Конструирование связного текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по развитию речи в 5 классе. Учащиемся дается возможность сконструировать тексты разными способами, для этого у них есть необходимый материал. Один из учеников учится фиксировать действия своих одноклассников на видео и фото. Таким образом создается электронный вариант урока, необходимый для проведения рефлексии и повторения в последующем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_teksta.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конструирование связного текста
Класс: 5
Учитель: Васильева О.Л
Место темы в учебном курсе: Урок № 50 в календарном планировании по программе к учебнику «Русский язык .5 класс», авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., М.: «Просвещение», 2014
Тип урока: урок развития речи.
Цель: совершенствовать умения составлять связный текст разными способами.
Образовательные цели | Развивающие цели | Воспитательные цели |
Продолжить формирование умений строить текст в правильной композиционной форме, закрепить понятия «текст», «основная мысль текста», «признаки текста», углубить представления о способах конструирования текста | Развивать умение принимать решения, анализировать, применять имеющиеся знания на практике, приходить к выводам. Развивать познавательный интерес. Развивать личностные качества (инициативу, ответственность, самоконтроль) | Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность и уважительное отношение к мнению товарищей. |
Задачи урока: 1. Продолжить развивать навыки конструирования предложений и текста в целом, соблюдая правила построения связного текста;
2. Строить устную речь на основе увиденного, развивать наблюдательность, навыки монологической речи; воспитывать интерес к самостоятельной и групповой творческой деятельности, доброе отношение к людям и к животным; формировать навыки отбора и систематизации материала.
Оборудование урока:
дидактический материал: Этимологический словарь (С-П.: Издательская группа «Весь», 2010), раздаточный материал для 3 групп, таблички с надписями признаков текста, таблички с бонусами для игры, лоскуты тканей, фломастеры, магниты, карточки с оценками.
ТСО: планшет, адаптер(WI-FI), проектор, экран.
Планируемые результат
Предметные: Продолжить знакомство со способами конструирования текста. Составлять предложения по рисунку. Составлять связный текст по рисунку. Подбирать словесный материал к рисунку и восстанавливать недостающие части. Уточнить происхождение слова «текст», озаглавливать текст, определять основную мысль текста, называть отличительные признаки текста. | Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя и самостоятельно.. Извлекать информацию из рисунка, словесного материала. Обрабатывать, систематизировать, осуществлять процесс составления целого из частей и представлять полученную информацию. | Личностные: Проявлять позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку. Получать удовольствие от рабочей деятельности, от результата коллективного труда. | |
Коммуникативные: Владеть формами речи в соответствии с нормами русского языка. Развивать устную речь. Аргументировать | Регулятивные: Целеполагание. |
Ход урока.
Этапы урока, отведенное время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Мотивация познавательной деятельности. (1 мин)
2. Постановка 3.Самостоятельная деятельность учащихся. (5 мин) 4. Демонстрация результатов познавательной деятельности (10 мин). 5. Актуализация знаний и подведение итогов (8-9 мин). 6. Рефлексивная деятельность. (16-17 мин) | Приветствие. Представление себя, знакомство с учащимися. Предупреждает, что оператор в течение урока будет фиксировать нужный материал на планшете. Предлагает параллельную работу в группах, раздает почтовые пакеты с дидактическим материалом, а учащимся предлагает внимательно рассмотреть полученный материал (у всех разный), разобраться, что им нужно сделать, подумать, как действовать (инструкции не даются). На составление плана и последовательности действий дается время. Учитель за время самостоятельной работы групп, консультирует оператора, которому предстоит фиксировать работу учащихся на протяжении всего урока (видео, фото, записи) в отдельной электронной папке. Параллельно обращается к группам, если возникают сложности: подсказывает при трудностях, направляет, консультирует, контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры. Время работы групп истекает.
Листочки с предложениями фиксируются на доске в порядке очередности. Если предложения написаны учащимися на 1 листе, то фиксируется на доске этот лист. Учитель красным маркером отмечает правильные ответы. Если порядок неверный, с помощью наводящих вопросов помогает скорректировать текст. Должен получиться текст №1 (см. Примечания). Словесно оценивает работу группы.
Приглашается 2 команда (работа с фланелеграфом). Словесно оценивает придуманный ребятами сюжет №2. Работа с полученным текстом: озаглавить, определить основную мысль. -Молодцы, ребята, чтобы семья была крепкая, такие вечера нам всем нужны. Приглашается 3 команда, которая составила рассказ по сюжетным картинкам и добавила к ним восстановленный текст №3. Учитель просит озаглавить текст, определить основную мысль. -Вывод можно сделать пословицей: У страха глаза велики… -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. -Итак, подведем итоги 1 этапа. Что мы с вами делали? -По каким признакам можно определить, что это текст?
-Итак , начнем. Учитель показывает таблички с терминами по очереди, каждому игроку достаются по 3 термина, среди которых «ловушка», которую ребята должны «почувствовать».
-Пришло время оценить проделанную работу. Посмотрим, как сегодня работал наш оператор, он создал электронный конспект нашего урока.
-Верно. Замечаете связь? Текст – это своего рода ткань, только вытканная из слов. Просит оператора сфотографировать словарную статью и поместить на 1 странице блокнота, рядом с изображением ткани. Сегодня вы тоже постарались выткать свою ткань тремя разными способами: какими? -Таким образом, как бы вы сформулировали тему нашего урока? А так как мы сами из деталей, составляли текст, то тему так и назовем «Конструирование связного текста» -Продолжим просмотр нашего дневника урока. -Итак, ребята, как вы оцените работу нашего оператора? | Здороваются.
Самовыдвигается оператор, формируются 3 свободные группы по желанию учащихся. Учащиеся выбирают пакеты и начинают самостоятельную работу: вскрывают пакеты, содержимое рассматривается, обсуждается, выбирается уровень выполнения, способ деятельности. Самостоятельная работа по группам. Ученик-оператор фиксирует основные моменты. 1 группа выходит к доске. Остальные откладывают свою работу и наблюдают за результатами работы 1 группы. Учащиеся 2,3 групп могут участвовать в работе 1 группы с места (дополнять ответы). Сообщение о результатах работы в 1 группе. Демонстрируют результат. Ребята собрали текст по частям. Они выходят к доске с листом (или листами), на котором(-ых) написано правильно построенное(-ые) предложение(-я), расположенное(-ые) по порядку (по версии учащихся). Один ученик или группа учащихся друг за другом (по желанию детей) зачитывают предложение за предложением. Если встречаются нарушения связи предложений - исправляют. Предлагают названия к составленному тексту («Слон-няня»), определяют основную мысль (животные – помощники человека). Ребята, прикрепив основную картинку на доску, располагают на ней одну за другой фигуры, параллельно начинают свой рассказ. Отвечают на вопросы учителя («Вечер дома», «Домашний вечер», «Семейный вечер» … хорошо проводить вечер с семьёй, хорошо всем вместе собраться вечером дома…) Проходят на свои места за партами, наблюдают за работой 3 группы. По надобности помогают, включаются в работу группы З команда прикрепляет к доске сюжетные картинки с подобранными предложениями в порядке очерёдности. Один из ребят или по очереди зачитывают получившийся текст. -«Страшный зверь», «Забавная история», «Вот так зверь!» . -Мы составляли тексты. Дают свои определения текста. Текст объединяет одна тема. Ребята отвечают и коротко комментируют (доказывают, аргументируют ). Внимательно слушают условия игры. Команды выдвигают на игру по 1 участнику. Игроки действуют по правилам. Команды болеют за своих участников. Оператор фиксирует игру на видео.
Оператор фотографирует словарь. Один из учеников работает с этимологическим словарем. Внимательно следят за экраном. Версии учащихся. Ученик предъявляет статью из словаря (громко и выразительно зачитывает): «Пришло из французского языка в первой половине XVIIIв. Французское восходит к латинскому - «ткань». К французскому варианту восходит «текстиль». Догадываются, как ткань связана с текстом. Оператор выполняет просьбу учителя (на первой странице рядом с тканью появляется словарная статья). 1 группа: -Составляли текст из разбросанных слов, затем предложений, из кусочков – целое. 2 группа: Составляли текст из картинок, по придуманному сюжету. 3 группа: составляли порядок предложений по сюжетным картинкам, восстанавливали в предложениях пропущенные слова. -Текст. Оператор записывает тему карандашом планшета. Таким образом, 1 страничка блокнота полностью оформлена. Учащиеся внимательно наблюдают за своей работой по фотографиям и видеозаписи, оценивают и комментируют каждый этап. Отвечают на вопросы учителя. . Оценивают работу оператора и собственную. Получают оценки. Команды по очереди подходят к столу и выбирают свой ассоциативный вариант лоскута. Демонстрируют выбор, аргументируют. (нр, ткань с вкраплениями – к тексту №3, потому что пропущенные слова подбирали сами. Или ткань с изображением слона – к тексту №1…) Присаживаются на места. Ответы на вопросы учителя. По желанию скачивает один ученик, остальные могут взять у него. Прощаются. Обмениваются улыбками. | Регулятивные УУД: Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Метапредметные: Извлекать информацию из рисунка, словесного материала. Обрабатывать, систематизировать, осуществлять процесс составления целого из частей и представлять полученную информацию. Личностные: предъявление вариантов решения. Метапредметные: Корректировать свою деятельность Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в коллективное обсуждение, высказывать свою точку зрения на события. Взаимокоррекция. Личностные: Получать удовольствие от рабочей деятельности, от результата коллективного труда. коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: Получать удовольствие от рабочей деятельности, от результата коллективного труда. Метапредметные; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: Самооценка. Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: самооценка, взаимооценка. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: Самооценка. |
Примечания:
Задание для группы №1. В пакете находятся чистые листы А4, фломастеры, карточки с деформированными предложениями, из которых впоследствии требуется «собрать» текст (от слова к тексту - «В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу. С ребёнком оставляла слона. Эта огромная нянька очень хорошо ухаживала за ребёнком. Иногда ребёнок плакал. Слон хоботом играл с ним. Ребёнок любил свою няню. Няня любила ребёнка.»1). Предложения должны быть пронумерованы и расположены в правильном порядке.
Задание для группы №2. В пакете находится фланелеграф: фон с картинками (сюжет «Семейный вечер»). Ребята должны разобраться, в каких местах на основной картинке должны помещаться фигуры. Представить сюжет и составить небольшой рассказ2 из 7-8 предложений (устно).
Задание для группы №3. Содержимое пакета : 7 сюжетных картинок и 7 карточек с предложениями к каждой картинке. В предложениях есть пропущенные слова, которые учащимся необходимо вставить (подходящие по смыслу). Затем следует упорядочить картинки и представить текст3 «Эта ____________ история случилась летом. Маша и Ваня отправились в лес за ________. Они решили отдохнуть у _____________ дерева. Вдруг в ________________ таинственном дупле дерева показались чьи-то ____________ глаза. Дети от страха ______________ закричали и бросились за помощью. По дороге они встретили лесника с ______________. Ребята рассказали леснику, что в дупле спрятался ____________ зверь. Лесник очень _________________. Все вместе они отправились к дереву за ______________________ зверем. Ребята спрятались неподалёку, а лесник
направил ствол своего __________________ прямо на ________________глаза, выглядывающие из дупла дерева. И тут произошло нечто ____________. Из дупла вылез ____________________, ________________ котёнок. Вот так история!» в правильном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Представлены игры и творческие задания для составления рифмованных текстов с дошкольниками с общим недоразвитием речи....
Составление связного текста.
Основная цель этих упражнений- усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения расчитаны на выработку у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы ...
Комплексный анализ связного текста на уроках русского языка
Данная статья показывает как нужно работать над комплексным анализом связного текста....
Тексты для развития навыка связного высказывания
Серия текстов разработа с учетом речевых нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи. Продолжительность работы: 1 учебный год. ...
Материал для тех, кто хочет научиться создавать связный текст на английском (эссе, статью, повествование)
Полезные материалы для тех, кто хочет научиться создавать связный текст на английском (эссе, статью, повествование)...
Конструирование сжатого текста в форматеОГЭ с использованием приемов компрессии,9 класс.
Урок развития речи....
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....