Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Карнаухова Анна Романовна

Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_kladovaya_solntsa.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Цели  урока:                

  • Образовательные: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;                                                                                  
  • Развивающие: роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;                                                
  •  Воспитательные:  воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, уметь выслушать другого                                

     Результаты:                                                                                                                                              

  • Предметные: на  основе  прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.                                                                                                            
  • Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .                                                                                                  

 Метапредметные:  воспитывать любовь к природе, развивать  в  детях  чувство  доброты, внимания  к  другим   людям                                                                                                                                                                    Тип урока: Урок открытия новых знаний.                                                                                                                                                                    Методы: беседа, самостоятельная работа.                                                                                                                                                         Оборудование: презентация, видеофрагмент, корзина для дидактической игры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление  контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

Прием «Ассоциации».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА: « ВОЛШЕБНОЕ  ЛУКОШКО»

Я сегодня принесла на урок лукошко. Почему?

Угадайте, какие предметы лежат в « Волшебном лукошке»?

Почему я принесла в лукошке картошку, хлеб, компас?

Подготовка  класса  к  работе.

Выдвигают версии.

Приблизительный ответ:

В лукошке лежат вещи, которые взяли с собой Настя и Митраша, отправляясь за клюквой

Мы познакомились  с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина и сегодня

мы продолжим работать с этим произведением.

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

познавательные (логические): решение проблемы творческого характера.

личностные:

формирование потребности в самовыражении

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения.

II.

1 Актуализация знаний.

Действительно, егодня на уроке мы будем говорить о «Кладовой солнца» М. Пришвина.  И чтобы проверить, насколько  хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю небольшой блиц-опрос.

БЛИЦ-ОПРОС:

1.В каком году написана сказка – быль «Кладовая солнца»?

2.  Имена героев произведения ?

3. Название болота, возле которого жили дети?

4. Название самого топкого и опасного места  в болоте?

5. Что случилось с родителями Насти и Митраши?

6.О какой  Отечественной войне идёт здесь речь?

7.Какое хозяйство досталось детям после родителей?

8. Почему автор называет это хозяйство «богатством»?.

Итак, мы познакомились с замечательным произведением, героями которого являются дети, Настя и Митраша. Несмотря на все заботы и трудности, которые выпали на их долю,  они жили дружно, пока не собрались  в лес…

1.В 1945 году

2 Настя и Митраша.

3. Блудово болото.

4. Слепая Елань.

5. Мать умерла то болезни, а отец погиб на Отечественной войне.

6. О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

7. Изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен.

8. Во время ВОвойны сохранилось крестьянское хозяйство.

Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Познавательные: изложение содержания  прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение

строить рассуждения.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Сейчас мы с вами посмотрим маленький видеофрагмент  и  сформулируем тему и цели нашего урока.

Просмотр видеофрагмента.

Выполняют задание.

Познавательные: активизация мышления при просмотре видеофрагмента.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи. 

О чем этот фрагмент? О чем спорят Настя с Митрашей у Лежачего камня?

Почему поссорились Настя с Митрашей?

О чем мы будем говорить на уроке?

Мы сегодня проведем урок –расследование: почему поссорились Настя  с Митрашей?

 Кто из них прав? Как избежать ссоры?

Активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают  разные предположения. Формулируют тему урока. и цели: Ссора главных героев. Цель: осмыслить причину ссоры и ее последствия.  

Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .                                                                                                    

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Тема нашего урока: У каждого своя тропа. Ссора Насти и Митраши. Кто из них прав?

Цель нашего урока:

осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину.

Чтобы разобраться в причине конфликта, мы проведем небольшое расследование, сопоставим  характеры героев, их поступки и  причины таких поступков. Для этого   мы должны ответить на ряд вопросов.

 Отвечают на вопросы.

Познавательные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.

Регулятивные: формулирование  и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Анализ произведения с применением приема: «Таксономия Блума».

Отвечая на вопросы, мы будем собирать лепестки ромашки. Когда соберем все лепестки, сделаем выводы.

Простые вопросы.

Опишите внешность Насти и ее внутренние качества. Митраши.

Уточняющие.

Если я правильно поняла, автор с симпатией относится к героям?

Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.

Автор  описывает детей с большой любовью и нежностью. Настя -«золотая курочка на высоких ножках», Митраша- «мужичок в мешочке».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Почему всегда дружные  Настя и  Митраша поссорились, когда отправились за клюквой?  (Каждый хотел идти по своей тропе,  каждый считал, что прав, никто не хотел уступать).

Почему 4 глава, в которой рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели?

Почему Настя, идя «по общей тропе» забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестают ее замечать?

 Почему Митраше, попавшему в беду, удалось спастись.?

Почему собака пришла ему на помощь?

Творческие вопросы.

Как вы думаете, что бы было, если бы дети не ссорились, а пошли вместе?

Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно?

Оценочные вопросы.

Как вы считаете, кто из них прав? На чьей стороне автор?

Практические вопросы.

Как бы поступили вы, оказавшись в такой ситуации? Что бы взяли с собой, отправляясь в лес?

Отвечают на вопросы.

Настя.

Внешний портрет.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Внутренний портрет.

Трудолюбивая: как мать,

 вставала далеко до солнца…

 хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,

чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается,

стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку.

Митраша.

Внешний портрет.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Внутренний.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Каждый из них считал, что прав.

В начале главы мы встречаем описание ели и сосны, «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение, но их нельзя разделять, потому что они умрут друг без друга.

Через описание сосны и ели  автор хочет предупредить героев, что может с ними произойти, если  они разойдутся в пути. Деревья, как будто хотят

предупредить их об опасности.

 С самого начала девочку занимала только мысль о том. Как бы собрать побольше клюквы. Она проявила такое плохое качество, как жадность.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, она ползает, передвигает корзинку, вся грязная, даже лось перестает узнавать в ней человека. Она уподобилась лесному обитателю, ищущему пропитание.

Он вспомнил все, что знал о болоте и о том, как надо вести себя в случае беды. Мальчик не впадает в панику, собирает все свое мужество и  начинает думать о том, как выбраться из болота.

Травка признала в нем настоящего охотника, своего хозяина Антипыча.

(Варианты ответов:  Мирташа, потому что шел, ориентируясь по компасу. Настя, потому что она нашла эту палестинку. Автор  ни на чьей стороне, потому что и Настя, и Митраша повели себя в данной ситуации неправильно. Следуя за Настей, автор не раз с огорчением вздыхает, что нужно было бы вспомнить ей о брате. И о Митрашиных  действиях он говорит с неодобрением из-за того , что он,  не зная  тропы точно, пошел один. Автор как бы  предупреждает детей, потому что ссора  могла привести к трагедии).

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование  умения выявлять особенности текста; формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование  умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование  умения работать самостоятельно.

Регулятивные: формирование  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование  умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование  умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6. Самостоятельное  применение знаний.

Итак, мы с вами проанализировали сказку-быль «Кладовая солнца» и давайте сделаем вывод : Чему учит нас история Насти и Митраши?

Учитель предлагает составить  синквейн: девочки про Настю,  мальчики –про Митрашу.:

История Насти и Митраши учит тому, что главными в человеческих отношениях  являются  взаимопонимание, любовь, умение уступить, прийти друг другу на помощь.

Составляют синквейн, читают, анализируют.

Познавательные: использование символических средств для решения задач;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям.

III. Итог урока.(стадия рефлексии)

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Выставляет оценки.

Дает дифференцированное дом.задание.

Анализируют активность на уроке и свои достижения. Подводят итоги урока, выбирают домашнее задание

Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в...

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....

Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...