Обобщающий урок по теме «Причастие. Деепричастие»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Раевская Елена Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta._prichastie._deeprichastie.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку.

Предмет

русский язык

Класс

6

Тема

 Обобщающий урок по теме «Причастие. Деепричастие».

Учебник

«Русский язык. 6 класс» / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. – М.: Дрофа, 2011.  

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обобщение, систематизация и закрепление сведений о деепричастии и причастии.

 ЗАДАЧИ УРОКА:

Учебная:

  • повторить грамматические особенности причастий и деепричастий;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
  • закрепить умения находить причастие и деепричастие в тексте и использовать их в речи.

Развивающая:

развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные).

Воспитательная:

  • воспитывать в учащихся внимательность, целеустремленность, интерес к русскому языку.

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Орг. момент

Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.

Думаю, у нас всё получится.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2 мин

Стадия вызова

2

Актуализация имеющихся знаний

Создать условия для определения темы  и самостоятельной постановки цели урока учениками

Цели урока: обобщение, систематизация и закрепление сведений о деепричастии и причастии.

Задание: записать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания  и выписать  причастия и деепричастия.

Лось выб.жал на опушку заросшую кустарником и, не останавливаясь, (на)правился к реке блестевш.. в лучах зах.дящ.. солнца. Вода  сл.пила глаза ,озаряя всё вокруг своим ярк.. блеском.

В ходе дискуссии приводит учеников к теме урока.

- Почему на ваш взгляд мы объединили эти две части речи? Сходство и различие этих    двух частей речи.

        - Что обозначает причастие?

        - Что обозначает деепричастие?

        - Что необходимо знать при образовании причастий настоящего времени?

        - НЕ с причастиями пишется …

        - НЕ с деепричастиями пишется …

Записывают текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания. Контролируют правильность записи предложений.

Выписывают причастия и деепричастия

5 мин

3

Совместное определение темы и целей урока

Определение проблемы, постановка цели урока.

Формулируют тему урока. Ставят перед собой цель.

Стадия осмысления

4

Работа по теме урока

Систематизировать изученное по теме.

Повторить сведения о причастии и  деепричастии.

Развивать коммуникативные умения и умения делать выводы.

 « Конкурс грамотеев».

   Задание: раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

   (Не)подстрижен…ая ч…лка, прож…рливая собач…нка (не) найдена, (не)расслышанный ш…пот, вовсе (не)оторванный капюш…н, грохотал гром (не)переставая,    сердясь и (не)годуя , (не)умолкая ни на секунду.

«Исправь ошибки».

Мне случайно в руки попала объяснительная записка.

Начальнику отдела «Грамотность»

Бригадира грузчиков

Недосмотрова И. И.

Объяснительная записка.

При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П. П. И Лентяйкиным Г. И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».

Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжелый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.

Работа с текстом

1.        Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

2.        Определить основную мысль текста.

3.        Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

4.        Выписать словосочетания

         х  

Причастие + существительное

               х

Существительное + причастие

   

5.Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать    полученное предложение.

6.Произвести морфемный и морфологический  разборы слов:

 Подумав, сидевшие.

Художник Борис Иванович в туман…  по…кравшись к л…бедям, стал целит…ся.

П…думав он решил стр…лять мелкой дробью  надеясь убить побо                                                      

льше птиц  с…девших на озер… .

Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….

В…помнилась поэтическая сказка о девушк…  пр…враще…ой

в лебедя.

Опустив ружье  он долго любовался гордыми птицами по-

Том  п…пятившись отош…л.

Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности  гр…зивш… им.

Раскрывают скобки, вставляют  пропущенные буквы.

Исправляют ошибки грузчиков, восстанавливают предложения, соединив правильно их части. 

Не помня себя от восторга, я побежал домой. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Медленно, ровно качаясь, в гавани спят корабли. Тяжелый парус поднимая, рыбак идет на дальний лов.

Работают с текстом.

20 мин

5

Динамическая пауза

Создать условия  для  сохранения  здоровья  учащихся, примененяя здоровьесберегающую технологию

Что мы можем за минутку?

Поморгав и потянувшись

И при этом улыбнувшись,

Мы немного отдохнем.

И направо повернувшись,

И налево повернувшись,

Не забудем улыбнуться,

Покачаться, повертеться,

Три секунды помолчать,

Взявшись за руки,

Друг другу только мира пожелать.

Выполняют гимнастику

3 мин

5

Контроль знаний

Контролировать  знания

Тест по теме «Причастие. Деепричастие».

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку.

8 мин

6

Рефлексия

Формировать способность  рефлексировать свою деятельность. Подводить итоги.

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?

Отвечают на предложенные учителем вопросы

3 мин

7

Итоги урока

Подведение итогов, выставление оценок

2 мин

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить дифференцированный подход к домашнему заданию

Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з.

  1. уровень

Подобрать из художественной литературы 5 предложений с причастным и деепричастным оборотами.

  1. уровень

«Что можно знать о человеке, не увидев ни разу, как он работает?!» (Расул Гамзатов)

Согласны ли вы с изречением известного поэта? Напишите свои размышления по этому поводу, используя в своем сочинении  причастные и деепричастные обороты.

Записывают дом. задание в дневники.

2 мин

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Данный урок – обобщение проводится в форме игры - сказки. Цель урока -  проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;  развивать умение учащихся в игровой манере работать с на...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Презентация на тему: Обобщающий урок на тему «Причастие»

В презентации собраны упражнения по данной теме....

Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».

Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола)....

Урок по теме "Причастие. Деепричастие"

Обобщающий урок-КВН по теме: « Причастие. Деепричастие". 7-й класс Цели:  Образовательные: систематизировать знания и умения обучающихся по темам «Причастие. Деепричастие»...

Презентация к обобщающему уроку на тему "Причастие и деепричастие"

Презентация содержит вопросы для повторения теоретического материала по темам "Причастие" и "Деепричастие и практическую часть. Может быть использована для обобщения изученного материал...