Методическая разработка "Лексика"
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Моё выступление на областном семинаре, посвященном вопросам лексической работы на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_leksike.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.

Доклад подготовила:

учитель русского языка

и литературы Князева Е.В.

2011 – 2012 учебный год

Целью моей работы является обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка; максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь; научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие слова для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей; помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

Основные вопросы, рассматриваемые в докладе:

1. Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку.

2. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:

А) работа над словом в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах;

Б) всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку и его значение.

3. Значение словарной работы на уроках русского языка.

«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К.Г.Паустовский.

Эти слова должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

На уроках русского языка в целях повышения грамотности и речевой культуры учащихся я использую методику, которая способствует повышению орфографической грамотности учащихся.

Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьёзным делом на уроке. Именно серьёзное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Если они, будучи взрослыми, напишут записку или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Можно настойчиво объяснить ребятам, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искажённо. Это чревато многими бедами. Писать с ошибками опасно ещё и потому, что формируется первичный, очень крепкий навык. Необходимо несколько раз написать слово правильно, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания. Нужно приучать ребят чаще обращаться к словарям, различным справочникам.

Во-вторых, нужно, чтобы ученики старались писать неторопливо, каллиграфическим почерком – это способствует сосредоточению внимания, фиксации в памяти ребёнка формы слова, позволяет припомнить соответствующее правило правописания.

В-третьих, большое внимание я уделяю словарной работе на уроках русского языка. В ходе этой работы слово рассматривается в орфоэпическом, лексико-семантическом, этимологическом, синтаксическом аспектах. Происходит не только формирование навыков правописания, но и обогащение словарного запаса учеников. При изучении каждой новой темы ребята знакомятся со всеми словами с непроверяемыми орфограммами, предложенными для запоминания, включая и слова с непроверяемыми орфограммами из диктанта и изложения, которые пишем в ходе изучения данной темы. Все слова для работы записываются чётко и аккуратно в столбик на доске, выделены «трудные» буквы.

Прежде чем написать, мы должны:

1. познакомиться с орфоэпическим обликом слова;

2. выяснить смысл слова;

3. объяснить написание с помощью этимологии (этимологическую справку даёт учитель).

После приступаем к орфографии:

1. орфографическое чтение слова учителем;

2. орфографическое чтение слова учениками хором, индивидуально, запоминая;

3. запись слова в тетрадь с проговариванием.

А далее в ходе урока закрепляется написание слов, эти слова продолжают работать в контексте словосочетаний и предложений.

- Зрительный диктант. Для зрительного диктанта берутся предложения, в которых встречаются эти слова. Предложения записываются на полосках бумаги и поочередно демонстрируются ученикам по 10–30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя (или шепотом) орфографически (в 5-м классе учитель сначала сам читает предложение) и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. По окончании диктанта записанное в тетрадях сверяется с записями на полосках бумаги, ошибки (если таковые имеются) исправляются ручкой с зеленой пастой. Затем предложения читаются учениками вслух орфографически.

Составление учениками собственных словосочетаний и предложений с этими словами (или с теми, в которых они допустили ошибки в зрительном диктанте).

– Затем ученики получают домашнее задание:

1. Составьте кроссворд, используя как можно больше изученных слов. (Такая работа приучает пользоваться толковым словарем, учит правильно формулировать значение слова.)

2. Попробуйте составить рассказ, используя изученные слова.

3. Выучите написание слов.

Таким образом, записав слово несколько раз, ученик невольно запоминает его.

На последующих уроках закрепляется правописание этих слов в различных письменных работах, например:

орфоэпический диктант;
– диктант «Угадай словечко»
 – учитель дает толкование, дети записывают само слово;
– лексический диктант – диктуемым словам дети должны дать толкование;
– задание «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения);

Следующий этап словарной работы – диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Именно к ним будем обращаться в течение последующих уроков по теме.

Систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек. Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствует устойчивости внимания. И как следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

Большое внимание нужно уделять регулярной работе над ошибками.

Каждый день ученики, допустившие ошибки в классной или домашней работе, дома выполняют в рабочей тетради работу над ошибками, в столбик выписывая все слова в исправленном виде, выделяют при помощи простого карандаша орфограммы, графически объясняя их написание, или пишут рядом проверочное слово.

Затем проводится работа с пунктограммами: в тексте домашнего задания ученик расставляет знаки препинания и графически объясняет их расстановку.

Раз в четверть и в конце года на дополнительных занятиях проводится контрольный словарный диктант (или на уроке, тогда ученики работают в парах, по очереди диктуя друг другу слова).

«Работа над ошибками диктанта».

Учитель раздает проверенные работы, ученики открывают свои тетради и делают индивидуальную работу над ошибками. Далее учитель раздает текст диктанта, который дети писали (в нем уже подчеркнуты буквы в словах, которые неправильно написаны учениками) и просит объяснить правописание этих слов. Затем ученики получают задание: подготовить орфографическое чтение этого текста с учетом подчеркнутых букв.

«Письмо ученому соседу».

Цель работы – развить умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки.

Ученики пишут друг другу письма по схеме.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость возможно, но для этого требуются два условия:

1. Помощь со стороны родителей.

2. Заинтересованность и помощь преподавателей других предметов. Писать грамотно надо не только на уроках русского языка.

Только в комплексе, в совместной работе можно добиться результатов, какой бы проблемы это ни касалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...