме  "Бессоюзное  сложное  предложение"  с  использованием  ЭОР....

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"  с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Бессоюзное сложное предложение"

Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Бессоюзное сложное предложение" поможет учителям на уроках при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ организовать повторение. А ученики смогут систематизироватьзнания, чтобы чувствовать...

Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1

Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1...

Презентация "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Презентация содержит теоретический материал для изучения темы....